Серебряный век поэзии. 11 класс
учебно-методический материал по литературе (11 класс)

Трушова Елена Алексеевна

Опорный конспект-план по теме "Серебряный век поэзии" содержит краткий теоретический комментарий, признаки трех основных модернистких направлений, задание по текстам стихотворений на определение принадлежности к соответствующему направлению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл serebryanyy_vek_poezii.docx27.7 КБ

Предварительный просмотр:

Серебряный век русской поэзии

Серебряный век – период в истории русской художественной культуры конца 19 – начала 20 в.в. Понятие «серебряного века» восходит к античным писателям Гесиоду и Овидию, у которых оно фигурирует как обозначение эпохи древней истории, занимающей промежуточное положение между «золотым веком» и «железным веком».

В 1900-е годы термин «серебряный век» первым употребил Н.А.Бердяев в отношении поэзии В.Я.Брюсова, К.Д.Бальмонта, А.А.Блока, Вяч. И.Иванова, Андрея Белого, эпоха которых, по его мнению, сменила «золотой век» А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Е.А.Баратынского, К.Н.Батюшкова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. В дальнейшем термин приобрёл расширительное толкование и вобрал в себя разнообразные эстетические явления 1900-х и 1910-х.

Понятие «Серебряный век»  введено в 1933г. Н.А.Оцупом (парижский журнал русской эмиграции «Числа»).

Временные рамки Серебряного века обозначены условно: с конца 1890 до 1917 года, хотя затухание культуры данного периода  продолжается вплоть до 1920г.

 Особенностью Серебряного века  можно назвать обилие талантов и многообразие художественных поисков в разных областях искусства.

2. Это время можно назвать кризисным, так как прежние духовные и нравственные ориентиры жизни утратили свою ценность, а новые еще не найдены. Человек этой эпохи чувствует беспокойство перед надвигающейся катастрофой.

Для него характерно ощущение катастрофы, апокалиптичность сознания человека, приравнивание Бога и дьявола, вера в могущество искусства как важнейшей формы изменения сознания. Роль поэта приравнивается к роли мессии, теурга ( Божество). Цель искусства, назначение поэта, идея исторического пути России – вот вопросы, волнующие деятелей Серебряного века. В центре пристального внимания поэтов  Серебряного века –Пушкин, Достоевский,Ф.Ницше, Шопенгауэр.

Декадентство  -  явление в культуре рубежа веков, отмеченное отказом от гражданственности,  пессимистическими настроениями  и погружением в сферу индивидуальных переживаний. Декадентство – это не литературное направление, а скорее настроения, отражающиеся в имидже и поведении многих деятелей культуры данного периода.

Модернизм  - художественно-эстетическая система, сложившаяся в нач. ХХ века, литературное направление, пришедшее на смену реализму.

Культурная жизнь России Серебряного века отличалась богатством и изобилием художественных событий. В искусстве этого периода широко использовалась стилизация, заимствование приёмов и форм фонда мировой художественной литературы. Мастера Серебряного века выдвинули идею «жизнестроения». По их убеждению, искусство, преображающее человека, должно было преобразовать жизнь.

ПРИЗНАКИ модернистского течения:

  1. Общность творческих и духовных концепций, отраженных в манифесте модернистского течения.
  2. Литературные кафе, салоны, объединившие приверженцев идеи течения в литературе СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА.
  3. Рождение каждого из течений обусловлено спором с остальными течениями в литературе Серебряного века.

Центральными литературными явлениями Серебряного века стали поэзия символизма, акмеизма и футуризма, имажинизма, а культурными символами эпохи – собрания на «башне» Вяч. Иванова («ивановские среды»), артистические и литературные кабаре, «Привал комедиантов», «Бродячая собака», пародийные представления «Летучей мыши» и «Кривого зеркала» и др.

Представители литературных направлений

Старшие символисты: В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Ф.К. Сологуб и др.

Мистики—богоискатели: Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Н. Минский.

Декаденты—индивидуалисты: В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Ф.К. Сологуб.

Младшие символисты: А.А. Блок, Андрей Белый, В.И. Иванов и др.

Акмеизм: Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, С.М. Городецкий, О.Э. Мандельштам, М.А. Зенкевич, В.И. Нарбут.

Кубофутуристы: Д.Д. Бурлюк, В.В. Хлебников, В.В. Каменский, В.В. Маяковский, А.Е. Крученых.

Эгофутуристы: И. Северянин, И. Игнатьев, К. Олимпов, В. Гнедов.

Группа "Мезонин поэзии": В. Шершеневич, Хрисанф, Р. Ивнев и др.

Объединение "Центрифуга": Б.Л. Пастернак, Н.Н. Асеев, С.П. Бобров и др.

Задание 1: Впишите в таблицу фразы из деклараций этих направлений:

- «содержание – это слепая кишка искусства»

- «прекрасная ясность»

- «веяние идеальной человеческой культуры»

 

символизм

акмеизм

футуризм

Философская основа

Идеалистическое учение философа и поэта В.Соловьёва о Вечной Женственности, Душе Мира. Реальный мир – «иллюзия», «мнимый», его нет. Настоящая реальность – гармоничный мир Вечной Женственности. Он есть.

Взгляды Н.Гумилёва.

Манифест «Пощёчина Общественному вкусу» (1912г.)

«Бросить с корабля современности Пушкина…», то есть отказаться от классического наследия и создать новое искусство площадей и масс

Революционная –заставить мир измениться путём эпатажа, скандала.

Отношение к миру

Интуитивное постижение мира, противопоставление “пошлому” реализму. Во всём: в замысле, в содержании, построении, языке – Тайна.

Мир познаваем.

Настоящий мир – «вещный»: реальный, живой, звучащий, красочный.

Мир надо переделать. Отрицание всех общепризнанных культурных ценностей. Настоящий мир – Будущее, потому что настоящий мир современного капиталистического города бессмыслица, грязь, уродство. Во всём бессмысленность.

Роль поэта

Поэт – пророк разгадывает тайны бытия, слова. Лозунг “искусство для искусства”.

Поэт возвращает слову простоту. Главное в творчестве – безупречный эстетический вкус и красота слова.

Поэт разрушает старое.

Непонятность, грубость, неэстетичность.

Отношение к слову

Слово и многозначно, и символично. Язык символов. Символ – это знак, соединяющий два мира: реальный мир с миром Вечной Красоты.

Слово многосмысленное: «розы вечерние».

  1. Четкая определенность слова.  Каждое слово должно быть наполнено конкретным, простым, «вещным» содержанием: «луч оконный». «Бороться за нашу планету Землю» (С.Городецкий): заставить радостно «любоваться бытием» - миром простых вещей.

Свобода в обращении со словом. Смелые эксперименты в стихосложении и словообразовании. Каждое слово должно быть из языка «безъязыкой улицы» - необычное, раздражающее; «самовитое», т. е. абсолютно свободное, самодостаточное,

изобразительное: «соломорезка» (война).

Особенности формы

Намеки, иносказания. Музыкальность стиха. Почувствовать зов Мировой души с помощью «сверхчувственного прозрения», услышать музыку «мирового оркестра», донести их так красиво, чтобы наступило Царство Гармонии. Распредмечивание мира, сплошной туман и бездна.

Конкретная образность. Опредмечивание мира.

Обилие неологизмов, искажение слов.

Неологизмы, новый «растрёпанный» синтаксис (предложения без знаков препинания, строчки лестницей).

Задание 2. Определите по фрагменту отнесенность автора стиха к литературному направлению (символизм, акмеизм, футуризм):

А. Нам свежесть слов и чувства простоту

Терять не то ль, что живописцу – зренье,

Или актёру – голос и движенье,

а женщине прекрасной – красоту?

Б. Довольно грошовых истин.

Из сердца старое вытри.

Улицы – наши кисти.

Площади – наши палитры.

В. …И всем казалось, что радость будет,

Что в тихой гавани все корабли,

Что на чужбине  усталые люди

светлую жизнь себе обрели

Задание 3. Выпишите из текста стиха приметы принадлежности к литературному направлению модернизма:

А. Белый  Идеал

Я плакал безумно, ища идеал…
Я струны у лиры в тоске оборвал…
О, где же ты, счастье!.. Цветок кровяной
Беззвучно качнулся, поник надо мной…
Обход совершая, таинственный гном
Внезапно меня осветил фонарем
И, видя горючие слезы мои,
Сказал: Как смешны мне страданья твои…
Но я отвернулся от гнома, молчал…
И он, одинокий, свой путь продолжал.

Велимир Хлебников

Немь лукает луком немным
В закричальности зари.
Ночь роняет душам темным
Кличи старые «Гори!».
Закричальность задрожала,
В щит молчание взяла
И, столика и стожала,
Боем в темное пошла.
Лук упал из рук упавном,
Прорицает тишина,
И в смятении державном
Улетает прочь она.

Задание 1. Определите по фрагменту отнесенность автора стиха к литературному направлению (символизм, акмеизм, футуризм):

А. Нам свежесть слов и чувства простоту

Терять не то ль, что живописцу – зренье,

Или актёру – голос и движенье,

а женщине прекрасной – красоту?

Б. Довольно грошовых истин.

Из сердца старое вытри.

Улицы – наши кисти.

Площади – наши палитры.

В. …И всем казалось, что радость будет,

Что в тихой гавани все корабли,

Что на чужбине  усталые люди

светлую жизнь себе обрели

Задание 1. Определите по фрагменту отнесенность автора стиха к литературному направлению (символизм, акмеизм, футуризм):

А. Нам свежесть слов и чувства простоту

Терять не то ль, что живописцу – зренье,

Или актёру – голос и движенье,

а женщине прекрасной – красоту?

Б. Довольно грошовых истин.

Из сердца старое вытри.

Улицы – наши кисти.

Площади – наши палитры.

В. …И всем казалось, что радость будет,

Что в тихой гавани все корабли,

Что на чужбине  усталые люди

светлую жизнь себе обрели

Задание 1. Определите по фрагменту отнесенность автора стиха к литературному направлению (символизм, акмеизм, футуризм):

А. Нам свежесть слов и чувства простоту

Терять не то ль, что живописцу – зренье,

Или актёру – голос и движенье,

а женщине прекрасной – красоту?

Б. Довольно грошовых истин.

Из сердца старое вытри.

Улицы – наши кисти.

Площади – наши палитры.

В. …И всем казалось, что радость будет,

Что в тихой гавани все корабли,

Что на чужбине  усталые люди

светлую жизнь себе обрели

Задание 1. Определите по фрагменту отнесенность автора стиха к литературному направлению (символизм, акмеизм, футуризм):

А. Нам свежесть слов и чувства простоту

Терять не то ль, что живописцу – зренье,

Или актёру – голос и движенье,

а женщине прекрасной – красоту?

Б. Довольно грошовых истин.

Из сердца старое вытри.

Улицы – наши кисти.

Площади – наши палитры.

В. …И всем казалось, что радость будет,

Что в тихой гавани все корабли,

Что на чужбине  усталые люди

светлую жизнь себе обрели

Задание 1. Определите по фрагменту отнесенность автора стиха к литературному направлению (символизм, акмеизм, футуризм):

А. Нам свежесть слов и чувства простоту

Терять не то ль, что живописцу – зренье,

Или актёру – голос и движенье,

а женщине прекрасной – красоту?

Б. Довольно грошовых истин.

Из сердца старое вытри.

Улицы – наши кисти.

Площади – наши палитры.

В. …И всем казалось, что радость будет,

Что в тихой гавани все корабли,

Что на чужбине  усталые люди

светлую жизнь себе обрели

Задание 1. Определите по фрагменту отнесенность автора стиха к литературному направлению (символизм, акмеизм, футуризм):

А. Нам свежесть слов и чувства простоту

Терять не то ль, что живописцу – зренье,

Или актёру – голос и движенье,

а женщине прекрасной – красоту?

Б. Довольно грошовых истин.

Из сердца старое вытри.

Улицы – наши кисти.

Площади – наши палитры.

В. …И всем казалось, что радость будет,

Что в тихой гавани все корабли,

Что на чужбине  усталые люди

светлую жизнь себе обрели


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы по поэзии Серебряного века 11 класс

Данная работа поможет учителю познакомить учащихся с модернистскими течениями  в поэзии конца 19 – начала 20 века , показать, в чем особенности творчества современников «серебряного века» ....

План-конспект урока литературы "Поэзия Серебряного века" (11 класс)

Тема урока: «НАПРАВЛЕНЧЕСКИЙ»АНАЛИЗ ЛИРИЧЕСКОГО СТИХОТВОРЕНИЯ. ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ.Цели урока:nактуализация знаний и приёмов, полученных ранее;nовладение новыми приёмами анализа поэтиче...

Урок в форме литературно-музыкального салона по поэзии Серебряного века. 11 класс

Цели: Показать разнообразие художественных индивидуальностей поэзии Серебряного века.Расширить представление обучающихся о творчестве поэтов Серебряного века.Пробудить интерес к творчеству поэтов Сере...

Урок литературы по поэзии Серебряного века (поэзия А. Ахматовой и Н. Гумилева)

Урок содержит материал для выступления учащихся ( небольшая композиция из стихотворений А. Ахматовой и Н. Гумилева, выстроенная таким образом, что читающие стихи учащиеся должны обращаться друг к друг...