Обучение чтению детей с ОВЗ
статья по литературе

Садовских Галина Алексеевна

Способы обучения чтению детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sposoby_obucheniya_chteniyu_detey_s_ovz.docx21.72 КБ

Предварительный просмотр:

 ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Фамилия, имя, отчество автора: Садовских Галина Алексеевна

Город: Санкт-Петербург

Организация: государственное общеобразовательное учреждение « Школа  № 7».

Должность: учитель надомного обучения.

e-mail: Kedr63@bk.ru

Дети с ОВЗ – это дети, у которых инвалидность официально диагностирована. Либо те, у кого есть нарушения – развития психического либо физического, постоянные или временные. Как правило, им намного сложнее концентрироваться, они быстрее утомляются. Поэтому такие дети не могут выдерживать нагрузку, которая считается приемлемой для других детей. Но это не значит, что их образованию нужно уделять меньше внимания. К счастью, времена, когда физические ограничения фактически выводили человека из социума, давно прошли.

В таком случае очень важен индивидуальный подход и учет всех нюансов здоровья маленького ученика. А еще – применение специальных техник и программ.

Осознанное чтение, является значимой единицей в развитии личности человека, так как при чтении человек самостоятельно добывает информацию, развивается духовно и нравственно, получает необходимые знания.

Но не все обучающиеся в школах могут с легкостью овладеть этим навыком. Для детей с ОВЗ в силу их физического и психического здоровья возникают трудности различного характера: медленный темп приёма и переработки информации, установления связей между зрительным, слуховым и речедвигательным центрами, низкий темп протекания мыслительных процессов, слабость самоконтроля.

Для данной категории детей характерно нарушение письменной речи, одной из которой является дислексия, что означает  нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью некоторых психических функций", у детей с дислексией наблюдаются нарушения внимания, которое препятствует восприятию письменного текста, т.е. они не могут связать буквы со звуками, при чтении могут пропускать не только буквы, но и слоги, менять их местами, пытаться читать слова и стоки наоборот.

Если обучающийся не может быстро прочитать текст или его часть, не может усвоить смысл прочитанного, то у него возникают трудности в обучении по многим предметам (не поймет условие задачи на уроке математики, как выполнить упражнение на уроке русского языка и т.д.).

Поэтому чтение является не только предметным, но и межпредметным умением, во многом определяет успешность обучения в целом.

До обучения чтению необходимо чтобы у ребенка было развито зрительное восприятие, так как без этого ребенку будет трудно соотносить букву с соответствующими звуками.

Главная задача педагога при обучении чтению– сделать звуковую оболочку слова, не только ощутимой, но и привлекательной, интересной для обучающихся. Когда ученики в игре, научились различать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные, ставится следующая задача запомнить букву, которой обозначается на письме данный звук. Для более легкого запоминания начертания букв используются следующие приемы работы: выкладывания буквы из палочек, карандашей; рисование на листе бумаги в воздухе, на спине соседа; штриховка; обводка букв.

Параллельно проводится работа по активизации и обогащению словарного запаса, совершенствованию звукопроизношения, развитию диалогической и монологической речи.

Сейчас актуально обучать чтению с ранних лет. Ребёнку необходимо прийти в школу подготовленным.

Дети, когда учатся читать могут столкнуться с характерными проблемами:

        Ребенок может медленно запоминать начертания букв, путать похожие буквы. Для формирования чтения буква должна быстро опознаваться. Опознанная буква должна быстро соотноситься со звуком, который она обозначает. При этом она должна соотноситься не со слышимым звуком, а с произносимым. При чтении звуки должны произноситься слитно. Следующей проблемой является слитное чтение слова. В результате страдает скорость чтения и понимание прочитанного. Чтобы читать бегло ребенок должен видеть слово целиком. В дальнейшем ему нужно охватывать не только слово, но и два и более. Из-за недостаточного развития периферического зрения, он не может скользить взглядом по тексту и видеть достаточную его часть.

Если их вовремя не преодолеть, то это приведет к нарушению чтения.

Для понимания текста ребенок должен знать слова, которые читает.

Сейчас у многих детей недостаточный словарный запас, так как они позже положенного времени начинают говорить; кроме того, им мало читают взрослые.

Основной принцип, заложенный в систему обучения, - метод постепенного «наращивания слов». Подобным же способом «наращиваются» предложения и тексты.

        Чтение это быстрое, последовательное преобразование букв в слитно произносимые звуки. Когда чтение полностью сложилось, ребенок переходит к чтению про себя, при котором звуки, слова и фрагменты текста «произносятся» мысленно. Буквенный ряд практически мгновенно трансформируется в смысл.

При обучении чтению ребенок может сталкиваться с рядом трудностей:

  •  освоение начертаний букв;
  • соотнесение буквы со звуком;
  • ориентирование в тексте;
  • чтение открытого слога;
  • чтение двухсложного слова из открытых слогов;
  • восприятие слова целиком;
  • включение периферического зрения;
  • угадывание слов;
  • узнавание смысла слов;
  • понимание смысла предложений;
  • переход к чтению «про себя»;
  • увеличение скорости чтения.

Для детей с ОВЗ, у которых возникают трудности в овладении чтением, можно использовать следующие способы.

  1. Освоение букв.

При знакомстве с буквами желательно использовать кубики без картинок, далее можно продолжать работу с разрезной азбукой и книгой.

Начале обучения нужно познакомить с буквами: А, О, У, Э, Н, М, В, Ш, С, Л,Ф, З, Х. Йотированные гласные и Ъ и Ь знаки нужно оставить на конец.

  1. Соотнесение букв со звуками.

Это значит прочно привязать буквы к их звукам. Важно, при этом, тренировать ребенка называть букву не вслух, а про себя.

  1. Называние букв. Во время чтения произносить букву звуком (не БЭ, а Б). Необходимо называть пройденные буквы звуками несколько раз. Многократно показывать буквы и назвать их то правильно, а то нет. При этом ребенок учится определять, когда буква названа правильно.
  2. Ориентирование в тексте.

Сначала нужно научить ребенка ориентироваться на чистом листе: по осям слева на право и сверху вниз. Пусть покажет на странице середина, верх, низ, правые и левее стороны, правый и левый верхний угол.

Далее нужно научить ребенка определять начало и конец слова, уточнить представления: перед и за, т.е., ребенок должен показать какое слово стоит перед заданным словом, а какое за ним.

Далее уточняются представления под и над.

  1. Чтение слогов.

Начинать чтение нужно с открытого слога. В начале обучения лучше использовать слоги с согласными звуками: Н, М, Ш, С, Л, В, Ф, З, Х, которые можно тянуть.

  1. Чтение слов.

Ребенок не должен читать слова, смысл которых он не понимает. Их для начала должен в слух прочитать взрослый и объяснить их значение.

Можно использовать способ совместного чтения, т.е., взрослый с ребенком одновременно читают слово.

  1. Беглое чтение.

Беглое чтение – это значит видеть весь состав слова и развивать у ребенка сознательное, преднамеренное беглое чтение.  Для этого нам надо тренировать подвижность его взгляда – способность бегло и не напряженно следить по строке, задействовать в чтение периферическое зрение. Также необходимо следить за тем, чтобы ребенок не поднимал плечи, не задерживал выдох и читал после выдоха.

При формировании беглого чтения необходимо использовать способы:

«Наращивания слов», те ребенок читает одно и тоже предложение, которое с каждым раз дополняется новыми словами.

«Близкий повтор слов» ученик, читая первое предложение, а во втором встречает несколько повторяющихся слов из предыдущего.

Можно предложить ребенку читать «неправильные рассказы».

Дальше можно переходить к рассказам с диалогами.

Для обучения чтению ребенку необходимо увлечь, так чтобы у него появилось желание читать.

Когда обучающийся научится осмысленно читать, важно, чтобы он не потерял приобретенные навыки. В период обучения чтению в школе необходимо проконтролировать этот процесс. При прохождении школьного материала ребенка нужно предостеречь от возможной утраты слитного чтения (не заострять внимание на звуковом образе слов, орфоэпическом чтении, делении слов на слоги).

В нынешние времена намного легче увидеть ребенка, увлеченного гаджетами, чем ребенка, читающего книгу в укромном уголке. Тем не менее, чтение – полезный навык, и приучать к нему нужно с детства, как и ко всему остальному. Оно развивает мышление и фантазию, учит думать, стимулирует мозг.

В итоге, читающий ребенок становится со временем умным эрудированным взрослым, интересным собеседником, с которым всегда приятно поговорить. Поэтому  желание родителей и педагога научить читать ребенка даже с овз всегда приветствуется.

Источники:

  1. А.Н.Корнев, Г.В.Чиркина. Современные тенденции в изучении дислексии у детей //Дефектология, 2005, №1, с.89-93.
  2. А.Н.Корнев. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением речи. Методическое пособие. М.: Айрис-Пресс, 2006.
  3. Полякова М.А. Обучение беглому чтению. Пособие для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Изд. В. Секачев, 2017.
  4. Пылаева Н. М., Ахутина Т. В. Скоро школа. Учимся видеть и называть: Методика развития зрительно-вербальных функций у детей 5–7 лет. — СПб., 2008; 2-е изд. М., 2012.
  5. Хотылева Т.Ю., Галактионова О.Г., Ахутина Т.В. Профилактика и преодоление трудностей в обучении на раннем этапе. — М.: В. Секачев, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению чтению детей 5-6 лет с речевыми нарушениями послоговым и глобальным методом.

Конспект логопедического занятия по обучению чтению старших дошкольников имеет интересный для детей познавательный сюжет «Полярная экспедиция».  В ходе занятия дети знакомятся с буквой Е, е ...

Консультация для воспитателей логогрупп "Основы обучения чтению детей с ОНР аналитико-синтетическим методом"

Данная консультация создана в целях организации более продуктивного взаимодействия между воспитателем и логопедом,   в процессе  обучения чтению детей с ОНР. Рассмотрены общие вопросы о...

Упражнения, применяемые при обучении чтению детей с ОВЗ 8 вида.

Семинар по логопедии (январь 2014г) будет проводиться 10.01.14г....

Обучение чтению детей на начальном этапе.

Обучение чтению детей на начальном этапе...

Круглый стол для учителей-дефектологов Консультация: «Развитие фонематического восприятия – успешное обучение чтению детей с ОВЗ в школе»

Данная консультация рассказывает какие игры можно использовать для развития у детей фонематического восприятия. Данные игры даются по мере усложнения, по возрастным котегориям....

Ускоренное обучение чтению детей с ОНР Методическая разработка.

Проблема подготовки детей к школьному обучению возникла в последние годы, когда остро встали вопросы нехватки мест в дошкольных учреждениях и роста количества детей с речевыми нарушениями, нуждающихся...

Сообщение на МО. Обучение чтению детей VIII вида

Учащиеся с недоразвитием интеллекта испытывают большие трудности при воспроизведении звукослоговой структуры слова. К основным ошибкам, приводящим к нарушению правильности чтения, относятся:1.Нев...