Конспект урока по литературе для 5 класса Мир фольклора
план-конспект занятия по литературе (5 класс)

Литвинова Татьяна Валентиновна
Конспект урока по литературе для 5 класса Мир фольклора. Предназначен как для закрепления знаний, так и для открытия новых знаний по теме Фольклор.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе 5 класс (к учебнику –хрестоматии для общеобразовательных учреждений. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин)

Тема урока: «Фольклор. Малые жанры фольклора. Колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки»

Цель: дать понятие о фольклоре, его особенностях, разновидностях малых жанров.

Задачи: повторить материал об устном народном творчестве, изученный ранее, продолжить работу по развитию монологической речи учащихся, научить составлять загадки самостоятельно, воспитывать чувство гордости за родную литературу.

Оборудование: сборники сказок, потешек, загадок.

Ход урока:

Учитель: Сегодня я предлагаю вам представить себя молодыми крестьянскими парнями и девчонками, живущими в 19 веке. Сейчас мы находимся в просторной светелке на деревенских посиделках.

(Повторение материала прошлого урока). Какие малые жанры фольклора вы знаете? Вспомните, заодно, что такое фольклор? (фольклор – устное народное творчество; малые жанры – это небольшие по размеру фольклорные произведения (колыбельные песни, потешки, скороговорки, загадки).

Учитель: И первый малый жанр, о котором мы поговорим –колыбельные песни.

Отметить в тетради: Колыбельная песня –песня, которой убаюкивают ребенка.

Учитель: В ней мать часто пела о том, как ей представляется будущее младенца. Это будущее обязательно заполнено трудом –в поле, лесу, в доме:

Спи, посыпай

Боронить поспевай.

Мы те шапочку купим,

Зипун сошьем,

Зипун сошьем,

Боронить пошлем

В чистые поля,

В зеленые луга

Учитель: Целый цикл колыбельных связан с житьем-бытьем домашнего кота:

Уж ты, котичка-коток,

Котик –серенький лобок,

Приди, котик ночевать,

Мою деточку качать;

Я тебе ли, коту,

За работу заплачу:

Дам кувшин я молока

Да кусочек пирога.

Уж ты ешь, не кроши,

Больше, серый, не проси.

Отметить в тетради: пестушка – короткая стихотворная приговорка матерей.

Учитель: Пестушкой сопровождают движения ребенка. Например, когда дитя проснется, его гладят по животику, приговаривая:

Потягунюшки, порастунюшки!

Роток –говорунюшки,

Руки –хватунюшки,

Ноги –ходунюшки!

Отметить в тетради: Потешка –песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, ручками и ножками ребенка.

Учитель: Кто знает потешку «Ладушки»? Давайте, вспомним и повторим вместе:

-Ладушки, ладушки!

Где были? –У бабушки!

-Что ели? –Кашку!

-Что пили? –Бражку!

-Кашка сладенька,

Бабушка добренька.

Попили-поели

И дальше полетели!

Отметить в тетради: Прибаутка –стихотворение, похожее на короткую сказочку.

Чика, чики, чикалочки!

Едет Ваня по палочке,

А Дуня на тележке –

Щелкает орешки.

Орешки каленые,

Милому дареные,

По целковому рублю,

А я милого люблю!

Физкультминутка.

Дружно встали. Раз! Два! Три!

Мы теперь- богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим,

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво;

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и ещё

Через правое плечо.

Буквой «л» расставим ноги.

Точно в танце- руки в боки.

Наклонились влево, вправо.

Получается на славу!

Учитель: Ребята, эти строки о богатырях я взяла не случайно для физкультминутки. Как вы думаете почему? (в ответах учащихся должна прозвучать информация о сказках, в которых героем были богатыри).

Отметить в тетради: Приговорка –коротенькое стихотворение, которое произносят в разных случаях. Например, с помощью приговорки спрашивают у кукушки, сколько лет жить.

Улитка, улитка,

Высуни рога:

Дам тебе пирога.

Отметить в тетради: Загадка –выражение, которое нуждается в разгадке.

Между небом и землей

Поросенок рылся

И нечаянно хвостом

К небу прицепился.

Учитель: Произведения УНТ –это богатство и украшение нашей речи. Они создавались народом и передавались из уст в уста.

Домашнее задание: Выполнить письменно задание рубрики «Обогащаем устную речь» (стр.8)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по литературе (8 класс)

разработка урока по творчеству Л.Н.Толстого...

Конспект урока по литературе 11 класс "Тема кризиса цивилизации в рассказе И.Бунина "Господин из Сан-Франциско"

Тема кризиса цивилизации в рассказе И.А.Бунина   «Господин из Сан-Франциско».   На уроке литературы  учащиеся  11 класса попытаются осмыслить Бунинскую  идею кризиса...

План-конспект урока по литературе 5 класс. Русская народная сказка «Царевна - лягушка»

Цель  урока: Знакомство с жанром сказка; подробное изучение русской народной  сказки «Царевна-лягушка»Задачи:- обучающие:  Дать понятие о типах сказок (волшебные, бытовые, сказки ...

План-конспект урока-практикума ( литература, 6 класс) по теме: «Учимся видеть метафору».

Цели  урока- углубить представление о художественных выразительных средствах поэтического языка;- раскрыть смысловое многообразие поэтической метафоры (сравнения, олицетворения); - развить э...

План – конспект урока по литературе (10 класс) по теме «Пo страницам великой жизни. Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.)»

План – конспект урока по литературе (10 класс) по теме «Пo страницам великой жизни.Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.)» с применением компьютера. Тема рассчитана на 2 часа.При подготовке ур...

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....