Конспект урока литературы в 5 классе (новый ФГОС). Тема: Нравственный облик героев (Жилин и Костылин)
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Краснова Юлия Вольдемаровна

Один из уроков литературы по изучению рассказа Л.Н. Толстого "Кавказский пленник". Цель урока:продолжить изучение произведения; учить анализировать эпизоды, давать характеристику героям с опорой на прочитанное; анализировать текст, делать выводы. Развивать и совершенствовать речь обучающихся, расширять кругозор.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок №46. Нравственный облик героев

Цель: продолжить изучение рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»; учить ориентироваться в тексте, анализировать эпизоды, делать выводы. Закреплять знания, умения и навыки, сформированные ранее.

План урока:

1 Орг.момент.

2. Сообщение темы урока

3. Работа по теме урока

1). Повторение, чтение эпизодов, беседа по вопросам:

- В каком году был опубликован рассказ «Кавказский пленник»?

- Где разворачиваются события? (на Кавказе)

- Что происходило в то время на Кавказе?

- Найдите и прочитайте эпизод, в котором говорится о войне на Кавказе. Обратите внимание на то, как о войне рассказывает Толстой: коротко или очень подробно?

Стр. 207 «На Кавказе тогда война была…в середине едет народ»

- Назовите имена главных героев рассказа?

- Через какой приём раскрывает автор характеры Жилина и Костылина? (Через приём сопоставления, сравнения)

- Что общего мы видим в героях?

- Во всём остальном они являются противоположностями.

- Автор уже противопоставляет их, когда даёт им «говорящие» фамилии. Что значит Жилин, от какого слова образуется и какой смысл вкладывается автором в эту «говорящую» фамилию?

- А Костылин?

- Почему офицеры оказались в плену? (Из-за предательство Костылина).

Стр. 208 «И пустил лошадь налево… думал уйти»

- Какими показал героев в плену Л.Н. Толстой. Дайте краткую характеристику.

Вывод:

Характер человека по-настоящему раскрывается только в тяжёлой жизненной ситуации. Жилин оказался человеком смелым, несгибаемым, целеустремлённым, благородным, добрым. Его даже татары называли джигитом, признавая в нём настоящего воина. Костылин же показал себя человеком слабым, безвольным, эгоистичным.

- Жилин с самого начала задумал бежать из плена. Первый побег не удался из-за того, что пленников выдал Костылин, когда не смог сдержать стон из-за боли в ногах. А вот второй побег, уже без Костылина, Жилин совершает с помощью татарской девочки Дины.

- Понаблюдаем, как менялось отношение Дины к пленнику:

Стр. 212 «Прибежала девочка…смотрит»

- Как ведёт себя Дина при первой встрече с пленником? Видит ли она в нём человека, такого же как она или как жители аула? (Нет, он для неё сродни зверю)

- Как вы думаете, почему? (В русских она прежде всего видит врагов, которые пришли с войной на их землю. За всю свою жизнь она не видела мира. Поэтому и отношение к русским как к зверям)

- В какой момент отношение Дины меняется?

Стр. «Слепил он раз куклу…ещё лучше, отдал куклу»

- Почему старуха выхватила куклу из рук Дины и сломала?

- Почему Дина снова взяла куклу, новую, у Жилина?

- Что тем самым хочет выразить автор?

Вывод:

Л.Н. Толстой выражает надежду на то, что мир на Кавказе возможен. Но найти мирное решение могут не те взрослые, кто сейчас воюет, а дети, которые способны на добрые поступки, так как их сердце не ожесточено, как сердца взрослых.

- Именно поэтому Дина, которая со временем стала видеть в пленных не зверей, а людей, сочувствует им и помогает Жилину сбежать из плена

Стр. 228 – 230 – «Видит – Дина…по спине побрякивают»

 

4. Обобщение

-Что вы поняли из сегодняшнего урока?
5. Домашнее задание:

Найти в толковом словаре определение «нравственность». Перечитать произведение, подготовиться к итоговой беседе.

6. Итог урока

7. Орг.момент.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в 11 классе по МХК. Тема урока: «Мир реальности и «мир новой реальности»

Тема урока: «Мир реальности и «мир новой реальности» Новая тема (2 часа) в I разделе рабочей программы (тема 5) "Предчувствие мировых катаклизмов. Основные течения в европейской художественной культу...

Конспект урока в 11 классе: "Новые имена в литературе. А.Костюнин".

Конспек урока содержит материал по современной литературе в рамках внеклассного чтения....

План-конспект урока литературы (11 класс) по теме "Роман М.А.Шолохова "Тихий Дон". Семья как хранилище нравственности"

Цели урока: размышление над вечными проблемами добра и зла, духовного и душевного здоровья семьи и нации; развивать умение анализировать текст, выделять в нём главное, сравнивать, сопоставлять;  ...

Конспект урока, литература, 5 класс "Протест героя против отношений барства и рабства по рассказу И. С. Тургенева "Муму".

Урок развития речи по литературе, 5 класс."Протест героя против отношений барства и рабства по рассказу И. С. Тургенева "Муму"....

Конспект урока литературы «Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни»

Конспект урока литературы (10 класс) «Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни»Цели урока:- познакомить с нравами семейства Кабановых;- сопоставить жизненные ценности...

Конспект урока литературы в 5 классе (новый ФГОС). Тема: Л.Н. Толстой рассказ "Кавказский пленник": историческая основа, рассказ-быль, тема, идея рассказа

Данный урок является первым в цикле уроков по изучению рассказа Л.Н. Толстого "Кавказский пленник". На этом уроке обучающиеся знакомятся с биографией писателя, исторической основой рассказа,...