Литература
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Даридаева Гэрэлма Галсановна

Конспект урока по литературе на тему "Система образов в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.

Задачи: 1) раскрыть особенности системы образов помещиков в поэме; выявить роль художественной детали как средства создания образа;

2) совершенствовать умение анализировать прозаическое произведение и  литературного персонажа; развивать навыки сопоставительного анализа, умения обосновывать свою оценку прочитанного, речевые умения и навыки, приобщать к исследовательской работе.

3) воспитывать бережное отношение к духовному наследию народов как источнику формирования общей культуры человека, уважение к мнению своих товарищей.

Приемы и методы работы: анализ образов помещиков, групповая работа, анализ эпизода, аналитическая беседа, использование связей с изобразительным искусством.

Тип урока:  урок-исследование.

Оборудование: портрет писателя, рабочие тетради, иллюстрации П.Боклевского, рабочие листы, таблица с опорной схемой, видео фрагменты «Майский день, именины сердца», «Фантазии Манилова», «Встреча с коробочкой», «Сделка с Коробочкой», «Встреча с Ноздрёвым в трактире», «У Собакевича».

Ход урока

  1. Организация урока.

- Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами продолжим работу над поэмой Н.В. Гоголя «Мёртвые души». На столах у вас рабочие листы, которые будут нам помогать в течение урока, в них указаны критерии оценивания работы в группах.  А сначала проведём литературную викторину.  

 Слайд 1 (портрет Гоголя, название поэмы)

  1. Мотивация к учебной деятельности. Актуализация опорных знаний.
  1. Литературная викторина.  (Слайд 2)

- Используя цитаты из поэмы «Мёртвые души», подготовленные вашими группами дома, проведём викторину на знание текста. Вопросы задавайте по очереди.

1.О каком герое ведётся речь? Назовите имя героя поэмы «Мёртвые души».

2.Определите, жилищу какого персонажа принадлежат данные предметы.

3.Продолжите высказывание автора.

1 группа

1. О каком герое ведётся речь? Назовите имя героя поэмы «Мёртвые души».

- была награждена эпитетом «дубинноголовая» со стороны Чичикова. (Коробочка)

2. Определите, жилищу какого персонажа принадлежат данные предметы. (Манилову)

  1. «два кресла», «обтянутые просто рогожею»;
  1. Продолжите высказывание автора.

«И какой же русский не любит…»? (быстрой езды)

Варианты ответов:

а) сладко поспать после обеда;

б) быстрой езды;

в) угощения на даровщинку.

2 группа

  1. О каком герое ведётся речь? Назовите имя героя поэмы «Мёртвые души». (Манилов)

1)        убеждён в том, что «курить трубку гораздо здоровее, нежели нюхать табак»;

2. Определите, жилищу какого персонажа принадлежат данные предметы. (Коробочке)

  1. «Картины с какими-то птицами»;
  1. Продолжите высказывание автора.

« – Ну, вот тебе постель готова, – сказала хозяйка. – Прощай, батюшка, желаю покойной ночи. Да не нужно ли что? Может, ты привык, отец мой, чтобы кто-нибудь… Покойник без этого не засыпал». Что же предложила Коробочка Чичикову, без чего не засыпал её покойный супруг? (чтобы кто-нибудь почесал на ночь пятки)

Варианты ответов: 

а) чтобы кто-нибудь почесал на ночь пятки;

б) чтобы кто-нибудь почитал на ночь сказку;

в) чтобы кто-нибудь пропел колыбельную.

3 группа

1. О каком герое ведётся речь? Назовите имя героя поэмы «Мёртвые души». (Чичиков)

  1. «если поворотится и станет боком, то очень сдаёт на портрет Наполеона»;
  1. Определите, жилищу какого персонажа принадлежат данные предметы. (Собакевичу)

1)        «стол, кресла, стулья – всё было самого тяжёлого и беспокойного свойства»;

3.Продолжите высказывание автора.

Как известно Манилов мечтал «следить какую-нибудь этакую науку, чтобы этак

      расшевелило душу, дало бы, так сказать…» Продолжите фразу героя. (паренье этакое)

Варианты ответов: 

а) паренье этакое;

б) всеобщее восхищение;

в) практический результат.

4 группа

1. О каком герое ведётся речь? Назовите имя героя поэмы «Мёртвые души». (Ноздрёв)

      1) имел «странную страсть» «нагадить ближнему, иногда без всякой причины»;

  1. Определите, жилищу какого персонажа принадлежат данные предметы. (Плюшкину)

1)        «люстра, в холстинном мешке, от пыли сделавшаяся похожей на шёлковый кокон»;

3.Продолжите высказывание автора.

«В первую минуту разговора с ним, – читаем в поэме о Манилове, – не можешь не сказать: «Какой приятный и добрый человек!» В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь…» Какие же слова просились на язык у автора?  («Чёрт знает что такое!»)

Варианты ответов: 

а) «Чёрт побери!»;

б) «Чёрт знает что такое!»;

в) «Ты не прав».

  1. Определение темы урока. Целеполагание.
  1. Проблемная ситуация. (Слайд 3)

-Посмотрите на предметы, которые я принесла на урок. С чем или с кем они у вас ассоциируются? (на слайде)

Собака – Ноздрёв

Карина с птицами – Коробочка

Женский колпак – Плюшкин

Книжка с закладкой – Манилов

Дрозд в клетке – Собакевич

- Как вы думаете, о ком пойдет речь на сегодняшнем уроке?

- Сформулируйте тему урока. Запишите её в тетрадь. (Слайд 4)

«Система образов в поэме Н.В. Гоголя «» Мёртвые души»

  1. Работа с эпиграфом.

– Прочитайте эпиграф к уроку. (Слайд 5)

Они все даром бременят землю…

Герои мои не злодеи, прибавь я только одну добрую черту любому из них, читатель бы помирился с ними всеми…

                                                            Н.В.Гоголь

- Сформулируйте цель урока. (Слайд 6)

Раскрыть особенности системы образов помещиков в поэме.

  1.  Слово учителя.

- Сегодня мы будем работать над системой образов помещиков – «расточителей» и «накопителей».  Каждому помещику посвящена отдельная глава, они представляют лицо помещичьей России.  Последовательность появления героев неслучайна: почему? мы узнаем позже.

  1. Применение умений и навыков.
  1. Повторение теории литературы.

-

- Что такое система образов? (Слайд 7)

(Система образов - совокупность литературных героев в художественном произведении, их взаимодействие между собой, а также их роль в сюжете произведения и раскрытии авторского замысла)

- Кто стоит в центре системы образов в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»? (В центре повествования поэмы – крепостническая Русь, страна, в которой вся земля с ее богатствами, ее народ принадлежали правящему дворянскому классу.)

- Что такое деталь? Какова роль детали в произведении? (Слайд 8,9)

(Художественная деталь - компонент предметной выразительности, выразительная подробность в литературном произведении, имеющая значительную смысловую эмоциональную нагрузку)

 Роль художественной детали:

  • С помощью детали писатель выделяет событие, художественный образ, явление из ряда подобных.
  • Деталь является средством психологической характеристики героя, помогает раскрыть внутренний мир персонажа.
  • Деталь характеризует данный факт действительности.
  • Деталь внешне точно, бесстрастно, объективно изображает предмет или явление.
  • Деталь выступает в роли символа. 

- Какие сатирические приемы использует Гоголь при изображении помещиков?

(Гоголь использует говорящие фамилии. В описании различных помещиков присутствует своеобразное чередование: расхититель – накопитель. Сатира Гоголя часто окрашена иронией. Смех Гоголя кажется добродушным, но он никого не щадит. Ирония помогла автору говорить в подцензурных условиях то, о чем говорить прямо было невозможно. Ирония - характерный элемент гоголевской сатиры.) 

  1. Работа в группах над образами персонажей.

а) Постановка проблемного вопроса, определенного при постановке целей: (Слайд 10)

- Почему свой объезд помещиков Чичиков начинает с Манилова, а заканчивает Плюшкиным?

- «Чем более я обдумываю мое сочинение,- писал Н.В. Гоголь по поводу «Мертвых душ», - тем более видел, что не случайно следует мне взять характеры, какие попадутся, но избрать одни те, на которых заметней и глубже отпечатались истинно русские, коренные свойства наши».

- Подробный план работы каждой группы смотрите на рабочих листах. Составьте в тетрадях кластер, характеризующий  заданного персонажа, по ходу нашей работы.

- Точнее представить образы героев вам помогут иллюстрации крупнейшего русского художника-иллюстратора Петра Михайловича Боклевского.  (которые пополняются по мере работы групп и развешиваются, образуя лестницу, ведущую вниз)

1 ГРУППА. Работа над 2 главой. Выявление особенностей образа Манилова в системе образов поэмы, выявление «истинно русских, коренных свойств наших», выявление роли художественной детали как средства создания образа.

2 ГРУППА. Работа над 3 главой. Выявление особенностей образа Коробочки в системе образов поэмы, выявление «истинно русских, коренных свойств наших», выявление роли художественной детали как средства создания образа.

3 ГРУППА. Работа над 4 главой. Выявление особенностей образа Ноздрева в системе образов поэмы, выявление «истинно русских, коренных свойств наших», выявление роли художественной детали как средства создания образа.

4 ГРУППА. Работа над 5 главой. Выявление особенностей образа Собакевича в системе образов поэмы, выявление «истинно русских, коренных свойств наших», выявление роли художественной детали как средства создания образа.

б) Образ Манилова (1 группа) (Слайд 11) Видео «Майский день, именины сердца» (Вопросы по образам можно использовать выборочно)

  - Почему первому Чичиков решил нанести визит Манилову? (потому что хотел купить именно у него по дешевой цене мертвые души).

- Какие выводы можно сделать о характере Манилова из описания его усадьбы,  дома, приема гостей?

- Какое отношение, по-вашему, имеет к характеру обладателя фамилия «Манилов»?

- Как прошлое Манилова освещает его характер?

- О чем Манилов мечтает? В чем пустота размышлений Манилова? Видео «Фантазии Манилова».

- О чем идет дообеденный приятный разговор?

- О какой черте характера говорят употребляемые им слова, не имеющие смыслового значения: «этакий», «знаете», «так сказать», «в некотором роде»?

- Прочитайте отрывок диалога, который характеризует Манилова как  человека    несостоятельного, пустого, не знающего, что происходит в его хозяйстве.

- Что свидетельствует о полном непонимании помещиком Маниловым своих обязанностей?

- Какой  прием использует Гоголь в этом диалоге? Какова его функция?

- По каким деталям можно судить о положении, жизни и быте  крепостных крестьян   Манилова?

- Как Манилов отнесся к покупке Чичиковым мертвых душ? Какой художественный прием   использует Гоголь, описывая разговор Манилова и Чичикова?

- Зачем Манилов заменяет слово «продажа» другим?

- Что же можно сказать о Манилове? Прочитайте, что у вас получилось.

(Манилов – пустая душа, слащавый, льстивый, бесхозяйственный, гостеприимный, любящий)

в) Образ Коробочки(2 группа) (Слайд 12) Видео «Встреча с Коробочкой»

- Какой прием был оказан случайному гостю Чичикову, заблудившемуся ночью   близ  деревеньки Настасьи Петровны Коробочки?

- Какой фазой Гоголь показывает типичность Коробочки?

- О чем говорят фамилии соседей Коробочки?

- Проснувшись утром, Чичиков огляделся. Давайте мы вместе с ним проследим предметно-бытовые детали текста.

- Какое значение для характеристики Коробочки имеет портрет Кутузова на стене ее комнаты?

- Объясните обилие «птичьей» символики в главе о Коробочке.

- Проследите, как изменилось поведение Чичикова по сравнению с тем, каков он был с   Маниловым? Как он говорит с Коробочкой? Какие слова и выражения употребляет?   Почему?

- Что особенно характерно для речи Коробочки? Чем ее манера отличается от манеры Манилова?

- Покажите, как в речи помещицы проявляется ее тупость, осторожность, суеверие?

- Какой вывод можно сделать о характере Коробочки в результате наблюдений над ее  языком?

- Почему Коробочка приняла Чичикова за заседателя?

- Из каких соображений Коробочка не соглашается на сделку? Какие доводы она приводит?  Почему они смешны? Видео «Сделка с Коробочкой»

- Как Чичиков заставляет Коробочку согласиться продать мертвых крестьян?

- Гоголь, прощаясь с Коробочкой, восклицает: «Коробочка ли, Манилов ли, хозяйственная ли   жизнь или нехозяйственная – мимо них!» Как вы понимаете эти слова Гоголя?

(Коробочка – хозяйственная, накопительница, мёртвая душа, дубиноголовая, бестолковая)

г) Образ Ноздрёва(3 группа) (Слайд 13) Видео «Встреча с Ноздрёвым в трактире»

- Зачем в начале главы автор помещает рассуждения о людях с аппетитом?

- Почему встреча Чичикова и Ноздрева произошла в трактире?

- Назовите отличительные черты Ноздрева.

-Что говорит, несмотря на здоровый вид и удалое выражение в лице, о мертвенности души Ноздрева?

- Как в вещах Ноздрева отражается характер хозяина?

- Кто из слуг Ноздрева более похож на своего барина?

- Откуда берет Ноздрев средства для своих кутежей?

- Из каких побуждений он действует? Найдите главный рефрен его рассказов.

- Где и почему Ноздрев чувствует себя отцом семейства?

- Почему присутствие Мижуева помогает лучше понять Ноздрева?

- Что Ноздреву нравится в людях?

- Каково отношение к Ноздреву в обществе? Что «странного» в поведении Ноздрева и его знакомых?

- Какие слова говорят о типичности Ноздрева?

- Почему осторожный Чичиков обманулся в Ноздреве?

- Где, по Чичикову, причина неугомонности Ноздрева?

- Зачем понадобился в конце главы приезд капитана-исправника?

(Ноздрёв – легкомысленный, кутила, врун, подлец, хам, бездумный)

д) Образ Собакевича(3 группа) (Слайд 14) Видео «У Собакевича»

- Что мы узнаем о Собакевиче из 1 главы?

- Чем он отличается от других помещиков?

- Чем напоминает Собакевича обстановка его дома? Как детали вещного мира характеризуют героя?

- Как автор характеризует героя?

- О чем говорит привычка Собакевича глядеть не на собеседника, а на дверь или угол печки?

- Каковы особенности его речи?

- Как обыгрывается в речах персонажей фамилия Собакевича?

- Что говорит автор о душе Собакевича? Обратите внимание, чего у Собакевича «душа требует»?

- Как характеризует Собакевича сцена обеда и продажи мертвых душ? Анализируя сцену торга, обратите внимание на сочетание внутренней речи героев с их высказываниями,  на внутренний монолог Чичикова.

- Как, по-вашему, почему столь подробно Собакевич исчисляет достоинства своих мертвых крестьян?

- Какой подлый намек делает Собакевич Чичикову?

-Смысл прозвища «кулак» в отношении Собакевича.

Собакевич – бездушный, скупой, жестокий, хитрый, накопитель)

е) Вывод(Слайд 15)

- Итак, рассмотрите последовательность путешествия Чичикова по деревням и его посещение помещиков.  (Называем их)

- Чичиков заезжает еще к одному помещику. Почему сегодня мы не говорили о нем? (будет домашнее задание)

-Что хотел показать Гоголь, распределив образы в этой последовательности. Можем ли мы ответить на вопрос: Почему свой объезд помещиков Чичиков начинает с Манилова, а заканчивает Плюшкиным?

 (Автор стремился показать в своём произведении процесс дигродации России, общества в целом и чиновников. Таким образом, Чичиков - главный герой произведения - начинает свои посещения к помещикам с самого положительного героя и заканчивает обратным ему.) (От помещика к помещику всё глубже и глубже оскудение человеческой души, поглощённой жаждой наживы или бессмысленным расточительством, что связывает как с бесконтрольным владением «душами» других, богатством, землёй, так и с бесцельностью существования, утратившего свою высшую духовную цель.)

  1. Итог урока. Рефлексия. «Комплимент» (Слайд 15)

- Сделайте друг другу комплимент и поблагодарите за совместную работу.

  1. Выставление и комментирование отметок.
  2. Домашнее задание.  Характеристика образа Плюшкина (по плану)    (Слайд 16)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по литературе: «Путешествие в страну Литературию» (обобщающая игра по курсу литературы 5 класса)

Внеклассное занятие является заключительным при узучении литературы 5 класса. Призвано обобщить изученный материал, систематизировать знания и умения обучающихся....

Контроль знаний по литературе учащегося 8 класса по темам: " Русская литература и история.Устное народное творчество.Из древнерусской литературы".

Данная конрольная работа составлена по разделам учебника-хрестоматии В.Я. Коровиной: " Русская литература и история", "Устное народное творчество", "Из древнерусской литературы". Эта разработка позвол...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе. Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе.

Бинарный  обобщающий урок литература, родная литература и ненецкий язык на тему  «Ненецкая сказка «Лабтэйко». Цели урока:- расширить  представления  о мире сказок;- пока...

План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"

План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...