Литературно-историческая гостиная «О нет! Не все уходит в землю…» (посвящается А.Вампилову)
учебно-методический материал по литературе (11 класс)

Материал можно использовать как разработку или извлекать из него полезное для себя

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературно-историческая гостиная

«О нет! Не все уходит в землю…»

(посвящается А.Вампилову)

Цель проведения:  расширение знаний о земляке-писателе А.Вампилове,  формирование уважения к его творчеству, любви к родному языку, воспитание ответственности за порученное дело, развитие творческих способностей учащихся.

Оборудование: выставка произведений писателя, стенгазета, посвященная А.Вампилову, слева от доски объемный  рисунок с изображением городской улицы. На столике стоит портрет писателя.  Столы для гостей расставлены в варианте «кафе», застелены скатертями, на столах зажженные свечи.

Участники  мероприятия: учащиеся 7 классов, которые только познакомились с именем А.Вампилова, учащиеся 11 класса, редактор газеты «Усольские новости» В.П.Скороход, учителя.

Участники и гости рассаживаются за столики, гаснет свет, зажигаются свечи под музыку флейты  в исполнении  учащегося 7 класса.

Чтец-ученик 11 класса:

Вспоминайте меня весело,

Словом, так, каким я был.

Что ты, ива, ветви свесила?

Или я недолюбил?

Не хочу, чтоб грустным помнила.

Я уйду под ветра гик.

Только песни, грусти полные,

Мне дороже всех других.

По земле ходил я в радости,

Я любил ее, как бог,

И никто мне в этой  малости

Отказать уже не мог.

Все мое со мной останется,

И со мной и на земле.

У кого-то сердце ранится

На моем родном селе.

Будут весны, будут зимы ли,

Запевайте песнь мою.

Только я , мои любимые,

С вами больше не спою.

Что ты, ива, ветви свесила?

Или я недолюбил?

Вспоминайте меня весело,

Словом, так, каким я был … (П.Реутский «Памяти Вампилова»)

После прочтения стихотворения ученик ставит зажженную свечу возле портрета А.Вампилова.

Вступительное слово учителя о знаменательной дате 65 – летия А.Вампилова.

Учащиеся-участники композиции,  рассказывающей о биографии А.Вампилова, сидят за столиками и  цитируют отрывки:

1. «Я уверен, все будет хорошо. И, вероятно, будет разбойник-сын, и боюсь, как бы он не был писателем, так как во сне я все вижу писателей. Я во сне с самим Львом Николаевичем Толстым искал дроби, и нашли. Второй раз я во сне пил водку с Максимом Горьким и целовал его в щетинистую щеку. Молодец, Тася, все-таки родила сына. Не назвать ли его Львом или Алексеем? У меня, знаешь, вещие сны, » - писал отец будущего писателя Валентин Вампилов Анастасии Прокопьевне Копыловой, своей жене и будущей матери сибирского гения 19 августа 1937 года.

2. «Отец – Валентин Никитич Вампилов – талантливый педагог-литератор. Он был невысокого роста, смугл, подвижен, происходил из древнего  хондагорского  рода аларских бурят Прибайкалья. Закончил с золотой медалью гимназию в г. Иркутске. Свободно владел латинским, греческим, немецким, французским, русским и бурятским языками».

3. «В 1927-29 годах недалеко от Алари в начальной школе работала молодая русская учительница Анастасия  Прокопьевна Копылова. Отношения ее с Валентином Никитичем были искренними, задушевными. Судьба неслучайно свела этих людей. В 1930 году у них родился сын Миша, в 1931 – близнецы Володя и Таня, а 19 августа 1937 года – Саша, Александр Валентинович Вампилов».

4. «В семье Саша был младшим и, разумеется, был любимцем своих братьев и сестры. В школьные годы много читал, всегда много читал… Любил Пушкина, Лермонтова, Чехова, Есенина. Саша как-то многим увлекался: и музыкой, и спортом, играл в драмкружке. Он как будто спешил все охватить, торопился… Участвовал в турпоходах: то на велосипедах, то на лодках, то с футбольной командой или со спектаклем в соседние села. Я очень беспокоилась за его участие в этих походах», - вспоминала мать писателя.

5. «Саша родился в Черемхово. Это был год, когда исполнилось 100 лет со дня смерти Пушкина. Имя ему дали в честь этой даты – Александр. С первых курсов университета Саша стал писать рассказы, читал их мне», - писала Анастасия Прокопьевна, мать писателя.

6. «Когда Саша сказал, что хочет писать пьесы, я выразила большое сомнение, по силам ли это ему? Саша сказал: «Мама, ты не веришь в меня?» На что я ответила: «Матери всегда должны быть строги к своим детям и их способностям, должны относиться к ним критически», - вспоминала мать писателя.

Примечание: каждый чтец после своих слов  ставит зажженную свечу к портрету А.Вампилова.

Далее  следует  «сцена из  нерыцарских времен» «Свидание» в исполнении учащихся  7 класса.

7. «В сентябре 1955 года Саша стал студентом историко-филологического  отделения Иркутского госуниверситета. Он уже был начинающим стихотворцем».

Чтец-ученик 11 класса читает стихотворение А.Вампилова:

Что неприветливо, широкий дол, шумишь?

Не можешь мне простить разлуки?

Что не хранят, чего не помнят люди,

То, вечный, ты и помнишь и хранишь.

И вот опять тебя я покидаю,

Спокойствия и вечности приют.

Долга ль разлука наша, я не знаю,

Но я душой и сердцем вечно тут.

Я навсегда в твоих лугах бескрайних,

Я навсегда в твоих лугах густых.

И после всех дорог судьбы случайных,

Извилистых, запутанных, крутых

Последняя дорога мне прямая –

Сюда, чтобы спокойно умереть.

8. «Многие из знавших Вампилова связывали его студенческий облик с гитарой. Это не случайно. Обычно сдержанный, немногословный, он внутренне и внешне изменялся, когда машинально перебирал струны легким касанием пальцев, пробуя аккорды… В какой-то момент появлялась музыкальная тема», - вспоминают  однокурсники  А.Вампилова.

Далее звучит музыкальная тема на гитаре в исполнении учащегося 11 класса.

9. «На квартире, в которой жил  Саня, звучали Бах, Бетховен, Моцарт, Шопен, Сен-Санс, Лист, Глинка…Музыка для А.Вампилова была частью его существа, и, значит, творчества. Особую любовь он питал к старинным русским романсам».

Далее звучит романс в исполнении  ученицы 11 класса под аккомпанемент флейты.

Учитель: Будут еще и «Утиная охота», и «Старший сын», Чулимск, «Финский нож и персидская сирень»… Счастливые вы люди, ваш Вампилов еще впереди… Он написал шесть пьес. Давно известно, что дарование не измеряется количеством сочинений. То, что сделано им, навсегда останется в золотом фонде драматургии, останется своим неповторимым миром, имя которому Александр Вампилов.

Далее слово предоставляется гостю, В.П.Скороходу, редактору газеты «Усольские новости», который был знаком с А.Вампиловым.

Чтец-ученик 11 класса заканчивает вечер-встречу  отрывком из стихотворения под музыку флейты:

Все больней, все острей, ощутимей

Оживает твой след на земле.

Да святится в веках твое имя,

Как высокие звезды во мгле…

Последний чтец ставит зажженную свечу к портрету А.Вампилова, память о котором участники чтят минутой молчания под звук флейты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

литературно – историческая гостиная "Рыцарь мечты"

Сценарий проведения внеклассного занятия по истории и литературе в форме литературнои-исторической гостиной "Рыцарь мечты". Посвящается замечательному поэту "серебряного века" Николаю Гумилеву, его тр...

литературно-историческая гостиная "Рыцарь мечты"

Сценарий проведения внеклассного занятия по истории и литературе в форме литературнои-исторической гостиной "Рыцарь мечты". Посвящается замечательному поэту "серебряного века" Николаю Гуми...

Сценарий литературно-исторической гостиной "Их имена Отчизна не забудет", посвященной 200-летию победы русских войск в войне 1812 года

Литературная гостиная - одна из форм массовой работы с читателями. Обычно тема посвящена юбиленым датам. В подготовке мероприятия принимают учасиме преподаватели, студенты, сотрудники библиотеки. ...

Литературно- историческая гостиная "Памяти павших будьте достойны..."

Гостиная посвящен Великой Отечественной войне....

ЛИТЕРАТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ «ПО СТРАНИЦАМ ГЕРОИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ КРЫМСКОГО ПОЛУОСТРОВА И ГОРОДА - ГЕРОЯ СЕВАСТОПОЛЯ»

Методическая разработка «Литературно-историческая гостиная «По страницам героической истории Крымского полуострова и города-героя Севастополя», посвящена  вхождению Крыма и Севастополя в состав Р...

Литературно – историческая гостиная на тему: «Памяти павших будьте достойны…»

Сколько бы лет не прошло, люди Земли снова и снова будут возвращаться к Победе, которую принёс миру русский солдат.Цель:Расширить  знания обучающихся о Великой Отечественной вой...

Литературно - историческая композиция "Известным и безымянным посвящается..."

Литературно-историческая композиция рассичтана на учащихся 7- 11 классов. Проводится она на кануне праздника Великой Победы, как классное мероприятие, так и внешкольное. Главная цель - патриотическое ...