КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ПО СКАЗУ П.П. БАЖОВА " СИНЮШКИН КОЛОДЕЦ"
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Предварительный просмотр:
План-конспект урока (по ФГОС)
учителя русского языка и литературы Кенжибаевой А.К.
МКОУ «СОШ С.ХОШЕУТОВО ИМ.М.БЕКМУХАМБЕТОВА»
Класс: 5
Предмет: литература
Учебник: Б.А.Ланин, Устинова Л.Ю.Литература в 2-х частях.Изд.Вентана-Граф.2016
Тема урока: П.П.Бажов «Синюшкин колодец». Реальные и фантастические события, своеобразие языка сказа.
Цели урока: знакомство с П.П Бажовым, его писательской судьбой. Чтение и идейно-художественный анализ сказа, обучение навыкам выразительного чтения; формирование у обучающихся деятельного отношения к жизни, убеждения в том, что всё хорошее достигается большим трудом.
Планируемые результаты:
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;
личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, иллюстрации к произведению, мультипликационный фильм «Синюшкин колодец» (по сказу П.П.Бажова «Синюшкин колодец»), наглядный материал (распечатанные листы).
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | "Русь" - вторая симфоническая увертюра (N 21302) | ЭОР | Аудиофрагмент | |
2 | БАЖОВ, ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ (N 26609) | ЭОР | Текст с иллюстрациями | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7be7058f-8453-f806-e25d-48eca4623b5d/? |
3 | Сказка и сказ (N 190897) | ЭОР | Чертеж/График/Схема | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/9c8457c4-db0f-421a-87e2-e818737eeeba/? |
4 | Васнецов Аполлинарий Михайлович (N 146549) | ЭОР | Гипертекст/Гипертекст с иллюстрациями | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7ea76d1d-1303-49eb-b048-398180f3896b/? |
Если вы удачно выберете труд
и вложите в него всю свою душу,
то счастье само отыщет вас.
К. Ушинский
-
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые ууд |
Организация начала занятия | Психологический настрой детей на урок. Учитель: Посмотри друг на друга и произнеси: «Мне приятно тебя видеть!» Сегодня на уроке не будет оценок, привычных для вас. Вместо них – солнышки. За каждый правильный ответ – солнышко, которое вам улыбается. Кто наберет три жетона и больше, тот получит за урок «5». | Самоопределение | личностные: внимание, уважение к сверстникам; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; регулятивные: мобилизация сил и энергии. |
Мотивация к учебной деятельности | Могучий горный хребет прорезает с севера на юг необозримые просторы русских равнин. Это Уральские горы, в недрах которых хранятся несметные сокровища: золото и самоцветы, медь и каменный уголь, мрамор… Издревле Урал славился искусными умельцами, о которых складывались сказания, легенды. В них при помощи чудес и фантастики народ объяснял непонятные явления природы, свойства полезных ископаемых и способы их добычи. Рассказчик был, как правило, причастен к событиям; он говорил колоритным народным языком, полным местных словечек и выражений. | Выявление желания знакомиться с творчеством автора. Прослушивание (Звучит тихая, спокойная мелодия-пейзаж). | личностные: самоопределение, установление связи между целю учения и ее его мотивом. коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли |
Актуализация опорных знаний | РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ О П.П.БАЖОВЕ. Просмотр презентаций. | Знакомятся с жизнью и творчеством писателя, делают опорные записи в тетради (по желанию). Обучающиеся рассматривают фотографии, репродукции, книги, которые раскрывают перед ними жизнь писателя. | познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать; коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками. |
Постановка цели (целеполагание) | — Прочитайте эпиграф. Как вы думаете, почему именно эти слова взяты за основу нашего урока? - Какие основные задачи урока стоят перед нами? | Знакомство с эпиграфом, вывод о том, что речь пойдет о труде ,честности, которые созидают и несут счастье. | личностные: моральный выбор; регулятивные УУД:, планирование, целеполагание, рефлексия, саморегуляция; познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели |
Организация деятельности по восприятию сказа. Анализ сказа «Синюшкин колодец». | - Где происходит действие? - Почему места эти звались «Синюшкин колодец»? - Почему Синюшку так звали? - Какой эпизод произвел на вас наиболее сильное впечатление? - Какое наследство получил Илья от родителей? - Какой смысл вложил писатель в эти слова? - Вспомните последний наказ бабки Лукерьи. - Держался ли Илья наставлений бабки Лукерьи? -Зачитаем эпизоды встречи Ильи с бабкой Синюшкой… -Как проверяла Синюшка Илью, что хотела узнать? - Как она отнеслась к Илье? А к Кузьке? - Почему Синюшка одарила Илью? Почему погубила Кузьку? - Как закончилась история Ильи? -Как вы думаете, чем бы закончилась история Ильи, если бы он был героем сказки? | Выражают свои чувства от прочтения, размышляют над образом главного героя. Отвечают на вопросы, пересказывают эпизоды, ищут ответы в тексте. | личностные: самоопределение, побуждение к деятельности; регулятивные: составление плана и последовательности действий; познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме |
Физ.минутка. | Буратино потянулся. Раз – нагнулся, Два – нагнулся, Три – нагнулся. Руки в сторону развел, Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать.
Хорошо мы с вами потрудились, на пользу! | ||
Работа со словарем литературоведческих терминов – определение сказа. | Записывают в тетрадь определения. | ||
Самостоятельная работа | Ответьте письменно на вопрос: «Чем обернулось для Ильи богатство-подарок Синюшки?» | Дети письменно отвечают (несколько предложений), после чего обмениваются тетрадями с целью соотнести свои мысли с точкой зрения одноклассника. | познавательные: самостоятельное выделение и формулирование своих мыслей; логические: построение логической цепочки рассуждения; коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли |
Просмотр мультфильма. | |||
Рефлексия деятельности (итог урока) Дом.задание. | Продолжите предложения: «На мой взгляд, сказ П. П. Бажова«Синюшкин колодец» -…; «Труд – это…»; «Сказ Бажова научил меня…» Нарисовать иллюстрации к сказу. Ответить на вопрос :«Нашёл ли Илья своё счастье?» | Дети продолжают начатые предложения, формулируя важные мысли урока. | личностные: - оценивать результат учебной деятельности. регулятивные: - соотносить полученный результат с поставленной целью. личностные: стремление к речевому самосовершенствованию; регулятивные: саморегуляция. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/06/27/picture-94328.jpg)
Конспект урока литературы в 6 классе и презентация к уроку по теме "Литература Древней Греции"
Конспект открытого урока литературы в 6 классе специальной(коррекционной)общеобразовательной школы 2 вида в форме игры-соревнования "Олимпийские игры"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/02/picture-357663-1386014167.jpg)
Урок литературы по сказам П.П. Бажова
Урок литературы "И будут жить веками были в чедесном малахите строк" в 5 классе по сказам П.П. Бажова проводится в форме КВН. Класс делится на две команды, каждая из которых выбирает капитана - Х...
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/17/picture-92277-1487352721.jpg)
Конспект урока литературы в 5 классе по теме: «П.П.Бажов. «Медной горы хозяйка». Образы героев сказа П.П. Бажова «Медной горы хозяйка»
Цель урока: узнать больше о жизни, творчестве и личности русского писателя Бажова П.П.; дать характеристики героям сказа.Задачи:Образовательная:познакомиться учащихся с жизнью и творчеством писа...
Конспект урока литературы в 9 классе. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.
Цели:1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.3 Воспитывать любовь к литературе.4 Познакомить с историей ...
Разработка урока литературы по сказу П.Бажова "Медной горы Хозяйка"
Разработка урока литературы по сказу П.Бажова "Медной горы Хозяйка"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/14/picture-44955-1450076984.jpg)
Технологическая карта урока литературы по сказу П.П. Бажова «Медной горы Хозяйка»
Технологическая карта данного урока разработана в соответствии с требованиями ФГОС с учетом специфики уроков литературы....