Мастер - класс «Театрализация, как метод социализации и развития речи детей с ОВЗ при изучении малых фольклорных форм»
методическая разработка по литературе

Гребенникова Ольга Викторовна

Мастер - класс «Театрализация, как метод социализации и развития речи детей с ОВЗ при изучении малых фольклорных форм»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер – класс

«Театрализация, как метод социализации и развития речи детей с ОВЗ при изучении малых фольклорных форм»

I. Организационный (в самом начале)
(приветствие, введение в тему мастер-класса)

Деление участников на 3 группы.

Добрый день честной народ!

Здесь диво – дивное всех ждёт,

Про фольклор мы Вам расскажем,

Диво – дивное покажем!

Не ходите никуда,

Подходите все сюда!

Все, у кого широкая Русская душа!

Ворон не считайте,

Конфетки, кренделя, бараночки  разбирайте

И нас добрым словом вспоминайте!

II. Практическая демонстрация приёмов.

3. Имитационная игра.

Времена теперь другие, как и игры, и дела,

Далеко ушла Россия от страны, какой была,

Но преданья старины забывать мы не должны.

- А сейчас, уважаемые коллеги, я предлагаю вам ненадолго окунуться в мир детства и поиграть со мной (раздаю кукол)

- Вашему вниманию представляем активные методы обучения театральному мастерству:

Первый приём – работа над раскрепощённостью …

(одеваю кукол на руки)

На свете разных кукол есть немало.

Глаза их удивлением полны,

Ведь куклы – это тоже дети,

Но только дети сказочной страны.

Умеют куклы плакать и смеяться

И даже слово мама говорить.

Ролями можно сними поменяться,

Чтоб также радость всем дарить!

- Сегодня у нас в гостях герой многих знакомых сказок. Отгадайте, кто это?

Что за зверь лесной стал, как столбик под сосной,

И стоит среди травы, уши больше головы?

Кто отгадку знает, тот его и называет. Кто это? (Ответы)

Заяц кукла: Ох, как много здесь ребят! На меня они глядят (здоровается, игра - имитация) Здравствуйте, дорогие: и маленькие, и большие! весёлые, удалые!

Меня зовут Плутишка

Я озорной мальчишка

А Вас? Поприветствуйте друг друга.  Называют свои имена, клички.

Второй приём – работа над жестом и движением.

 - Повторяйте за мной все движения (сидя на месте, с помощью кукол)

Вправо, влево повернись,

Наклонись и поднимись.

Лапки вверх, лапки в бок,

И на месте: скок да скок (2раза)

теперь бежим вприпрыжку…..

Молодцы, мои детишки!

- Произнесите скороговорку «из-под топота копыт, пыль по полю летит» повернув куклу лицом к себе.

- Проговорите шепотом;

- Проговорите плаксиво;

- Проговорите в быстром темпе;

Третий приём – работа с мимикой и пантомимикой …
Игровые упражнения по развитию мимики (для всех)

• “Съели кислый лимон” (морщатся).

• “Рассердились на драчуна” (сдвигают брови).

• “Встретили знакомую девочку” (улыбаются).

“Испугались забияку” (приподнимают брови, широко открывают глаза, приоткрывают рот).

Игровые упражнения по развитию пантомимики

А теперь все дружно встали и…

• “Расцвели, как цветы”.

•“Завяли, как травка”.

•“Полетим, как птицы”.

Повернулись друг к другу и показали ему эмоцию, которая на  пиктограмме.

Улыбнулись и присели.

Вывод:  данные приёмы позволяют установить прочную связь с ребёнком, помогают принять им окружающую действительность и взаимодействовать с ней.

4. Моделирование.

А теперь поработаем в группах. На столах задание.

1 группа – создаёт Лепбук «Русское народное творчество».

Цель: развивать универсальные умения.

Задание: создать Лепбук по теме «Русское народное творчество.

2 группа – режиссёрская игра. Представят  Кукольный театр сказка «Храбрые зайцы»

Цель: формирование умений педагогов работать со сказкой.

Задание: инсценировать  с помощью кукол русскую народную сказку Олеси Емельяновой  «Храбрые зайцы».


3 группа – игра – драматизация. Игра-инсценировка русской народной  песни «Как по улице мостовой»

Цель: Приобщение к русской народной культуре, к её традициям.

Задание: инсценировать русскую народную песню «Как по улице мостовой»

 Общий вывод: Метод театрализации, органично  включенный в образовательный процесс, — универсальное средство в развитии базовых учебных навыков и социализации ребёнка.

 5. Рефлексия.

- Сегодня мы прожили вместе мастер-класс «Театрализация, как метод социализации и развития речи детей с ОВЗ при изучении малых фольклорных форм». Любой обучающийся – это не сосуд который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь Знаниями, Умениями или Навыками.

Я предлагаю разжечь наш факел с помощью ваших искорок ( искорки, на них буквы З, У, Н), что же ребёнку для жизни необходимо в первую очередь ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ или НАВЫКИ? Прикрепляем, получается огромное пламя – огонь!

Для успешной социализации личности в социуме необходимы и Знания и Умения и Навыки.

Диво – дивное показали

Про приёмы и методы рассказали
Роли  разыграли

Досвидание честной народ,

Ждём Вас ровно через год!

- Спасибо за участие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование малых фольклорных форм в развитии речи дошкольников

Художествееное устное слово играет большую роль в речевом развитии детей. Язык народных произведений лаконичен, образен и богат такими звуковыми сопоставлениями, которые помогают детям уловить их...

Мастер-класс для родителей «Сенсорные игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста

Цель:1.Повысить педагогическую  грамотность родителей (законных представителей) о роли мелкой моторики в развитии речи воспитанников.2.Заинтересовать родителей (законных представителей)...

Основные методы обучения в развитии речи детей с ОНР

Методические рекомендации, составленые на основе содержания учебного курса "Онтогенез речевой деятельности", отражают проблемы развития детской речи в норме и при патологии....

Мастер-класс для родителей «Интеллект-карта для развития речи дошкольников с нарушенным слухом»

Мастер-класс для родителей «Интеллект-карта для развития речи  дошкольников с нарушенным слухом»...

Мастер-класс по теме "Моделирование индивидуальной траектории развития одаренных детей по математике в 5-9 классах"

-Создание предпосылок для профессионального совершенствования учителя- Освоение приемов и методов, используемых педагогами при моделировании индивидуальной траектории развития одаренных детей...

Методическая разработка мастер-класса по теме «Методы и приемы развития критического мышления»

Методическая разработка мастер-класса по теме  «Методы и приемы развития критического мышления» в помощь учителям и преподавателям  для повышения компетентности в области педагог...

Влияние малых фольклорных жанров на развитие речи детей с ОВЗ раннего возраста

Особую роль в развитии детей ОВЗ раннего возраста играют малые фольклорные жанры, в том числе потешки. Потешки сопровождающие игровыми движениями, являются прекрасным посредником для установления конт...