Конспект урока изучения новеллы Эдгара По “Низвержение в Мальстрём” ,7 класс
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Конспект урока изучения новеллы Эдгара По “Низвержение в Мальстрём”  в 7 классе.

Форма урока - беседа 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_e_po_nizverezhenie_v_malstryom.docx18.64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Урок изучения новеллы Эдгара По “Низвержение в Мальстрём”

Цель: познакомить учащихся с биографией Э. По и проанализировать новеллу “Низвержение в Мальстрем”.

Задачи:

  • познакомить обучающихся с биографией Эдгара По;
  • дать представление учащимся о жанре новеллы и отличительных чертах данного жанра;
  • проанализировать особенности сюжета и композиции новеллы Э. По «Низвержение в Мальстрём».
  • вызвать интерес к творчеству зарубежных писателей.


Основные виды деятельности: чтение статьи учебника; рассказ о писателе; беседа по вопросам; чтение фрагментов новеллы; словарная работа; анализ эпиграфа.
Термины: новелла, эпиграф.
Тип урока: урок изучения нового материала(урок-беседа)

Оборудование: учебник литературы 7 класса, портрет писателя, иллюстрации к произведению.

Ход урока. Приемы.

Мотивация.

Слово учителя: Добрый день, ребята! Я очень рада вас видеть! Как ваше настроение? Готовы к работе? Отлично!

Целеполагание:

Учитель: Сегодня мы познакомимся с биографией и творчеством еще одного интересного американского писателя Эдгара По. Кроме того, дома вы уже прочитали одно из его произведений и готовы к обсуждению. Будем анализировать новеллу Э. По “Низвержение в Мальстрем”.

Сообщение учителя о биографии писателя:

Эдгар Аллан По – выдающийся американский писатель, представитель романтизма, наиболее известный своими «мрачными» рассказами. Считается, что его творчество способствовало появлению современного детектива и научной фантастики. Он родился 19 января 1809 года в Бостоне в семье бродячих актеров. Родители умерли, когда ему было всего два года. Его усыновил зажиточный купец Джон Аллан. Детство писателя прошло в роскошной атмосфере. В возрасте шести лет он был отдан на обучение в Лондонский пансион. Затем он поступил в колледж в США и закончил образование университетом в Ричмонде.

Вскоре жизнь в богатстве закончилась, так как произошла серьезная размолвка с Джоном Алланом из-за карточных долгов Эдгара. С 17 лет он начал скитальческую жизнь. В Бостоне под псевдонимом он напечатал сборник стихов, затем поступил на службу в армию. По возвращении ему пришлось работать на износ в различных периодических изданиях, чтобы как-то продержаться на плаву. Стихи поначалу не приносили особого успеха, а вот новелла «Рукопись, найденная в бутылке» сразу же появилась на первых страницах журналов. В 1835 лет он женился на своей 14-летней кузине Вирджинии.

Вскоре он переехал в Филадельфию и поступил редактором в один журнал. Казалось, жизнь налаживалась. Там он в двух томах выпустил свою прозу – «Гротески и арабески». Настоящий успех и популярность пришли к писателю с поэмой «Ворон», написанной в 1845 году в Нью-Йорке. Его сразу же пригласили в престижный журнал, но этот успех продлился недолго. Журнал быстро обанкротился, к тому же умерла его супруга. После этого Э. По быстро пристрастился к алкоголю, наркотикам и частично потерял рассудок. Несмотря на это, он продолжал писать. “Эдгар По скончался 7 октября 1849 года, через несколько дней после того, как его нашли лежащим без сознания на дороге в Балтимор.

Знакомство с новым жанром

Учитель: Впервые мы с вами знакомимся с жанром новеллы. Что примечательного в этом жанре для себя вы выявили?

Ученики отвечают на вопрос учителя. Вступают в активную беседу.

Учитель: Замечательно! Да, новеллу очень легко перепутать с рассказом, но имеются определенные отличительные черты. Предлагаю записать в тетрадь термин.

Учитель диктует, ученики записывают.

Новелла— это малый повествовательный жанр, по объему близкий к рассказу. Для него характерны остросюжетность, неожиданный финал и отсутствие четкой авторской позиции. Такие произведения рассказывают небольшие истории, которые развиваются вокруг одного необычного события.

Беседа учителя и учеников о жанре “новелла”.

Какие черты новеллы выделены Э. По?

В чём особенности развязки новеллы?
Какова роль повествователя в новелле?
В чём отличие новеллы от других эпических жанров (повести, рассказа, романа)?

Учитель: Сам Эдгар По говорил о новелле так: «Жанр новеллы предполагает наилучшие возможности для реализации литературного таланта. Это — небольшой по объёму текст, чтение которого поглотит от получаса до двух часов. Он призван обладать целостностью впечатления, вызвать точно рассчитанный эмоциональный эффект. Все компоненты новеллы должны быть подчинены авторскому замыслу, лишние длинноты, необязательные подробности подлежат сокращению. Цель рассказа — Правда с большой буквы. Главные его качества — лаконизм, но не чрезмерный, концентрация действия, целеустремлённость в достижении поставленной цели».
Анализ новеллы “Низвержение в Мальстрём”

Учитель: Перейдем к обсуждению самого произведения. Эдгар По начинает свою новеллу с эпиграфа.

Как вы поняли содержание эпиграфа к новелле “Низвержение в Мальстрем”?

С какой целью автор помещает этот эпиграф перед текстом новеллы?

Учитель: Таким образом, расшифровав эпиграф, мы можем предположить, что в произведении речь пойдет о каком-то стихийном бедствии.

Учитель: Побеседуем немного по содержанию новеллы:

1. Как называлась гора, на вершине которой сидели главные герои?

2. Перечислите названия 12 островов, о которых идёт речь.

3. Мальстрём - это ?

4. С какой целью рассказчик со своими братьями отправлялся на паруснике в море?

9. Как спасся от гибели рассказчик?

10. Какое сравнение используется в новелле для описания волос героя, которые впоследствии стали совершенно седыми?

11. В чём, по вашему мнению, заключается особая притягательность этой новеллы писателя?
12. Какие повороты сюжета, приёмы построения текста, изображения происходящего держат читателя в напряжении? (работа с текстом, комментированное чтение эпизодов)
13. Какие чувства, мысли, ассоциации возникали у вас при чтении новеллы?
Учитель: Поработаем немного письменно и запишем в тетрадь характеристику психологического состояния героя в тот момент, о котором он вспоминает. Кто готов прочитать? (ученики устно представляют свои характеристики психологического состояния героя, дополняют ответы друг друга)

Учитель: Прекрасно! Если бы я предложила вам нарисовать водоворот Мальстрем. Какие краски вы бы использовали? Почему?

Учитель: Давайте вспомним основные части композиции произведения.

(экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка)
Выделим в новелле все элементы сюжета.

Какие эпизоды можно считать завязкой, кульминацией и развязкой?

Рефлексия.

Учитель:

Какое впечатление у вас осталось о новелле “Низвержение в Мальстрём”?

Появилось ли желание прочитать другие произведения Эдгара По?

Как вы думаете, с чем это связано?

Остались ли у вас какие-то вопросы по сегодняшнему уроку?

Благодарю каждого за плодотворную работу на уроке!
Д/з Подготовить пересказ кульминационного момента новеллы от лица слушателя этой истории.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект урока "Изучение одежной фурнитуры в 8 классе"

С терминологией ручных работ обучающиеся впервые знакомятся в 5 классе. "Пришить"- значит  прикрепить фурнитуру, отделку на изделию стежками постоянного назначения. Урок, посвященный назна...

Конспект урока "Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней" (5 класс)

Конспект урока "Изучение Вселенной от Н.Коперника до наших дней" разработан по требованиям ФГОС....

Конспект урока -изучение произведения И.С.Тургенева "Бежин луг"

расширить знания учеников о личной и творческой биографии Тургенева; познакомить с историей цикла «Записки охотника»; совершенствовать навыки анализа текста....

Конспект урока «Изучение элементов техники в спортивной игре «Баскетбол».

1. Изучение элементов техники нападения быстрым прорывом.2. Совершенствование техники ведения мяча.3. Совершенствование техники ловли и передачи мяча двумя руками от груди, одной рукой от плеча, с отс...

Конспект урока изучения нового материала по алгебре и началам анализа в 10 классе по теме "Иррациональные уравнения".

Применение системно-деятельностного подхода при изучении нового материала на уроках алгебры....

План-конспект урока изучения нового. Частица 6 класс.

Тема: «Частица» Цели: Обучающая : Знакомство с определением частицы, формирование первоначальных знаний роли частиц в речи, их значении и правописании. Развивающая : Развитие коммуникативн...