Изображение любви как одной из главных человеческих ценностей.
проект по литературе (9 класс)

Губа Мария Алексеевна

Проект разработан учащимися 9 класса, исследования проводились на основе произведений отечественной литературы. В ходе работы ученикам удалось доказать, что любовь - одна из главных человеческих ценностей, способная созидать и разрушать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lyubov-glavnaya_chelovecheskaya_tsennost.docx38.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5

имени А.И. Майстренко

МО Староминский район

«Изображение любви как одной из главных ценностей»

Авторы: Орлова Мария Юрьевна

 Широкая Алина Константиновна

Ученицы 9 класса

МБОУ СОШ № 5 им. А.И.Майстренко

МО Староминский район

Руководитель: Губа Мария Алексеевна

Учитель литературы

МБОУ СОШ № 5 им. А.И.Майстренко

МО Староминский район

п. Рассвет, 2024 год

«Изображение любви как одной из главных ценностей»

Орлова Мария Юрьевна и Широкая Алина Константиновна

Ученицы 9 класса МБОУ СОШ №5 им. А. И. Майстренко Староминский район

Руководитель: Губа Мария Алексеевна учитель литературы

МБОУ СОШ №5 им. А. И. Майстренко Староминский район

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..……3

Глава 1………………………………………………………….……………..………4-7

Глава 2……………………………………………………………………………….8-11

Заключение……………………………………………………………………………12

Список используемой литературы…………………………………………………..13

Приложение.

«Изображение любви как одной из главных ценностей»

Орлова Мария Юрьевна и Широкая Алина Константиновна

Ученицы 9 класса МБОУ СОШ №5 им. А. И. Майстренко Староминский район

Руководитель: Губа Мария Алексеевна учитель литературы

МБОУ СОШ №5 им. А. И. Майстренко Староминский район

Введение

Сегодня человечество становится свидетелем глобальных изменений в сфере технологий. Величайшие умы планеты совершают информационную революцию, внедряя в привычную жизнь человека искусственный интеллект. Компьютерные технологии облегчают жизнь миллионов, но также подменяют некоторые понятия; они создают прекрасное, но претендуют на обесценивание человеческих качеств, эмоций и чувств. Именно поэтому то бессмертное прекрасное, что несут в себе классические произведения русской литературы; те бесценные уроки жизни, что преподают нам классики, так неоспоримо важны. Мы осмелились проанализировать несколько произведений литературы из современной школьной программы для того, чтобы увидеть схожесть взглядов различных поколений на самое волнующее в жизни каждого человека – любовь. Действительно ли величайшие писатели сходились в одном мнении, представляя на суд человеческий любовь, как истинную ценность?

Тема проекта: изображение любви как одной из главных ценностей.

Цель проекта: сравнить несколько произведений русской литературы на предмет представления любви в качестве главной человеческой ценности.

Задачи проекта:

- найти тему любви в произведениях литературы;

- выявить сходство взглядов различных авторов на данную проблему;

- понять, что хотели донести авторы до читателя, поднимая проблему любви в своих произведениях.

Предмет исследования: любовь, как истинная человеческая ценность.

Объект исследования: произведения русской литературы из школьной программы.

Актуальность проекта: считаем проект актуальным, так как любовь во все времена являлась самым сильным чувством, влияющим на жизнь человека.

Свои исследования мы проведем на примере нескольких произведений русской классической литературы, а именно: А. С. Пушкина «Капитанская дочка», А. С. Пушкина «Евгений Онегин» и Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Считаем их наиболее яркими примерами изображения самого прекрасного чувства, а также его влияния на судьбы главных героев через призму авторского видения

«Изображение любви как одной из главных ценностей»

Орлова Мария Юрьевна и Широкая Алина Константиновна

Ученицы 9 класса МБОУ СОШ №5 им. А. И. Майстренко Староминский район

Руководитель: Губа Мария Алексеевна учитель литературы

МБОУ СОШ №5 им. А. И. Майстренко Староминский район

Глава 1

Классическая литература является ярким примером воздействия на сознание человека через образы и поступки главных героев. Через призму нравственного выбора авторы преподносят уроки жизни читателю, оберегая от ошибок, и наоборот.

Мы решили проанализировать бессмертные произведения писателей из школьной программы, чтобы доказать, что любовь является одной из главных человеческих ценностей.

Женщина в произведениях литературы зачастую является синонимом [1] любви. Именно поэтому образы главных героинь создаются чистыми, невинными, нежными, но в то же время хрупкими и доверчивыми. Символизм образов играет важную роль, формируя у читателя систему представлений о главном чувстве.

А. С. Пушкин «Капитанская дочка»

Александр Сергеевич Пушкин - один из самых великих русских писателей. Являясь знатоком человеческой души, он мастерски создавал ситуации, которые проживали герои, формируя нравственный ценз для каждого поколения.

Сюжет произведения завязан вокруг Петра Гринёва и Марии Мироновой. Молодые герои сражаются с превратностями судьбы во время легендарного исторического события в истории нашей страны – Пугачёвского бунта [2]. 

Мария – молодая девушка, на глазах которой казнены родители, оставшись сиротой, не потеряла веру в прекрасное и продолжала сражаться с несправедливостью ради жизни своего возлюбленного.

Пушкин называет свое произведение в честь героини, хотя большинство событий происходит с Петром. Почему писатель делает такой акцент?

Любовь в жизни Марии становится камнем преткновения: капитанская дочка сталкивается с непосильными трудностями, отдав сердце молодому Гринёву. Её похищают, держат в плену, истязают, насильно заставляя выйти замуж за неприятеля. Девушка, будучи натурой хрупкой, нежной, вдруг воспряла духом и стоически вынесла испытание пленом. Откуда взялись силы, как юной Маше удаётся оставаться сильной там, где многие сломаются и погибнут под натиском горя?

Мы осмелились сделать предположение о том, что Героиню наделяла жизненной энергией и верой в светлое будущее любовь к Петру. Оставшись в одиночестве, особо сильно девушка нуждается в любимом человеке, поэтому не боится действовать радикально. Мария Миронова готова ради возлюбленного на крайние меры, поэтому именно она спасает его от неминуемой гибели на плахе. У девушки нет выбора- она идет на поклон к самой императрице с прошением о помиловании. Такой жест силы воли, отчаяния, а самое главное, любви просто не может остаться без восхищения, поэтому государыня отпускает Петра.

Таким образом приходим к выводу о том, что любовь – сильное мотивирующее чувство, способное окрылять, придавать силы даже в самые сильные моменты отчаяния.

А. С. Пушкин «Евгений Онегин»

Очередное доказательство бесспорного таланта Александра Сергеевича – роман в стихах «Евгений Онегин». Главный герой Евгений, чьим именем названо произведение, претерпевает изменения в ходе развития событий, а причина тому – Татьяна Ларина.

Молодая образованная девушка из богатой дворянской семьи выбивается из общей массы светского общества своей кротостью, необщительностью и абсолютно непритягательной внешностью.

«Итак, она звалась Татьяной.
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей.
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.»

История стара, как мир: молодой, привлекательный наследник большого состояния становится душой дворянского общества, притягивая внимание женщин.

Татьяна Ларина не становится исключением и влюбляется в главного героя. Её скромная натура стремится к молодому красавцу, которого она абсолютно не привлекает. Знаменитое письмо-признание Татьяны к Онегину застает главного героя врасплох, но при этом становится поводом для интриги.

«Но так и быть! Судьбу мою
Отныне я тебе вручаю,
Перед тобою слезы лью,
Твоей защиты умоляю…»

Мы видим героиню раздавленной отказом Евгения, разочарованной в любви, преданной и осмеянной.

«Татьяна бедная горит;
Ее постели сон бежит;
Здоровье, жизни цвет и сладость,
Улыбка, девственный покой,
Пропало все, что звук пустой,
И меркнет милой Тани младость…»

Главное чувство для каждой женщины становится разрушающей силой, которая из наивной и невинной девы делает женщину сильную, непоколебимую, принципиальную. Именно разочарование в любви стало отправной точкой в становлении личности Татьяны, которую мы вместе Онегиным встречаем через несколько лет. Героиня предстаёт пред нами женой, ничего не испытывающей к своему мужу, кроме уважения. Она в браке, но брак по расчёту. Встреча с первой и единственной любовью всколыхнула чувства Татьяны, но, будучи женщиной верной и честной, она остаётся с супругом.

«Она навстречу. Как сурова!
Его не видят, с ним ни слова;
У! как теперь окружена
Крещенским холодом она!
Как удержать негодованье
Уста упрямые хотят!»

Изучив легендарный роман «Евгений Онегин», мы можем сделать предположение о том, что любовь – чувство всепоглощающее и разрушающее, если его использовать в корыстных целях или относиться к нему несерьёзно.

Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»

Ярким примером классической русской литературы, освещающим тему любви, является сентиментальная повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза». Героиня произведения – девушка из бедной крестьянской семьи, является ярким примером нравственной красоты и чистоты. Автор нарочито создаёт образ Лизы безупречным, он рисует её прекрасной внутренне и внешне, располагая читателя к девушке с первого знакомства.


"...Лиза [...] не щадя редкой красоты своей..."

Судьба героини сложная: нищета, смерть отца, болезнь матери. И от проблеск светлого в жизни Лизы – она влюбляется в Эраста. Главный герой является представителем другого сословия, он состоятелен, привлекателен и с первого взгляда влюбляется в крестьянку.

"...Красота Лизы при первой встрече сделала впечатление в его сердце..."

Девушка испытала яркое чувство, запретное чувство, поглотившее всё её существо до последней капли. Для героини произошедшее стало самым значимым и светлым событием в жизни, она, окрылённая, верила в лучший исход.

"...он любим, любим страстно новым, чистым, открытым сердцем..."

Автор любит свою героиню, относится к ней с заботой, нежностью, об этом говорит тот факт, что Карамзин транслирует внутреннее состояние девушки через картины природы, отождествляя её внутренний мир с силой внешнего мира. Но, к сожалению, любовь Эраста оказалась мимолётной, лишённой серьёзности, поэтому, воспользовавшись невинностью и наивностью Лизы, герой бросает её, предавая самое искреннее чувство. Карамзин не видит иного решения, кроме смерти героини. Лиза не выдержала предательства, она умерла в душе, поэтому принимает решение умереть и физически.

Н. М. Карамзин, как мы считаем, в данном произведении ставит любовь во главе жизни, так как любовь и есть сама жизнь. Только это чувство окрыляет, наполняет существование людей смыслом и верой.

«Изображение любви как одной из главных ценностей»

Орлова Мария Юрьевна и Широкая Алина Константиновна

Ученицы 9 класса МБОУ СОШ №5 им. А. И. Майстренко Староминский район

Руководитель: Губа Мария Алексеевна учитель литературы

МБОУ СОШ №5 им. А. И. Майстренко Староминский район

Глава 2

Если женщины являются символом любви, нежности и чистоты, то мужчины олицетворяют собой мужественность, стойкость, бесстрашие и непоколебимость. Иногда эти качества отождествляют с бессердечностью и неумением проявлять чувства. Так ли это на самом деле? Или открытость в проявлении любви равно демонстрации силы? Разобраться мы решили на примере мужских образов из выбранных нами произведений.

А. С. Пушкин «Капитанская дочка»

Петр Гринёв – молодой дворянин, поступивший на военную службу, сразу же оказался в центре восстания Емельяна Пугачёва. Водоворот событий захватывает героя, стремительно вовлекая в череду судьбоносных, опасных и компрометирующих действий. Чести и жизни Петра порой угрожает опасность, но преодолеть их ему помогает любовь.

Беззаветно влюбившись в Марию Миронову, Гринёв безрассудно бросается в самую гущу опасных событий. Рискуя собственной жизнью, он спасает возлюбленную из плена своего визави. Герой отстаивает её честь, сражаясь на дуэли, и искренне принимает её горе от потери родителей, как своё собственное.

«У ней не было на свете ни одного родного человека. Я предложил ей ехать в деревню к моим родителям.»

Кажется, сама судьба толкнула Марию в объятия Петра, чтобы наградить его за стойкость и отвагу надёжной спутницей. Это подтверждает автор, отправляя Марию Ивановну к императрице на аудиенцию после приговора Гринёву. Даже родители были готовы покориться року, но только не суженая. Любовь творит чудеса, спасает и окрыляет, поэтому влюблённого Петра Гринёва приняла под своё крыло главная человеческая ценность.

«Вскоре потом Петр Андреевич женился на Марье Ивановне. Потомство их благоденствует в Симбирской губернии.»

Мы считаем, что А. С. Пушкин показал на примере Петра Гринёва, что мужественность может идти рука об руку с проявлением заботы и любви, а иногда последнее способно спасать жизни.

А. С. Пушкин «Евгений Онегин»

Евгений Онегин – молодой, привлекательный, богатый наследник и разрушитель женских сердец. Он легко завоёвывал внимание представительниц противоположного пола, играя на их симпатиях, получая определённую выгоду.

«Как рано мог уж он тревожить
Сердца кокеток записных!
Когда ж хотелось уничтожить
Ему соперников своих,
Как он язвительно злословил!
Какие сети им готовил!»

За всей этой надменностью и холодностью скрывалось безразличие к любому проявлению любви. Именно поэтому, встретив кроткую Татьяну, окунувшись в искренность её признаний, чувственность натуры, он по привычке отверг любовь девушки.

«Чем меньше женщину мы любим,
Тем легче нравимся мы ей
И тем ее вернее губим
Средь обольстительных сетей.»

Пушкин преподносит урок всем поколениям в лице главного героя, показывая, что человек может сильно ошибиться, отвергнув главную ценность – любовь. Онегин встретил Татьяну снова через много лет, она замужем, явно не испытывает глубоких чувств к мужу. Но теперь она отвергает Евгения:

«Она его не замечает,
Как он ни бейся, хоть умри.»

Герой влюблён, герой отвергнут. Его постигла участь Татьяны. Таким образом А. С. Пушкин показывает нам: любовь – ценность, которую нужно беречь, понимать и уважать. Любовь нельзя получать, когда вздумается.

Н. М. Карамзин «Бедная Лиза»

Произведение Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» является ярким примером безрассудства со стороны главного героя Эраста. Молодой дворянин опьянён красотой крестьянки, ему хочется прикоснуться к запретному плоду, стать смыслом существования девушки невинной и чистой. Он привык вращаться в другом обществе, привык пользоваться популярностью у дам, именно поэтому с лёгкостью завоёвывает любовь Лизы.

«Она бросилась в его объятия — и в сей час надлежало погибнуть непорочности! — Эраст чувствовал необыкновенное волнение в крови своей»

Но молодой мужчина оказался не способен искренне и долго любить, его чувства прошли к Лизе с первым же рассветом. Он покидает девушку.

«Эраст стоял под ветвями высокого дуба, держа в объятиях свою бледную, томную, горестную подругу, которая, прощаясь с ним, прощалась с душою своею. Вся натура пребывала в молчании.»

У читателя могло сложиться ощущение, что автор уготовил им встречу, которая воссоединит героев, сделает счастливыми, сыграет решающую роль. Но встреча принесла неожиданную развязку. Так как Эраст не умел любить, он не умел и грамотно распоряжаться своей жизнью, поэтому закрыть карточные долги ему пришлось браком по расчёту. Он говорит об этом Лизе, выгоняя её со двора.

«Лиза! Обстоятельства переменились; я помолвил жениться; ты должна оставить меня в покое и для собственного своего спокойствия забыть меня.»

Любовь Эраста стала разрушительной силой, он не понимал уровень ответственности за чувства Лизы, поэтому обрёк её на смерть. Наказанием для него стало пожизненное, истязающее чувство вины.

«Эраст был до конца жизни своей несчастлив. Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцею.»

Таким образом, считаем, что Любовь в неумелых руках может стать не созидающей, а разрушающей силой.

«Изображение любви как одной из главных ценностей»

Орлова Мария Юрьевна и Широкая Алина Константиновна

Ученицы 9 класса МБОУ СОШ №5 им. А. И. Майстренко Староминский район

Руководитель: Губа Мария Алексеевна учитель литературы

МБОУ СОШ №5 им. А. И. Майстренко Староминский район

Заключение

Проанализировав три произведения русской литературы, мы пришли к выводу, что любовь является одной из главных человеческих ценностей. Благодаря этому чувству у человека формируется система взглядов на происходящее в мире и развивается эмпатия.

На примере произведения «Капитанская дочка» А.С. Пушкина мы смогли увидеть, что любовь способна окрылять, оберегать и спасать. Герои, рискуя собственными жизнями, спасали друг друга от неминуемой гибели. Мария Миронова – образец жертвенности и бескомпромиссности, а Пётр Гринёв – символ мужественности, заботы и истинной любви.

Именно это чувство позволило влюблённым вынести груз событий, обрушившихся на их молодые плечи. Так любовь становится силой созидающей и спасающей.

А .С. Пушкин смог показать обратную сторону силы любви-разрушающую. Роман в стихах «Евгений Онегин» становится предостережением поколениям будущего, писатель показывает, что играть на чувствах других людей нельзя, это может причинить боль самому игроку. Произведение носит назидательный характер: пример Евгения, осмеявшего любовь Татьяны и оставшегося без ответа позднее, должен показать, что у любви нет жалости к тем, кто её осквернил.

Н.М. Карамзин показал, к каким последствиям может привести предательство в любви. Если такое ценное чувство человек с лёгкостью растаптывает, он рискует остаться глубоко несчастным до конца своих дней. Именно это произошло с главным героем Эрастом. Он использовал чувства Лизы, не предполагая трагичных последствий, поэтому прожил свою жизнь с виной в сердце. Писатель хотел преподать нам урок ответственности за свои действия и чувства.

«Изображение любви как одной из главных ценностей»

Орлова Мария Юрьевна и Широкая Алина Константиновна

Ученицы 9 класса МБОУ СОШ №5 им. А. И. Майстренко Староминский район

Руководитель: Губа Мария Алексеевна учитель литературы

МБОУ СОШ №5 им. А. И. Майстренко Староминский район

Список литературы

  1. А.С. Пушкин «Капитанская дочка/Послесл. Д. Благого; Рис. Ю. Игнатьева.- Переизд.- М.: Дет. Лит., 1987. – 127 с., ил. – (Школьная б-ка)».
  2. А.С.Пушкин. Собрание сочинений в 10-ти томах, т. 4. М., «Художественная литература», 1975.
  3. Н.М.Карамзин «Повести/Предисл. И примеч. Вл. Муравьёва.-М.: Сов. Россия, 1979. -144 с. – (Школьная б-ка)».
  4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Восстание_Пугачёва

«Изображение любви как одной из главных ценностей»

Орлова Мария Юрьевна и Широкая Алина Константиновна

Ученицы 9 класса МБОУ СОШ №5 им. А. И. Майстренко Староминский район

Руководитель: Губа Мария Алексеевна учитель литературы

МБОУ СОШ №5 им. А. И. Майстренко Староминский район

Приложение 1

  1. Синоним – сущ, м. р., неодуш.; слово или словосочетание, не совпадающее с данным по звучанию и написанию, но имеющее с ним одинаковое или близкое лексическое значение.

  1. Восстание Пугачёва- (Крестьянская война 1773—1775 годовПугачёвщинаПугачёвский бунтПугачёвское восстаниеВосстание Емельяна Пугачёва) — восстание (бунт) яицких казаков, переросшее в полномасштабную войну казаков, крестьян и народов Урала и Поволжья с правительством императрицы Екатерины II.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час в 5 классе "О человеческих ценностях"

Классный час в 5 классе "О человеческих ценностях". Презентация сделана по итогам классного часа...

Урок литературы в 8 классе. Человеческие ценности в сказке Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц".

Цель:1. Завершить знакомство со сказкой, раскрыть аллегорию, символы, фантастический мир сказки.2. Развивать память, внимание, устную речь, логическое мышление, расширять кругозор, навык анализа худож...

Классный час - урок нравственности. "Человеческие ценности"

Классный час - урок нравственности "Человеческие ценности"...

Классный час на морально-этическую тему "Что такое человеческие ценности"

Данную разработку можно использовать на классном часе для учащихся 5-6 классов для формирования человеческих ценностей, гармоничного развития  общечеловеческих задатков детского организма....

Классный час в 6 классе по теме "Вселенная человеческих ценностей"

Внеклассное мероприятие по теме "Вселенная человеческих ценностей" направлено на формирование представления у учащихся о достоинствах человека, ценность которых признана в обществе....