Мой лучший урок в 7 классе
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Максарова Марина Баировна

Урок по литературе в 7 классе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл liter_7_kl.odt24.29 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по повести М.Е.Салтыкова-Щедрина

 «Как один мужик двух генералов прокормил» в 7 классе

Знакомство с сатирической сказкой.

Цель:  познакомить ребят с жанром «сатирическая сказка», его особенностями; повторить жанровые особенности  сказки, повести; уяснить понятия «гипербола», «аллегория», «фантастика».

Словарная работа: оказия, регистратура, каллиграфия

Ход урока.

1.Вступительное слово учителя:

На прошлом уроке мы познакомились с жизнью и творчеством М.Е.Салтыкова-Щедрина. Сегодня мы обсудим повесть «Как мужик двух генералов прокормил»,  рассмотрим понятие «сказка», ее особенности..

2.Исценировка начала повести.

Господа генералы оглядываются.

- Господи! Да что же это такое! Где это мы!

- Кругом вода, деревья невиданные и людей нет. Остров какой-то!

 - Что же мы будем делать? Ежели теперича доклад писать – какая от этого польза выйдет?

 - Вот что, идите вы, ваше превосходительство, на восток, а я пойду на запад, а к вечеру опять на этом месте сойдемся, может быть что-нибудь да найдем.

 - Как же нам найти, где запад, а где восток? А вспомнил, надо стать глазами на север и в правой руке получишь искомое. Только север-то где?

(Встают то так, то эдак, ничего не выходит)

- Вот что, ваше превосходительство, вы пойдите направо, а я налево; эдак-то лучше будет.

(пошли в разные стороны; прыгают, пытаются сорвать плоды с деревьев)

 - Рыбы-то сколько! Ну, рыбка, прыгай ко мне. Какая бестолковая рыба.

 - Ну, яблоко, давай же падай. Господи, как только люди по деревьям лазают. Я только исцарапался весь, изорвался.

(генералы вернулись  на место встречи)

- Ну что, ваше превосходительство, промыслили что-нибудь?

- Да вот нашел старый нумер «Московских ведомостей», и больше ничего!

- Кто бы мог подумать, ваше превосходительство, что человеческая пища в первоначальном виде летает, плавает и на деревьях растет?

 - Да, признаться, и я до сих пор думал, что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают.

 - Стало быть, если, например, кто хочет куропатку съесть, то должен сначала ее изловить, убить, ощипать, изжарить… Только как все это сделать?

- Как все это сделать?

 - Теперь я бы, кажется, свой собственный сапог съел.

- Хороши тоже и перчатки бывают, когда долго ношены!

( стали друг на друга кричать, зубами стучать, вцепились друг другу в волосі, один другому орден откусил)

- С нами крестная сила! Эдак мы друг друга съедим.

-  Тьфу напасть какая! Что же нам делать?

А что, ваше превосходительство, если б нам мужика найти?

 Учитель. Отрывок из какого произведения мы сейчас видели?

Смешно было читать это произведение? Почему?

Присутствуют невероятные события, фантастические превращения, гипербола, различные художественные средства.

Давайте подробно разберем, что же делает это произведение таким необычным.

  1. Прежде всего определим жанр произведения. Салтыков-Щедрин назвал произведение «Повесть о том, как один мужик ….». получается, что это и повесть, и сказка одновременно.

Найдем в произведении элементы реального и сказочного.

 Это задание было дано на дом.

реальное

сказочное

Генералы – это не значит, что они военные. В старой России генеральский чин может быть получен на любой государственной службе.

Регистратура – учреждение, в существовании которой нет никакого смысла и которая никаким полезным делом не занимается.

Школа военных кантонистов – школа для нищих военных чинов.

Газета «Московские ведомости»

Пенсия

Мужик

Необитаемый остров

 сказочные формулы: «по щучьему велению, по моему хотению», «ни в сказке сказать, ни пером описать», «сказано-сделано», «там был, мед-пиво пил, по усам текло, в рот не попало», «долго ли коротко»

Суп в пригоршне

Фантастическое переплетается со сказочным.

 

  1. Но это не просто повесть-сказка, это САТИРИЧЕСКАЯ СКАЗКА.

Сатира – это критика каких-либо явлений в жизни путем осмеяния.

- Кого же высмеивает автор?

Генералов и мужика.

- Какими художественными средствами пользуется автор для этого?

 

ГИПЕРБОЛА – преувеличение:

 - генералы уверены, что пища в том самом виде на свет родится, в каком ее к столу подают

 - генералы ищут мужика и находят на необитаемом острове

- мужик плетет веревку из собственных волос, варит суп в пригоршне  и т.д.

 

ФАНТАСТИКА – генералы попадают на необитаемый остров.

 

АЛЛЕГРИЯ  (иносказание)- генерал не может сам сорвать яблоки, т.е. он настолько не приспособлен к жизни, ничего не умеет.

 

Чтобы усилить сатирический эффект, Салтыков-Щедрин использует в своих сказках ГРОТЕСК – предельное преувеличение, основанное на фантастике.

(Все художественные средства записаны на доске)

 

 -  Чтение сцены «остервенения»генералов.

Известно, что автор перепробовал несколько вариантов этой сцены. В одном из них генерал откусывал у другого палец, в другом – ухо. И наконец, орден.

Как вы думаете, почему автор остановился именно на этом варианте?

Предельное преувеличение, доведенное до абсурда – орден воспринимается генералами как часть тела! Они даже на необитаемый остров попали в ночных рубашках, но с орденами. В этой сцене раскрывается обличительный, сатирический смысл сцены.

 

 - Можно еще проанализировать сцену чтения генералами отрывка из «Московских ведомостей» о высеченном налиме как примере гротеска.

 

  1. Давайте еще найдем случаи из жизни генералов на необитаемом острове, которые описаны сатирически и показывают полную беспомощность генералов.

 Как автор изображает мужика?

О каких качествах мужика он говорит с восхищением, о каких – с осуждением и горечью?

По отношению к мужику Салтыков-Щедрин применяет «иронию» - насмешку. Почему?

    Обидно за мужика, за его безропотность. Он умеет многое, а подчиняется безмозглым генералам.

- В чем горькая ирония финала?

 

  1. Что же такое «сатирическая сказка»?

 - сказка, сочетающая критику жизненных явлений с фантастикой.

  1. Домашнее задание: читать сказку «Дикий помещик»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Областной конкурс "Лучший ученический класс"

Победа в номинации "Класс с высокой творческой активностью" областного конкурса "Лучший ученический класс"....

Конкурс "Лучший ученический класс"

Материал посвящён конкурсу "Лучший ученический класс". В нём познакомитесь с фотоматериалами выступлений учащихся на праздниках, подготовленных ими самостоятельно. Размещены  сценарий, посвящённы...

Положение о лучшем спортивном классе

К конкурсу "Лучший спортивный класс", шаблон к зачетной книжке....

"Лучший читатель класса"

Конкурс "Лучший читатель класса" приурочен к Международному дню школьных библиотек, может проводиться и в рамках предметной недели русского языка и литературы. Разработка предназначена для обучающихся...

Итоги КОНКУРСА "ЛУЧШИЙ УЧЕНИК КЛАССА" 2015-2016 учебного года

Итоги конкурса "Лучший ученик класса"...