Конспект урока литературы в 9 классе. Тема: «Духовный мир автора в лирических отступлениях романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин"»
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

Вавилина Светлана Ивановна

Тема: «Духовный мир автора в лирических отступлениях романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин"»

Класс: 9

Конспект урока литературы с исследовательским заданием для учащихся, написанный студенткой Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета филологического факультета 246 группы, Вавилиной Светланой Ивановной. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы

Составитель: Вавилина Светлана Ивановна

Тема: «Духовный мир автора в лирических отступлениях романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин"»

Класс: 9

Цель урока: через анализ лирических отступлений создать образ автора, его духовный мир в романе «Евгений Онегин».

Задачи:

Предметные:

- познакомить учащихся с литературным понятием лирические отступления, выявить роль лирических отступлений  в романе;

УУД (метапредметные) 

Познавательные: 

- совершенствовать компетенции, необходимые для аргументации, комментария, обоснования своей точки зрения;

- уметь выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.

Регулятивные: 

- умение выполнять задание в соответствии с поставленной задачей, отвечать на вопрос.

 Коммуникативные:

- формировать компетенции осмысленного чтения и адекватного восприятия;

- быть способным к индивидуальной учебной работе, а также при сотрудничестве в группах моделировать и регулировать процессы взаимодействия.

Оборудование: мульдимедийная презентация, 4 листа А3, фломастеры, жетоны с номерами и темами для жеребьёвки, оценочные листы (4).

Ход урока:

Этапы урока и методика их проведения

Приёмы организации

и цель этапа

  1. Организационный момент.

Приветствовать детей, организовать класс, настроить их на работу.

Цель: Организация класса.

  1. Мотивация.

- Давайте прочитаем эпиграф к нашему уроку [слайд 1]: «Единство романа – это единство автора, это "роман автора", внутри которого заключён "роман героев"» (Сергей Георгиевич Бочаров – русский и советский литературовед). 

- Как вы понимаете это высказывание? (Автор является неотъемлемой частью романа, так как роман складывается из мыслей автора, его убеждений, взглядов). Теперь посмотрите на портрет Александра Сергеевича [слайд 2.1]. Какие факты вы можете назвать о нём? (Годы жизни, место рождения, ссылки, сведения про няню, про дуэль и т.д.). Какие произведения написал А.С.Пушкин? (Называют). А теперь посмотрите на другой портрет [слайд 2.2]. …, опиши нам, что ты видишь на слайде, можешь ли утверждать, кто это? (На слайде безликий портрет, невозможно понять, кто это. (Если будут утверждения, что профиль человека похож на профиль А.С.Пушкина, пояснить, что в то время многие люди носили цилиндр и имели курчавые волосы)). Верно, мы не можем определить личность этого человека, так как не видим лица. И, конечно же, мы не можем утверждать, что это Александр Сергеевич Пушкин. Но вы были правы, силуэт очень похож на силуэт А.С.Пушкина. Вот так будет выглядеть Автор романа «Евгений Онегин». Давайте запишем в тетради:

- Автор – повествователь и одновременно «герой» романа. В Авторе отразилась личность самого создателя «Евгения Онегина». А.С.Пушкин отдал ему многое из того, что пережил, перечувствовал и передумал сам. Однако отождествлять Автора с А.С.Пушкиным – грубая ошибка. Необходимо помнить, что Автор – это художественный образ. 

Цель:

Заинтересовать учащихся темой урока и погрузить их в рабочий процесс.

Приёмы:

Беседа, слово учителя, запись в тетрадях, мультимедийная презентация.

  1. Целеполагание.

- Нам хорошо знаком образ А.С.Пушкина, его биографию многие знают очень хорошо. А как определить образ Автора, его духовный мир? (Из текста). Верно, как вы, наверное, заметили, в тексте кроме повествования есть и отвлечённые высказывания, в которых автор может рассуждать, показывать своё отношение или вообще начать рассказывать о себе, т.е. о «герое» романа – Авторе. Такие высказывания называются лирические отступления [слайд 3]. Попробуем объяснить этот термин через объяснение отдельных слов. …, что значит «лирический»? Подбери синонимы. (Поэтический, в стихотворной форме). Хорошо, а теперь попробуем объяснить слово «отступление». (Отхождение от темы, отвлечение). Итак, …, скажи нам теперь, что получится, если эти два понятия рассматривать совместно? (Отхождение от темы в стихотворной форме). А теперь запишем в тетрадях определение литературного термина «лирические отступления»:

- Лирические отступления – это внесюжетный элемент, который позволяет автору обратиться к читателям со страниц своего произведения непосредственно, а не от лица кого-либо из действующих персонажей.

- Специалисты насчитывают в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» 27 лирических отступлений и 50 различных лирических вставок.

- Для того, чтобы создать образ Автора, понять его духовный мир, я решила предложить вам групповую работу для проведения исследований, которая позволит вам чувствовать себя на уроке увереннее, и самим оценить выполненную работу. Я буду подходить к вам с жетонами, на которых обозначена тема и номер группы. Учащиеся с одинаковыми темами объединяются.

Темы:

1 гр. Автор об отношениях человека с друзьями, роднёй. (гл. IV, стр. XVIII—XX); - 2 чел.

2 гр. Автор об отношениях с женщинами, о любви. (гл. IV, стр. XXI—XXII); - 2 чел.

3 гр. Автор о Родине и Москве (гл. VII, стр. XXXIII—XXXVIII); - 2 чел.

4 гр. Автор о музе и судьбе поэта (гл. VIII, стр. I—VI). – 3 ч.

- Группы сформированы, темы для ваших исследований определены, ознакомимся с критериями оценки работы участников групп [лист оценки (смотр. ниже)].

- Итак, суть вашего исследования – проанализировать лирические отступления, которые отражают авторское отношение к тому или иному. Свой анализ вы должны оформить в виде «Облака» слов. Посмотрите на слайд [слайд 4], вот так выглядит «облако» слов, глядя на него, как можно объяснить, что такое «облако» слов? (На слайде «облако» слов к понятию «"облако" слов», из этого понятно, что суть данного задания – найти ключевые слова, эмоционально-окрашенные слова, отражающие авторское отношение или дать своё название тому или иному явлению).

Цель:

Познакомить учащихся

с термином «лирические отступления», обозначить центральный вопрос для исследования.

Приёмы:

Беседа, слово учителя, мультимедийная презентация.

  1. Анализирующее наблюдение.

(Группы получают листы А3, фломастеры, приступают к делу. По необходимости обращаются к учителю). 15-20 минут для исследований и оформлений «облака» слов.

- Время для исследований подошло к концу, теперь по группам будем защищать наши результаты у доски. Давайте послушаем первую группу.

(Слушаем остальные группы).

Примерные ключевые слова и фразы каждой группы:

1 гр. Друг, светская чернь, ошибка, лицемерие.

2 гр. Любовь, красавица, светские мненья, любовью шутит сатана, кому верить, любите самого себя.

3 гр. Россия, дороги, зима, холод, Москва, церковь, колокольни, русское сердце, Петровский замок.

4 гр. Читал, Державин, муза, как вакханочка развилась, гордость, подруга верная, ласковая, прелести степные, холод гордости.

Цель:

Осмыслить отдельные компоненты текста, совершенстсвовать умения защищать свою работу, развивать умения работы в группе.

Приёмы:

Исследовательское задание.

  1. Концептуальное осмысление.

- Мы послушали все группы, давайте теперь попробуем обобщить всё, что мы узнали о духовном мире Автора, и запишем в тетради. …, смотря на эти 4 «облака» слов, какие ключевые слова ты можешь выделить для себя из всех них? Попробуй назвать некоторые ключевые слова в одном предложении. (Отвечает). Отлично! …, а у ты бы как составила предложение? Молодец! Теперь все в своих терадях запишите такое же предложение либо составьте сами. (Как вариант: Автор – человек с русским сердцем, который увлекается чтением и умеет сам писать, знаком с «музой», но не верит в настоящую дружбу и любовь, считая их светским лицемерием).

Цель:

Повторить

и обобщить результаты исследовательских заданий.

Приёмы:

Беседа, запись

в тетради.

  1. Рефлексия.

- У вас в группах есть листы для оценки друг друга. Сейчас в течение двух минут заполните их внутри ваших групп и соберите. Я посмотрю, как вы оценили друг друга внутри групп. А теперь давайте попробуем оценить себя сами. …, доволен ли ты своей работой на сегодняшнем уроке? Чем? Если недоволен, то тоже, чем? (Спросить у нескольких учащихся).

- Теперь я попрошу вас отблагодарить того человека, который оказался для вас полезным на сегодняшнем уроке, от которого вы сегодня узнали что-то новое, смогли в чём-то разобраться и т.д. (Дети по очереди высказываются). А я говорю спасибо всем вам, потому что вы все сегодня очень хорошо и дружно поработали, урок был интересным и насыщенным. Спасибо!

Цель:

Уметь рационально оценивать себя и своих товарищей.

Приёмы:

Беседа.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Единство романа – это единство автора, это "роман автора", внутри которого заключён "роман героев"» Сергей Георгиевич Бочаров – русский и советский литературовед

Слайд 3

ЛИРИЧЕСКИЕ ОТСТУПЛЕНИЯ Поэтические, в стихотворной форме Отхождение от темы, отвлечение



Предварительный просмотр:

Лист оценки с критериями.

Критерий

Высокий уровень (3 б.)

Средний уровень

(2 б.)

Низкий уровень

(1 б.)

Без уровня

0 б.

  1. Участие на уроке, в обсуждении

Хорошо отвечает, предлагает свои варианты, активен в групповом обсуждении.

Отвечает средне, идеи высказывает, группе помогает.

Мало отвечает, публично не выступает, группе помогает.

Не участвует в уроке.

  1. Знание текста

Хорошо знает произведение, ориентируется в тексте, читает с выражением.

Произведение знает, в тексте ориентируется, читает грамотно.

Произведение знает, но без подробностей, ориентируется с трудом в тексте, при чтении допускает ошибки.

Произведение не читал.

  1. Умение анализировать, понимать текст

Хорошо понимает и умеет анализировать текст,  делает выводы.

Произведение

понимает, но анализ получается неглубоким, Выводы делает благодаря наводящим вопросам.

Вместо анализа приводит пересказ текста, выводы неглубокие.

Не анализирует текст.

  1. Грамотность речи, культура общения

Говорит грамотно, выразительно, может выстраивать ответ в развёрнутый монолог.

Говорит в основном правильно, монолог небольшой, без грубых ошибок.

Речь изобилует речевыми и грамматическими ошибками, ответ не связный, нелогичный.

Не отвечает или отвечает односложными фразами.

Максимальное количество – 12, минимальное – 0 баллов

Примечание:

  1. Оценочный лист заполняется в конце урока после совместного обсуждения (в группе).
  2. Без выставления хотя бы 1 б. за первый критерий, баллы по остальным критериям не выставляются.
  3. Решение принимается большинством голосов.

Лист взаимооценки работы учащихся ________ группы на уроке

Дата_________

Фамилия, имя участника

1 Участие на уроке, в обсуждении

2

Знание текста

3 Умение анализировать, понимать текст

4 Грамотность речи, культура общения

Всего

Оценка: высокий уровень – 3б. Средний уровень – 2б. Низкий уровень – 1б.

Пересчет в пятибалльную систему: «2»- 0-5б.; «3»- 6-8б.; «4»- 9-10б.; «5»- 11-12б.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока литературы (11 класс) по теме "М.ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН» СВОЕОБРАЗИЕ ЖАНРА РОМАНА-ЭПОПЕИ. ДУХОВНЫЙ МИР ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА"

Это первый урок в теме "М.А.Шолохов. Роман-эпопея "Тихий Дон". Цели урока: познакомить учащихся с особенностями жанра романа-эпопеи; через анализ текста узнать о духовном мире, жизненном укладе донско...

Конспект урока литературы в 9 классе по теме "Образ автора в лирических отступлениях романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин""

Методическая разработка урока выполнена по стандартам ФГОС второго поколения.Урок является логическим продолжением темы "А.С.Пушкин. Роман в стихах "Евгений Онегин"" в 9 классе и имеет большое значени...

Технологическая карта урока литературы в 9 классе по теме "Образ автора в лирических отступлениях романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин"" с методическими пояснениями

Технологическая карта к уроку литературы в 9 классе по теме "Образ автора в лирических отступлениях романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин"" разработана как вариант записи данного урока в свете требований...

Конспект урока литературы 11 класс. Тема: «Тревожная совесть Владимира Тендрякова» (по рассказу «Хлеб для собаки»)

Цели:-способствовать пониманию историко-философского смысла рассказа;-воспитывать чувство ответственности за свои действия, быть внимательным по отношению к любому живому существу, прислушиватьс...

Технологическая карта урока литературы. 9 класс. Тема: «А. С. Пушкин «Евгений Онегин». Татьяна Ларина — нравственный идеал А. С. Пушкина. Ольга и Татьяна Ларины: сходство и различие»

Технологическая карта урока литературы. 9 класс. Тема: «А. С. Пушкин «Евгений  Онегин». Татьяна  Ларина  — нравственный  идеал  А. С. Пушкина. Оль...

Конспект урока литературы 5 класс Тема: «Урок памяти. Они сражались за Родину.»

Конспект урока литературы 5 класс Тема: «Урок памяти. Они сражались за Родину.»...

Конспект урока. Литература. 8 класс. Тема: Суд над Гриневым по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Урок построен в форме ролевой игры "Судебное заседание", что позволяет проверить и углубить понимание содержания повести, совершенствовать специальные умения - выделять в тексте главные смыс...