План-конспект урока по швейному делу 7 класс. Тема урока: Выполнение заплаты (на образце).
план-конспект урока по технологии (7 класс)

Шинкаренко Ольга Юрьевна

Обучение учащихся соединять заплату с изделием накладным швом.

Ознакомление учащихся с подготовкой поврежденного места к ремонту, изготовлению заплаты выбранной формы (прямоугольной), соединению ее с изделием накладным швом.

Закрепление трудовых понятий и развитие совершенствования речевых навыков .

 Воспитание  самостоятельности, а также самоконтроля при выполнении задания,  ответственного отношения к работе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_no102.docx478.12 КБ

Предварительный просмотр:

7класс                                                                        

ТЕМА:  Выполнение заплаты

                (на образце).        

                 

ЦЕЛЬ:  научить учащихся соединять заплату с изделием накладным швом

 Задачи урока:

1.Образовательная – Познакомить учащихся с подготовкой поврежденного места к ремонту, изготовлению заплаты выбранной формы (прямоугольной), соединению ее с изделием накладным швом.

2. Коррекционная - Закрепление трудовых понятий и развитие совершенствования речевых навыков .

3. Воспитательная - Воспитывать  самостоятельность, а также самоконтроль при выполнении задания,  ответственное отношение к работе.

Методы: словесный, практический, наглядный, словесно-практический.

ОБОРУДОВАНИЕ:  Заготовки, иглы, нитки, булавки, ножницы, презентация, плакат , интерактивная доска.

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент.

- взаимное приветствие;

- принятие рапорта дежурного

- настрой учащихся на работу, организация внимания;

- проверка готовности к уроку (рабочие место, рабочая поза, внешний вид);

- объявление темы урока

 - изложение цели урока

2. Вводный инструктаж.

2.1 Объяснение нового материала

Проблемное задание для учащихся

Показ презентации  на доске различных видов повреждений и заплат и учащиеся дают ответы

* Какие виды ремонта вы зна6ете


1 Штопка, наложение заплаты, выполнение заплаты в виде аппликации.

 (1-слайд)

* Какие виды ремонта можно выполнить самому

2.Пришить пуговицу, подшить низ платья, фартука, пришить новую вешалку, наложить заплату, заштопать изделие.

* Назвать  виды заплат

3.Заплаты бывают – накладные (на лицевой стороне);

Подкладная(на изнаночной стороне изделия;

Аппликация и термо аппликация( на лицевой стороне –на локтях рукавов и коленях брюк )

(2-слайд)

* Какие способы ремонта одежды вы знаете

4. Способы ремонта бывают- ручной, машинный и клеевой.

(3 -слайд)

* Что называется заплатой

5. Заплата –это кусочек ткани нашиваемый на изношенное или разорванное место

(4слайды)

* Наложение заплаты стачным швом

6. Накладной шов применяют для большой прочности заплаты на белье – простынях, пододеяльниках и в других изделиях.

6.1. Иногда заплату необходимо наложить на платье и юбку. Тогда её выполняют так, чтобы не было видно ни каких стежков с лицевой стороны. Такую заплату выполняют стачным швом.

Словарная работа – прошу вас обратить внимание на слова

- Аппликация

- Термоаппликация

Работа учащихся со словарём в тетради

ФИЗМИНУТКА

Мы устали, засиделись,        

Нам  размяться захотелось.  

Отложили  мы  тетрадки      

Приступили мы к зарядке  

И  последний  раз  присели,

То  в  окошко  поглядели        

Вправо, влево поворот,

А  потом наоборот

                 Приседанья начинаем

                  Ноги до конца сгибаем

                  Вверх и вниз ,вверх  и  вниз  

Приседать  не  торопись.

Тот на стену посмотрел,

                  За  столы  тихонько  сели

- Гимнастика для ног

-Гимнастика для глаз

3. Практическая часть работы: Обработка односторонней, встречной и бантовой складки

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся(по уровню развития)

I высокий

II средний

Ш низкий

  1. Начало работы

1. Начало работы

1.1.Проверка начало работы .

Работа с деталями кроя образцов, чертёжными инструментами, ручными инструментами, швейной машиной

2. Разметка заплаты на образце в виде квадрата или прямоугольника

Показать  и рассказать учащимся, как производить разметку на ткани заплаты  в виде квадрата или прямоугольника .

Разметка на ткани заплаты  в виде квадрата или прямоугольника

 (применение чертёжного

инструмента

Разметка на ткани заплаты  в виде квадрата или прямоугольника

 (применение чертёжного

инструмента

Разметка на ткани заплаты  в виде квадрата или прямоугольника

 (применение

лекала)

3. Выполнение надсечки в углах отверстия на основной детали образца

Показать и рассказать учащимся, как правильно выполнять надсечки в углах отверстия на основной детали образца от 1см до 1,5см.

Выполнение надсечки в углах отверстия на основной детали образца от 1см до 1,5см.

Выполнение надсечки в углах отверстия на основной детали образца от 1см до 1,5см.

Выполнение надсечки в углах отверстия на основной детали образца от 1см до 1,5см.

4. Т/Б при работе при работе с ножницами

Повторение с учащимися Т/б при работе с ножницами

Плакат по техники безопасности

(плакат- 6(о))

5. Раскрой заплаты

Показать и рассказать учащимся, как правильно раскроить заплату . По длине и ширине она должна быть больше отверстия на 4-5см.

Раскрой заплаты

Раскрой заплаты

Заготовленная деталь кроя заплаты

ФИЗМИНУТКА

«ЧЕЛОВЕК»

Подбежали вдоль реки. ( Движение указательных и средних пальцев по поверхности стола от себя краю).

Дети повторяют упражнения  на перегонки. (Повторить несколько раз).

Гимнастика для пальцев рук

6. Наложить заплату лицевой стороной на изнаночную сторону образца и наметать

Показать  и рассказать учащимся, как производить наложение  заплаты лицевой стороной на изнаночную сторону образца и наметать.

Наложение  заплаты лицевой стороной на изнаночную сторону образца и наметать. (применение ручного

инструмента)

Наложение  заплаты лицевой стороной на изнаночную сторону образца и наметать.  (применение ручного инструмента)

Наложение  заплаты лицевой стороной на изнаночную сторону образца и наметать. (применение ручного

инструмента)

7 . Т/Б при работе с ручными инструментами

Повторение с учащимися Т/б при работе с утюгом

Плакат по техники безопасности при с ручными инструментами

(плакат- 6(о))

8.  Притачать заплату  по изнаночной стороне с четырёх сторон по припуску на шов

Показать и рассказать учащимся, как правильно притачать заплату  по изнаночной стороне с четырёх сторон по припуску на шов.

Притачивание заплаты  

( образец)

Притачивание заплаты  

( образец)

Притачивание заплаты  

( образец)

9 . Т/Б при работе за швейной машиной с электродвигателем

Повторение с учащимися Т/б при работе за швейной машиной с электродвигателем

Плакат по техники безопасности при ручных и машинных работах.

(плакат- 6(о))

10. Удаление наметки подрезание срезов заплаты.

Показать и рассказать учащимся, как  правильно удалить  наметки и подрезать срезы заплаты.

Удаление наметки подрезание срезов заплаты.

Удаление наметки подрезание срезов заплаты.

Удаление наметки подрезание срезов заплаты.

11. Обработка вместе срезы шва  заплаты и основной детали обмёточным стежком.

Показать и рассказать учащимся, как  правильно обрабатывать вместе срезы шва  заплаты и основной детали обмёточным стежком.

Обработка вместе срезы шва  заплаты и основной детали обмёточным стежком.

Обработка вместе срезы шва  заплаты и основной детали обмёточным стежком.

Обработка вместе срезы шва  заплаты и основной детали обмёточным стежком.

9. ВТО готовой заплаты

Показать и рассказать учащимся, как  правильно выполнять ВТО заплаты.

ВТО заплаты.

ВТО заплаты.

ВТО заплаты.

6 . Т/Б при работе с утюгом

Повторение с учащимися Т/б при работе с утюгом

Плакат по техники безопасности при работе с утюгом  (5(о))

4.Заключительный инструктаж.

4. 1. Подведение итогов урока.

4. 2. Анализ работ учащихся.

4. 3. Оценивание работ и ответов на карточки задания.

4. 4. Уборка рабочих мест.

                       

         

Используемая литература:

1.Мозговая Г.Г. Технология. Швейное дело. 7- класс: учеб, для спец. (коррекц.) оброзоват.

учреждений VIII вида / Г.Г. Мозговая, Г.Б. Картушина,  – 2

2.Швея, портной /Автор составитель Л.М.Дашкевич-Ростов н/Д;издателство «Феникс»

Цель урока: Соединение заплаты с изделием накладным швом».

Задачи: Обучающие: Обучить учащихся подготовке поврежденного места к ремонту, изготовлению заплаты выбранной формы (прямоугольной), соединению ее с изделием накладным швом.

Воспитывающие: Воспитание бережного отношения к одежде, экономии денег и рационального их расходования.

Развивающие: Выработка терпения, усидчивости, аккуратности в работе, умения доводить начатое дело до конца. Формирование навыков самоконтроля. Развитие связной устной речи.

Оборудование: операционная карта «Выполнение накладной заплаты», пословица

«Дело мастера боится», порядок работы по наложению заплаты, инструкционная карта

(раздаточный материал) по теме урока, опорные слова для устного плана, тест на выяснение знаний о ремонте одежды и ее сохранности, опорные слова для устного плана, образцы заплат в форме геометрических фигур, практические советы по сохранности одежды, набор геометрических фигур, линейка.

Словарь: заплата, накладной шов, предприятия службы быта, ателье, мастерская по ремонту одежды, площадь.

Ход урока

I. Оргмомент.

Доброе утро, ребята! Доброе утро всем, кто пришел посмотреть на мастерство

наших юных мастериц-швей. У нас пройдет не совсем обычный урок. Трудиться ребята будут под девизом: «Дело мастера боится».

- Как вы понимаете эту пословицу? (работа с пословицей).

1. Сообщение темы, цели (трудовое обучение)

Свое мастерство вы сможете проявить, работая по теме урока «Соединение заплаты с изделием накладным швом». Сегодня вы будете учиться подготавливать поврежденное место к ремонту, изготавливать заплату и соединять ее с изделием накладным швом. Будем учиться делать это самостоятельно.

Вы готовы к такой работе?

Физпауза на релаксацию. Тогда я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и по-

думайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе! Мы спокойны, добры, ласковы, приветливы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть весеннего утра, тепло его солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения.

2. Повторение (раздаются тесты)

Тест на выяснение знаний о ремонте одежды и ее сохранности.

Необходимо выбрать нужный ответ и обвести его кружочком.

1. Выбрать виды ремонта:

а) наложение заплаты;

б) утюжка изделия;

в) изготовление вешалки.

2. Причины ремонта одежды:

а) прожигание от неумелой работы утюгом;

б) куплена вещь не по размеру;

в) изделие грязное.

3. Что не относится к ремонту?

а) проведение примерки;

б) пришивание оторванной пуговицы;

в) штопка носка.

4. Швы, применяемые при ремонте одежды:

а) запошивочный шов;

б) стачной шов;

в) накладной шов с открытым срезом.

5. Чтобы выглядеть опрятной надо:

а) купить новую вещь;

б) вовремя ухаживать за своей одеждой;

в) взять модное платье у знакомой.

6. Где хранить свои вещи?

а) на полочке в шифоньере?

б) на плечиках;

в) у подруги;

г) каждой вещи – свое место.

Самопроверка.

На доску вывешиваются правильные ответы, по которым учащиеся должны себя

проверить. (1-а; 2-а; 3-а; 4-а, б; 5-б; 6-г).

-Молодцы ребята, все задания вы выполнили правильно.

Вывод: у учащихся есть знания о ремонте одежды и ее сохранности.

Фронтальная работа (практическая) (раздаются вещи, требующие ремонта).

Задание нужно выслушать внимательно!

- Определить вид ремонта (выслушать ответы).

- Как вы думаете, по какой причине возникает необходимость ремонтных работ?

3. Работа по теме (опора на знания учащихся, наглядность, практический показ

приемов работы). Существуют разнообразные способы ухода за одеждой и способы ее ремонта.

Назовите их (штопка, изготовление вешалки и ее пришивание, наложение заплат в

виде аппликации и другие).

Многие виды ремонта вам знакомы, и вы их выполняли. Сегодня вы познакомитесь

со способом соединения заплаты с изделием накладным швом (вывесить слово ЗАПЛАТА).

 Кто мне скажет, что же такое заплата?

Заплата – кусок ткани, кожи, нашиваемый на дырявое место, в простонародье заплату называют латкой (согласно словарю С.И. Ожегова). Но так как мы с вами люди грамотные, то в своей речи мы будем употреблять ее правильное название – «заплата». Внешний вид изделия зависит от правильного выбора формы заплаты. От формы заплаты зависит и способ ее обработки.

Как правило, форма заплаты обычно напоминает геометрическую фигуру.

- Назовите, какие геометрические фигуры вы видите?

- Уберите лишнюю фигуру;

- Как одним словом можно назвать оставшиеся фигуры? (многоугольники);

- Что общего имеют все фигуры? (углы, стороны, вершины);

- А теперь оставьте две родственные фигуры (квадрат, прямоугольник);

- По каким признакам вы определили их родство? (это четырехугольники, они имеют по 4 прямых угла, 4 стороны. 4 вершины).

Сейчас мы вели речь о геометрических фигурах.

- Какая наука занимается изучением этих фигур? (геометрия).

Только что вы повторили формы геометрических фигур, которые можно использо-   вать для заплаты. Но чтобы определить эту форму, вы должны видеть изделие, поврежденное место на нем, которое вам придется ремонтировать (раздать изделия).

Ну что ж, мы с вами вновь перенесемся в мир науки геометрии, где должны будем

провести небольшое исследование по определению формы заплаты. Это задание потребует от вас точного глазомера, умения на практике применить знания геометрии.

- Рассмотрите поврежденное место;

- Определите, форму какой геометрической фигуры оно напоминает?

- Из имеющихся на столе геометрических фигур выберите такую, чтобы при ее наложении на поврежденное место оно было бы полностью закрыто.

- Наложите, обведите фигуру по контуру мелом и уберите ее.

Итак, у кого какой формы будет заплата?

Чтобы дать точное заключение, измерьте при помощи линейки стороны фигуры (измерение необходимо производить от 0).

Давайте сделаем вывод: раз поврежденное место имеет форму прямоугольника, то и заплата будет иметь такую же форму.

В ходе практической работы мы выяснили, что заплата, которую будете обрабатывать, представляет собой форму прямоугольника.

В каком же порядке вы будете выполнять работу по соединению заплаты с изделием? (поэтапно, вывешивается план).

Инструкционная карта

Для дальнейшей работы вам понадобятся знания мер длины.

- Какие меры длины вы знаете?

- Для чего применяются эти меры?

Задание: «Исключи лишнее слово» (метр, час, сантиметр, километр, миллиметр).

- Назовите меры в порядке убывания;

- Покажите самую маленькую величину на линейке;

- Сколько таких миллиметров в 1 сантиметре?

- Отмерьте от края геометрической фигуры 10 миллиметров.

- Сколько это сантиметров?

- Покажите половину одного сантиметра. Сколько это миллиметров?

Действительно, эти знания мер длины в работе швей необходимы постоянно. Сейчас вы в этом убедитесь, когда я продолжу объяснение темы урока (объясняется дальнейшая работа по соединению заплаты с изделием: вывешивается технологическая карта, и работа ведется по ней).

4. Закрепление материала по теме.

- Заплату какой формы вы будете сегодня обрабатывать?

- В каком порядке выполняется эта работа? (сначала…, затем..., потом...)

- Можно ли изменить последовательность соединения заплаты с изделием?

- Для чего определяют направление долевой нити и на заплате и на изделии?

- Как это сделать?

- Что значит подготовить поврежденное место к ремонту?

- Как подготовить заплату?

- Какой шов вы будете применять сегодня для соединения заплаты с изделием? (Индивидуальная работа по карточке: техника выполнения).

- Рассказать о последовательности соединения заплаты с изделием накладным

швом.

- Как вы думаете, от чего будет зависеть внешний вид изделия?

III. Практическая работа.

1. Профориентация.

Сегодня вы будете выполнять накладную заплату в мастерской, где есть производ-

ственные машины, и этот ремонт вам доступен. Однако иногда ремонт или обновление одежды трудно выполнить в домашних условиях. Тогда на помощь приходят специальные предприятия службы быта – ателье и мастерские по ремонту одежды. Они выполняют работу по обновлению, ремонту, лицовке одежды. Такие предприятия есть в городах, районных центрах и в сельской местности.

Ателье – это мастерская по шитью одежды, а также по другим видам обслуживания.

Мастерская – это производственное помещение (швейная мастерская) В ателье и в

мастерских работают специалисты, достигшие в своем деле высокого искусства. Их называют мастерами и мастерицами. У вас сегодня есть возможность проявить свое мастерство при выполнении накладной заплаты. Что же вам сможет помочь в достижении успеха?

Усидчивость.

Терпение.

Ювелирная работа.

Глазомер.

- А как вы думаете причем здесь утюг?

2.  Практическая работа (дифференцируется по объему работы).

Соединение заплаты с изделием накладным швом (раздаются инструкционные кар-

ты по теме урока).

Индивидуальная работа ведется по ходу всей практической деятельности.

3.  Проверка качества работы (самопроверка, взаимопроверка, сравнение с образцом).

Выполнение ремонта одежды.

Для изготовления заплаты были понесены затраты, мы использовали ткань.

А что еще тратилось? Использовалось? Назовите (время, э/энергию, нитки, оборудование).

При ремонте изделия бывают не только не только затраты, но и какая-то выгода, то

есть экономия денег.

А сколько вы сэкономили, пожалуйста, попробуйте посчитать

- Сколько вами отремонтировано сегодня вещей?

- Кто знает, сколько стоит одна пара джинсов?

- Давайте посчитаем, сколько денег сэкономила школа, благодаря вашему мастерству.

- Как это сделать?

- Произведите расчет.

На сэкономленные таким образом деньги, ваши родители смогут приобрести какие то нужные вещи для дома. Сейчас хотелось бы услышать ваше мнение о том, что же дает нам экономия и бережливость.

Давайте попробуем вместе выработать практические советы по сохранности одежды и предложить их вашим сверстникам.

1. Не брать и не носить чужие вещи. Не давать свои.

2. Вовремя стирать и обязательно утюжить, чтобы одежда имела эстетический вид и вы

выглядели опрятной.

3. Своевременно выполнять необходимый ремонт.

4. У каждой вещи должно быть свое место.

5. Правильно хранить вещи в определенном месте.

IV. Заключительная часть.

1. Анализ работы.

2. Итог урока.

Пришло время подвести итоги вашей работы.

- Какую работу вы выполняли?

- Какой формы была заплата, выполненная вами?

- Назовите шов, применяемый вами при соединении заплаты с изделием.

- Как думаете, вам пригодится в жизни этот вид работы?

На всех уроках вы упорно трудились, старались, а потому у вас все и получилось.

Начатое дело вы довели до конца. Не зря говорится, что дело мастера боится.

Оценивание мастерства (комментирование оценок).

Говоря о бережливости и экономии, мы невольно вспоминаем пословицу, которой

и хотелось бы закончить урок.

«Что сегодня сбережешь,

Завтра пригодится».

Вывод: относитесь бережно к одежде, а сэкономленные средства можно всегда по-

тратить на другие цели и нужды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по швейному делу на тему "Обработка накладного кармана"

Конспект урока по швейному делу на тему "Обработка накладного кармана"...

План - конспект урока по швейному делу "Виды обработки нижнего среза изделия"

План-конспект разработан с учетом индивидуальных особенностей наших детей. На уроке использованы индивидуальнальная работа , работа в группах, фронтальный опрос, работа с учебником....

Открытый урок по швейному делу по теме: «Ткани с пропиткой и покрытием»

Закрепить знания о свойствах тканей; определить разницу в понятиях «пропитка» и «покрытие»; ознакомить с различными видами пропитки и покрытий на тканях. Развивать навыки иссле...

Технологическая карта урока технологии в 6 классе Тема «Уход за швейной машиной. Образцы швов»

Актуализация знаний по теме«Уход за швейной машиной. Образцы швов»...

Открытый урок по швейному делу по теме: «Ткани с пропиткой и покрытием»

Закрепить знания о свойствах тканей; определить разницу в понятиях «пропитка» и «покрытие»; ознакомить с различными видами пропитки и покрытий на тканях. Развивать навыки иссле...

План-конспект урока по швейному делу в 6 классе коррекционной школы. Тема: Современные способы отделки швейных изделий. Термоаппликация на салфетке.

Знакомство с современными способами отделки швейных изделий, что способствует расширению кругозора учащихся. Закрепление профессиональных навыков шестиклассников по швейному делу....

План-конспект урока по швейному делу в 7 классе. ТЕМА: Шерсть

Сформировать у учащихся представления о процессе  производства шерстяного  волокна....