Методическая разработка урок литературы. М.Ю. Лермонтов "Смерть поэта". Мечты о вольности
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Хворост Евгения Владимировна

Творчество М. Ю. Лермонтова – одна из самых ярких и волнующих страниц в истории отечественной литературы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_literature_m.yu_._lermontov_smert_poeta.docx23.69 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по литературе. М.Ю. Лермонтов "Смерть поэта". Мечты о вольности

Цель:

  1. Пробудить интерес учащихся к личности и творчеству Лермонтова.
  2. Помочь почувствовать трагизм судьбы поэта, заключающийся в неприятии им реального мира, протест против деспотизма и своеволия, жажда свободы, порыв к подвигу.
  3. Развитие умения проникать в подтекст стихотворения, видеть в нём выражение авторской концепции мира.
  4. Учить выразительному чтению.

Ход урока.

I. Организационный момент.

1. Вступительное слово учителя.

Творчество М. Ю. Лермонтова – одна из самых ярких и волнующих страниц в истории отечественной литературы. По своему духу, по широте, глубине и силе отрицания социальных, моральных, психологических и бытовых устоев старого общественного уклада поэтическое творчество Лермонтова может быть названо революционным. И хотя эта революционность Лермонтова была стихийной и неоформленной, в отдельных случаях она проявлялась исключительным воодушевлением и энергией.

Поэзия Лермонтова звала не мириться с действительностью, осуждала “старящихся в бездействии” и порождала желание борьбы.

2. Охарактеризовать своеобразие лирики М.Ю.Лермонтова.

Каковы основные особенности лирики Лермонтова сравнительно с лирикой Пушкина?

(В лирике Лермонтова с  большей остротой, чем в лирике Пушкина, выражен революционный протест поэта против рабства, против всеобщей приниженности и подавленности, характерной для эпохи реакции. Но вместе с тем многие произведения поэта окрашены в мрачные, трагические тона, отражают неверие поэта в способность современной ему дворянской молодёжи к активной общественно - политической деятельности. По словам Белинского, в произведениях Лермонтова “...нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни. Но везде есть вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце”.)

Почему лирика Лермонтова при её общей революционной направленности носит мрачный характер?

(Личная судьба поэта  (ранняя смерть матери, разлад бабушки и отца) наложила известный отпечаток на его поэзию, но решающее значение имела общественно-политическая обстановка эпохи реакции 30-х годов, которая наступила в стране после разгрома декабристов (14 декабря 1825 г.). Она определила общую мятежно-протестующую направленность лирики Лермонтова, окрасив её в мрачные тона. Лермонтов, так же как и Герцен и многие другие, принадлежал к поколению, разбуженному декабристами. В детстве, в семье, в пансионе, в университете Лермонтов слышал много о декабристах. “Он всецело принадлежал к нашему поколению. Мы все были слишком юны, чтобы принимать участие в 14 декабря. Разбуженные этим великим днём, мы видели только казни и ссылки, - писал о Лермонтове и его современниках Герцен. Лермонтов испытывал неудовлетворённость службой, обществом, общественно-политической обстановкой.

Именно поэтому поэзия его при её общей революционной направленности носит мрачный, трагический характер.)

Какой характер носит у Лермонтова неудовлетворённость существующим и на что она направлена?

(Неудовлетворённость существующим  носит у Лермонтова активный характер. Словами самого поэта можно сказать, что стих его “звучал, как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных”. Стих для Лермонтова - орудие борьбы. Лермонтовское разочарование переходит в гневный обличительный протест против общественно-политических устоев самодержавной России.).

Каковы основные темы лирики Лермонтова?

(Лирика Лермонтова разнообразна по содержанию. В ней можно наметить пять основных тем:

  1. Тема вольности и протеста против самодержавия;
  2. Тема осуждения раболепия и трусости дворянской молодёжи;
  3. Тема одиночества поэта;
  4. Тема любви к Родине;
  5. Тема назначения поэта и поэзии.)

М. Ю. Лермонтов – великий русский поэт. Ещё при жизни поэта В.Г.Белинский произнёс пророческие слова о том, что “ имя его в литературе сделается народным именем, и гармонические звуки его поэзии будут слышимы в повседневном разговоре толпы между толками её о житейских заботах”.

II. Сообщение темы и цели урока.

Тема вольности и протеста против самодержавия в произведениях М.Ю.Лермонтова:

С каким из произведений М. Ю. Лермонтова вы познакомились в 6 классе?
Что вам известно о стихотворении “Парус”?

1. Вступительное слово учителя.

У Лермонтова уже в первых юношеских стихотворениях звучит сильно мотив любви к свободе и ненависти к произволу. “Парус” написан в 1832 году юным Лермонтовым, и сам поэт, взыскательно отбиравший свои стихотворения для опубликования, не включил этот маленький шедевр в свой вышедший при жизни стихотворный сборник. Читатель познакомился с “Парусом” уже после смерти Лермонтова, но для многих поколений именно “Парус” стал символом всей его поэзии. В 12 лаконичных строчках легко ощутить мятежный дух поэта, страстное отрицание им покоя, жажду борьбы и одновременно глубокую грусть от сознания своего одиночества.

Чтение стихотворения наизусть учеником и его анализ.

В 1-й строфе взгляд поэта останавливается на овеянной туманом морской дали с одиноким парусником. Сколько людей не один раз в жизни видели такой пейзаж, но у Лермонтова с ним связано поэтическое раздумье. Возникают вопросы, овеянные задумчивостью и лёгкой грустью: “Что ищет он в стране далёкой, что кинул он в краю родном?” Стихотворение звучит легко и плавно, передаётся лёгкое колыхание морской волны во время штиля. Но вот море меняется; набежавший ветер поднял волны, и они, кажется, готовы смять парус (“Мачта гнётся и скрепит”). Чувство смутной тревоги при виде этой картины переходит в грустную безнадёжность от сознания, что для паруса нет и не было счастья и что счастье для него вообще невозможно:

Увы! Он счастия не ищет
И не от счастия бежит.

И снова стихает и голубеет море, светит солнце, однако эта радостная для глаз картина успокаивает совсем ненадолго; сменяющая её авторская мысль контрастна ей по настроению и звучит вызовом всякому спокойствию и штилю:

А он, мятежный, ищет бури
Как будто в бурях есть покой!

А только лишь о парусе говорит поэт?

Вид паруса натолкнул поэта на мысль о людях, таких же одиноких и таких же мятежных, которым он сочувствует и которыми он гордится. Гордый протест против покоя, отказ от него, жажда борьбы.

Показ иллюстрации М.Ю.Лермонтова “Парус”.
Прослушивание романса Варламова.

(По настроению он менее глубок, чем стихотворение: в музыке нет лермонтовских раздумий, но грусть, тревожность лермонтовской интонации сохранены композитором.)

Понравилась ли мелодия?
Усиливает ли музыка впечатление от лермонтовского текста?
Какое настроение автора лучше всего понятно и передано композитором?
Как вы думаете, те чувства, которые переданы в стихотворении, соответствуют картине моря и парусника?

2. Лермонтов - поэт-реалист.

Чем взрослее становился Лермонтов, тем ближе присматривался к жизни своего века. Лермонтов-романтик перерастает в поэта-реалиста, выражающего идейные устремления передовых людей 30-х - 40-х годов. В конце января 1837 года, получив известие о трагической гибели Пушкина, Лермонтов отозвался на это ужасное событие стихотворением “Смерть поэта”, в один день сделавшее прославленным имя Лермонтова. Это стихотворение разошлось множеством рукописных списков по всей России. В Петербурге его читали всюду: в кондитерской Вольфа-Беранже, в домах образованных дворян и интеллигенции, в юнкерской школе, которую так недавно покинул Лермонтов, в училище правоведения, где учился тогда будущий музыкальный критик В.А.Стасов. Последний вспоминает:

“...Проникшее к нам тотчас же, как и всюду, тайком, в рукописи, стихотворение Лермонтова “На смерть поэта-Пушкина глубоко взволновало нас, и мы читали и декламировали его с беспредельным жаром, в антрактах между классами. Хотя мы хорошенько и не знали..., про кого это шла речь в строфе “А вы, толпою жадною стоящие у трона”, но всё-таки мы волновались, приходили на кого-то в глубокое негодование, пылали от всей души, наполненной геройским воодушевлением, готовые пожалуй, на что угодно, - так нас подымала сила лермонтовских стихов, так заразителен был жар, пламеневший в этих стихах. Навряд ли когда-нибудь ещё в России стихи производили такое громадное и повсеместное впечатление”.

3. Историческая основа возникновения стихотворения “Смерть поэта”.

Стихотворение было написано 28 января 1837 года (на следующий день после дуэли Пушкина с Дантесом). Через несколько дней после похорон Пушкина к Лермонтову пришёл его родственник камер-юнкер Н.А.Столыпин, который, выражая мнение “высшего света”, защищал Дантеса и обвинял в случившемся самого Пушкина. Бабушка Лермонтова так же считала, что “Пушкин сел не в свои сани и не умел управлять конями”, то есть, что Пушкин сам виноват в своей гибели. Возмущённый этими разговорами о причинах гибели Пушкина, Лермонтов прибавил к своему стихотворению ещё 16 строчек, в которых обвинял придворную знать и царя в убийстве Пушкина. Кто-то услужливо направил один из списков стихотворения Николаю 1 с символической надписью “Воззвание к революции”. За это “воззвание” Лермонтов был сослан на Кавказ, а само стихотворение долгое время находилось под запретом и только в 1856 году, оно было впервые опубликовано Герценом в Лондоне.

Выразительное чтение наизусть стихотворения (ученик).

4. Анализ языковых средств, приемов в стихотворении “Смерть поэта” М. Ю. Лермонтова.

В стихотворении сплелись две поэтические интонации: лирически-проникновенная там, где воспевается Пушкин, и ораторская, обличительная, гражданская, когда идёт речь о его убийцах. Для Лермонтова Пушкин - идеал поэта и человек в высшем значении этого слова. Лермонтов отличает в Пушкине гениальность, любовь к свободе и смелость, независимость, знание людей, доверчивость.

Лермонтов восторженно относится к Пушкину и глубоко скорбит о его гибели. Это отношение к Пушкину сказывается в подборе выразительных средств языка и ярких эпитетов.

Давайте найдём их.

Эпитеты “свободный, смелый дар, звуки грудных песен”, сравнения “угас, как светоч, дивный гений”. Лермонтов характеризует Дантеса как человека бессердечного (“пустое сердце бьётся ровно, в руке не дрогнул пистолет...”, “...безжалостная рука...”), карьериста (“...подобный сотням беглецов, на ловлю счастья и чинов заброшен к нам по воле рока...”), как иностранца, презирающего нашу русскую культуру, (“Смеясь, он дерзко презирал земли чужой язык и нравы...”). Отношение автора к Дантесу проявляется в оценочных эпитетах (“пустое сердце”, “дерзко презирал”). В гибели Пушкина Лермонтов обвиняет придворную толпу, которая находилась под контролем, покровительством царя.

История русской поэзии ещё не знала, пожалуй, стихов подобной силы с таким обнажённым политическим смыслом и, главное, со столь открыто названным адресом. Поэт противопоставлен свету, рабскому в своей жажде власти, ничтожному в своих мыслях и делах, пошлому и фальшивому. Но Лермонтов верит в наступление часа расплаты за его гибель.

Зачитайте эти строчки.

В “Смерти поэта” Лермонтов заявил о себе не только как поэтический наследник Пушкина, но и как преемник его вольнолюбия. Судьба Пушкина, о которой он написал так вдохновенно и смело, стала и его судьбой.

III. Как вы считаете, на сколько частей можно разделить стихотворение и как можно озаглавить эти части?

План.

  1. Травля поэта светским обществом.
  2. Убийца поэта.
  3. Сожаление о доверчивости поэта.
  4. Угроза убийцам поэта.

Прослушивание записи стихотворения “Смерть поэта”.
Почему стихотворение вызвало любовь передовых людей и Лермонтова и ненависть царя и высшего сословия?

2. Кавказ - колыбель творчества Лермонтова

Чтение и краткий анализ стихотворения “Прощай, немытая Россия”.

Это стихотворение было написано в 1840 году, перед отъездом поэта во вторую ссылку. Голубые мундиры - жандармы третьего отделения. Паша - турецкий крупный вельможа, чиновник. Пашами иносказательно поэт называет чиновников третьего отделения, от которых хочет укрыться за хребтом Кавказа.

Что любит, а что ненавидит, презирает в своей стране поэт?
Почему в стихотворении “Прощай, немытая Россия” Лермонтов ни разу не употребил слово “родина”?

IV. Итог урока.

ВЫВОД: Поэт обличает полицейский произвол в самодержавной России. Лермонтов ясно видит в России два класса: угнетаемых и угнетателей, “страну господ” и “страну рабов”.

Значение поэзии Лермонтова.

Поэзия Лермонтова актуальна не только в период правления Николая 1, но и в наши дни. Лермонтов вдохновлял таких художников как Серов, Врубель, Головин, Васнецов, Репин, Суриков на создание картин, они брали сюжеты из произведений Лермонтова и создавали свои прекрасные произведения.

Музыкальные произведения на стихи Лермонтова зазвучали у таких композиторов как Глинка, Рубинштейн, Римский-Корсаков, Чайковский.

Прославление природы Кавказа.

В дни В.О.В. плакаты с текстом из стихотворения “Бородино” висели на стенах домов
Москвы, призывая к обороне столицы.

V. Домашнее задание.

Стихотворение М. Ю. Лермонтова “Смерть поэта” выучить наизусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы. «Конфликт мечты и реальности в рассказе Т.Н. Толстой «Река Оккервиль».

Новейшая литература постсоциалистического пространства сложна и многообразна. Во многом современный этап может быть рассмотрен как итог художественных экспериментов XXвека и как начало формирования на...

Методическая разработка: “Замок моей мечты” (ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО)

Цикл занятий, посвященных созданию замков, различных по тематике, по пластике решений и по созданию настроения, при помощи колорита.Метод, на котором построена эта методическая разработка можно назват...

Методическая разработка на тему «Писатели и поэты Калмыкии о войне»

Великая Отечественная... Память о ней облекается в гранит и бронзу, воплощается в художественном слове и подвиге народа. Писатели-фронтовики Калмыкии внесли заметный вклад в литературу о войне. Они по...

Методическая разработка: "Встреча в литературной гостиной"Поэт страны детства"

Методическая разработка:«Встреча в литературной гостиной "Поэт страны детства»".Устный журнал к 110-летию со дня рождения С.В.Михалкова,в центре дополнительного образования Аннин...

Методическая разработка урока по творчеству русских поэтов 19 века.

Методическая разработка урока по творчеству  русских поэтов 19 века. Для обучающихся 6 класса...