Задание по теме: Сентиментализм. Атрибутирование пейзажа.
олимпиадные задания по литературе (9 класс)

Талина Елена Евгеньвна

Ученикам 9 класса предлагается 6 вариантов пейзажей русских писателей. Задача ученика - определить, какой пейзаж принадлежит направлению "Сентиментализм", аргументируя ответ  приемами, лексикой, которые или характерны для этого направления, или, наоборот, невозможны для писателя-сентименталиста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadanie_po_teme_sentimentalizm.docx24.34 КБ

Предварительный просмотр:

Сентиментализм

1 вариант. Атрибутирование пейзажа.

Задание: прочитайте предложенный текст и аргументированно предположите, принадлежит или нет данный пейзаж писателю – сентименталисту. Обратите внимание на лексику, выбор деталей, отношение автора к изображаемому.

Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными. Поля, все поля, тянулись вплоть до самого небосклона, то слегка вздымаясь, то опускаясь снова; кое-где виднелись небольшие леса, и, усеянные редким и низким кустарником, вились овраги, напоминая глазу их собственное изображение на старинных планах екатерининского времени. Попадались и речки с обрытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами, и покривившиеся молотильные сарайчики с плетенными из хвороста стенами и зевающими воротищами возле опустелых гумен, и церкви, то кирпичные с отвалившеюся кое-где штукатуркой, то деревянные с наклонившимися крестами и разоренными кладбищами. Сердце Аркадия понемногу сжималось. Как нарочно, мужички встречались все обтерханные, на плохих клячонках; как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранною корой и обломанными ветвями; исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы жадно щипали траву по канавам. Казалось, они только что вырвались из чьих-то грозных, смертоносных когтей – и, вызванный жалким видом обессиленных животных, среди весеннего красного дня вставал белый призрак безотрадной, бесконечной зимы с ее метелями, морозами и снегами... "Нет, – подумал Аркадий, – небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием; нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы... но как их исполнить, как приступить?.."
   Так размышлял Аркадий... а пока он размышлял, весна брала свое. Все кругом золотисто зеленело, все широко и мягко волновалось и лоснилось под тихим дыханием теплого ветерка, все – деревья, кусты и травы; повсюду нескончаемыми звонкими струйками заливались жаворонки; чибисы то кричали, виясь над низменными лугами, то молча перебегали по кочкам; красиво чернея в нежной зелени еще низких яровых хлебов, гуляли грачи; они пропадали во ржи, уже слегка побелевшей, лишь изредка выказывались их головы в дымчатых ее волнах.

Ответ: нет, не принадлежит (И.С. Тургенев «Отцы и дети»)

Сентиментализм

2 вариант. Атрибутирование пейзажа.

Задание: прочитайте предложенный текст и аргументированно предположите, принадлежит или нет данный пейзаж писателю – сентименталисту. Обратите внимание на лексику, выбор деталей, отношение автора к изображаемому.

  1. К ночи в погоду становится очень холодно и росисто. Надышавшись на гумне ржаным ароматом новой соломы и мякины, бодро идешь домой к ужину мимо садового вала. Голоса на деревне или скрип ворот раздаются по студеной заре необыкновенно ясно. Темнеет. И вот еще запах: в саду — костер, и крепко тянет душистым дымом вишневых сучьев. В темноте, в глубине сада — сказочная картина: точно в уголке ада, пылает около шалаша багровое пламя, окруженное мраком, и чьи-то черные, точно вырезанные из черного дерева силуэты двигаются вокруг костра, меж тем как гигантские тени от них ходят по яблоням. То по всему дереву ляжет черная рука в несколько аршин, то четко нарисуются две ноги — два черных столба. И вдруг все это скользнет с яблони — и тень упадет по всей аллее, от шалаша до самой калитки... Поздней ночью, когда на деревне погаснут огни, когда в небе уже высоко блещет бриллиантовое созвездие Стожар, еще раз пробежишь в сад. Шурша по сухой листве, как слепой, доберешься до шалаша. Там на полянке немного светлее, а над головой белеет Млечный Путь ... А черное небо чертят огнистыми полосками падающие звезды. Долго глядишь в его темно-синюю глубину, переполненную созвездиями, пока не поплывет земля под ногами. Тогда встрепенешься и, пряча руки в рукава, быстро побежишь по аллее к дому... Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!

Ответ: нет , не принадлежит ( И.А. Бунин «Антоновские яблоки»)

Сентиментализм

3 вариант. Атрибутирование пейзажа.

Задание: прочитайте предложенный текст и аргументированно предположите, принадлежит или нет данный пейзаж писателю – сентименталисту. Обратите внимание на лексику, выбор деталей, отношение автора к изображаемому.

Не выезжая из города, пользуюся всеми удовольствиями деревни затем, что живу в предместий. Я вижу жатву из окошка. С восхождением солнца земледелец жнет неутомимо полосу свою и связывает снопы. Косцы, поставленные строем один за другим, вместе взносят и опускают косы свои. Какой приятный запах от сена, разбросанного на лугу! С каким удовольствием, когда скажу трудолюбивым поселянам, проходя мимо них: "Бог помочь, друзья!" -- они ответствуют мне: "Спасибо, добрый барин!" Мой домик очень мал и невиден, но я не променяю его на великолепнейшие здания, восходящие к облакам и поддерживаемые столпами.

   Хотите ли видеть описание моего дома? Он стоит на конце широкой уединенной улицы, которая выходит в поле. Перед ним, со стороны города, строение обывательское перерывается. В приятной лощине извивается ручей, по берегам которого разбросано несколько кустов орешника. Ручей бежит по леску и по камешкам. Вода его чиста и холодна.

Ответ: да, это пейзаж писателя сентименталиста ( М.Н. Муравьев «Обитель предместья»)

Сентиментализм

4 вариант. Атрибутирование пейзажа.

Задание: прочитайте предложенный текст и аргументированно предположите, принадлежит или нет данный пейзаж писателю – сентименталисту. Обратите внимание на лексику, выбор деталей, отношение автора к изображаемому.

Не таков мирный уголок, где вдруг очутился наш герой. Небо там, кажется, напротив, ближе жмется к земле, но не с тем, чтоб метать сильнее стрелы, а разве только, чтоб обнять ее покрепче, с любовью: оно распростерлось так невысоко над головой, как родительская надежная кровля, чтоб уберечь, кажется, избранный уголок от всяких невзгод. Солнце там ярко и жарко светит около полугода и потом удаляется оттуда не вдруг, точно нехотя, как будто оборачивается назад взглянуть еще раз или два на любимое место и подарить ему осенью, среди ненастья, ясный, теплый день. Горы там как будто только модели тех страшных где-то воздвигнутых гор, которые ужасают воображение. Это ряд отлогих холмов, с которых приятно кататься, резвясь, на спине или, сидя на них, смотреть в раздумье на заходящее солнце. Река бежит весело, шаля и играя; она то разольется в широкий пруд, то стремится быстрой нитью, или присмиреет, будто задумавшись, и чуть-чуть ползет по камешкам, выпуская из себя по сторонам резвые ручьи, под журчанье которых сладко дремлется. Весь уголок верст на пятнадцать или на двадцать вокруг представлял ряд живописных этюдов, веселых, улыбающихся пейзажей. Песчаные и отлогие берега светлой речки, подбирающийся с холма к воде мелкий кустарник, искривленный овраг с ручьем на дне и березовая роща — все как будто было нарочно прибрано одно к одному и мастерски нарисовано. Измученное волнениями или вовсе незнакомое с ними сердце так и просится спрятаться в этот забытый всеми уголок и жить никому неведомым счастьем. Все сулит там покойную, долговременную жизнь до желтизны волос и незаметную, сну подобную смерть.

Ответ: нет, не принадлежит (И.А. Гончаров «Обломов»)

Сентиментализм

5 вариант .Атрибутирование пейзажа.

Задание: прочитайте предложенный текст и аргументированно предположите, принадлежит или нет данный пейзаж писателю – сентименталисту. Обратите внимание на лексику, выбор деталей, отношение автора к изображаемому.

 Я решился для рассеяния путешествовать по любезному отечеству нашему, объехал интереснейшую часть его и возвращался уже через Ростов на милую свою родину, когда прекрасное местоположение этого города пленило глаза мои, и я остановился взглянуть на картину необозримого озера и заходившего вдали солнца. Это было в мае месяце, навсегда памятном для меня, вчерашний день, и в тот самый час, когда вы меня встретили подле монастырской стены. Половина дневного светила скрылась за шар земной, и последние лучи его скользили по краям горизонта и земли. С другой стороны светлый месяц возносился на голубое воздушное пространство и тихо потрясал серебряным венцом своим; звезды, подобно бриллиантам, сыпали искры. Бледные тени ночи, минутная тишина, следующая за дневным шумом, легкое дыхание ветерка, тихо шевелящего каждую травку и каждый листочек, зеленые берега озера и прекрасные его окрестности, блеяние прогоняемого стада, песни веселых поселян, оживляющие воздух,-- все это привело меня в какое-то неописанное восхищение. Оно, казалось, было предчувствием близкого счастия и темным образом говорило мне: "Здесь найдешь ты то, чего ищешь!". В глубокой, но приятной задумчивости приближился я к высоким башням Яковлевского монастыря, и тут только, как будто бы невольным образом, остановило меня чувство человеческой бедности

Ответ: да , принадлежит писателю сентименталисту (В.В. Измайлов «Ростовское озеро»)

Сентиментализм

6 вариант. Атрибутирование пейзажа.

Задание: прочитайте предложенный текст и аргументированно предположите, принадлежит или нет данный пейзаж писателю – сентименталисту. Обратите внимание на лексику, выбор деталей, отношение автора к изображаемому.

Едва только ушел назад город, как уже пошли писать, по нашему обычаю, чушь и дичь по обеим сторонам дороги: кочки, ельник, низенькие жидкие кусты молодых сосен, обгорелые стволы старых, дикий вереск и тому подобный вздор. Попадались вытянутые по снурку деревни, постройкою похожие на старые складенные дрова, покрытые серыми крышами с резными деревянными под ними украшениями в виде висячих шитых узорами утиральников. Несколько мужиков, по обыкновению, зевали, сидя на лавках перед воротами в своих овчинных тулупах. Бабы с толстыми лицами и перевязанными грудями смотрели из верхних окон; из нижних глядел теленок или высовывала слепую морду свою свинья. Словом, виды известные.

Ответ: нет не принадлежит ( Н.В. Гоголь  «Мертвые души»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Сентиментализм. Н.М.Карамзин "Бедная Лиза"

Конспект урока литературы для 9 класса  по программе Коровиной В.Я.....

Конспект урока по ИЗО. Тема урока "Весенний пейзаж"

Конспект урока по ИЗО.Нетрадиционная техника рисования. Тема урока "Весенний пейзаж"...

Урок по литературе в 5 классе на тему :"Художественное богатство пейзажа в лирике С.А. Есенина"

Урок-путешествие.  Ребята отправляются в путешествие по мастерской Есенина. Учатся находить художественные средства в лирике С.Есенина. Знакомятся с богатством красок, звуков в  пейзажной ли...

8 класс Тема урока: Выполнение пейзажа, натюрморта.

Тема:  Вышивание натюрморта, пейзажа.Цели:  познакомить учащихся с правилами подбора рисунка для вышивания натюрморта, цветовой гаммы, техникой вышивания элементов картины; совершенствовать ...

Конспект урока по теме Сентиментализм. Н.М.Карамзин "Бедная Лиза"

На уроке мы разберём такое понятие как "сентиментализм". Откуда он пришел к нам?И  кто его основатели в русской литературе?  Прочитаем произведение Н.М. Карамзина "Бедная Лиза". Узнаем в чем...

Тест по литературе на тему "Сентиментализм"

Тест по литературе на тему "Сентиментализм" для 9 класса...