7 класс урок литературы
методическая разработка по литературе (7 класс)

рассмотреть образы Данко, Ларры, старухи Изергиль в произведении;

- проанализировать легенды о Ларре, Данко с точки зрения их идейного содержания;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shablon_tk.docx37.26 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ

Класс

7

Учебник

Т.Ф.Курдюмова, «Литература.7 класс, в 2 частях»

Тема урока

«Служа другим, расточаю себя». Подвиг во имя людей по рассказу М.Горького «Старуха Изергиль»

Содержание темы

М.Горький «Старуха Изергиль»

Цель урока

Проанализировать «Легенду о Данко» с точки зрения ее идейного и художественного своеобразия.

Задачи урока

Образовательные:

- рассмотреть образы Данко, Ларры, старухи Изергиль в произведении;

- проанализировать легенды о Ларре, Данко с точки зрения их идейного содержания;

Развивающие:

- развивать аналитическое мышление;

- развивать коммуникативные навыки и способности через участие в групповой и коллективной формах работы на уроке;

- обеспечить достижение указанной цели урока.

Воспитывающие:

- через анализ легенд воспитать у учащихся уважение к высоким нравственным качествам: бескорыстию, гордости, добру, служению людям.

Тип урока

Урок закрепления материала и выработки практических умений и навыков(урок-беседа).

Формы организации учебной деятельности

Индивидуальная, групповая.

Учебная и дополнительная литература

Учебник.

Оборудование

Текст произведения М.Горького «Старуха Изергиль»,раздаточный материал для рефлексии, презентация

Методы и приёмы работы

словесный

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

  1. Организационный этап урока

Мотивация к учебной деятельности (2 минуты)

(Образовательная задача этапа урока: подготовка к восприятию литературного произведения: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»); определить содержательные рамки урока («могу»).

- Здравствуйте, ребята! Очень рада видеть вас на уроке литературы. Сегодня мы прикоснёмся к красоте…. красоте ранних романтических рассказов М.Горького, а именно к рассказу “Старуха Изергиль”. Наше занятие хочу начать с эпиграфа (слайд 2)

Если я гореть не буду,

Если ты гореть не будешь,

Если мы гореть не будем,

Кто тогда рассеет мрак?

- Что значит гореть ?

- Верно!

Подготовиться к уроку.

Обучающиеся :

Смотрят на экран, слушают и анализируют цитату

- Давать свет, пламя. Быть охваченным сильным чувством, со страстью отдаваться чему-либо.

Из Федеральной рабочей программы

П: выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов; объяснять явления, процессы, выявляемые в ходе исследования.

Л: формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками

  1. Актуализация знаний (5 минут)

(Образовательная задача этапа урока: актуализировать учебное содержание, достаточное для восприятия нового знания: повторение ранее изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»; зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и символов; зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний).

- Вашим заданием было прочитать произведение, что это за произведение?

- Сегодня мы поговорим о легенде, в которой главный герой жертвует собой. Что это за легенда?

- Совершенно верно.

-Тема нашего урока: «Служа другим, расточаю себя». Как вы считаете, о чем мы будем говорить?

- Молодцы! Спасибо за ваши правильные ответы.

- Кто из героев рассказа стоит перед выбором жизненного пути, ищет смысл жизни?

- Рассказ М.Горького «Старуха Изергиль».

- Легенда о Данко!

- О самопожертвовании Данко ради других.

- О человеке и его отношении к жизни, бескорыстной помощи.

- Главный герой делает выбор, помочь людям. Данко, который в качестве смысла жизни выбрал служение людям.

Л: формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками. Актуализация мыслительных операции, необходимых для решения задач урока.

П: выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов; объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.

Р: уметь самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; устанавливать целевые приоритеты.

К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве с одноклассниками.

  1. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания (15 минут)

(Образовательная задача этапа урока: зафиксировать отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности -

постановка проблемы, выявление темы и целеполагание урока по схеме «вспомнить – узнать – научиться».

Проблемная ситуация, поиск решения проблемы, новых знаний в паре, группе, знаково изобразить схематически в эталоне. Работа с текстом).

- Давайте вспомним, что такое «легенда»? Можете воспользоваться учебником или выдвинуть гипотезу.

На доску учитель крепит кусочек сердца с надписью «Легенда»

- А кто такой человек-легенда? Предлагаю вам составить синквейн.(На слайде правила составления синквейна)

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна.

2 строка – два прилагательных,

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Составлять cинквейн очень просто и интересно.

- А история подвига смелого Данко является воплощением образа героического человека? Данко можно назвать героем?

Учитель крепит второй кусочек сердца с надписью «Данко»

- Давайте выразительно прочитаем фрагмент произведения и проанализируем его.

-Чем Данко отличается от других людей?

- Вы правы.

Ищут в учебнике определение.

- В фольклоре легенда – рассказ, в основе которого лежит чудо, фантастический образ или представления, которые воспринимаются как достоверные.

Обучающиеся смотрят и анализируют правила составления синквейна. Слушают объяснение.

Приступают к выполнению задания.

- Да, так как он не побоялся пожертвовать своей жизнью ради спасения других людей. Герой живет не ради себя, а ради окружающих.

Чтение стр.86-87

- Данко отличается от всех людей, которые были с ним рядом тем, что он не думал о собственной выгоде, он думал о том, как спасти людей, вывести их из тьмы. Он способен пожертвовать собой ради других, это дано не каждому.

Л: формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками. Актуализация мыслительных операции, необходимых для решения задач урока.

П: выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов; объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.

К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве с одноклассниками.

Р: уметь самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; устанавливать целевые приоритеты.

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (8 минут)

(Образовательная задача этапа урока: зафиксировать изученное содержание, анализ художественного произведения)

- Какой момент следует считать кульминационным?

- Предполагали ли вы, что все может так закончиться?

- Как вы оцениваете поступок главного героя?

-Какова же тема легенды?

-Какова основная мысль легенды?

-Чем отличается Данко от окружающих его людей?

- Найдите и зачитайте стройки, доказывающие это.

- Действия Данко можно назвать героическими. Почему?

- Верно! Максим Горький создал образ героя, отдающего жизнь ради своего народа. Из за любви к людям Данко и совершил два героических поступка: сначала он решился вывести людей из непроходимых лесов, а затем вырвал из своей груди сердце и осветил путь людям, поплатившись за это собственной жизнью.

- Когда Данко вырвал из груди свое сердце и осветил им путь людям.

- Да, предполагал, но надеялся, что люди окажутся добрее.

- Данко погиб. Его гибель не напрасна. Он спас целое племя от гибели. И может быть, сейчас люди и не думают о благодарности, но потом, я уверен, они поймут, что для них сделал Данко.

- Тема - подвиг Данко, жертвующего собой ради спасения людей.

- В жизни всегда есть место подвигу. Легенда – гимн смелым и бесстрашным людям

- Он пожертвовал собой ради других людей, которые упрекали его, за то что он не сможет вывести их из леса.

Работают с текстом, находят и читают :" – Что я сделаю ради людей?! – сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из неё свое сердце и восоко поднял его над головой "

- Этот поступок можно смело назвать подвигом, ведь самопожертвование ради других и есть настоящий подвиг.

Л: проявлять коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, в процессе образовательной учебно-исследовательской, творческой деятельности; формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; проявлять готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимание.

П: организовать поисковое чтение и показать умение структурировать текст; проводить наблюдение под руководством учителя; объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.

К: формировать компетенции осмысленного чтения и адекватного восприятия; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5 минут)

(Образовательная задача этапа урока: проверить и оценить умение применять новое учебное содержание в базовых условиях на основе сопоставления своего решения с образцом. Типовые задания).

-Теперь вам необходимо выполнить следующее задание (по вариантам).

Ваша задача – ответить на вопросы, которые вы видите на доске (слайд 3)

1 Вариант :

1. Кто является автором легенды о Данко:

а) Гоголь

б) Горький +

в) Лермонтов

2. Как называется произведение, в котором описана легенда о Данко:

а) «Макар Чудра»

б) «Челкаш»

в) «Старуха Изергиль» +

3. Определите главную тему произведения «Легенда о Данко»:

а) путешествия Данко

б) рабская психология народа

в) благородство людей-гуманистов +

2 вариант :

1. Какая проблема представлена в произведении:

а) человек и общество +

б) отцы и дети

в) дружба

2. Что окружало племя сильных и смелых людей с трех сторон:

а) степь

б) море

в) лес +

10. По какой причине люди были вынуждены укрыться в лесу:

а) изменение погоды

б) нападение вражеского племени +

в) сильный голод

- Теперь вам необходимо поменяться тетрадями и осуществить взаимопроверку. Правильные ответы вы можете посмотреть на доске ( Слайд 4 )

Выполняют задание.

Взаимопроверка.

Отвечают, что ответы совпали.

Л: формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками.

П: организовать поисковое чтение и показать умение структурировать текст; проводить наблюдение под руководством учителя; объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.

К: формировать компетенции осмысленного чтения и адекватного восприятия; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство); в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнѐру необходимую информацию как ориентир для построения действия.

Р: уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи; владеть приемами взаимооценки. Уметь выполнять задание в соответствии с поставленной задачей

  1. Включение нового знания в систему знаний и повторение (5 минут)

(Образовательная задача этапа урока: определить границы применимости нового знания; тренировать навыки его использования совместно с ранее изученным материалом. Проблемные и творческие задания)

- А Данко был ли счастлив перед смертью? Подтвердите свою мысль словами из текста.

-С кем сравнивает автор людей? Найдите подтверждение своему ответу в тексте.

- Как вы думаете, каким должен быть человек?

-Конечно. Горький пишет: «кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся». Он любил людей и ничего не ждал за свою любовь взамен. Данко счастлив, потому что он помог людям.

- Автор сравнивает людей со зверями, с волками, и повадки у них звериные: « и стали плотнее окружать его, чтобы легче им было схватить и убить Данко»

- Человек должен быть смелым, решительным, готовым пожертвовать всем ради близких. Не ждать благодарности взамен, а искренне делать добрые дела, решать, порой и непростые, вопросы и принимать, порой нелёгкие, решения. Таким является герой легенды, таким должен быть каждый человек.

Л: совершенствовать духовно-нравственные качества личности, формировать уважение к личности, доброжелательное отношения к окружающим способность оценивать ситуацию, в том числе представленную в литературном произведении, и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности, характеризуя поведение и поступки персонажей

художественной литературы;

П: владение умениями анализа и интерпретации художественных произведений в единстве формы и содержания (с учётом неоднозначности заложенных в нём смыслов и наличия в нём подтекста)

  1. Информация о домашнем задании, инструктаж его выполнения (2 минуты)

(Образовательная задача этапа урока: обсудить и записать домашнее задание)

-Вашим домашним заданием будет письменно ответить на вопрос: Можно ли Данко назвать героем и почему? (используйте эпитеты). Если у вас есть какие-то вопросы по домашнему заданию, вы можете их задать.

Задают вопросы, если они есть. Записывают домашнее задание.

ПР:

Л:

П:

К:

Р:

  1. Рефлексия учебной деятельности (3 минуты)

(Осознание обучающимися и воспроизведение в речи того, что нового они узнали и чему научились на уроке Образовательная задача этапа урока: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; оценить собственную деятельность на уроке с точки зрения достижения поставленных целей; зафиксировать неразрешенные на уроке затруднения как направление будущей учебной деятельности.)

Учитель раздает бумажные сердца.

- Напишите на сердцах, которые вы получили как нужно жить, чтобы тебя запомнили.

Под музыку учитель читает стихотворение

А ты, входя в дома любые,

В квартиры, светом залитые,

Прислушиваясь к звону клавиш

И на вопрос даря ответ,

Скажи, какой ты след оставишь:

След, чтобы вытерли паркет

И посмотрели хмуро вслед,

Или незримый, прочный след

В душе людей на много лет.

- Пусть этот вопрос всегда будет мерилом ваших деяний. А теперь я попрошу вас разместить на доске ваши работы.

- Благодарю вас за урок!

Рассматривают выданный материал. Пишут.

Подходят и вешают сердца.

ПР:

Л: формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками.

П:

К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве с одноклассниками.

Р: уметь выполнять задание в соответствии с поставленной задачей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

5 класс. Урок литературы по сказке К. Паустовского "Тёплый хлеб"

Урок по литературе в 5 классе "Пробуждение охлаждённого сердца" по сказке К Паустовского "Тёплый хлеб" поможет  учащимся понять нравственные проблемы скаки, усвоить золотое правило этики:" Поступ...

5 класс. Урок литературы по сказке К. Паустовского "Тёплый хлеб"

Урок по литературе в 5 классе "Пробуждение охлаждённого сердца" по сказке К. Паустовского "Тёплый хлеб" поможет учащимся понять нравственные проблемы сказки, усвоить главное правило этики: "Поступай с...

Тест по роману А.С. Пушкина. "Дубровский" 6 класс. Урок литературы.

Презентация-тест по роману А.С. Пушкина "Дубровский" для учащихся 6 класса....

Конспект урока литературы в 9 классе. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

Цели:1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.3  Воспитывать любовь к литературе.4 Познакомить с историей ...

5 класс. Урок литературы "Там чудеса, там леший бродит..."

Урок обучения внимательного, вдумчивого чтения. Каждое слово - тайна, которую надо разгадать.Урок с элементами формирования читательской грамотности, появляется возможость глубокого погружения в текст...