Проектная работа по лирике А.С.Пушкина (9 класс). 2022-2023 учебный год
учебно-методический материал по литературе (9 класс)

Гынденова Любовь Юрьевна

 Защита лэпбуков. Открытый урок в 9 классе по лирике А.С.Пушкина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_literature._9_klass.docx44.62 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по лирике А.С.Пушкина

Учитель: Гынденова Л.Ю.

Предмет: литература

Класс: 9 «б»

Тип урока: обобщение и систематизация знаний учащихся

Тема: Защита лэпбуков по лирике А.С.Пушкина (1 – «Тема любви и дружбы» , 2 – «Свободолюбивая лирика Пушкина», 3 – «Тема поэта и поэзии, философская лирика Пушкина», 4 - «Евгений Онегин»)

Цель: погружение в мир лирических произведений А.С.Пушкина.

 Урок должен помочь детям почувствовать, что вдохновляло поэта; глубже осознать, почему написанные произведения до сих пор вызывают у нас такой эмоциональный отклик.

Задачи:

- распределить детей на группы и создать лэпбуки по теме;

- поиск нужной информации и ее обработка;

- инициировать творческий подход к работе.

Планируемые результаты:

Предметные:

- целостно воспринимать лирические произведения;

- использовать различные литературоведческие источники.

Метапредметные:

- умение ставить цели и планировать свою деятельность;

- умение анализировать, проводить обобщения, сопоставлять, обосновывать свою точку зрения;

- умения правильно оформлять свои мысли;

- умение планировать своё речевое поведение;

- правильно вести себя на уроке.

Личностные:

- умение работать в коллективе;

- умение самостоятельно добывать информацию;

- вовлечение в эмоциональную сферу;

- формирование вкуса к лирическим произведениям.

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический, поисковые, проблемные.

Технология: лэпбуккинг

Форма работы: групповая

Творческие группы:

1 группа.

Тема любви и дружбы в лирике А. С. Пушкина.

Тимур, Данил, Марина, Андрей, Аюр, Алина.

2 группа.

Свободолюбивая лирика А.С.Пушкина.

Ц. Аюр, Айдар, Роза, Нарана, Аюр, Лера.

3 группа.

Тема поэта и поэзии, философская лирика А.С.Пушкина.

Стас, Ева, Арина, Саян, Эльдар.

4 группа

«Евгений Онегин» - роман в стихах

Света, Серёжа, Вика, Сэржэн, Долгор, Арьян.

  1. Организационный момент:

-Доброе утро, дорогие ребята и гости.

-Посмотрите на доску, видите, что я прикрепила к доске ваши лэпбуки, что будем делать? (защищать свои работы)

-Да, ребята, тема нашего урока – защита лэпбуков по общей теме «Лирические произведения А.С.Пушкина».

-Цели какие будем преследовать, ваша задача? (как можно доступнее рассказать о выполненной работе по темам – рассказывать наизусть стихотворения, анализировать, показывать рисунки, читать свои сочинения).

-Каждый год на уроках литературы мы узнаем что-то новое из жизни А. С. Пушкина, больше читаем, изучаем творчество поэта, его окружение, время. С самого детства каждый человек в нашей стране знакомится с Пушкиным. Его произведения знают, читают и перечитывают, стихи заучивают наизусть. Послушайте слова о Пушкине, которые сказал Тютчев:

…Тебя, как первую любовь,

России сердце не забудет!

С этих замечательных слов Тютчева мы и начнем наш урок.

2.  Основной этап.

- Ребята, готовьтесь внимательно слушать друг друга, потому что будете задавать вопросы и оценивать работу своих одноклассников.

У вас на партах лежат листы с критериями, посмотрите. Заполните сразу после выступления.

Критерии оценивания лэпбуков (по каждому пункту ставим от 1 до 5 баллов):

1.Содержание темы раскрыт полностью (если остались вопросы, на которые не смогли ответить, то баллы ниже, конечно, ставим).

2.Логично построен материал, расположены рисунки, схемы, кармашки.

3.Эстетика оформления ( насколько красиво и опрятно выглядит работа)

4.Креативность передачи темы (нестандартное решение защиты)

5.Культура речи (насколько хорошо говорят)

Подсчитайте баллы и поставьте оценку

24-25 баллов – отлично

20-23 балла – хорошо

15-19 баллов – удовлетворительно

18 и ниже - неудовлетворительно

1 группа. Тема любви и дружбы в лирике А. С. Пушкина.

Ведущий: Тимур

Тема любви и дружбы в лирике А.С.Пушкина

Лирика А.С.Пушника богата и разнообразна по своей тематике. Поэт вошёл в историю мировой литературы как певец вольности, мастер пейзажной лирики. Но мне кажется, что нежная, любящая, благородная душа Пушкина ярче проявляется в стихотворениях, посвящённых любви и дружбе. Эти чувства были святыми для поэта, самыми главными в его короткой, но насыщенной событиями жизни. Самыми близкими друзьями Пушкина были, конечно же, лицейские товарищи. Особо хотел бы выделить Ивана Пущина.

 Пущина многие любили за ум, доброту, справедливость, за общительный нрав, за честность и мужество. Он всюду был в центре – жизнерадостный надёжный и верный. Один из первых, кто оценил это - сосед по лицейской комнате Александр Пушкин, который сам часто был неровен в общении, вспыльчив, но доверял своему другу свои первые огорчения и раздумья. Пущин умел успокаивать и помогать. После лицея они часто встречались в Петербурге. Когда Пушкин был сослан в ссылку за революционные стихи, Пущин его навестил (как и Дельвиг), не испугавшись того, что друг под надзором властей.

Послушайте стихотворение «Пущину» в исполнении Марины.

Стихи:

 Андрей - «Я вас любил»

Марина - «Пущину»

  1. Кому в основном посвящены стихотворения о дружбе? Почему?

 (Лицейским друзьям прежде всего.

Константин Данзас, прозвище Медведь – был на роковой дуэли Пушкина секундантом;

Александр Горчаков (прозвище Франт- В будущем министр. Его слова: «19 октября 1880, 1881, 1882 годов я отмечал один – я последний живой лицеист».

Иван Малиновский, 13 лет. Прозвище – «Казак». Вспыльчивый, задиристый.

Учитель: Малиновский был очень дружен с Пушкиным . Умирающий Пушкин перед смертью, глубоко вздохнув, сказал: «Как жаль , что нет здесь ни Пущина, ни Малиновского, мне бы легче было умирать».

Но всё-таки самыми близкими друзьями Пушкина были…

Пущин Иван, 13 лет. Прозвище – «Большой Жанно», «Иван Великий». Запомнил только одного мальчика – живого, курчавого, быстроглазого – Александра Пушкина. По сходству фамилий мне захотелось с ним особенно сойтись.

Характер Пущина, его взгляды совсем не случайно привели его в тайное революционное общество. Он хотел привлечь и Пушкина, но опасался за него.

Это их свидание стало для ссыльного поэта нечаянной радостью. Находясь в ссылке в Михайловском Пушкин тосковал по друзьям, ему не хватало общения в письмах, хотелось видеть близких, лицейских друзей, говорить с ними).

Дельвиг Антон, 13 лет. Прозвище – «Тося».

Это был молодой человек внешне флегматичный увалень, но наделённый живым умом, воображением, тонкой, поэтической душой. Одним из первых в Лицее Дельвиг все свои мысли и чувства посвятил литературе. Отлично знал древнюю литературу, ощущал её гармонию. Писал стихи, многие из которых, как бы потеряв автора, стали народными – были положены на музыку, пелись в разных концах России. Дельвиг и Пушкина вывел на профессиональную литературную дорогу тайком от друга, послав его стихи в 1815 году в журнал.

Кюхельбекер Вильгельм, 14 лет. Прозвище – «Кюхля». Кюхельбекер был независим в своих мнениях, любил свободу и справедливость. Всё это оценили в нём впоследствии другие выдающиеся деятели принявшие его в тайное общество. Кюхельбекер участвовал в восстании 14 декабря 1825 года. Восемь лет он провёл в одиночной тюремной камере, а затем был сослан в Сибирь. В ссылке он продолжил свою литературную деятельность, следил за журналами, за выходом Пушкинских произведений

2.Кому посвящал стихотворения о любви?

Анне Петровне Керн – «Я помню чудное мгновение…» (1825).

Мария Раевская (юж.ссылка). Я помню море пред грозою, Как я завидовал волнам, Бегущим бурной чередою С любовью лечь к её ногам…

 «Я вас  любил: любовь ещё быть может…» (1829)- посвящено Анне Алексеевне Олениной, делает предложение, но мать Олениной Елизавета Марковна решительно и резко ему отказала. Хотя некоторые считают, что эти бессмертные строки посвящены дочери графа Ржевуского – замужней Каролине Собаньской, В обеих женщин поэт был пылко влюблён. Также не стоит забывать, что в 1829 г. Пушкин делает предложение Наталье Гончаровой. Возможно, в этих стихах поэт обобщает всех женщин и прощается с холостой жизнью. Правда известна только самому автору.

Наталья Николаевна Гончарова – Пушкин влюбился в нее с первого взгляда. при знакомстве врождённая скромность, столь редкая спутница торжествующей красоты, только возвысила её в глазах влюблённого поэта. И впервые  в жизни, по признанию Пушкина, он был робок. Вскоре он сделал предложение. В ответ – полуотказ, полусогласие. Но Пушкин не отступал: мечта о счастье с этой девушкой кружила ему голову. Около двух лет тянулась мучительная для поэта история сватовства. И наконец 18 февраля 1831 года они обвенчались.

Учитель:  Дружба для А.С. Пушкина была одной из важнейших жизненных ценностей. Именно она помогала ему не падать духом даже в самые тяжелые моменты, она же вдохновляла на создание великолепных стихов.

2 группа. Свободолюбивая лирика А.С.Пушкина.

1)Во глубине сибирских руд 1827 год

2)Свободы сеятель пустынный 1823 год

3)К Чаадаеву 1818 год

4)Княгине Голицыной, посылая ей Оду Вольность 1817 год

5)Раевскому 1822 год

Начинают: Нарана и Аюр.

Стихи: Нарана

Аюр Цымпилов

«Во глубине сибирских руд…» 1827 год. Ссылка в Сибирь в начале XIX века представлялась в сознании как отправка на край света, откуда уже практически невозможно вернуться. Пушкин очень сильно переживал за своих друзей и пытался насколько возможно их ободрить. С этой целью в 1827 г. он написал стихотворение «Во глубине сибирских руд…» и послание к И. И. Пущину — «Мой первый друг, мой друг бесценный…» и смог отправить его в далекую Сибирь через жену одного из декабристов – Александру Муравьеву. Послание было благополучно доставлено.

Стихотворение «К Чаадаеву» написано в 1818 году, практически сразу после окончания Лицея.

Посвящая эти строки старшему другу – Петру Чаадаеву, молодой поэт искренне верил в торжество справедливости, смелость и свободу взглядов, творчества. Впоследствии Пушкин и Чаадаев разошлись в мировоззрениях. Однако оба были гонимы правительством за свои взгляды. Петра Чаадаева вообще признали сумасшедшим (вспомним «Горе от ума» Грибоедова). Пушкина неоднократно ссылали.

«Вольность», 1817г. При жизни автора такой смелый текст, насквозь пропитанный юношеским максимализмом, не был напечатан. Более того, именно из-за этого стихотворения великий поэт отправился в ссылку – в Одессу.

Опубликовали «Вольность» только в 1856 году, после смерти Пушкина.

(Выступают остальные участники проекта.)

Учитель: 1.  С какими чувствами связана идея свободы у Пушкина?

(Размышляя над идеей о свободы, поэт объединяет свободу с патриотическим чувством и любовью к родной земле, рассуждает об этом в дружеском послании "К Чаадаеву". В произведении поэт выделяет образ родины, находящейся в тяжелом положении, и правящей власти.

Всю свою жизнь он был убеждён, что нет ничего важнее человеческой свободы, и свободы выбора.)

2. Свободолюбивая лирика Пушкина в зрелые годы меняет свою тематику, почему? О чем больше мечтает поэт?

(В зрелые годы у Пушкина происходит новая переоценка ценностей. У него возникает новый образ свободы — свободы личной, внутренней. Он хочет покоя в жизни, отказываясь от прежних идеалов революционной свободы.)

3. Критика поэта содержит противоположные направления:

Полевой видит в лирике Пушкина измену свободолюбивым идеалам, считает, что Пушкин отвернулся от декабристких традиций, произведения не мотивируют на свершения и подвиги.

А Надеждин критикует поэта за бунтарство, за то, что он поддерживает декабристов.

3 группа. Тема поэта и поэзии, философская лирика А.С.Пушкина.

Пророк, Поэт, Эхо, Я памятник себе воздвиг чудесный… и многие другие.

Ведущая: Арина

Стихи: Саян «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…»

Ева - " На холмах Грузии лежит ночная мгла " (1829)

Стихотворение "Я памятник себе воздвиг нерукотворный..." написан в 1936 году.

Это произведение, с одной стороны, перекликается с “Памятником” Гавриила Романовича Державина, с другой, – является ответом на стихотворение, написанное Дельвигом, другом Пушкина ещё со времён лицея. Спустя год после его написания поэт умрёт от раны, полученной на дуэли с Дантесом, поэтому данное стихотворение называют духовным завещанием “солнца русской поэзии”. Лирический герой этого произведения – поэт, который с самого начала стоит не только над окружающими его людьми, но и над самим временем, он бессмертен благодаря душе, заключённой в “заветной лире”. Пушкин рассказывает, что даже после смерти все будут помнить его и его стихи, а в конце дает наставление всем, кто решил связать свою жизнь с изменчивой музой: нужно быть послушным только Богу, одинаково равнодушно принимать как хвалу, так и клевету, а также не оспаривать глупых людей.

(Выступают остальные участники проекта.)

        

 

1. Какими размышлениями пронизаны стихотворения по теме поэта и поэзии?

(Пушкин постоянно пытается размышлять о предназначении поэта, его роли и функции в жизни общества, о личной свободе, поэт должен быть независим от "толпы" и её мнения. Истинный поэт будет творить, несмотря на любые обстоятельства)

«Пророк» (1826) Считается, что стихотворение было написано Пушкиным в 1826 году в Михайловском имении. Возможно, толчком для его создания стали раздумья и переживания после казни пяти декабристов и ссылки в Сибирь некоторых близких друзей-лицеистов. В стихотворении Пушкин определяет предназначение поэта. Он, сохраняя сюжет библейской легенды, переносит ее в свою современность: в качестве пророка у него выступает поэт, который должен духовно просвещать и направлять народ, нести ему правду.

Учитель: Такова основная идея произведения, тема которого – предназначение поэта и поэзии.

4 группа. «Евгений Онегин» - роман в стихах

Ведущий: Сережа

Наизусть: отрывок из письма Татьяны Евгению Онегину -

Света, Сэржэн

Онегин - типичная фигура для дворянской молодежи 20-х годов 19 века, является современником Пушкина и декабристов. Ему наскучила светская жизнь, он понимал никчемность общества и чувствовал себя чужим и лишним человеком в великосветских гостиных, карьерой не интересуется, но как умный и необычный человек , который «читал АдАма Смита и был глубокий эконом» , «Ярем он барщины старинной оброком легким заменил». «Русская хандра» овладела Онегиным не вследствие пустоты души от природы, а от того, что Онегин был значительно выше людей света.

 Важным событием в его жизни стала дружба с Ленским. Хотя автор романа говорит, что они "от делать нечего друзья". Наверное, именно поэтому в конце концов произошла дуэль. Испытание дружбой Онегин не прошел. Он  зависит от мнения общества того времени, боязнь показаться смешным или сделаться предметом сплетен толкает его на роковой поединок, где погибает Ленский. Угрызения совести после убийства ленского стали залогом возрождения души главного героя. Отношением Онегина к Татьяне автор подчеркивает его эгоистичность, в которой виновато его воспитание. Своё недовольство светом герой распространяет на жизнь вообще, он перестает жить чувствами, подавляет в себе невольное волнение при виде Татьяны и по получении её письма.

Лишь позже, потрясенный убийством Ленского и вновь встретив Татьяну, Онегин смог открыться большому и сильному чувству.

Татьяна –  добрая девушка с неподдельными чувствами, нравственный идеал девушки Пушкина. Татьяна через несколько лет предстает перед нами величавой и гордой светской дамой, женой хорошего друга Онегина. Но теперь она очень холодна и непреступна. Онегин же почти не изменился, за исключением того, что вдруг понял: он влюблен в Татьяну.  Пишет ей письма, но они остаются безответны. Если быть внимательным, письма его наполнены словом «я». Он думает только о себе, своей любви и своей судьбе. А Татьяна в своем письме думала и писала в основном о нем, который был и остался эгоистом. Нет, спустя время они духовно не изменились. Татьяна все та же добрая и честная девушка. Она, призналась ему в своих чувствах, но остается верна мужу. Ещё она не может поступиться своей честью, своим личным достоинством.

Учитель: В какой период жизни Пушкин начал писать «ЕО»? (в период южной ссылки в 1823 году, в Болдинскую осень 1830 года закончена, кроме письма Онегина, дорабатывался еще)

Была ли Татьяна счастлива, расставшись с Евгением?

Безусловно, ей было больно отвергать любимого человека. Но у неё был муж - добрый и честный, к которому она испытывала тёплые чувства. И, конечно, Татьяну утешала мысль, что Евгений ее любит, как любит его она.

(Выступают остальные участники проекта.)

Учитель: конец 10-х и 20-ые годы позапрошлого столетия часто называют “Пушкинской эпохой”. Почему? (в романе создан, в конечном счете, единый, цельный образ эпохи, потому что и в Москве, и в Петербурге, и в глубинке – дворянская Россия, показана жизнь образованного сословия русского общества).

Спасибо всем за проделанную работу, похлопайте, кому понравилась работа над лэпбуком!

  1. Подведение итогов. Отдайте, пожалуйста, листы с оценками.  

Оценки в основном –

Молодцы! Предлагаю на этом не останавливаться, хочу, чтобы вы продолжили работу по изучению творчества Пушкина, не забываем, мы знаем Пушкина, как историка, как прозаика, есть у него великолепные повести и романы! Читайте и перечитывайте их!

  1. Домашнее задание: Подготовиться к сочинению, ответить устно на вопросы рубрики «Размышляем о прочитанном».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА Иностранный язык (английский) начальное общее образование, 2 класс 2022 - 2023 учебный год

Рабочая программа составлена на основе примерной программы начального общего образования по иностранному языку в соответствии с ФГОС, ООП НёОО МБОУ школа – интернат с. Некрасовка, авторской прог...

ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ТРЯСОРУКОВОЙ Е.В. (2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД)

ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮТРЯСОРУКОВОЙ Е.В.  (2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД)...

Контрольная работа по лирике А. С. Пушкина 9 класс

Контроьная работа состоит из двух частей: первая проверяет знания биографии поэта, вторая  - умение анализировать и понимать текст. Тест является формой текущего контроля, для выявления...

Рабочая программа по воспитательной работе для 6 класса 2022-2023 учебный год

Рабочая программа по воспитательной работе для 6 класса школы-интерната составлена на основе авторской программы для специальных (коррекционных) общеобразовательныхтшкол-интерната под редакцией Е.Д.Ху...