Конспект урока литературы в 11 классе "Творчество ЛН Андреева"
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Конспект урока литературы в 11 классе школы с очно-заочной формой обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_11kl_22tvorchestvo_ln_andreeva22.odt27.77 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Творчество ЛН Андреева»

Цели урока:

1. Познакомить с биографией и творчеством ЛН Андреева.

2. Раскрыть дейно-художественное своеобразие рассказов ЛН Андреева.

3. Проовторить значение слов: неореализм,атеист, катаклизм, фельетон.

Урок усвоения нового материала

Оборудование: 1)учебники Лебедев Ю. В. Литература для 11 класса: в 2 частях. М.: Просвещение, 2016. Ч. 1. C. 226–244; 2) портрет ЛН Андреева; 3) раздаточный материал.

                                         Ход урока

1. Оргмомент.

2. Словарная работа:

-Значение слов: атеист, катаклизм, фельетон, неореализм.

Атеист – человек, полностью отрицающий существование Бога и не приемлющий веру.

Катаклизм – резкий перелом в характере и условиях органической жизни на обширном пространстве земной поверхности под влиянием разрушительных атмосферных и вулканических процессов.

Неореализм – течение в литературе второй половины ХХ века: так называемая «традиционная проза», ориентированная на традиции классики (возвращение к реалистической эстетике XIX века) и обращенная к историческим, социальным, нравственным, философским и эстетическим проблемам современности.

Фельетон – газетная статья на злободневную тему, использующая приёмы литературно-художественного изложения, особенно приёмы сатиры.

3. Объяснение нового материала

-Слово учителя:

Леонид Николаевич Андреев родился 21 августа 1871 года в Орле в семье землемера, который был внебрачным сыном помещика. Мать тоже была из знатного рода, поэтому можно утверждать, что явившийся в этот мир человек был аристократом как по духу, так и по крови.

В 1882 году его отдали в орловскую гимназию, в которой Леонид, по собственному признанию, «учился скверно». Зато много читал: Жюля Верна, Чарльза Диккенса, Дмитрия Ивановича Писарева, Льва Николаевича Толстого, Эдуарда Гартмана, Артура Шопенгауэра.

Последний оказал на мировоззрение будущего писателя особенно сильное влияние: шопенгауэровские мотивы пронизывают многие его произведения.

В 1889 году юноша тяжело переживает потерю отца. В этом же году его поджидает еще одно испытание - тяжелейший душевный кризис из-за несчастной любви. Психика впечатлительного молодого человека не выдержала, и он попытался даже покончить с собой: чтобы испытать судьбу, лег под поезд между рельсов.

В 1891 году, окончив гимназию, Леонид Андреев поступил на юридический факультет Петербургского университета, откуда в 1893 году был отчислен за неуплату. Ему удалось перевестись в Московский университет, за обучение в котором плату внесло Общество пособия нуждающимся. Окончив в 1897 университет кандидатом права, Андреев служит помощником присяжного поверенного, выступает в суде в качестве защитника. В 1897 начинается и систематическая литературная деятельность Андреева, хотя первое его выступление в печати состоялось в 1892, когда он в журнале «Звезда» опубликовал написанный им для заработка рассказ о голодающем студенте «В холоде и золоте».

В это же время Андреев начинает печататься, однако жизненные неурядицы снова доводят начинающего писателя до самоубийства, но попытка опять неудачна.

Все это время бедный студент влачит полуголодное существование, живет частными уроками, рисует портреты на заказ.

В 1896 году он знакомится с будущей женой - Александрой Михайловной Велигорской.

В 1897 году Леонид Андреев окончил университет кандидатом права. Он начал служить помощником присяжного поверенного, выступая в суде в качестве адвоката.

Судебная практика дала сюжеты многим репортажам Л. Андреева, которые публиковались в газете «Курьере» и «Московском вестнике». Свои фельетоны он подписывал псевдонимом «James Lynch».

В марте 1900 года молодой писатель познакомился с Максимом Горьким, который так описывал встречу с Леонидом: «Одетый в старенькое пальто-тулупчик, в мохнатой бараньей шапке набекрень, он напоминал молодого актера украинской труппы. Красивое лицо его мне показалось малоподвижным, но пристальный взгляд темных глаз светился той улыбкой, которая так хорошо сияла в его рассказах и фельетонах. Говорил он торопливо, глуховатым, бухающим голосом, простуженно кашляя, немножко захлебываясь словами и однообразно размахивая рукой, - точно дирижировал. Мне показалось, что это здоровый, неизменно веселый человек, способный жить посмеиваясь над невзгодами бытия».

После женитьбы на Александре Михайловне Велигорской внучатой племяннице Тараса Шевченко 10 февраля 1902 года начался самый спокойный и счастливый период в жизни Андреева, продолжавшийся, однако, недолго.

Первый сборник рассказов Андреева вышел. Он понравился многим. Андреева заметили.

Рассказ «Стена» - это некая аллегория (то , о что бьется человек). Люди пытаются пробиться сквозь стену. Люди гибнут, кровь льется.

В рассказе «Бездна» герой совершает ужасную вещь.

Эти рассказы объединены тем, что вокруг и внутри героев находилась кромешная тьма. Внутри человека находилась страшная темная звериная сила. Бездна - это то, куда человек может падать всю жизнь. Этот рассказ вызвал настоящую бурю негодования.

Образ бездны и стены – ключевые для творчества Андреева. Это абсолютные метафоры бессмысленного существования, которые закончатся поражением.

Все рассказы Андреева были эмоциональны, подчеркнуты напряженным синтаксисом.

Анализ повести «Жизнь Василия Фивейского»

Борьбу с религиозным сознанием Андреев считал первоочередной задачей современной литературы. Андреев писал: «Царство человека должно быть на земле». Отсюда призывы к богу нам враждебны. Богоборческая тема становится ведущей в творчестве Андреева. «Жизнь Василия Фивейского» (1903) невольно приводила к выводу – решать свои судьбы должны сами люди.

В повести «Жизнь Василия Фивейского» ярко проявилась андреевская концепция личности: человек ничтожен перед лицом Вселенной, не существует предопределенного высшего смысла его жизни, мрачна окружающая его действительность, но, постигая все это, человек не становится смиренным. Герой Андреева обычно гибнет, он не в силах разрушить стоящую на его пути стену, но это герой возмутившийся. В. Фивейский терпит поражение, но вместе с тем он не побежден. Безумный священник умер в «трех верстах от села», сохранив в своей позе стремительность бега.

Для Андреева были важны не факты, не «мнимая достоверность деталей, а образ души» или, как он еще говорил, «кусочек психобиографии человека». Вот почему в его произведениях нет характеров, а есть лишь одно свойство характера, одна идея. Сам писатель называл свой метод «условным реализмом», хотя искал и другие термины.

Композиционно «Жизнь Василия Фивейского», как и многие другие его произведения, строится как история душевных катаклизмов. В данном случае ее границы раздвинуты до целой жизни. Путь исканий героя очень сложен и напряжен, потому что направляется решением какой-то одной глобальной проблемы в «замкнутом» мире переживаний, в противоборстве мыслей. Накануне Революции 1905 г. в творчестве Андреева нарастают бунтарские мотивы. Жизнь Василия Фивейского в одноименном рассказе (1904) – это бесконечная цепь суровых, жестоких испытаний его веры. Утонет его сын, запьет с горя попадья – священник, «скрипнув зубами» громко повторяет: «Я – верю». У него сгорит дом, умрет от ожогов жена – он непоколебим! Но вот в состоянии религиозного экстаза он подвергает себя еще одному испытанию – хочет воскресить мертвого. «Тебе говорю, встань!» - трижды обращается он к покойнику, но «холодно-свирепым дыханием смерти отвечает ему потревоженный труп». Отец Василий потрясен: «Так зачем же я верил? Так зачем же ты дал мне любовь к людям и жалость? Так зачем же всю жизнь мою ты держал меня в плену, в рабстве, в оковах?». Сюжет рассказа «Жизнь Василия Фивейского» восходит к библейской легенде об Иове, но у Андреева она наполнена богоборческим пафосом, в то время как у Ф. М. Достоевского в «Братьях Карамазовых» эта же легенда символизирует непоколебимую веру в Бога. «Жизнь Василия Фивейского» дышит стихией бунта и мятежа, - это дерзостная попытка поколебать самые основы любой религии – веру в «чудо», в промысел божий, в «благое провидение». «Я убежден, - писал Андреев, - что не философствующий, не богословствующий, а искренне, горячо верующий человек не может представить бога иначе, как бога-любовь, бога-справедливость, мудрость и чудо. Если не в этой жизни, так в той, обещанной, бог должен дать ответы на коренные запросы о справедливости и смысле.  

Андреев создает полную драматизма сцену, в которой измученный несчастьями деревенский попик вырастает в богатыря-богоборца. Силой своей исступленной веры он хочет воскресить погибшего в песчаном карьере батрака Семена Мосягина. Но чуда не происходит. Обманута, растоптана вера, оказавшаяся бессильной свести небо на землю. На первых страницах повести один из ее героев – дьякон сравнивает священника своего прихода о. Василия с Иовом, и с этого момента рассказ о Фивейском невольно сопоставляется читающим с книгой Иова. Но повесть Андреева имеет лишь внешнее сходство в изложении о мытарствах и страданиях о. Василия с испытаниями, ниспосланными Иову. В конечном счете Иов убеждается, что не в его власти постичь пути Господни и поэтому он смиряется и говорит: «Я слышал о Тебе слухом уха, теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (Библия, Кн. Иова, 42:5-6, с. 658). Василий же, как мы уже отмечали, в противовес этому гневно восклицает, обращаясь к Богу: «— Так зачем же я верил? –Так зачем же ты дал мне любовь к людям и жалость – чтобы посмеяться надо мною» Так зачем же всю жизнь мою ты держал меня в плену, в рабстве, в оковах? Ни мысли свободной! Ни чувства! Ни вздоха! Все одним тобою, все для тебя. Один ты! Ну, явись же – я жду!».

Андреева по праву считают мастером психологического рисунка. «Жизнь Василия Фивейского» - одна из лучших его психологических вещей. Естественно, что автора больше всего занимает внутренний мир Василия. Как же он его отображает? Психологический метод Андреева отличается от метода Л. Толстого, объясняющего и договаривающего за героя его мысли и чувства, как осознанные самим героем, так и гнездящиеся в подсознании, неуловимые, струящиеся… Андреев идет иным путем. Не воссоздавая последовательного развития психологического процесса, как это делали Толстой и Достоевский, он останавливается на описании внутреннего состояния героя в переломные, качественно отличные от прежних, моменты его духовной жизни, и дает авторскую результативную характеристику.

Андреев считал, что на этом свете человек одинок, но людям свойственно придумывать что-то, что поможет человеку избежать падения в бездну одиночества. Небеса пусты и человек по-прежнему один. У его героев ничего не получается.

Эту повесть очень сочувственно воспринял А. Блок, который  так отзывался об Андрееве: "В нем находят нечто общее с Эдгаром По. Это до известной степени верно, но огромная разница в том, что в рассказах Андреева нет ничего "необыкновенного", "странного", "фантастического", "таинственного". Все простые житейские случаи".

Повесть «Иуда Искариот»

В 1907 году на свет выходит повесть «Иуда Искариот». Главную тему можно обозначить цитатой: «… Кто любит, тот не спрашивает, что делать! Он идёт и делает всё. Он плачет, он кусается, он душит врага и кости ломает у него! Кто любит! Когда твой сын утопает, разве ты идёшь в город и спрашиваешь прохожих: “Что мне делать? Мой сын утопает!” — а не бросаешься сам в воду и не тонешь рядом с сыном. Кто любит!».

Согласно христианским представлениям, Христос – воплощение истины, добра и красоты, а предавший его Иуда – олицетворение лжи, подлости и коварства. По свидетельству современников писателя, этот образ был загадочен для Андреева всю жизнь. «Психология предательства» — основная тема повести. Идейный конфликт в повести носит богоборческий характер: поступками Иисуса руководит любовь к людям, Иуда не любит людей. Здесь и сталкиваются два мировоззрения. Автор максимально сближает язык произведения с библейским, но нарушает сюжет: ученики Христа – люди без собственного мнения, а Иуда, хоть и двуличный, но обладает индивидуальностью.

В контексте повести смерть Иуды так же символична, как и распятие на кресте Иисуса. Крест — это схождение Добра и Зла. Обманутый людьми, Иуда добровольно покидает этот мир вслед за своим учителем.

В повести «Иуда Искариот» Леонид Андреев ставит вечные вопросы: что правит людьми? Добро или зло? Истина или ложь? Можно ли жить праведно в неправедном мире? Но однозначных ответов на эти вопросы нет. Александр Блок говорит, что в этом произведении «душа автора — живая рана».

4. Закрепление нового материала

1) Выбор элемента из выпадающего списка (в тексте).

Андреев – ____________, верил в мысли. В своей новелле «Мысли» Андреев повествует о преступлении, где герой симулирует сумасшествие, но затем уже не может различить вымысел и реальность.

Выпадающий список:

Атеист;

Мистик;

Фантазёр.

Подсказка: Л. Н. Андреев говорил, что не верит в Бога.

Правильный ответ: атеист.

Леонид Андреев не верил в Царство Божие, он писал: «Царство человека должно быть на земле. Отсюда призывы к Богу нам враждебны». Андреев считал себя атеистом (хотя его взгляды довольно противоречивы, а художественная правда иной раз противоречит его антирелигиозным высказываниям, тем не менее, в задании мы руководствуемся прямыми цитатами автора).

2) Ребус-соответствие.

Соотнесите имена писателей с их высказываниями.

1. «Человек редкой оригинальности, редкого таланта и достаточно мужественный в своих поисках истины».

2. «Вы пишете, что достоинство ваших произведений есть искренность. Я признаю не только это, но и что цель их добрая: желание содействовать благу людей» (Из письма Л. Андрееву).

3. «За нею (повестью «Иуда Искариот») — душа автора — живая рана. Думаю, что страдание её — торжественно и победоносно»

А. Блок;

Л. Толстой;

М. Горький

Правильный ответ: 

М. Горький — «Он был таков, каким хотел и умел быть, человеком редкой оригинальности, редкого таланта и достаточно мужественным в своих поисках истины».

А. Блок — «За нею (повестью «Иуда Искариот») – душа автора – живая рана. Думаю, что страдание её – торжественно и победоносно».

Л. Толстой — «Вы пишете, что достоинство ваших произведений есть искренность. Я признаю не только это, но и что цель их добрая: желание содействовать благу людей» (Из письма Л. Андрееву).

Максим Горький познакомился с Андреевым в 1900 году, именно он в 1905 году помог Андрееву преодолеть депрессию (после смерти жены в родах). Он знал Андреева, как никто.

Лев Толстой состоял с Андреевым в переписке.

Александр Блок вспоминал: «Любил я Леонида Николаевича? – Не знаю. Был я горячим поклонником его таланта? – Нет, без оговорок утверждать этого не могу. Несмотря на все это, я чувствую, что у меня есть одно, длинное и важное, воспоминание об умершем; длинное – потому что мы были «знакомы» или «незнакомы» на протяжении десяти лет; важное – потому что оно связано с источниками, которые питали его жизнь и мою жизнь».

5.Подведение итогов урока:

-Что нового вы сегодня узнали на уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературы по рассказу Л.Андреева "Кусака" 7 класс

Методическая разработка метапредметного урока по литературе....

Урок литературы по рассказу Л.Андреева "Кусака"

Разработка урока литературы в 5 классе по рассказу Л.Андреева "Кусака". Тема урока "Идея сострадания и ответственного отношения к окружающему миру" актуальна в наше время. Близка и понятна детям....

Конспект урока литературы по рассказу Л.Н. Андреева "Петька на даче"

Планируемая система уроков:1-й урок: Л.Н. Андреев. Краткие сведения о писателе.2-й урок: Л.Н. Андреев «Петька на даче» Мир города в произведении.3-й урок: Л.Н. Андреев «Петька на дач...

Конспект урока по рассказу Л.Н, Андреева "Кусака"

Планируемая система уроков:1-й урок: Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.  Рассказ «Кусака». «Мы в ответе за тех, кого приручили» А. Экзюпери.2-й урок: Гуманисти...

Конспект урока литературы «Противопоставление мира города и мира дачи в рассказе Л. Андреева «Петька на даче»». в 5 классе

Конспект  урока литературы «Противопоставление мира города и мира дачи в рассказе Л. Андреева «Петька на даче»». 5 класс....

Конспект урока литературы в 7 классе по рассказу Л.Андреева "Кусака"

Урок на тему "Добро и зло в рассказе Л.Андреева "Кусака"...