Урок литературы в 5 класса "Каменный цветок" П.П. Бажова. Неизвестное в известном."
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Технологии: проектно-исследовательская, интегрированного обучения, дифференцированного обучения, развития критического мышления, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие.

Методы: частично-поисковый, наглядно-иллюстративный, методы мотивации.

Формы работы: индивидуальная, работа в группах, фронтальная.

Оборудование: ПК, интерактивная доска, мультимедийная презентация, ноутбуки для каждого ученика, учебник «Литература. 5 класс» под ред. Г.С. Меркина, электронное приложение к учебнику, конверты с раздаточным материалом 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_v_5_klasse.docx23.27 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 5 классе

«Каменный цветок» П.П. Бажова. Неизвестное в известном.

Цель: создать условия для формирования УУД в условиях решения учебных задач (познавательная деятельность, речевая деятельность, работа с источниками информации, организационная деятельность).

Планируемые  результаты:

Личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом процессе, осознание своей индивидуальности; формирование российской гражданской идентичности, сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.

Метапредметные:

  • Регулятивные: ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; составлять план решения проблемы (выполнения проекта); определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения; описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса.
  • Познавательные: объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям; делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными; преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст; формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска.
  • Коммуникативные: строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации; корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, организовывать учебное взаимодействие в группе, высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога, использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач.

Предметные: представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы; собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для создания проекта на заранее объявленную литературную тему; выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения; формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Технологии: проектно-исследовательская, интегрированного обучения, дифференцированного обучения, развития критического мышления, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие.

Методы: частично-поисковый, наглядно-иллюстративный, методы мотивации.

Формы работы: индивидуальная, работа в группах, фронтальная.

Оборудование: ПК, интерактивная доска, мультимедийная презентация, ноутбуки для каждого ученика, учебник «Литература. 5 класс» под ред. Г.С. Меркина, электронное приложение к учебнику, конверты с раздаточным материалом, листы формата А-3, клей.

Технологическая карта

Этап урока

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Планируемые результаты

примечание

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент

Фронтальная работа

Приветствие, проверка готовности к уроку.

Приветствие, проверка готовности к уроку.

Психологическая готовность к уроку.

1 мин.

Мотивация к учебной деятельности

Фронтальная, методы мотивации, наглядно-иллюстративный

Предлагает видеоряд символических изображений школьных предметов: биология, история, изобразительное искусство, информатика, русский язык.

Зачем я вам на литературе показываю такие картинки?

Какая же тема будет на сегодняшнем уроке?

Определяют наименование наук.

Мы найдем связь между изучаемым произведением и этими науками.

«Сказки из малахитовой шкатулки. Неизвестное в известном».

Познавательные: выстраивать логическую цепочку; сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

 Личностные: желание осваивать новые виды деятельности

Формирование  мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности Предметные: формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать услышанное.

3 мин

Постановка цели и задач урока.

Фронтальная, индивидуальная  работа

Какие же цели мы поставим на этот урок?

А для чего вам это нужно?

  1. Узнать…
  2. Научиться…
  3. Сделать…
  4. Представить…

Регулятивные: ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей.

Формулировка темы и целей урока, мотивация на работу.

2 мин

Актуализация знаний.

Фронтальный опрос

  1. Кто такой П.П. Бажов?
  2. Какие его произведения мы знаем?
  3. Главные герои сказа «Каменный цветок»?
  4. Что происходит в сказе?
  5. Что еще мы узнали на прошлом уроке?

Отвечают на вопросы

Познавательные: Умение находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на предыдущих уроках

Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Предметные: представлять развернутый устный ответ на поставленные вопросы; осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления

3 мин

Постановка учебной задачи.

Работа в малых группах.

Технологии: ИКТ, развитие критического мышления, дифференцированная, проектно-исследовательская, работа в сотрудничестве. Метод: частично-поисковый

Работаем в 4 группах:

1 – биологи: подберите информацию о цветке, на основе которого Данила сделал свою чашу.

2 – историки: кто же правил в России в это время? И что за время описано в сказе?

3 – филологи: с помощью электронной формы учебника литературы определите значение непонятных, устаревших слов, поставьте ударение и покажите эти предметы на картинках.

4 – создание буктрейлера: из сканированных детских рисунков и текста, подготовленного на прошлом уроке, соберите буктрейлер к сказу на базе программы «Power point»

Работают в парах, оформляют подготовленные на внеурочном занятии листы для проекта

Регулятивные: определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения; описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса.

Коммуникативные: строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; организовывать учебное взаимодействие в группе, высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога, использовать компьютерные технологии для решения информационных и коммуникационных учебных задач.

Предметные: собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для создания проекта на заранее объявленную литературную тему Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Подготовка страниц проекта.

10 мин

Физминутка

Здоровьесберегающая технология.

Снятие эмоционального и физического напряжения.

2 мин

Представление работ

Технологии: информационно-коммуникативная, проектно-исследовательская. Работа в малых группах, индивидуально.

Представление работ. Запись в тетради необходимой информации.

Познавательные: представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы;

Коммуникативные: высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога.

Регулятивные: описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса.

Умение структурировать знания, анализ, сравнение, обобщение, представление своей работы в группе.

10 мин

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Фронтальная работа по систематизации.

Индивидуальный контроль.

Что мы сегодня узнали нового?

Вопросы по содержанию страниц проекта.

Контроль.

Тест в электронном приложении к учебнику

Межпредметные: систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

выделять главную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме.

Определение уровня усвоения знаний и необходимости коррекционной работы.

7 мин

Рефлексия учебной деятельности

Фронтальная работа, самооценка в группах, комментарий остального класса, выставление отметок.

Итак, какие же цели мы ставили в начале урока? Достигли ли мы их?

Все ли получилось легко? Кому было трудно?

Какие оценки вы себе поставите? Учтите свою долю работы при подготовке и представлении своей страницы проекта.

Отлично. А я поставлю такие отметки:

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Регулятивные: определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения.

Коммуникативные: определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации; корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения.

Умение структурировать знания, оценивать процесс и результаты деятельности.

Умение выражать свои мысли.

3 мин

Домашнее задание

Дифференциация заданий

На каникулах прочитать любой сказ П.П. Бажова (ранее не изученный) и подготовить краткий пересказ и иллюстрацию к нему .

Записывают в дневники.

1 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы по сказам П.П. Бажова

Урок литературы "И будут жить веками были в чедесном малахите строк" в 5 классе по сказам П.П. Бажова проводится в форме КВН. Класс делится на две команды, каждая из которых выбирает капитана - Х...

урок литературы по рассказу А.П. Платонова "Неизвестный цветок"

урок литературы по рассказу А.П. Платонова "Неизвестный цветок" в 6 классе...

Презентация к уроку литературы в 6 классе А.Платонов "Неизвестный цветок"

Презентация к уроку литературы в 6 классе А.Платонов "Неизвестный цветок"Сказку «Неизвестный цветок» писатель подарил дочке Маше, которая потом посвятила свою жизнь памяти отца. Она организовала ...

Урок литературы «Лев Николаевич Толстой - знаменитый и неизвестный».

Данный урок приурочен ко дню рождения Льва Николаевича Толстого, может быть проведен до 9 сентября как урок литературы (в рамках реализации регионального компонента литературного образования), а...

Технологическая карта урока литературы по сказу П.П. Бажова «Медной горы Хозяйка»

Технологическая карта данного урока разработана в соответствии с требованиями ФГОС с учетом специфики уроков литературы....