Литературно - историческая композиция "Известным и безымянным посвящается..."
классный час по истории

Григорович Анжела Викторовна

Литературно-историческая композиция рассичтана на учащихся 7- 11 классов. Проводится она на кануне праздника Великой Победы, как классное мероприятие, так и внешкольное. Главная цель - патриотическое воспитание, сохранение памяти о войне. Также данная постановка может стать праздничным мероприятием - поздравлением для ветеранов Великой Отечественной войны. Требует подготовки и декораций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturno-istoricheskaya_kompozitsiya.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Литературно-музыкальная историческая композиция «Дорогами войны…»

Рассчитана для учащихся 5-11 классов.

Подготовила: учитель истории Григорович А.В.

  1. Вам, герои нашей страны, живые и павшие, известные и безымянные, посвящается…
    2. Всем, кто приближал Победу, кто отдал жизнь ради жизни посвящается…

3. Вам, ветераны войны, вашим детям, внукам и правнукам посвящается!!!
Часть 1. Звучит мелодия довоенного танго. Это может быть «Рио-Рита» или «В парке Чаир». Несколько пар нарядно одетых юношей и девушек танцуют этот танец, который неожиданно прерывают звук воздушной тревоги и разрывы падающих бомб.

Танцующие замирают. Звучат слова Ю. Левитана, сообщение о начале войны:
«Внимание, говорит Москва. Передаем важное правительственное сообщение. Граждане и гражданки Советского Союза! Сегодня в 4 часа утра без всякого объявления войны германские вооруженные силы атаковали границы Советского Союза. Началась Великая Отечественная война советского народа против немецко-фашистских захватчиков. Наше дело правое, враг будет разбит. Победа будет за нами!»

Звучит мелодия «Священной войны»

1 чтец. Городок провинциальный, летняя жара,
                      На площадке танцевальной музыка с утра.
                     «Рио-Рита», «Рио-Рита», вертится фокстрот,
                      На площадке танцевальной сорок первый год.
2 чтец.   Ничего, что немцы в Польше, но сильна страна,
             Через месяц и не больше кончится война.
            «Рио-Рита», «Рио-Рита», вертится фокстрот,
             На площадке танцевальной сорок первый год.

Сцена № 1. «Тяжкий грохот обрушился на землю. Вмиг погас свет. Вздрогнули стены каземата. С потолка сыпалась штукатурка. И сквозь оглушительный вой и рев все яснее и яснее прорывались раскатистые взрывы тяжелых снарядов. Рвануло где-то совсем рядом.
- Война! — крикнул кто-то.
- Война это, товарищи, война!
...Наружную дверь смело взрывной волной, и сквозь нее видны были оранжевые сполохи пожаров. Тяжко вздрагивал каземат. Все вокруг выло и стонало. И было это 22 июня 1941 года в 4 часа 15 минут по московскому времени».
                                                                                 Б. Васильев. «В списках не значился».

Звучит песня «А закаты алые, алые, алые», танцевальная композиция.

3 чтец. 22 июня 1941 года. Кто не помнит этой даты? Она вошла в жизнь каждой семьи ненавистным воем вражеских бомб, разрушенными селами и городами, миллионами убитых на фронтах, угнанных в рабство, замученных в лагерях смерти, слезами  жен, матерей, детей, оставшихся без родителей.
1 чтец. Война оставила след почти в каждой семье. 27 миллионов своих сыновей и дочерей не досчиталась наша страна. Они не пощадили своей жизни ради нашей победы.

2 чтец.
Разрушено 1710 городов и поселков, свыше 70 тысяч сел и деревень. Взорвано около 32 тысяч промышленных предприятий, 65 тысяч километров железнодорожных путей. Уничтожено то, что было создано трудом нашего народа. Выведены из строя заводы, фабрики, затоплены шахты, истоптаны плодородные нивы.
3 чтец. Тяжелую войну вынес на своих плечах наш народ. Он проливал кровь, голодал, отдавал фронту последнее.  Беззаботная мирная жизнь сменилась военными буднями. 4 года войны. 1418 дней беспримерного народного подвига. 1418 дней крови и смертей, боли и горечи утрат, гибели лучших сыновей и дочерей Беларуси.

1 чтец. Один из гитлеровских генералов так докладывал в ставку Гитлера о прорыве Брестского укрепрайона: «Русские, однако, оказались настолько хорошими солдатами, что не растерялись от неожиданного нападения. На отдельных позициях доходило до ожесточенных боев».

(кадры из фильма «Брестская крепость», звучит отрывок из песни «Если б камни моги говорить…»)

Юноша.   Враг рвался к Москве. Наши войска несли тяжелые потери, оставляя город за городом, деревню за деревней.
Солдат.
Был отступленья путь солдатский горек,
Как горек хлеба поданный кусок...
Людские души обжигало горе,
Плыл не в заре, а в зареве восток.
Рев траков над ячейкой одиночной
Других сводя, а нас не свел с ума.
Не каждому заглядывали в очи
Бессмертье и история сама.

Солдат.
Сентябрь 41-го года. Враг подошел к столице. Лучшие сыны России ценою великих жертв, ценою тысяч жизней отстояли Москву, отбросили фашистские полчища от столицы Советского Союза. В битве за Москву прославились и наши земляки – белорусы.

Солдат.
Нет,   Не до седин. Не до славы
Я век свой хотел бы продлить,
Мне б только до той вон канавы
Полмига, полшага прожить;
Мне б только    Вот эту гранату,
Злорадно поставив на взвод
Всадить ее,   Врезать, как надо,
В четырежды проклятый дзот,
Чтоб стало в нем пусто и тихо,
Чтоб пылью осел он в траве!
Прожить бы мне эти полмига,
А там я — сто лет проживу!

Чтец 2.
В таком напряжении сил, на священной  земле, «где декабрьский снег замешан был землей, золой и свежей кровью», начиналась победа, которая привела нашу армию в мае 1945 года в Берлин. Но до победы было еще много дней... много смертей...

Часть 2.          Городок провинциальный, летняя жара,
                      На площадке танцевальной музыка с утра.
                     «Рио-Рита», «Рио-Рита», вертится фокстрот,
                      На площадке танцевальной сорок второй год.

Чтец 1. Сорок второй год. Разгоралась война народная. Военные действия не прекращались не только на фронтах войны. Война шла и в тылу врага. Леса белорусские превращались для врага в неприступные крепости  

Чтец 3. Среди партизан были и подростки, и старики. Самым младшим было 10-12, а старшему было – 99. Вспомним их: Марат Казей, Зина Портнова, батька Минай, дед Талаш, братья Цубы, Тихон Баран, Петр Машеров, Константине Заслонов, Вера Хоружая – этот список может быть бесконечен.

Чтец 1.

Вся ночь пролетела, как страшный бред.
Расстрел, назначили рано.
А было ему шестнадцать лет,
Разведчику-партизану.
В сенях умирал заколотый дед.
Сестренке ломали руки.
А он все твердил упрямое «Нет!» —
И стоном не выдал муки.
Вдоль сонной деревни его вели
В пустое мертвое поле.
Морозные комья стылой земли
Босые ступни кололи.
Мать вскрикнула тонко, бела, как мел,
И в поле вдруг стало тесно.
А он подобрался весь и запел
Свою любимую песню.
На залп он качнулся лицом вперед
И рухнул в холодный пепел.
Ты понимаешь — такой народ
Нельзя заковать в цепи.

Чтец 2. Кто не знает лицо войны? Но это не только лица мужественных солдат, партизан, это и лица молодых девушек, у которых война отобрала счастье быть любимыми, быть женами, матерями… Многие из них прямо со школьного порога шагнули в железную метель войны

Чтец 5.

Не знаю, где я нежности училась, —
Об этом не расспрашивай меня.
Растут в степи солдатские могилы,
Идет в шинели молодость моя.
В моих глазах — обугленные трубы.
Пожары полыхают на Руси.
И снова нецелованные губы
Израненный парнишка закусил.
Нет! Мы с тобой узнали не по сводкам
Большого наступления страду.
Опять в огонь рванулись самоходки,
Я на броню вскочила на ходу,
А вечером над братскою могилой
С опущенной стояла головой...
Не знаю, где я нежности училась:
Быть может, на дороге фронтовой.

Сцена 2. (из повести «А зори здесь тихие…»)

Часть 3.          Городок провинциальный, летняя жара,
                      На площадке танцевальной музыка с утра.
                     «Рио-Рита», «Рио-Рита», вертится фокстрот,
                      На площадке танцевальной сорок третий год.

Чтец 3.  шел третий год войны. Мир помнит Сталинград и Курск. Коренной перелом в ходе войны. Советские война перешли в наступление, стали освобождать советские города и деревни.  А матери провожали и провожают сыновей на войну. И ждут, чтобы ни говорили – ждут, как бы ни было трудно – ждут. Белорусская женщина Настасья Куприянова проводила на войну пятерых сыновей, возвратился только один, да и тот вскоре умер от ран.

Чтец 2. «Пропал без вести...», «Пал смертью храбрых...», «ваш сын...», «ваш муж...», «ваш отец...». Бесконечной вереницей шли с фронта «похоронки». Они обжигали сердца, одевали женщин в траур, сиротили детей.

Сценка: Солдат пишет письмо и читает:

Знаю, в сердце у тебя тревога —
Нелегко быть матерью солдата.
Знаю, все ты смотришь, на дорогу,
По которой я ушел когда-то.
Знаю я, морщинки глубже стали
И чуть-чуть сутулей стали плечи...
Нынче насмерть мы в бою стояли,
Мама, за тебя, за нашу встречу.
До сих пор грохочет канонада,
Снова в бой, на линию огня!
Если не вернусь, не плачь, не надо,
Втихомолку вспоминай меня.
Говори, за честь родного края
Мой любимый сын погиб в бою.
Он погиб, Отечество спасая,
Ради жизни жизнь отдал свою.

Звучит песня В. Баснера на стихи М. Матусовского:
Дымилась роща над горою,
И вместе с ней горел закат...
Нас оставалось только трое
Из восемнадцати ребят.
Как много их, друзей хороших,
Лежать осталось в темноте —
У незнакомого поселка,
На безымянной высоте.
Светилась, падая, ракета,
Как догоревшая звезда...
Кто хоть однажды видел это,
Тот не забудет никогда.
Он не забудет, не забудет
Атаки яростные те —
У незнакомого поселка,
На безымянной высоте.

Часть 4.          Городок провинциальный, летняя жара,
                      На площадке танцевальной музыка с утра.
                     «Рио-Рита», «Рио-Рита», вертится фокстрот,
                      На площадке танцевальной сорок четвертый год.

Гаснет свет. Идут слайды о войне.

Чтец 1 читает.

Все ближе и ближе Победа, но все труднее и труднее этот путь к победе. Позади 3 года оккупации. Идет операция «Багратион» Советские войска освобождают Беларусь. 3 июля освобожден город Минск, а 28 июля – Брест. Фашистские оккупанты изгнаны с советской земли. Но дни освобождения омрачены гибелью друзей, тех, кто эти 4 года был рядом, плечом к плечу. И как  обидно, что они не дожили всего лишь год, полгода, месяц, день до Победы.

Вокальная группа исполняет 1-й куплет песни М. Ножкина «Последний бой».
Мы так давно, мы так давно не отдыхали,
Нам было просто не до отдыха с тобой.
Мы пол-Европы по-пластунски пропахали,
И завтра, завтра, наконец, последний бой.
Припев:
Еще немного, еще чуть-чуть.
Последний бой — он трудный самый.
А я в Россию, домой, хочу,
Я так давно не видел маму!

Чтец.

Весь под ногами шар земной.   Живу. Дышу. Пою.
Но в памяти всегда со мной  Погибшие в бою.
Пусть всех имен не назову,  Нет кровнее родни.
Не потому ли я живу,   Что умерли они?

Танец.  Во время танца стихотворение.

Чтец 1.  Разве погибнуть ты нам завещала,
Родина?
Жизнь обещала, любовь обещала,
Родина!
Чтец 2. Разве для смерти рождаются дети,
Родина?
Разве хотела ты нашей смерти,
Родина?
Чтец 3. Пламя ударило в небо — ты помнишь,
Родина?
Тихо сказала: «Вставайте на помощь...» —
Родина.
Чтец 4. Славы никто у тебя не выпрашивал,
Родина.
Просто был выбор у каждого: я или
Родина.

Часть 5.           Городок провинциальный, летняя жара,
                      На площадке танцевальной музыка с утра.
                     «Рио-Рита», «Рио-Рита», вертится фокстрот,
                      На площадке танцевальной сорок пятый год.


Чтец 1.  1945 год.
 Еще не остыли орудия. Еще догорают пожарища. Еще не подобраны убитые...Пленные сдают оружие. Из подвалов выходят берлинские жители и выстраиваются в очередь за солдатским супом, который выдают на площадях наши фронтовые повара. А над Рейхстагом алеет советский флаг. В ночь на 1 мая разведчики 3-й Ударной армии Михаил Егоров и Мелитон Кантария, русский и грузин, подняли советский флаг над Рейхстагом. Первый, кто ворвался в Рейхстаг был воин - белорус Сильницкий???

Чтец 2.  Наступил победный май 1945 года. В самый центр Берлина дошли советские солдаты, чтобы навсегда избавить человечество от коричневой чумы.

Фонозапись «Никто не забыт, ничто не забыто»:
«Товарищи! Мы обращаемся к сердцу вашему. К памяти вашей. Вспомним тех, кто не вернулся с войны, кто не дошел с нами до Победы. Нет семьи, которая не потеряла бы отца или брата, сына, сестру или дочь. Нет дома, которого не коснулось бы военное горе. Проходят годы... Они всегда с нами и в нас. Не может быть забвения для тех, кто до последней капли крови своей защищал нашу советскую землю, кто отстреливался до последнего патрона у пограничных столбов, кто отдал жизнь, защищая Родину.  Перед подвигом советского воина склоняет голову благодарное человечество».

Чтец 2
Война прошла по нашей земле своими кровавыми огненными шагами. Не щадила никого. Забыть прошлое — значит предать память о людях, погибших за счастье Родины.
1-й чтец. Если за каждого погибшего во второй мировой войне человека объявить минуту молчания, мир молчал бы пятьдесят лет.

3-й чтец.
Вспомним их поименно,   Горем вспомним своим.
Это нужно не мертвым,    Это надо — живым!
Чтецы читают отрывок из «Реквиема» Р. Рождественского.
Помните!   Через века, через года, — помните!
О тех, кто уже не придет никогда, —  помните!
Памяти павших будьте достойны!  Вечно достойны!
Люди!    Покуда сердца стучат, — помните!
Какою ценой завоевано счастье, —
Пожалуйста, помните!
Детям своим расскажите о них,  чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них,   чтобы тоже помнили!

Во время чтения участники концерта по одному ставят свечи на край сцены в ряд.

Минутой молчания мы чтим всех погибших в Великой Отечественной войне.

Фонограмма: звук трелей соловья. Звучит отрывок композиции «Майский вальс».
Идут слайды о ветеранах, крупно фотографии.

Начинается песня «Ты же выжил солдат»

Чтец: У каждого был свой путь на войне: у кого-то несколько шагов, у кого-то километры. У каждого было свое время на войне: у кого-то секунды, у кого – то годы. У каждого была своя судьба на войне: у кого-то счастливая, у кого-то страшная. Но каждый достоин главной награды потомков – Памяти. Вспомним всех поименно: своих дедов, прадедов, отцов, сестер, братьев, матерей, учителей, соседей, просто прохожих, неизвестного солдата минутой молчания. .

Заканчивается композиция чтением стихотворения:

Зажглась на небе яркая звезда
В тот майский день, когда пришла Победа.
И пусть бегут безжалостно года,
Им не затмить тот яркий лучик света,
Победа в сердце каждого живет.
Она во мне, как праздник самый светлый.
Он никогда — я верю — не умрет,
Ведь он бессмертной памятью согретый,
Все меньше вас, участников войны,
Но вы в строю, солдаты-ветераны,
Все так же нежно в эти дни весны
Вам внуки дарят красные  тюльпаны.
В них боль и кровь седых фронтовиков,
В боях добытая священная Победа,
Она в сердцах детей и стариков
И потому людской судьбой согрета.
Нет, не забыты подвиги солдат,
Их ратный труд и мужество воспеты.
И пусть мы чтим немало разных дат,
Величественней нет, чем День Победы.
Вот почему смотрю на ту звезду,
Что засияла ярко в сорок пятом.
Средь тысяч звезд ее всегда найду,
Победа для меня навеки свята.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ «А.С.Пушкину посвящается…»

Литературная гостиная о жизни и творчестве А.С. Пушкина включает материал, который позволяет расширить представления учеников о личности писателя, о той эпохе, в которой он жил и творил....

Литературно-музыкальная композиция "Чтобы помнили..." (посвящается блокадному Ленинграду)

Для того чтобы воспитать гражданина, патриота своей Родины, имеющего собственное мировоззрение, необходимо ему рассказать  как о радостных, так и о трудных страницах биографии родной земли, дать ...

проект военно -исторической реконструкции "Штурм безымянной высоты"

      Военно-историческая  реконструкция  представляет собой планшетный проект многочисленных боевых  военных ситуаций , созданный силами детских рук и воображения...

Литературно-музыкальная композиция "Российскому казачеству посвящается..."

Место проведения: с.Новоблагодарное, МБОУ СОШ № 5Время проведения: февраль 2016г., 13.00Участники: 5А классФорма одежды: парадная, казачьи костюмыЦель: Воспитание интереса к прошлому своих предков, го...

Литературно-музыкальная композиция «На безымянной высоте»

Цели: воспитывать у учащихся чувство патриотизма, преданности  и гордости за  свою Родину, чувство уважение и благодарности к старшему поколению за великий подвиг, совершённ...

«Исторические лица и события в стихотворении Л.-Д.Б. Галсанова «Здесь город был над Селенгою…» (Анализ стихотворения в литературно-историческом аспекте)

История нашего села Новоселенгинска очень интересная и захватывающая, трагическая и насыщенная, любимая и далекая. В разных источниках мы можем найти самые разные описание того или иного исторического...

Литературно-историческая гостиная «О нет! Не все уходит в землю…» (посвящается А.Вампилову)

Материал можно использовать как разработку или извлекать из него полезное для себя...