Урок-игра по сказке М.М. Пришвина «Кладовая солнца»
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Шашлова Светлана Ивановна

Технологическая карта урока литературы в 6 классе с презентацией

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы

в 6 классе

«Где дружба и совет – там и свет».

 Урок-игра по сказке  М.М. Пришвина «Кладовая солнца»

Разработчик:

учитель русского языка и литературы

МКОУ Барлукская СОШ

Шашлова Светлана Ивановна

2020 г.

Урок-игра по сказке  М.М. Пришвина «Кладовая солнца»

Цели:

Социокультурный аспект – формирование эмоционально-ценностного отношения к произведениям русской литературы.

Развивающий аспект – развитие способности к анализу и систематизации полученных знаний.

Воспитательный аспект – формирование мотивации к самореализации в творчестве, формирование потребности к коллективному творчеству, сотрудничеству.

Учебный аспект  - совершенствование умение анализировать текст художественного произведения, давать характеристику герою, его поступкам.

Здоровьесбережение: физ.пауза  предполагается.

Формируемые УУД

Регулятивные УУД:

-  принимать учебную задачу;

-планировать необходимые действия, результаты, действовать по плану;

-контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;

-анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата;

-адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Познавательные  УУД:

-извлекать необходимую информацию из различных источников;

-осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения;

-устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы.

Коммуникативные УУД.

-участвовать в продуктивном диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

- аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений, соблюдая правила речевого этикета;

- строить монологические и диалогические высказывания;

- сотрудничать в совместном решении проблемы.

Тип урока: комбинированный

Оборудование и материалы: Проектор, компьютер. Черный ящик: компас, хлеб, ружье, деревянная посуда. Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Часть 1. / Автор-составитель: Коровина В.Я., М.: Просвещение, 2016 г.

Межпредметные связи: русский язык, география, биология, ОБЖ, изобразительное искусство.

Методы и приёмы: кластер, составление  словесного  портрета, конструирование высказываний, личные ассоциации, составление алгоритма, составление телеграммы.

Педагогические технологии: развитие критического мышления,  информационно-коммуникативные технологии, здоровьесберегающие технологии, медленное чтение, составление мини-проектов.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Организационно-мотивационный

(1 мин)

Приветствие, настрой на работу, включение в деятельность.

-Здравствуйте, юные читатели! Я рада вас видеть.  Улыбнитесь друг другу.

Вас ждёт удивительный мир литературы.

Слушают учителя, приветствуют друг друга.

В сфере личностных УУД у учащихся формируется внутренняя позиция, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы.

Целеполагание . (1 мин.)

Задаёт вопросы. Подводит итог беседы и ставит цель урока.

-Как называется рассказ, который мы прочитали на прошлом уроке?

-Почему рассказ так называется?

-Как вы понимаете пословицу «Где дружба и совет – там и свет»? Сформулируйте тему нашего урока.

-Мир литературы огромен. Разобраться в произведениях  порой очень трудно.

-Мне хотелось бы, чтобы каждый из вас на этом уроке открыл для себя что-то новое, интересное.

-А чтобы открыть что-то новое в рассказе, что вы  должны были  сделать?

- В какую ситуацию попадает главный герой?

-Благодаря чему он выжил на болоте?

-Вы оказывались в такой ситуации, а могли бы оказаться?

-Какой вопрос всегда встаёт перед человеком, попавшим в трудную ситуацию?

-Чтобы ответить на этот вопрос и проанализировать рассказ, мы отправимся в экспедицию. Что это такое?

-Это поездка, отправка группы лиц, отряда с каким-нибудь специальным заданием. Экспедиция может быть научная, спасательная, военная. Мы отправимся с вами в литературную  экспедицию. Как  её назовём?

Слушают учителя, сопоставляют фрагменты, отвечают на вопросы учителя, выдвигают предположения. Осуществляют самоконтроль понимания цели урока.

-Рассказ М. М. Пришвина «Кладовая солнца»

Дети предлагают свои варианты.

В сфере регулятивных  УУД учащиеся овладевают всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия.

В сфере познавательных УУД  учащиеся учатся искать информацию.

В сфере коммуникативных УУД  учащиеся приобретают умения организовывать и осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценивать и точно выражать свои мысли.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.          (5 мин.)

Организует фронтальную беседу.  Даёт задания группам, организует работу учащихся, задаёт вопросы.

-Что сначала мы должны составить?

-Мы уже знаем путь следования Митраши.  Составим маршрут  в виде кластера (В центре слово «Маршрут»)

-Маршрут готов.

Участвуют в беседе по содержанию текста: отвечают на вопросы, слушают учителя и одноклассников.

-Маршрут.

Дети, комментируя, располагают на доске картинки с изображением мест, где побывал герой и предметов, с которыми встречался.

(Село, развилка, слабенькая тропа, Блудово болото, клюква, Травка, ружьё, Серый Помещик, спасение).

В сфере личностных УУД – стремление участвовать в творческом, созидательном процессе.

В сфере регулятивных  УУД учащиеся анализируют выбор учебного действия для достижения планируемого результата;

В сфере познавательных УУД учащиеся учатся искать информацию.

Работа в группах (6 мин)

Организует работу учащихся в группах.

- Для проведения игры мы разделились  на 2 команды: команда Насти («золотые курочки на высоких ножках») и команда Митраши («мужички в мешочке)

Скажите, какому жанру относится произведение «Кладовая солнца»? Что такое рассказ?

 «Представь героя».

Задание: Описать внешность, характер, человеческие качества героя. Чем герой понравился?

А как автор относится к своим героям?

Работают в группах, организуют совместную деятельность. Представляют результаты своей работы

-Рассказ.

-Небольшое прозаическое произведение о случае из жизни одного героя.

Примерный ответ: «Настя была, как золотая курочка на высоких ножках… Веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх». Настя стройная, высокая девочка. Золотая курочка нежнее, ласковее, мягче брата. Настенька быстрая, подвижная, домашняя работа горит у нее в руках. Она внимательна, умна, умеет успокоить «хозяина», ласково маленькой ручкой оглаживая его по широкому затылку. Она, как бывало ее мать, встает еще засветло, управляется со скотиной, готовит еду. Она бережно хранит образ матери и старается во всем ей подражать (цитата из текста: «Точно так же, как и покойная мать, Настя вставала далеко до солнца, в предрассветный час, по трубе пастуха. С хворостиной в руке выгоняла она свое любимое стадо и катилась обратно в избу. Не ложась уже больше спать, она растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед и так хлопотала по хозяйству до ночи»)

Примерный ответ: Митраша был мальчик упрямый и сильный, «мужичок в мешочке», как называли его между собой учителя в школе. «Мужичок в мешочке» тоже был в золотых веснушках, а носик его чистенький тоже, глядел вверх. Митраша суровее сестры. У него отцовский задор и привычка «хорохориться» и повторять забавно-угрюмое «Вот еще!». От отца он перенял и мужицкую трудовую хватку, и бондарное ремесло, кормившее семью, и общественную активность – заботу не только о семье, но и обо всем крестьянском мире (цитата из текста: «Митраша выучился у отца делать деревянную посуду: бочонки, шайки, лохани. У него есть фуганок, ладило длиной больше чем в два его роста. И эти ладилом он подгоняет дощечки одну к другой, складывает и обдерживает железными или деревянными обручами. Но, кроме бондарства, на нем лежит и все мужское хозяйство и общественное дело. Он бывает на всех собраниях, старается понять общественные заботы и, наверное, что-то смекает»).

Примерный ответ: Автор описывает детей с большой любовью и нежностью. Он называет их умненькими детишками, очень милыми,  нашими любимцами. При описании внешности он использует слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: детишки, носик, чистенький, сравнения: «золотая курочка на высоких ножках», «мужичок в мешочке». Повторение эпитета «золотой» напоминает о солнце – символе тепла и жизни.

В сфере личностных УУД - формирование мотивации учебной деятельности, личной ответственности, развитие познавательных интересов, чувства взаимопомощи.

 

В сфере регулятивных  УУД - формирование всех типов учебной деятельности, направленных на организацию своей работы, умение планировать деятельность и действовать по плану, умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности.

В сфере познавательных УУД — умение сравнивать данные, находить отличия.

В сфере коммуникативных УУД — учиться договариваться, находить общее решение, уметь аргументировать свое предложение, убеждать и уступать, понимать позицию других людей.

Применение полученных знаний (15 мин)

Организует деятельность учащихся.

Задание «Черный ящик»

- Угадайте, какой предмет лежит в «черном ящике».

  1. Чудесная, по мнению Митраши, вещь, необходимая в любом походе или прогулке по лесу, так как всегда поможет найти дорогу к дому. Досталась ему от отца. (Компас)
  2. В ящике находится изделие юного умельца Митраши (Какой-нибудь предмет деревянной посуды: бочонок, ложка, чашка и т. д.)
  3. Предмет, с помощью которого Митраша сумел удержаться на поверхности болота, упираясь на него (Ружье)
  4. «Муравка, Муравка, я дам тебе…!»- крикнула ей Настя. Что предлагала Настя Травке? (Хлеб)

Физкультминутка. (3 мин)

 Закройте глаза, послушайте описание болота  (читает учитель).  Назовите эпитеты и сравнения. «Лет двести тому назад ветер-сеятель принес два семечка в Будово болото: семя сосны и семя ели. Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня… С тех пор уже лет, может быть,  двести эти ель и сосна вместе растут. Их корни с малолетства сплелись, их стволы тянулись вверх рядом к свету, стараясь обогнать друг друга. Деревья разных пород боролись между собой корнями за питание, сучьями за воздух и свет. Поднимаясь все выше, толстея стволами, они впивались сухими сучьями в живые стволы и местами насквозь прокололи друг друга. Злой ветер, устроив деревьям такую несчастную жизнь, прилетал сюда иногда покачать их. И тогда деревья так стонали и выли на все Блудово болото, как живые существа, что лисичка, свернувшаяся на моховой кочке в клубочек, поднимала вверх свою острую мордочку. До того близок был живым существам этот стон и вой сосны и ели, что одичавшая собака в Блудовом болоте, услыхав его, выла от тоски по человеку, а волк выл от неизбывной злобы к нему»

Конкурс инсценировок. В качестве домашнего задания каждой команде нужно было подготовить инсценировку фрагмента из произведения.

Инсценировка для команды Насти: «Ссора брата и сестры»

Митраша: Нам надо по этой тропе на север идти.

Настя: Это не тропа!

Митраша: Вот еще! Люди шли, - значит, тропа. Нам надо идти на север. Идем, и не разговаривай больше.

Настя: Смотри, какая плотная моя тропа, тут все люди ходят. Неужели мы умнее всех?

Митраша: Пусть ходят все люди! Мы должны идти по стрелке, как отец нас учил, на север, к палестинке.

Настя: Отец нам сказки рассказывал, он шутил с нами, и, наверное, на севере вовсе нет никакой палестинки. Очень будет даже глупо нам по стрелке идти: как раз не  на  палестинку, а в самую Слепую елань угодим.

Митраша:  Ну, ладно. Я с тобой больше спорить не буду: ты иди по своей тропе, куда все бабы ходят за клюквой, я же пойду сам по себе, по своей тропке, на север.

Учитель: Чем закончился этот спор? Кто прав по-вашему?

Инсценировка для команды Митраши: «Правда Антипыча»

Геологи: Сколько тебе лет, Антипыч? Восемьдесят?

Антипыч: Мало

Геологи: Сто?

Антипыч: Много

Геологи: Антипыч, ну брось ты свои шутки, скажи нам по правде сколько тебе лет?

Антипыч: По правде я вам скажу, если вы вперед скажете мне, что есть  правда, какая она, где живет и как ее найти?

Геологи: Ты, Антипыч, старше нас, и ты, наверно, лучше нас знаешь, где правда.

Антипыч: Знаю

Геологи: Ну, скажи

Антипыч: Нет, пока жив я, сказать не могу, вы сами ищите. Ну, а как умирать буду, приезжайте, я вам тогда на ушко перешепну всю правду.

Геологи: Хорошо, приедем, а вдруг не угадаем, когда надо, и ты без нас помрешь?

Антипыч: Деточки, вы не маленькие, пора бы самим знать, а вы все спрашиваете. Ну, ладно уж, когда помирать стану и вас тут не будет, я Травке своей перешепну.

Учитель: О какой правде идет речь?  Докажите цитатой из текста («Не пора ли сказать теперь уж, как мы сами думаем о загадочных словах нашего старого лесника Антипыча, когда он обещал нам перешепнуть свою правду собаке, если мы сами его не застанем в живых? Мы думаем, что Антипыч не совсем в шутку об этом сказал. Очень может быть, тот Антипыч, как Травка его понимает, или, по-нашему, весь человек в древнем прошлом его, перешепнул своему другу собаке какую-то свою большую человеческую правду, и мы думаем: эта правда есть правда вековечной суровой борьбы людей за любовь» )

Учитель: В начале урока я говорила о том, что прозу Пришвина с полным правом можно назвать разнотравьем русского языка. «Кладовая солнца» - это не только рассказ о приключениях детей, но и рассказ о природе. И к сегодняшнему уроку вы готовили наизусть отрывки из произведения с иллюстрациями (рисунки ребят или иллюстрации на презентации)

Отвечают на вопросы учителя, выдвигают предположения.

 

В сфере личностных УУД - формирование

В сфере регулятивных  УУД учащиеся овладевают

В сфере познавательных УУД у учащиеся устанавливают причинно – следственные связи, делают выводы.

Контроль усвоения знаний. (4 мин)

Даёт задания учащимся, осуществляет консультативную помощь по мере необходимости.

- Природа – это не только пейзаж, но и звери, и птицы. Какие звери упоминаются в произведении и встретились Насте и Митраше в лесу?

А какие птицы упоминаются в произведении и встретились детям?

-Составьте проекты «Животные леса», «Птицы леса» (работают в группах, приклеивают на заготовках- рисунках леса животных и птиц, которые там водятся.)

Конкурс «Лесные голоса», или «Язык зверей и птиц»

Задание: «Переведите язык животного мира на человеческий язык».

  1. Как по-тетеревиному «солнце»? («Чуф»)
  2. Поздоровайтесь по-тетеревиному. («Ши!»)
  3. «Кра», - крикнула ворона в гнезде. Что это значит? («Берегись!»)
  4. «Дрон-тон», - крикнул сторожевой ворон. Что это значит? («Скоро будет пожива!»)
  5. «Дрон – тон!», - ответила самка. Что это значит? («Слышу и жду!»)
  6. Носатые длиннохвостые сороки начали трещать: «Дри-ти-ти! Дра-та-та!»Что это значит? («Попался!»)
  7. Что подумал заяц, услышав непонятный шум и убегая в лес? («Подальше от греха!»)
  8. Что прокричали 3 раза журавли, когда солнце погрузило как будто под землю  золотые ножки своего трона? («Спите, но помните: мы вас скоро разбудим, разбудим, разбудим!»)

Резервное задание.

Блиц-турнир

Задание: Команды по очереди должны ответить на вопросы викторины. За каждый правильный ответ получают баллы

  1. Назовите фамилию ребят. Можно ли ее считать «говорящей»? (Веселкины. Фамилию можно считать «Говорящей», потому что они были оптимистами, жили дружно и весело преодолевали трудности)
  2. Какое крестьянское хозяйство досталось ребятам? (Изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза, безыменные овцы, куры, петух Петя и поросенок Хрен)
  3. Почему детей все любили, уважали? (Они всем помогали, справлялись со своим хозяйством и были очень дружны)

  1. Какая самая сладкая клюква? (Перезимовавшая под снегом)
  2. Что взял с собой Митраша, собираясь в лес за ягодами? (Топор, манки, компас, ружье)
  3. Что такое палестинка? (Палестинка – урожайное место, слово произошло от Палестины –«земли благодатной, богоданной»)
  4. Какие 2 дерева стояли и стонали на все Блудово болото? (Ель и сосна)
  5. Какие птицы выясняли отношения рядом со спорящими братом и сестрой? (Тетерев и ворон)
  6. Что случилось после ссоры и птичьей драки? (Нашли тучи и подул сильный ветер, словно природа была недовольна)
  7. Кто и почему жил в картофельной яме возле сторожки? (Собака Травка после смерти хозяина Антипыча)
  8. Какую пословицу Антипыча забыл Митраша, когда пошел своей дорогой? (Не зная броду, не лезьте в воду)
  9. Кто такой Серый Помещик? (Волк)
  10. Что за старушки обитали в болоте? (Елочки, хилые, слабые, скрюченные)
  11. По какой примете на болоте можно отыскать человеческую тропу? (Трава белоус)
  12. Что такое Слепая елань? (Елань- омут в болоте, погибельное место, «Слепая», потому что ее не видно, она  маскируется под сухое, безопасное место)
  13. Почему Митраша не кричал, оказавшись в болоте? (Каждое движение, каждый вздох, а тем более крик еще сильнее затягивал его в трясину)
  14. Как Митраша выбрался из болота? (Его спасла собака Травка, которую он подманил к себе ласково, а потом ухватился за лапы, и она его вытащила)
  15. Почему Настя назвала собаку Муравкой, а Митраша – Затравкой? (В народных песнях молодая травка называется муравка (трава-мурава). Кличку собаки Настя не могла точно вспомнить, но то что ласковое народно-поэтическое «муравка» ей оказалось ближе, означало, что Настя вновь стала «золотой курочкой», а Митраша, сын охотника и сам начинающий охотник, зовет собаку Затравка)

 

Составляют мини-проекты, продолжают приметы, которые встречаются в рассказе.

Представляют результаты своей работы. Участвуют в обсуждении представленных материалов: отвечают на вопросы, слушают представителей других групп, задают уточняющие вопросы

Змея, заяц, лось, волк, лисичка, собака.

Тетерев, выпь, глухарь, сороки, вороны, журавль, куропатка.

В сфере личностных УУД - развитие познавательных интересов, чувства взаимопомощи.

 

сфере регулятивных  УУД - умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности.

В сфере познавательных УУД — умение сравнивать данные, находить отличия.

В сфере коммуникативных УУД — учиться договариваться, находить общее решение, уметь аргументировать свое предложение, убеждать и уступать.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (2 мин)

Объясняет структуру домашнего задания.

Составьте синквейн на тему: «Болото».

Записывают домашнее задание.

В сфере регулятивных  УУД -планирование необходимых действий, результатов.

Рефлексия

(3 мин.)

Организует процесс рефлексии

Используя конструкции для анализа, сделайте вывод.

-Мне было страшно, когда Митраша…

- Я переживал,  потому что …

-Если бы я оказался в такой ситуации …

-Не каждый  сумел бы…

-Самый волнующий момент рассказа – это …

-Меня восхищает в Насте и Митраше …

Самоконтроль процесса выполнения задания

Дети предлагают варианты законченных фраз.

В сфере личностных УУД - самоопределение, действия нравственно-этического характера. 

В сфере регулятивных  УУД - учащиеся учатся  определению последовательности высказываний с учетом конечного результата.

 В сфере познавательных УУД - учащиеся учатся строить сообщения в устной форме.

 

В сфере коммуникативных УУД — учащиеся учатся адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач

Лист наблюдений для капитана команды

Ф.И.

Оформлял проект

клеил, рисовал, писал, вырезал)

Принимал активное участие в подготовке проекта

Активно отвечал на вопросы

Готовил защиту проекта

Участие в инсценировке

Лист оценивания для  экспертов

Активное участие в составлении кластера

Ответы на вопросы

Описание героев

Проект создан и красочно

оформлен

Инсценировка

Команда Насти

Команда Митраши


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Где дружба и совет – там и свет». Урок-игра по сказке М.М. Пришвина «Кладовая солнца» Автор : Шашлова С.И. Учитель русского языка и литературы МКОУ Барлукская СОШ

Слайд 2

-Как вы понимаете пословицу «Где дружба и совет – там и свет»? Сформулируйте тему нашего урока.

Слайд 3

Маршрут Село, развилка, слабенькая тропа, Блудово болото, клюква, Травка, ружьё, Серый Помещик, спасение

Слайд 5

Назовите эпитеты и сравнения. « Лет двести тому назад ветер-сеятель принес два семечка в Будово болото: семя сосны и семя ели. Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня… С тех пор уже лет, может быть, двести эти ель и сосна вместе растут. Их корни с малолетства сплелись, их стволы тянулись вверх рядом к свету, стараясь обогнать друг друга. Деревья разных пород боролись между собой корнями за питание, сучьями за воздух и свет. Поднимаясь все выше, толстея стволами, они впивались сухими сучьями в живые стволы и местами насквозь прокололи друг друга. Злой ветер, устроив деревьям такую несчастную жизнь, прилетал сюда иногда покачать их. И тогда деревья так стонали и выли на все Блудово болото, как живые существа, что лисичка, свернувшаяся на моховой кочке в клубочек, поднимала вверх свою острую мордочку. До того близок был живым существам этот стон и вой сосны и ели, что одичавшая собака в Блудовом болоте, услыхав его, выла от тоски по человеку, а волк выл от неизбывной злобы к нему»

Слайд 6

Ели-старушки (худ. Светличная О.Г. «Старая ель») Серый помещик

Слайд 8

- Мне было страшно, когда Митраша … - Я переживал, потому что … -Если бы я оказался в такой ситуации … -Не каждый сумел бы… -Самый волнующий момент рассказа – это … -Меня восхищает в Насте и Митраше …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 6 «В» классе «Единство человека и природы в сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца».Анализ эпизода «Ель и сосна»

Вашему вниманию я предлагаю урок литературы в 6 «В» классе по теме: «Единство человека и природы в сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца».Анализ эпизода «Ель и сосна"Этот урок отн...

Урок-проект по сказке-были М.Пришвина "Кладовая солнца"

Урок литературы в 6 классе (разработка урока, презентация с творческими работами детей)...

урок по сказке-были М.М. Пришвина "Кладовая солнца"

Урок  литературы в 6 классе по теме «Пейзажная лирика русских поэтов XIXвека» Тема  соответствует требованиям Государственному образовательному стандарту 1-го поколения;  проводитс...

Анализ сказки-были М.М. Пришвина "Кладовая солнца"

Урок-презентация, завершающий изучение произведения и подготавливающий ребят к написанию сочинения по произведению....

Сказка быль М. Пришвина «Кладовая солнца».

Познакомить с биографией писателя; показать метафорический смысл сказки-были; раскрыть замысел писателя – показать связь человека с миром природы, с братьями нашими меньшими; воспитание бережного отно...

Система уроков по сказке - были Пришвина "Кладовая солнца"

Уроки содержат: загадки по тексту, интересные задания, работу с художественными средствами текста....

Презентация "Кладовая солнца" к уроку литературного чтения в 7 классе "Нравственность взаимоотношений Митраши и Насти" по сказке-были М.М.Пришвина "Кладовая солнца"

Презентация составлена в помощь учителю на уроке литературного чтения в 7 классе школы-интерната для глухих детей....