8 класс Тема урока: Выполнение пейзажа, натюрморта.
план-конспект урока по технологии (8 класс) по теме

Анохина Юлия Викторовна

Тема:  Вышивание натюрморта, пейзажа.

Цели:  познакомить учащихся с правилами подбора рисунка для вышивания натюрморта, цветовой гаммы, техникой вышивания элементов картины; совершенствовать навыки и приёмы вышивания; познакомить учащихся с особенностями вышивания пейзажа, современными информационными технологиями и их использованием для вышивания; совершенствовать навыки вышивания картин художественной гладью; воспитывать эстетический вкус.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_klass_tema_vyshivanie_natyurmorta_peyzazha.docx26.86 КБ

Предварительный просмотр:

8 класс.

Тема:  Вышивание натюрморта, пейзажа.

Цели:  познакомить учащихся с правилами подбора рисунка для вышивания натюрморта, цветовой гаммы, техникой вышивания элементов картины; совершенствовать навыки и приёмы вышивания; познакомить учащихся с особенностями вышивания пейзажа, современными информационными технологиями и их использованием для вышивания; совершенствовать навыки вышивания картин художественной гладью; воспитывать эстетический вкус.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Повторение пройденного материала:

Как добиваются плавного перехода тонов в вышивке?

Каким приёмом добиваются эффекта объёмности вышивки?

Каким швом можно выполнить середину цветов?

  1. Объяснение нового материала.

Вы познакомились с разными видами гладьевых швов. Этих знаний и умений достаточно, чтобы сотворить шедевры – настоящие вышитые картины.

Натюрморт – вид живописи, изображение неодушевлённых предметов: утварь, плоды, дичь, посуда, букеты цветов.

К вышиванию натюрмортов надо подходить как к живописному изображению: подобрать красивую по фактуре и цвету ткань основы, интересный рисунок, если вы рисуете, а если нет, то выразительную репродукцию, фотографию, богатую гамму ниток. Очень разнообразен и красочен выбор тематических календарей, которые можно использовать для вышивания натюрмортов. Рисунок должен быть оригинальным, для начала простым, но не примитивным.

Находка для тех, кто любит натюрморты – грибы. Они сами по себе удивительно живописны, поэтому необходимо их только правильно зарисовать с натуры или подыскать хорошую репродукцию или фото, где видны оттенки. Для выразительности натюрморта можно внести в картину предметы весёлой хохломы, которая нарядно сочетается с коричнево – жёлтыми головками грибов.

Очень декоративно смотрится с маленький объёмный букет, выложенный и вышитый на ткани – основе. С любой открытки, где изображена корзинка с цветами, рисунок контурно переводится на ткань и разными видами швов вышивается.

Игл всегда нужно иметь достаточное количество, лучше всего набор игл от № 1 до № 12. Чаще всего при вышивании картины пользуются средними иглами № 3 – 5 с большим ушком. Если картина вышивается на шёлке или батисте, то иглы берутся тонкие № 2 – 3, а нитки соответственно тоже тонкие: мулине в одну нить, шёлковые и капроновые. Чем тоньше ткань, тоньше игла, тем мельче и аккуратнее нужно делать стежки, чтобы получилась изящная, красивая вышивка.

Край лоскута, на котором вы собираетесь вышивать картину, лучше всего обрезать ножницами «зигзаг», чтобы не махрился. Кроме того, материал – основа должна быть чистым, отутюженным, не очень плотного переплетения, чтобы игла легко входила в ткань.

Техника вышивания натюрморта.

Подберём рисунок и подходящего цвета и фактуры  ткань – основу. Рисунок с оригинала переведём на кальку, а затем с неё на основу с помощью копировальной бумаги.

Какими же швами вышивать картину? Это самый сложный вопрос, так как опытная вышивальщица при создании любой картины пользуется разными швами в зависимости от того, что вышивает. Можно вышивать гладью стебельчатым швом, закладывая ею крупные цветы и листья. В этом случае, чем тоньше игла, тем красивее лягут стежки. Также для вышивания картин подойдёт как двусторонняя, так и художественная гладь. Вышивать лучше слоями короткой глади не более 0,5 см в одну нить с вливанием тонов, чтобы не было ярко выраженной границы цвета. Красками это сделать просто. Чтобы тона ниток плавно переходили один в другой, необходимо один штрих иглой делать длинный, а другой короткий и так чередовать. В следующем ряду чередовать наоборот, чтобы заполнить промежутки просевы на поверхности зашиваемого гладью узора. Чтобы высветлить или вытенить уже вышитый лепесток, можно поверху пройтись ниткой нужного цвета.

Листья лучше всего вышивать владимирской гладью. Часть их может быть в зелённой гамме, часть – в жёлто – коричневой. Расположение  стежков по косой линии.

Ветки также лучше всего вышивать  косой гладью с настилом нитками коричневого тона. Для тонких веточек лучше всего подойдёт стебельчатый шов.

Цветовое решение натюрморта.

При вышивании картины важно найти нужный цвет и его оттенки, а также правильное направление шва. Если вы будете вышивать розу одним розовым или красным цветом, то у вас получится неестественный, мёртвый цветок. Возьмите для образца живую розу, хорошую репродукцию с картины или хорошую фотографию, где видны оттенки цвета, - и вы увидите множество переходов от белого до малинового и тёмно – красного. Листья не ядовито – зелёные, а тёмные, глянцевые, со светлыми прожилками и каплями росы. Роза – символ красоты, нежности и недолговечности бытия. Каждый её лепесток хрупок и прозрачен, поэтому и вышивать надо по закону живописи, передавая стежками в одну нитку оттенки нужного цвета. Главное у художника и вышивальщицы – живопись, то есть работа с красками в первом случае и с нитками во втором.

Приглядитесь к лепесткам: они снаружи выпуклые, на краях изящные отвороты. Самые выпуклые места вышиваются светлым тоном. Например, если розового цвета, то желтовато – розовым, более тёплым, отвороты – самым светлым, до белого. А у основания лепестка и под отворотом – более интенсивным. Скрученная серединка цветка изнутри тёмно – малиновая, а слои виднеющихся краешков внутренних лепестков белые. Чередование светлых и тёмных оттенков создаёт живой эффект.

Листья розы вышиваются естественным тёмно – зелёным цветом, оставив место для прожилок, которые затем заполнить нитками более светлого тона.

Вышивая ягодки нужно также делать их не однотонными: те, что крупнее и ближе к нам – светлые тона; те что отстоят дольше – тёмного. Проколы иглы делаются строго по контуру, чтобы ягодки были идеально круглыми. В конце вышивания по ягодкам нанести блики – несколько мелких стежков белой ниткой.

  1. Демонстрация приёмов вышивания.

Показываю основные приёмы вышивания листиков, лепестков, ягод и веточек, обращая внимание на плавность переходов тона.

  1. Практическая работа.

Подобрать рисунок для вышивки, инструменты и материалы, нитки нужных оттенков; перевести рисунок на ткань; начать вышивание отдельных элементов узора.

Продолжить вышивание натюрморта.

Целевые обходы:

Контроль за правильностью выполнения приёмов вышивания.

Контроль за соблюдением правил охраны труда.

Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.

Контроль объёма и качества выполнения работы.

  1. Подведение итогов урока.

Из многих ремёсел вышивка, пожалуй, самое древнее и самое привлекательное, очень женское, очень духовное, требующее не только усидчивости, терпения, хорошего вкуса, но и качества художника: умение видеть вокруг себя красоту, пользоваться всей палитрой красок – и тогда  стежки словно заменяют мазки. Выполняя вышивку натюрморта, я думаю, вы в полной мере убедились в неоспоримости вышеприведённого высказывания. И тот, кого увлекла живопись иглой и ниткой, ещё не раз займётся этим искусством. Успехов вам в познании секретов этого увлекательнейшего вида рукоделия.

Домашнее задание.

Параграф 19, стр. 54 – 56, подобрать рисунки пейзажей (открытки, иллюстрации книг, вырезки из журналов).

8 класс.

Тема:  Вышивание натюрморта, пейзажа.

Цели:  познакомить учащихся с правилами подбора рисунка для вышивания натюрморта, цветовой гаммы, техникой вышивания элементов картины; совершенствовать навыки и приёмы вышивания; познакомить учащихся с особенностями вышивания пейзажа, современными информационными технологиями и их использованием для вышивания; совершенствовать навыки вышивания картин художественной гладью; воспитывать эстетический вкус.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Повторение пройденного материала:

Что такое натюрморт?

Каким должен быть фон для натюрморта?

Как вышиваются листья?

Как вышиваются цветы?

  1. Объяснение нового материала:

Пейзаж – более трудный и требующий более высокого мастерства вид живописи. Но не стоит робеть и перед этим. Сегодня вы узнаете, как уже известными швами можно создать уникальную картину из миллионов рукотворных стежков.

Пейзаж – изображение природы. Лучше всего первые опыты работы над пейзажем начать с набросков отдельных кусков, деревьев, облаков. Затем перейти к рисункам покрупнее, размером 30 Х 40 см. если склонности к рисованию нет, то лучше использовать цветную репродукцию с понравившейся картины или хорошую цветную фотографию.

Очень живописен зимний ночной пейзаж: на чёрном фоне белые деревья и дома, белые крапинки звёзд и луна или месяц.

Графически строгий пейзаж выглядит элегантно.

Интересно выглядит пейзаж, выполненный ниткой на белом фоне: деревья, домики, церквушки, мосточки и так далее. Для образца необходимо подыскать выразительную графическую работу или чёрно – белую фотографию.

Материалы для вышивания пейзажа.

Для вышивания подбирают для основы лоскут ткани светлого тона. Лучше всего, если ткань хорошо протыкается иглой. Легко вышивать пейзаж на сатине, бязи, льне, мягкой шерсти.

Нитки могут быть разными: мулине, шёлковыми, шерстяными, полушерстяными, синтетическими.

Если при вышивании пейзажа пользоваться шерстяными или полушерстяными нитками, то они придадут картине бархатистость.

Если использовать шёлковые, капроновые, кордные нити, то достигается эффект сияния, радости, солнечной освещённости.

Прекрасные нитки можно получить, выдёргивая их из полос плотного шёлка, шерсти, парчи.

Нитки должны иметь различные оттенки одного и того же цвета.

Подготовка к вышиванию.

Рисунок переводится на ткань – основу через копировальную бумагу. На чёрную ткань лучше всего перенести рисунок методом «припороха».

Если пейзаж небольшой, то лучше всего его заключить в пяльцы. Если большой, то уместнее ткань – основу пришить к подрамнику, используя его как пяльцы. Один и тот же подрамник можно использовать многократно для пейзажей разного размера. Если подрамник великоват, нарастите края картины полосками ненужной ткани. Кусок ткани с переведённым рисунком кладут лицом сверху на подрамник, края заправьте под стороны подрамника и пришейте ткань – основу швом назад иголку, плотно натягивая на подрамник, чтобы ткань не провисала. Если картина большая, её можно вышивать частями, натягивая каждую часть на подрамник поочерёдно.

Техника вышивания пейзажа.

Вышивание пейзажа начинают с вышивки крупных пространств. Небо закладывается гладью стебельчатым швом или тамбурной цепочкой одинарной или двойной ниткой мулине по горизонтали, если нужно вышить облака, и по вертикали, если хотите, чтобы оно было струящимся.

При вертикальном наложении швов легче использовать  полутона ниток, лучше вливать один тон в другой, чтобы сделать незаметным переход от одного цвета к другому, надо для переходной части сложить две нитки от мотков верхнего и нижнего по цвету слоя. Например, верхняя часть неба тёмно – синяя, нижняя – светло – голубая, значит, переходный слой надо вышить сложением тёмно – синей и светло – голубой нити. К линии горизонта становится светлое небо, и земля.

Если нужно вышить на небе облака, то место для них оставляется незаполненным, а вышиваются они после того, как заложены безоблачные места, тогда облака лягут красиво, не «провалятся» в проём неба.

Облака не должны быть чисто белыми. Золотой осенью они как бы впитывают золотисто – палевые краски земли, а поздней осенью становятся косматыми и грязно – серыми. Даже  безмятежные кучевые летние облака надо подголубить и подработать фиолетовым тоном.

Выступающие над линией горизонта вершины деревьев, крыши домов и всего поднебесного мира вышивают после того, как будет застлано небо.

На переднем плане пейзажа цветы и листья смотрятся крупнее и ярче, лучше всего вышивать их по вертикали короткой гладью, слоями. По мере удаления к линии горизонта предметы становятся более размытыми, силуэтными. Если передний план требует более тёплых оттенков – желтовато – коричнево – зелёных, то дальний план – холодных: серый, синевато – сиреневый, розовый, цвет морской волны. (зелень).

Стволы деревьев означаются настилом толстыми нитками: штопкой, шерстью, а после того, как будут заложены пространства неба и земли, вышиваются гладью поперёк ствола, после чего ствол можно вытеснить контрастной ниткой, нанести поверху тёмные узоры коры.

Если в пейзаже есть река, озеро или другой водный источник, то вышивается он по горизонтали шёлком  разных оттенков (отражение в воде должно быть темнее, чем реальный объект). Берега закрываются уже потом травой, камышом, кустами и так далее, чтобы вид был естественным.

Зимний пейзаж требует более тонкого подхода. На первом плане сугробы оттеняются палевым, жёлтым, на дальнем плане – голубым, розовым, сиреневым, серым. От деревьев на снегу в ясный день серо – голубые тени, не забывайте их делать, иначе не получится ощущение солнца и света.

Веточки зимнего дерева вышиваются разными нитками от белой шерсти, мулине и шёлка до серебряного и золотого люрекса. Вершины деревьев делают загущенными, заснеженными, белыми.

Ветки дерева лежат не в одной плоскости, поэтому те, что находятся на переднем плане, вышивают палевым, светло – жёлтым, коричневым, а на заднем плане – серым, сиреневым, синим, только тогда деревья станут объёмными.

Готовый пейзаж можно дорабатывать поверху, вытеняя или высветляя нужные детали. Это не испортит картины, а, наоборот, придаст ей выпуклость, объём, декоративную выразительность.

Утончённость, прозрачность получаются за счёт особой тщательности выполнения стежков, когда они мелкие, хорошо натянуты и лежат все в одном направлении: по горизонтали или вертикали, а также выполнены в одну нитку мулине. Это долго, но затраты времени оборачиваются выразительностью, особым шармом.

Обработка вышитых картин.

Вышитая работа должна быть выстиранной, хорошо отглаженной во влажном состоянии с изнанки. Стирать изделие можно в чуть тёплой воде с добавлением уксуса при полоскании, резких, трущих движений лучше избегать, не отжимать, а просто завернуть выстиранную работу в сухое махровое полотенце. Утюжат картину на мягкой подстилке, чтобы она была рельефной. Лучше всего гладить картину с середины к краям, чтобы не получилось заломов и сдвижек на ткани основы. После утюжки работа должна подсохнуть в развёрнутом положении.

После того как работа окончательно готова, её необходимо вставить в раму.

  1. Демонстрация приёмов вышивания.

Показываю приёмы вышивания отдельных деталей пейзажа, вызывающих трудности у учащихся.

  1. Практическая работа.

Сделать набросок пейзажа, перевести рисунок на ткань, подобрать нитки по цвету, вышить небо. Выполнить вышивание пейзажа и окончательную отделку изделия.

Целевые  обходы:

Контроль за правильностью выполнения приёмов вышивания.

Контроль за соблюдением правил охраны труда.

Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.

Контроль объёма и качества выполнения работы.

  1. Подведение итогов работы.

Вот и выполнены вами первые творческие работы. Пусть не всё ещё получилось, но вы ведь сделали только первые шаги и у вас ещё всё впереди. Тем более, что сейчас в помощь себе можно использовать современные информационные технологии, которые помогут любой рисунок, фотографию превратить в творческий проект для вышивания.

С помощью компьютера, сканера и специальных программ любое изображение переводится в машинный дизайн. А дальше вы сами можете задавать определённые требования: количество цветов ниток, вид вышивки, его размер, композицию, и получить нужный вам дизайн для дальнейшей работы.

Желаю вам всяческих успехов и лёгкости в пальцах! Ведь самое большое счастье – это счастье творчества.

Домашнее задание. Параграф 20, 21. Стр. 56 – 58.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по ИЗО. Тема урока "Весенний пейзаж"

Конспект урока по ИЗО.Нетрадиционная техника рисования. Тема урока "Весенний пейзаж"...

Тематическое планирование по изобразительному искусству (курс 6 класса), Тема урока: "Пейзаж в живописи".

Урок по теме "Пейзаж в живописи" является пятым уроком в теме "Изобразительное искусство и мир природы" курса 6 класса. На предыдущих уроках дети изучали историю возникн...

Интегрированный урок литературы, музыки, ИЗО в 6 классе. Тема урока " Очарованье русского пейзажа".

Открытый урок литературы в 6 классе на тему "Очарованье русского пейзажа". ( лирика поэтов 19 века: Баратынского, Полонского, Толстого)...

6 класс ИЗО. Урок 4.ТЕМА УРОКА: «Рисование несложного натюрморта, состоящего из фруктов».

Поурочное  планирование по ИЗО 6  класс для  детей  с  ограниченными  возможностями 8  вида....

Конспект урока по ИЗО в 6 классе Тема урока «Пейзаж настроения. Природа и художник»

Конспект урока по ИЗО в 6 классеТема урока «Пейзаж настроения. Природа и художник»...

План-конспект урока по швейному делу 7 класс. Тема урока: Выполнение заплаты (на образце).

Обучение учащихся соединять заплату с изделием накладным швом.Ознакомление учащихся с подготовкой поврежденного места к ремонту, изготовлению заплаты выбранной формы (прямоугольной), соединению ее с и...