Лирические отступления в романе "Евгений Онегин"
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Вакхов Сергей Александрович

Данный урок стоит рассматривать в качестве итогового занятия по роману в стихах "Евгений Онегин". Белинский не случайно назвал это произведение "Энциклопедия русской жизни", ведь широкая картина реальности создается здесь за счет в том числе большого количества авторских отступлений. Лирические вставки в роман обогащают и дополняют содержание и являются, по сути, формой автоского присутствия в тексте.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_lirichesmkih_otstupleniy.docx282.64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 9 классе по теме «Образ автора в лирических отступлениях романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»»

Главная дидактическая цель урока формирование коммуникативной компетенции через  обучение анализу поэтического произведения как единого целого.

Задачи урока.

Предметные:

  1. обобщить и углубить знания учащихся о романе «Евгений Онегин», его авторе как духовно богатой, гармонической личности;
  2. познакомить учащихся с теоретико-литературным понятием лирические отступления, выявить роль лирических отступлений  в романе;
  3. показать широту изображения русской действительности в произведении.
  4. понимать роль изобразительно-выразительных средств языка в раскрытии образа автора в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»;
  5. владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе произведения.

УУД (метапредметные)

Познавательные:

 

  1. совершенствовать компетенции, необходимые для аргументации, комментария, обоснования своей точки зрения;
  2. сопоставлять различные философские, мировоззренческие позиции;  
  3. работать с различными видами информации;
  4. уметь выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.

 

Регулятивные: 

  1. умение выполнять задание в соответствии с поставленной

          задачей, отвечать на вопрос;

  1. сознательно планировать свою деятельность в рамках предмета.

      Коммуникативные: 

  1. формировать компетенции осмысленного чтения и адекватного восприятия;
  2. формировать компетенции, необходимые для создания устных монологических высказываний разного типа; писать сочинение как краткий ответ на проблемный вопрос;
  3. быть способным к индивидуальной учебной работе, а также при сотрудничестве в группах моделировать и регулировать процессы взаимодействия;

      Тип урока:  комбинированный урок     

      Используемые технологии обучения: технология исследовательского  

     обучения, технология обучения на основе схемных моделей, технология критического

     мышления.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая.

Пояснительная записка. Данный урок является  логическим продолжением  темы «А.С. Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин»» в 9 классе и имеет большое значение для обобщения и  расширения  у учащихся знаний о жанровых  особенностях романа в стихах, формирования представлений об образе автора, о современной ему жизни  и идеале человека.  Урок продолжает работу по совершенствованию культуры речи, по обучению выразительного чтения наизусть поэтического текста.   Включает в себя методы ИКТ и технологии развития теоретического понятийного и наглядно-действенного мышления; групповую и фронтальную, а также поисковую  работу учащихся. Итог урока  - письменный развернутый ответ на проблемный вопрос.

Планируемый результат осмысление образа автора в лирических отступлениях романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Учебник: В.Г. Маранцман. Литература 9 класс. – 6 изд. – Москва: «Просвещение», 1999. - 444

Оборудование урока: интерактивная доска, презентация к уроку, фрагмент фильма «А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Читает и рассказывает доктор филологических наук, писатель Валенитин Семенович  Непомнящий. Часть 1», Интернет, раздаточный материал.

Эпиграф урока (на доске)

…Прими собранье пестрых глав,
Полусмешных, полупечальных,
Простонародных, идеальных,
Небрежный плод моих забав,
Бессониц, легких вдохновений,
Незрелых и увядших лет,
Ума холодных наблюдений
И сердца горестных замет.

А.С. Пушкин. Предисловие к роману «Евгений Онегин»

     «Единство романа — это единство автора; это "роман автора", внутри которого   заключен    "роман героев"».

С. Г. Бочаров

Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

Автор- (от лат. au(c)tor - создатель) - следует разграничивать понятия:
1) биографический
А., писатель (А.С. Пушкин, 1799 - 1837);
2)
А. - создатель (творец) произведения литературы, чьи представления о мире и человеке отражаются во всей структуре создаваемого им произведения (А.С. Пушкин, автор романа "Евгений Онегин");
3)
А. - образ, персонаж, действующее лицо художественного произведения, рассматриваемое в ряду других персонажей; может быть предельно сближен с биографическим А. или намеренно отдален от него (образ автора в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин");
4)
А. - "знак художественной системы" (определение Г. Гуковского).

Образ рассказчика - условный образ человека, от лица которого ведется повествование в литературном произведении. О. р. есть, например, в "Капитанской дочке" А.С. Пушкина, в "Очарованном страннике" Н.С. Лескова. Часто (но не обязательно) выступает как участник сюжетного действия.

Лирический герой  - наделенный устойчивыми чертами личности, неповторимостью облика, индивидуальной судьбой условный образ человека, который говорит о себе "Я" в лирическом стихотворении; один из способов выражения авторского сознания в лирическом произведении (см. ЛИРИКА). Л. г. (термин введен Ю. Тыняновым) не тождествен образу автора - создателя произведения (см. АВТОР).

Лирические отступления - внесюжетный элемент произведения: непосредственное авторское рассуждение, размышление, высказывание, выражающее отношение к изображаемому или имеющее к нему косвенное отношение (лирические отступления в "Евгении Онегине" А.С. Пушкина). Намеренное отступление автора от сюжета повествования может принимать форму воспоминаний, обращений автора к читателям (лирическое отступление в 6 главе "Мертвых душ" Н.В. Гоголя).

Образ повествователя - условный носитель авторской (то есть не связанной с речью какого-либо персонажа) речи в прозаическом произведении, от лица которого ведется повествование

www.gramma.ru  Словарь литературоведческих терминов С.П. Белокурова 2005...

     Ход урока:

  1. Организационный этап и вступительное слово учителя. 2 мин.

Дидактическая задача: подготовить учащихся к работе  на уроке.

А. На доске слайд 1: титульный

  • Взаимные приветствия учащихся и учителя.
  • Проверка подготовленности учащихся к уроку, порядка на парте  и правильности посадки.
  • Подготовка тетрадей к работе.

Б. Учитель:

- Сегодня я решила предложить вам групповую работу, которая позволит вам чувствовать себя на уроке увереннее, и самим оценить выполненную работу.

Для этого повторим выработанные нами ранее критерии оценки работы группы (предлагают сами учащиеся под руководством учителя):

Критерий

Высокий уровень –

 3 балла

Средний уровень –

2 балла

Низкий уровень –

1 балл

 

0 баллов

  1. Активность участия в уроке

5 и более ответов

Предлагает и развивает свои идеи, активно взаимодействует с членами группы, выступает публично.

3-4 ответа

Предлагает свои идеи, работает в команде, выступает публично.

1-2 ответа

Предлагает свои идеи, но не выступает публично.

Не участвует в уроке.

  1. Знание произведения и выразительность чтения поэтического текста

Хорошо знает произведение, быстро ориентируется в тексте, цитирует, выразительно читает.

Произведение знает, в тексте ориентируется, грамотно читает.

Произведение знает в общих чертах, ориентируется с трудом в тексте, читает невыразительно, допускает ошибки.

Произведение не читал, содержания не знает.

  1. Понимание текста, умение анализировать и делать выводы, глубина и полнота ответов

Понимает произведение, проводит его анализ,  делает выводы, активно отвечает на вопросы.

Произведение

понимает, пытается его анализировать, и делать выводы, отвечая на вопросы.

Анализ текста сводится к пересказу, поверхностным выводам.

Не пытается анализировать текст.

  1. Умение использовать источники информации: Интернет, словари, учебник

Активно и быстро использует доступные источники информации: Интернет, словари, учебник

Пользуется доступными источниками информации.

Пользуется только учебником и тетрадью.

Не использует.

  1. Культура речи: грамотность и эмоциональность

Говорит правильно, выразительно, строит развернутые монологические ответы.

Говорит в основном правильно, пытается строить монологический ответ.

Часто допускает речевые ошибки, отсутствует логика и связность ответа.

Не пытается отвечать или дает односложные ответы.

Максимальное количество – 15, минимальное – 0 баллов

Примечание:

  1. Графы заполняются в конце урока после совместного обсуждения.
  2. Если за критерий «активность» выставляется 0 или низкий уровень, то по критериям 2-5 оценка «высокий уровень» или «средний уровень» не выставляется.
  3. Решение принимается большинством голосов.

Выдаются оценочные листы для взаимооценки:

Лист взаимооценки работы учащихся ________ группы на уроке

Дата_________

Фамилия, имя участника

критерии

1 Активность участия в уроке

2

Знание произведения и выразительность чтения поэтического текста

3 Понимание текста, умение анализировать и делать выводы, глубина и полнота ответов

4 Умение использовать источники информации: Интернет, словари, учебник

5 Культура речи: грамотность и эмоциональность

Всего

Оценка: высокий уровень – 3б Средний уровень – 2б Низкий уровень – 1б

Пересчет в пятибалльную систему: «2»- 0-7б.; «3»- 8-10б.; «4»- 11-13б.; «5»- 14-15б.

На доске заставка к кинофрагменту «А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Читает и рассказывает доктор филологических наук, писатель Валенитин Семенович Непомнящий. Часть 1» Минуты 5.30 – 9.42

Справка: Эфирное время цикла его телепередач о «Евгении Онегине» вместе с чтением и комментариями заняло 9 часов, а аудиозапись — 16. Пушкин в исполнении Валентина Непомнящего звучит на зависть артистам-декламаторам. Чтобы так читать Пушкина, надо им жить.

 Валентин Семенович работает в Институте мировой литературы (ИМЛИ) РАН, где руководит Пушкинской группой отдела русской классики и возглавляет постоянно действующую Пушкинскую комиссию.

В. 5 мин.  Учитель: Сегодня мы продолжим изучение романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин». И разговор наш коснется еще одного персонажа, который сопровождает не только главных героев но и нас,  читателей, фактически на всем протяжении романа.

 Кто этот персонаж? Давайте вновь побываем в Пушгорах, на лекции доктора филологических наук, писателя Валентина Семеновича Непомнящего, послушаем фрагмент его лекции о романе А.С. Пушкина и определим тему сегодняшнего урока. Просмотр фрагмента.

  • Образ автора в романе.

Включение презентации 

Слайд 1 Титульный. Название темы урока и эпиграф

Учитель: кто такой автор? Найдите определение в литературоведческом словре. (Можно выйти в Интернет на сайт www.gramma.ru  )

  • 3) Автор - образ, персонаж, действующее лицо художественного произведения, рассматриваемое в ряду других персонажей; может быть предельно сближен с биографическим А. или намеренно отдален от него (образ автора в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин")

  1. Этап проверки домашнего задания. 8 мин.

Дидактическая задача: установить степень знания теоретического материала, устранить обнаруженные пробелы, совершенствуя при этом знания и умения.

На дом было задано: выучить несколько строф из романа, указанных учителем, повторить литературоведческие понятия «образ рассказчика» и «образ повествователя», письменно ответить на вопрос: образ рассказчика или повествователя введен А.С.Пушкиным в полотно романа? Доказать свою точку зрения.

Учитель

Давайте услышим голос автора. Прочитайте строфы, выученные наизусть.

  • Учащиеся читают (по 1 человеку из каждой группы, театрализованное
  •  чтение) :

1 глава XXX.

Увы, на разные забавы
Я много жизни погубил!
Но если б не страдали нравы,
Я балы б до сих пор любил.
Люблю я бешеную младость,
И тесноту, и блеск, и радость,
И дам обдуманный наряд;
Люблю их ножки; только вряд
Найдете вы в России целой
Три пары стройных женских ног.
Ах! долго я забыть не мог
Две ножки... Грустный, охладелый,
Я все их помню, и во сне
Они тревожат сердце мне.

1 глава    L.

Придет ли час моей свободы?
Пора, пора! - взываю к ней;
Брожу над морем (10), жду погоды,
Маню ветрила кораблей.
Под ризой бурь, с волнами споря,
По вольному распутью моря
Когда ж начну я вольный бег?
Пора покинуть скучный брег
Мне неприязненной стихии,
 
И средь полуденных зыбей,
Под небом Африки моей (11),
Вздыхать о сумрачной России,
Где я страдал, где я любил,
Где сердце я похоронил

4 глава     XX.

Гм! гм! Читатель благородный,
Здорова ль ваша вся родня?
Позвольте: может быть, угодно
Теперь узнать вам от меня,
Что значит именно
родные.
Родные люди вот какие:
Мы их обязаны ласкать,
Любить, душевно уважать
И, по обычаю народа,
О рождестве их навещать,
Или по почте поздравлять,
Чтоб остальное время года
Не думали о нас они...
И так, дай бог им долги дни!

 4 глава   XXII.

Кого ж любить? Кому же верить?
Кто не изменит нам один?
Кто все дела, все речи мерит
Услужливо на наш аршин?
Кто клеветы про нас не сеет?
Кто нас заботливо лелеет?
Кому порок наш не беда?
Кто не наскучит никогда?
Призрака суетный искатель,
Трудов напрасно не губя,
Любите самого себя,
Достопочтенный мой читатель!
Предмет достойный: ничего
Любезней верно нет его.

4 глава   XXXII.

Но тише! Слышишь? Критик строгой
Повелевает сбросить нам
Элегии венок убогой,
И нашей братье рифмачам
Кричит: "да перестаньте плакать,
И все одно и то же квакать,
Жалеть
о прежнем, о былом:
Довольно, пойте о другом!"
- Ты прав, и верно нам укажешь
Трубу, личину и кинжал,
И мыслей мертвый капитал
Отвсюду воскресить прикажешь:
Не так ли, друг? - Ничуть. Куда!
«Пишите оды, господа…»

Учитель: кто автор – повествователь или рассказчик? Свой ответ аргументируйте.

  • Автор – повествователь, от его лица ведется повествование.  И он не связан с речью какого-либо персонажа. Повествователь, от чьего имени ведется рассказ, присутствует в романе наравне с другими персонажами.

Слайд 2 Автор-повествователь

3 . Этап целеполагания (Мотивация к деятельности) 4 мин.

Дидактическая задача: мотивировать учащихся к изучению темы

Учитель: Мы  прочитали фрагменты произведения. Как они связаны с сюжетом?

  • Это рассуждения автора, которые он делает по ходу повествования.

Учитель: Такие рассуждения называются лирическими отступлениями 

Уточнение темы урока.

 Выпишите определение из словаря литературоведческих терминов. Используйте сайт www.gramma.ru 

  • Лирические отступления - внесюжетный элемент произведения: непосредственное авторское рассуждение, размышление, высказывание, выражающее отношение к изображаемому или имеющее к нему косвенное отношение (лирические отступления в "Евгении Онегине" А.С. Пушкина). Намеренное отступление автора от сюжета повествования может принимать форму воспоминаний, обращений автора к читателям.

Слайд 3. О лирических отступлениях

Учитель: Специалисты насчитывают в романе Пушкина 27 лирических отступлений и пятьдесят разнотипных лирических вставок. Некоторые из них занимают всего лишь одну строчку. Другие весьма обширны, а если их соединить, то они по своему объему образуют две самостоятельные главы.

Как связаны лирические отступления с образом автора?

  • Лирические отступления создают образ автора.

Слайд 4. Цели урока

 Учитель: определите цели нашего сегодняшнего урока. Зачем нам надо внимательно относиться к чтению лирических отступлений?

Цели ( определяют учащиеся):

  • Каков автор? Равен ли образ автора создателю произведения?
  • В чем сходство и различие автора и его героя?

4 этап. Учебно-познавательная деятельность 15 мин.

Дидактическая задача: организовать познавательную деятельность учащихся через самостоятельное исследование литературного материала.

Учитель: Итак, каков же автор в лирических отступлениях, которые мы только что услышали?

  • Представитель светского общества, байронический герой, ироничный человек, способный рассуждать на многие темы, поэт, думающий о том, что писать и как писать.

Учитель: Вы заметили, в какой форме построил А.С.Пушкин лирические  отступления?

  • Как непринужденную беседу с читателями.

3 мин. Задание 1.

Учитель: Проанализируйте, как поэт обращается к читателям со страниц романа? Как обращения к читателю характеризуют самого автора?

 обращения

фразы

Друзья! (2гл. 39 ст.)

Друзья мои! (3 гл. 13 ст.),(6 гл.36ст.)

Мой читатель… (4 гл. 18 ст.)

Читатель благородный…(4гл. ст.20)

Кстати, братья! Терпенья вашего прошу… (4 гл. ст.37)

Милые друзья! (6 гл.46 ст.)

Читатель благосклонный…(7 гл.5 ст.)

Ах, братцы! Как я был доволен…(7гл. 36 ст.)

Кто б ни был ты, о мой читатель,

Друг, недруг, я хочу с тобой

Расстаться как приятель… (8 гл.49 ст.)

Хотел бы я тебе представить

Залог достойнее тебя… (предисловие)

Чего ж вам больше? (1 гл. 4 ст.)

Простите мне: я так люблю

Татьяну милую мою! (4 гл.24 ст.)

Помните ль, друзья? (4 гл.45 ст.)

  • Автор - друг, приглашающий читателя к живому диалогу, совместному размышлению, часто – даже к спору. В лирических отступлениях, А.С. Пушкин использует разнообразие живой разговорной речи.

Задание 2

2 мин. Учитель:

Задание: чтобы собрать более полный образ автора, исследуйте в своих группах предложенные мною лирические отступления. Наметим примерный путь исследования. Чтобы представить человека по его речи, на что будете обращать внимание?

О чем говорит?

Тема

В какой форме говорит?

Форма: элегия, непринужденная беседа, пейзажная зарисовка, философское размышление, ироническая заметка, воспоминание, дневниковая запись

Что говорит? Как выражает свою точку зрения?

Содержание, глубина мысли, отношение автора.

Как переживает, когда говорит?

Эмоциональная окрашенность

Каким языком говорит?

Лексическое и синтаксическое богатство.

План:

  1. Определить тему.
  2. Подумать над формой и содержанием.
  3. Почувствовать настроение – попробовать выразительно прочитать.
  4. Обратить внимание на лексику, синтаксис, пунктуацию, средства выразительности.
  5. Создать образ автора. Подготовить выступление.

Слайд 5.  План исследования (Появляется после его обсуждения)

Самостоятельное исследование литературного материала и краткий анализ по плану

Карточка исследования

Лирическое отступление: глава, № строфы

Тема

Содержание, особенности

Форма

Настроение (эмоциональная окрашенность)

Особенности языка

Каким представляется автор?

5 групп – 5 карточек:

1 карточка:  описание нравов и быта общества (энциклопедические)

Гл. 1 строфа XVIII.

Волшебный край! там в стары годы,
Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы,
И переимчивый Княжнин;
Там Озеров невольны дани
Народных слез, рукоплесканий
С младой Семеновой делил;
Там наш Катенин воскресил
Корнеля гений величавый;
Там вывел колкий Шаховской
Своих комедий шумный рой,
Там и Дидло венчался славой,
Там, там под сению кулис
Младые дни мои неслись.

Ожидаемый результат  исследования:

Тема

Воспоминание о театре периода петербургской жизни А.С.Пушкина (1817-1820 г.г. до ссылки)

Содержание, особенности

В строфе рассказывается о театре этого времени: спектакли каких драматургов шли на сцене, какие артисты были знаменитыми тогда, чему и кому строгая публика отдавала предпочтение.

Форма

Воспоминание, дневниковая запись

Настроение (эмоциональная окрашенность)

«Волшебный край!» Восторженное отношение к театральному искусству. Увлеченность автора театром: «…там под сению кулис// Младые дни мои неслись».

Особенности языка

Названо много имен. Имена неизбежно вызывали у читателя ассоциации с острыми спорами, которые велись между театральными «партиями».

Д.И.Фонвизин - русский литератор екатерининской эпохи, создатель русской бытовой комедии. Ф. – постоянный спутник  Пушкина на всем протяжении его творчества.

Яков Борисович Княжнин – драмматический писатель 18 в., автор трагедий. Эпитет «переимчивый» связан с упреками в заимствовании сюжетов из репертуара французского театра.

Владислав Александрович Озеров – драматург, автор пользовавшихся перед войной 1812 г. шумным успехом трагедий.

Семенова Екатерина Семеновна – трагическая актриса , Пушкин исключительно высоко ценил ее талант.

Катенин Павел Александрович – активный участник движения декабристов, руководитель Военного общества.

Пьер Корнель – один из основоположников французского классицизма, Катенин выдвигал идею высокого трагического театра.

Шаховской Александр Александрович – драматург, режиссер, театральный деятель. Считал, что комедия должна быть злой , поэтому эпитет «колкий».

Карл Дидло – известный петербургский балетмейстер.

 

Каким представляется автор?

Театрал, любитель театрального искусства, хорошо знающий его историю, умеющий ценить прекрасное.

2 карточка:   пейзажные

     Глава 4.  XLII.

И вот уже трещат морозы
И серебрятся средь полей...
(Читатель ждет уж рифмы
розы;
На, вот возьми ее скорей!)
Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета.
Мальчишек радостный народ (24)
Коньками звучно режет лед;
На красных лапках гусь тяжелый,
Задумав плыть по лону вод,
Ступает бережно на лед,
Скользит и падает; веселый
Мелькает, вьется первый снег,
Звездами падая на брег.

 

Ожидаемый результат  исследования:

Лирическое отступление: глава, № строфы

Глава 4 строфа 42

Тема

изображение  зимней природы

Содержание, особенности

Изображена  зима с веселыми играми ребятишек и катанием по «опрятней модного паркета» льду. Картины конкретны и реалистичны:  треск морозов, которые серебрятся средь полей; блистающая льдом речка; первый снег, падающий звездами на «брег»; гусь, который «ступает бережно на лед, //
Скользит и падает …». Картины эти соотнесены с русской деревенской жизнью и крестьянским бытом.

Также в строфе сталкивается реальность и литература: автор шутит по поводу рифмы «морозы-розы». Рифмующиеся слова принципиально неравноценны.

Форма

Зимний пейзаж

Настроение (эмоциональная окрашенность)

Рифма «морозы-розы», «мальчишек радостный народ», «веселый мелькает, вьется первый снег» - все это создает атмосферу радости.

 

Особенности языка

Простой, очень понятный, воссоздающий в воображении картины природы.

Используются художественные сравнения, метафоры, ряды однородных глаголов – сказуемых.

Каким представляется автор?

Наблюдательный человек, тонко чувствующий и любящий природу, находящий у нее свое вдохновение.  Автор предстает перед нами человеком «живым», эмоциональным, любящим природу и внимательным ко всему, что его окружает.

3 карточка: исторические

7 глава.   XXXVII.

 Вот, окружен своей дубравой,
Петровский замок. Мрачно он
Недавнею гордится славой.
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
Отселе, в думу погружен,
Глядел на грозный пламень он.
 

Ожидаемый результат  исследования:

Лирическое отступление: глава, № строфы

Глава 7 Строфа 37

Тема

историческая тема

Содержание, особенности

 В отступлениях о Москве и Петровском замке автор рассказывает об Отечественной войне 1812 года, отпечаток которой лег на пушкинскую эпоху. Здесь, в Петровском замке, Наполеон тщетно ожидал депутации с ключами города. Поэтому он  «последним счастьем упоенный», «в думу погруженный», «мрачный». Жители Москвы – не покорившиеся, готовые бороться за свою независимость.

 Эти лирические отступления  расширяют исторические рамки романа.

Форма

Экскурс в историю

Настроение (эмоциональная окрашенность)

Гордость отечественной  историей,  глубокое патриотическое чувство.

Особенности языка

Строфа построена на антитезах: слава, но она мрачная;  Москва коленопреклоненная, но не пошла с повинной головою;  Москва готовит не праздник, а пожар. Используются яркие эпитеты: с повинной головою, нетерпеливому герою, грозный пламень.

Каким представляется автор?

Автор – патриот, гордится славной историей своей страны.

4 карточка: автобиографические

8 глава.  I.


В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно расцветал,
Читал охотно Апулея,
А Цицерона не читал,
В те дни, в таинственных долинах,
Весной, при кликах лебединых,
Близ вод, сиявших в тишине,
Являться Муза стала мне.
Моя студенческая келья
Вдруг озарилась: Муза в ней
Открыла пир младых затей,
Воспела детские веселья,
И славу нашей старины,
И сердца трепетные сны.

         II.


И свет ее с улыбкой встретил;
Успех нас первый окрылил;
Старик Державин нас заметил
И, в гроб сходя, благословил.

Ожидаемый результат  исследования:



Лирическое отступление: глава, № строфы:

8 гл. 1-4 строфы

Тема

автобиографические

Содержание, особенности

Носят прямо автобиографический характер. Это  рассказ автора о начале творческого  пути. Впервые явившись автору в отрочестве, муза чудесным образом преобразила его жизнь, придала ей высокий смысл, наполненность поэтическими откровениями. Пушкин определяет источник поэтического вдохновения, жизненные ценности своего отрочества, ставшие предметом творчества: детские игры, забавы, мальчишеские мечтания,   гордость  отечественной  историей. И с гордостью и благодарностью вспоминает первые признания своих поэтических опытов, первый выход в свет своей музы, ее приветливую, доброжелательную встречу с русским обществом.

Это дает нам право говорить о том, что роман – история личности самого поэта, личности творческой, мыслящей, неординарной.

Форма

Воспоминания о юности, начале творческого пути.

Настроение (эмоциональная окрашенность)

Добрые ностальгические воспоминания 

Гордость. Благодарность.  Легкая грусть.

Особенности языка

Апуле́й (лат. Apuleius, родился в 124/125 н. э. в Мадавре, римская провинция Африка) — древнеримский писатель, философ-платоник, ритор, автор знаменитого романа «Золотой осёл».

Цицеро́н (лат. Marcus Tullius Cicero; 3 января 106 до н. э., Арпинум — 7 декабря 43 до н. э., Формия) — древнеримский политик и философ, блестящий оратор.

Используются метафоры.

Каким представляется автор?

Как искренний человек, благодарный своей судьбе.

 5 карточка:   философские       

Глава 8    XI.


Но грустно думать, что напрасно
Была нам молодость дана,
Что изменяли ей всечасно,
Что обманула нас она;
Что наши лучшие желанья,
Что наши свежие мечтанья
Истлели быстрой чередой,
Как листья осенью гнилой.
Несносно видеть пред собою
Одних обедов длинный ряд,
Глядеть на жизнь как на обряд,
И вслед за чинною толпой
Идти, не разделяя с ней
Ни общих мнений, ни страстей.

Лирическое отступление: глава, № строфы

Глава 8 строфа11

Тема

Размышление о жизни

Содержание, особенности

Автор размышляет о смысле жизни, какой путь выбрать, зачем дана пылкая молодость, неужели для того, чтобы истлеть «как листья осенью гнилой», что удел человека – выбор «общих путей жизни». О неудовлетворенности таким выбором, о невозможности идти этими «общими путями» «вслед за чинною толпой».

Форма

Авторский монолог

Настроение (эмоциональная окрашенность)

«но грустно думать…»

Особенности языка

Используются сравнения : мечтанья истлели как листья осенью гнилой, обеды как длинный ряд, жизнь как обряд. Утверждается, что молодость дана напрасно, если затем  идти «вслед за толпой». Для аргументации использована анафора: Что изменяли ей всечасно,
Что обманула нас она;
Что наши лучшие желанья,
Что наши свежие мечтанья
Истлели быстрой чередой…

Каким представляется автор?

Автор выступает как философ.

Ожидаемый результат  исследования:

5 этап. Расширение и обобщение новых знаний 4 мин

Дидактическая задача: на основе самостоятельно проведенных наблюдений расширить и обобщить знания учащихся об образе автора в лирических отступлениях романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Учитель: Философ. Патриот. Поэт. Любитель и тонкий ценитель  театрального искусства…

Все это об авторе мы узнали из лирических отступлений. Что еще о нем можно сказать.

Задание. Дома я просила перечитать авторские размышления и определить их тематику. Как они характеризуют автора еще? Обобщите работу проделанную группой и подготовьте ответ. 1 мин.

На ответы - 3 мин.

1 группа - 1 глава:  автор размышляет о балах, театре, ресторане, поэзии, любви, современной ему молодежи, ее увлечениях. Он рассказывает о себе, сопоставляет себя с главным героем. Много думает о том, что такое свобода.

Вывод: автор -  личность многогранная, он молод и ему интересно все.

2 группа - 2-3 главы: здесь много размышлений о творчестве, литературе, в частности, литературных направлениях, он размышляет о судьбе, о времени – смене поколений, о русском языке.

Вывод:  автор – человек думающий, взрослеющий.

3 группа – 4-5 главы: в этих главах много пейзажных зарисовок: весна, осень, лето, зима; есть зарисовки деревенской жизни; автор размышляет о любви к женщинам, о дружбе; продолжает думать на литературные темы, например, о жанрах. Дает оценку своим героям. Прощается со своей юностью.

Вывод: автору близка природа, деревня, здесь он черпает свое вдохновение.

4 группа – 6-7 главы: здесь размышления о дуэлях, дорогах, есть пейзажные зарисовки города Москвы, воспоминания о войне 1812 года.

5 группа – 8 главы: много философских рассуждений о смысле жизни, воспоминаний о своем прошлом – Лицее, годах изгнания. Поэт продолжает тему творчества, говорит о реализме как литературном новом направлении.

Вывод: перед нами зрелый человек.

Слайд 6 Схема (см. след. лист) 

На доске появляется схема: http://uchitel-slovesnosti.ru/994/134.jpg

Вывод-обобщение учителя: Таким образом, Пушкин многосторонне, объективно, емко и лаконично показал всю жизнь России, всю современную ему действительность. Не случайно В.Г.Белинский напишет: «“Онегина” можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением».

6 этап. Рефлексия (подведение итогов урока)  3 мин.

 Учитель: Подведем итог урока. В 1 главе автор говорит: «Онегин, добрый мой

приятель, …») .  А.С. Пушкин отразил в образе героя много личных черт, фактически он – его копия.  Подтвердите или опровергните этот тезис.

Задание: каждой группе подготовить аргумент «за» или аргумент «против».

Ожидаемые ответы учащихся:

Сближает автора и Онегина

Отдаляет автора и Онегина

  • Автор и герой — люди одного круга. Молодость обоих прошла в светском обществе.

  • И образ автора, и образ Онегина изменяются в процессе повествования, претерпевают определенную эволюцию. Изменяется в романе и духовный облик Онегина. В начале романа — это обычный светский повеса, в финале — человек, способный к живым и сильным чувствам. Поэт предстает перед нами уже зрелым человеком, приобретшим жизненный опыт, мудрость, новый взгляд на вещи.

  • Отношение к светскому обществу. Онегин с самого начала романа предстает перед нами как человек светский. Автор же с самого начала резко отделяет себя от светского мира.
  • В семейной сфере:  родственные отношения для Онегина практически ничего не значат. Для автора же дом и семья — это самые главные ценности в жизни. И поэт говорит об этом в главе, посвященной семейству Лариных.
  • Отношение к природе. Онегин равнодушен к природе. Автор: «Цветы, любовь, деревня, праздность, Поля! я предан вам душой».
  • Отношение к творчеству. Онегин равнодушен к поэзии. Автор же находит бесконечный источник вдохновения в самой жизни.
  • Отношение к жизни. Онегин не верит в возможность счастья. Для Онегина «вольность и покой — замена счастью». «Остыть душе поэта, //Ожесточиться, очерстветь//  И наконец окаменеть» не дает «младое вдохновенье».

Выводы:

1. Таким образом, пушкинский герой во многом отличается от автора, мироощущение которого покойно и гармонично, жизнь одухотворена творческим поиском, поэтическим трудом, общением с друзьями. Жизнь Онегина пуста, это вечный скиталец в русской земле.

2. Образ Автора складывается у читателя под влиянием тона и чувства, с каким он говорит о своих переживаниях, впечатлениях, рассказывает о событиях, об образе жизни своих современников. Он полноправный герой романа, близкий Пушкину, но не тождественный ему.          

 «Единство романа — это единство автора; это "роман автора", внутри которого заключен "роман героев"». С. Г. Бочаров

Слайд 8. Информация о домашнем задании.

7 этап. Информирование учащихся о домашнем задании. Комментарии по его выполнению. 2 мин.

Дидактическая задача: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги урока.

 Учитель: Обратимся к эпиграфу урока.  В предисловии А.С. Пушкин о своем романе написал, что он «собранье пестрых глав», «плод ума холодных размышлений и сердца горестных замет». А прощаясь с читателем в конце,  назвал роман свободным. Что хотел сказать читателю автор?

Порассуждайте об этом письменно. 

Слайд 9 Образ автора + 2 эпиграф

8 этап. Взаимооценка работы учащихся 2 мин.

Учитель: оцените работу участников группы и сдайте оценочные листы.

 Учащиеся оценивают работу участников групп по выработанным критериям.

Для подготовки урока использованы материалы:

  1. А.С. Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин»
  2. Учебник: В.Г. Маранцман. Литература 9 класс. – Москва: «Просвещение», 2003.
  3. Словарь литературоведческих терминов С.П. Белокурова, 2005 и электронный словарь на сайте www.gramma.ru 
  4. Обобщающая таблица «Лирические отступления» http//images/yandex.ru
  5. М.Г. Ермолаева. Современный урок. Анализ, тенденции, возможности. Учебно-методическое пособие. – СПб: Изд. «Каро», 2008 – 160 с. Глава «О целеполагании на уроке»
  6. Фильм «А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Читает и рассказывает доктор филологических наук, писатель Валентин Семенович  Непомнящий. Часть 1»
  7. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ А.Г. Асмолов и др.- М: Просвещение, 2010. -  159 с.: ил.

Методические пояснения к уроку

Данный урок является  логическим продолжением  темы «А.С. Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин»» в 9 классе и имеет большое значение для обобщения и  расширения  у учащихся знаний о жанровых  особенностях романа в стихах, формирования представлений об образе автора, о современной ему жизни  и идеале человека.  Урок продолжает работу по совершенствованию культуры речи, по обучению выразительному чтению наизусть поэтического текста.   Включает в себя методы ИКТ и технологии развития теоретического понятийного и наглядно-действенного мышления, проблемное и исследовательское обучение. Урок предусматривает групповую и фронтальную, а также поисковую  работу учащихся, дает возможность по коллективно выдвинутым критериям оценить деятельность одноклассников.  Итог урока  - письменный развернутый ответ на проблемный вопрос.

На этапе мотивации к деятельности ребятам предлагается посмотреть 4-минутный фрагмент фильма (5.40-9.40) «А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Читает и рассказывает доктор филологических наук, писатель Валентин Семенович  Непомнящий. Часть 1». Автор фильма размышляет, о ком написан роман и какова в нем роль самого А.С. Пушкина. Затем  предлагается самостоятельно определить тему урока. Перед этапом целеполагания проверяется индивидуальное домашнее задание: в каждой группе один из юношей должен прочитать наизусть одно из лирических отступлений, предложенных учителем, и определить, каким предстает в нем автор. Задача не просто выразительно прочитать, а «сыграть» образ автора-повествователя. Получается театрализованное исполнение фрагментов произведения. Учащиеся «погружаются» в мир лирических отступлений и понимают, что автор каждый раз приобретает новые черты. Затем самостоятельно формулируют цель урока.

Выполняя исследовательскую работу, ребята расширяют представление об образе автора, о его мировоззрении,  о его взаимоотношениях с читателем. В конце работы группа готовит к  выступлению 2 учеников: один  выразительно читает, а другой анализирует фрагмент. Остальные готовы ответить  на вопросы  ребят из других групп.

На этапе рефлексии предлагается проблемный вопрос, для ответа на который каждой группе необходимо представить аргументы «за» или «против». Подводится итог.

На дом учащиеся получают проблемный вопрос для письменного размышления.

В конце урока группы оценивают работу  своих участников по установленным критериям.

Исследовательские и оценочные листы сдаются учителю для анализа проделанной на уроке работы и установления адекватности выставленных оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лирические отступления сельского учителя

Учитель - это особенная профессия. Сельский учитель = ответственность + пример нравственности. ...

презентация к уроку-семинару "Образ автора в поэме "Мёртвые души". Лирические отступления"

Тема урока "Лирические отступления в поэме "Мёртвые души". Образ автора в поэме ." Данный урок представляет собой обобщение материала по произведению, работа с текстом предполагает анализ и систематиз...

Роль лирических отступлений в поэме Гоголя «Мертвые души».

План-конспект урока с УУД и групповыми формами работы...

Анализ лирических отступлений в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души"

Лирическое отступление — внесюжетный элемент произведения; композиционно-стилистический приём, заключающийся в отступлении автора от непосредственного сюжетного повествования; авторское рассуждение, р...

Конспект урока литературы в 9 классе по теме "Образ автора в лирических отступлениях романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин""

Методическая разработка урока выполнена по стандартам ФГОС второго поколения.Урок является логическим продолжением темы "А.С.Пушкин. Роман в стихах "Евгений Онегин"" в 9 классе и имеет большое значени...

Технологическая карта урока литературы в 9 классе по теме "Образ автора в лирических отступлениях романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин"" с методическими пояснениями

Технологическая карта к уроку литературы в 9 классе по теме "Образ автора в лирических отступлениях романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин"" разработана как вариант записи данного урока в свете требований...

Конспект урока литературы в 9 классе. Тема: «Духовный мир автора в лирических отступлениях романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин"»

Тема: «Духовный мир автора в лирических отступлениях романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин"»Класс: 9Конспект урока литературы с исследовательским заданием для учащихся, написанный с...