О чем говорит любовь. Любовная лирика М.Ю. Лермонтова
методическая разработка по литературе (9 класс)

Цыбина Наталья Сергеевна

Лирика М.Ю. Лермонтова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx21.1 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель: Цыбина Н.С., учитель русского языка и литература МБОУ «Гимназия №1 п. Навля»

Класс: 9.

Предмет: литература.

Автор УМК: Коровин. Литература. 9 класс.

Тема урока: О чем говорит любовь. Любовная лирика М.Ю. Лермонтова

Дата: 11.01.2023 г.

Цель урока: формирование образа лирического героя через восприятие и анализ стихотворений

Задачи:

Образовательные:

- познакомить обучающихся с любовной поэзией Лермотнова;  

- показать особенности лирики поэта: трагизм, ;

- раскрыть образ лирического героя через тексты
Развивающие:

- развивать аналитические способности учеников;

- развивать умение работы с текстами – сопоставление, выделение ключевых слов, ассоциативность;

- развивать творческие способности и познавательный интерес;  

- развивать умение работать в группе, коллективно, уважать чужое мнение;

- развить навыки монологической речи и умение вести диалог.

Воспитательные:

- воспитывать эстетическое восприятие;

-формировать положительное восприятие человеческих чувств;

- формировать нравственные ориентиры.

Планируемые результаты

Предметные:

- знать тексты стихотворений «Нищий», «Нет, не в тебя так пылко я влюблен»;

- знать особенности любовной лирики поэта;

- выявлять средства выразительности в поэтических текстах;

- формулировать темы, основные вопросы, проблемы изучаемых произведений.

Личностные:

создание ценностных ориентиров, осознание смысла учебной деятельности.

Метапредметные:

умение адекватно оценивать качество выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников;

владеть приемами работы с текстом, читать/слушать текст с разной глубиной понимания.

Формы, связи, технологии, ресурсы.

Формы деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная, личностно-ориентированный тест, беседа, визуализация материала.

Формы обучения: работа в парах, самостоятельная работа.

Межпредметные связи: история, история искусства.

Технологии:

Технологии уровневой дифференциации.

Технологии интерактивного и диалогового взаимодействия.

Ресурсы: УМК, хрестоматия, презентация

Тип и цель урока.

Тип урока: комбинированный урок.

Структура урока:

Организационный этап.

Этап мотивации.

Этап актуализации знаний.

Деятельностный этап.

Этап закрепления полученных знаний и навыков

Контрольно-оценочный этап.

Рефлексия (подведение итогов занятия).

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Ход урока

Деятельность учителя

Средства работы

Деятельность учащихся

1.Организа-ционный этап.

Знакомство с классом

Доброе утро, садитесь.

Меня зовут Цыбина Наталья Сергеевна, и сегодняшний урок литературы буду вести у вас я.  Скажите мне, пожалуйста, любите ли вы литературу? Я очень люблю, особенно программу 9 класса. Но все же в ней есть темы сложные для меня. И если бы спросили, какая самая трудная из них – я бы назвала сегодняшнюю. Позже вы узнаете почему.

Приветствуют учителя,

Вступают в диалог

Эмоционально настраиваются на урок.

2. Этап мотивации

1.Каждое утро мы просыпаемся и … открываем телефон и листаем ленту, которая пестрит цитатами. И глаз цепляется именно за те картинки, которые в данный момент созвучны твоему сегодняшнему состоянию, твоим мыслям и желаниям.

Вот что мне попалось сегодня. Как вы думаете, почему?

Любовь -  самая простая и сложная тема одновременно, но все же мы будем о ней говорить, и я рискну спросить, какая фраза вам ближе. (Ученики отвечают, но не отвечают почему)

 Слайд с цитатами о любви

Определяют тему урока.

Выражают симпатии той или иной цитате

3. Этап актуализации знаний о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова

2. Хорошо. А какая фраза принадлежит поэту, чье творчество вы начали изучать. Почему? Что Вам известно об этом поэте.

3. Вы уже знакомы с лирикой Лермонтова и можете назвать основные ее черты. Но сегодня мы будем строить работу иначе. Ведь дело касается любви, а это – всесозидающе чувство. И часто оно само говорит о лирическом герое.

Предлагают свои варианты ответа, вспоминают биографию и основные черты лирики

4. Постановка

    цели

Как вы уже догадались, сегодня мы с вами будем выявлять черты лирического героя посредством его любовной лирики.

Что для этого необходимо сделать?

  1. Познакомиться с текстами,
  2. Вспомнить анализ лирического произведения,
  3. Выделить ключевые слова и с их помощью сгенерировать черты характера героя.
  4. Сравнить со статьей в учебнике.

Формулируют цели и задачи

5. Деятельностный этап

1. В сокровищнице русской литературы 19 века, что не произведение, то жемчужина. Просто невозможно не побаловать себя их прочтением. (Читаю «Нищий»), по желанию читают другие стихи.

2. Теперь на каждую парту я раздам лист с текстами и стикер с вопросом. Ваша задача – ответить на вопрос одним ключевым словом, подкрепляя ответ цитатой из текста.

3. Опираясь на эти слова и цитаты, что мы можем сказать о характере лирического героя?

Герой на данном этапе воспринимает любовь, как страдание. Будучи обманутым, он боится близко подходить к людям и строить отношения. Ему легче сохранять хладнокровную маску, но между тем его душа томится и жаждет любви.

Характер: ранимая натура, меланхолик;

Псих возраст: зрелый

Отношения с обществом: отрешенный от мира. Общество враждебно ему.

Сравним составленное нами описание со статьей в учебнике.

Умение грамотно работать со словом способно дать полное представление об его носителе.

Интерес к жизни: отсутствует.

  1. Что помогло нам сделать такой вывод? Ключевые слова, ср-ва худ. Выразительности.

Те, кому была близка эта цитата, находят свои черты в характера героя?

 Доска настроения

Характер героя на слайде.

Работа в парах. Ищут ключевые слова, крепят их на мудборд;

Делают вывод – любовь ранила поэта, лишила интереса к жизни, отсюда серые краски

Сравнивают со статьей в учебнике

6. Закрепление полученных знаний и умений

1.Но если бы любовь была уничижающей силой, называлась бы она самым сильным чувством, влекла бы за собой человечество? Мне стало интересно, что говорит любовь о лирических героях других произведений. Я создала тест. Вам интересно его пройти и узнать, кто ближе именно Вам?

2. А теперь мне интересно у кого совпала цитата, выбранная вначале, с ее автором?

 Тест

Проходят тест,

Читают расшифровку, делятся на команды, составляют доски для других героев

6. Рефлексия (подведение итогов занятия)

1. Чем мы занимались на сегодняшнем уроке?

Удалось над достичь цели?

- А для чего вообще нужен подобный анализ?

На сегодняшнем уроке мы с вами коснулись очень сложной и очень интересной темы. Поговорили о любви. О ее силе и влиянии на человека. В ком-то она еще не проснулась, в ком-то теплиться. Но я очень надеюсь, что ее повстречает каждый из вас.

Выполняют задания в тетрадях, затем при желании сдают их на проверку

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Оценки за работу на уроке

М.Ю. Лермонтов – талантливейший поэт 19 века. Его великие слова всегда должны быть рядом с нами. Поэтому примите скромные сувениры в память о нашей сегодняшней встрече (раздаю значки)

Формирование у учащихся положительного


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова

работа посвящена творчеству Лермонтова...

ЛЮБИЛ И Я В БЫЛЫЕ ГОДЫ... (адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова) Литературно-музыкальная композиция.

Литературно-музыкальная композиция с элементами инсценирования.Посвящена адресатам любовной лирики М.Лермонтова....

План-конспект урока литературы в 10 классе "Любовная лирика М.Ю.Лермонтова"

Данный план-конспект соответствует современным требованиям урока литературы....

Презентация "Любовная лирика М.Ю.Лермонтова".

Презентация может быть использована как элемент к уроку " Любовная лирика М.Ю.Лермонтова" и к уроку "Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова"...

Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова.

Адресаты любовной лирики М.Ю. ЛермонтоваЦели внеклассного мероприятия:- познавательная – познакомить учащихся с фактами из личной жизни М.Ю. Лермонтова, с любовной лирикой поэта;- развивающая – ...

Любовная лирика М.Ю. Лермонтова и ее адресаты

Нет ни одного поэта, который бы не писал о любви, хотя у каждого из них свое отношение к этому чувству. Если для Пушкина любовь – это созидающее чувство”, прекрасное мгновенье”, “божественный да...