конспект урока по литературе Н.В. Гоголь "Шинель" 6 класс
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Талина Елена Евгеньвна

данный урок можно проводить как в 6 классе, так и 9 классе. Главное в контексте или творчества Н.В. Гоголя или темы " Маленький человек в русской литературе".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_shineli.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по повести Н, В. Гоголя «Шинель»

(Талина Е.Е.) 6-8 класс.

Тема урока: Автор и герой.

Цель урока:  как  автор понимает трагическую судьба маленького человека в повести «Шинель», какие христианские ценности определяют  авторское отношение к герою.

 1. Начало урока

    Сегодня   у нас урок  по повести Н. В. Гоголя «Шинель», которая является завершением всех повестей Гоголя.

Эпиграф:

И веря; и не веря вновъ

Мечте высокого признанья,

Он проповедует любовь

Враждебным слогом отрицанъя.

Н.А.Некрасов

2. Рассмотрим портрет Н.В.Гоголя и ответим на вопрос: « Чем же он так необычен?»

     Теперь обратимся к портрету. Вы видите необычный портрет Гоголя, он отличается от тех портретов,    которые вы: видели в своих хрестоматиях по литературе. Чем же он так необычен?

      В начале 1829 г.Н.В. Гоголъ  приезжает в Петербург. Вскоре фортуна

к нему была благосклонна. В 1831 г. в крупных журналах публикуется первое издание "Вечеров,..",  знакомство  с профессором Петербургского университета Плетневым,  через него  - с Жуковским,   с Пушкиным,  а в Москве, где был поездом,  с историком Погодиным,  Аксаковым и актером Щепкиным. Это  состояние удачливости,  везения отразилось в венецианском портрете: молодой человек в завитых волосах и модном галстуке,  с легкой улыбкой – чутъ - чутъ от Хлестакова. Но странная история случилась с этим портретом. Он исчез на несколько десятков лет.  В 1860 году его узнал актер Каратыгин у издателя и  библиографа Ефремова в кабинете среди портретов известных. Ефремов предполагал, что это - портрет самого Венецианова, его ввела в заблуждение подпись художника. Каратыгин сказал, что Гоголь именно таким приходил на репетицию "Ревизора".

3. Рассказ о 3 циклах творчества К. В. Гоголя

 

Название цикла

Что в нем отражается в цикле

Авторское отношение к циклу

1 цикл «Вечера на хуторе…..»

Показана светлая жизнь, народные мечты о вольности

 Благо

2 цикл « Миргород»

В нем присутствуют два лица: ослепительная картина возможного и жестокая картина сущего

Благо и зло

3 цикл «Петербургские повести

Гибель поэзии и творчества; пошлость и гнусность, задавившее высокое в русском человеке, возрождение возможно только благодаря духовному возрождению

Зло

4. Жизненные источники повести Петербург 30-40 годов. Письма Н.В.Гоголя к матери (о жизни в Петербурге)

Приложение: письмо от 30 апреля 1829 г.

                       письмо от 2 февраля 1830 г.

                       письмо от 2 апреля 1830 г.

5. Возникновение сюжета повести «Шинель» (канцелярский анекдот)

Приложение: Анненков П.В. «Н.В.Гоголь в Риме….»

6. Разберемся в прочитанном (работа с текстом). Вопросы задаются учащимся заранее.

   Узнав жизненные источники повести и как возник сюжет, разберемся в прочитанном:

1.Каким образом Гоголь показывает обезличенностъ Акация Акакиевича? В чем видит ее причину? Есть ли душа у героя, который не может выразить ни одной мысли?

2. Чем стала шинелъ в жизни Акакия Акакиевича? Почему? Проследить за изменением внешности,  поведения, речи, настроения героя в то время, когда он впервые надел шинель.

Ответ: В повести мы можем отметить сочетание высокого и грубого, вещественного. И это указывает на конфликт человеческой души в реальности, бедной на тепло и любовь, что и является собой сущность человеческой жизни.

Противопоставление живого  мертвому, души и вещи и есть особенность этой повести, Внутренняя жизнь героя подчинена внешнему миру, вещественному миру Петербурга, где и климатом и обществом выставлена главная ценность жизни – шинель, по которой и определяется человек, живущий в этом городе. Вся  жизнь героя таким образом погружена в земное. И именно такого человека, раздробившего свою жизнь на пустые мелочи , поставил Гоголь перед Вечностью, Богом. И если в других произведениях герои «не вс силах встретиться с Христом»(из письма Гоголя), то здесь встреча состоялась, но не благодаря герою, а благодаря авторской позиции. Гоголь сумел в вечном титулярном советнике разглядеть Образ Божий , его живую душу, затерянному в житейском море.

3/.Расскажите историю потери шинели.

Ответ: Рассказывая о трагической потери для героя шинели, автор не смеется над ним. Он увидел в этом действительно трагедию души, замерзающую в холодной пустыне города без тепла. Но о каком тепле мечтает Автор? Конечно, не о суконном тепле шинели.

4.  Какую роль в повести играет значительное лицо? Почему у него нет имени,  ни фамилии? Где он служит? Как соотнести эту особенность изображения с маленькой деталью: отсутствием лица у генерала, изображенного  на табакерке  портного? Почему так смешно и нелепо согласуется средний род с мужским в рассказе о значительном лице: ''Одно  значительное лицо недавно  сделалось значительным,  а до того был незначительным лицом»?

5. Как автор описывает смерть героя?

Ответ: Провожая героя в Вечность, автор говорит как бы надгробное слово над героем, близкое к духовной проповеди. Во внешне бессмысленной и нереализованной жизни героя, Автор  сумел увидеть, что герой, не сумевший понять своего высокого назначения и потому не нужный людям, нужен Богу. Востребованность человеческой души его Создателем, Отцом Небесным – это главная тема повести («Это брат твой»). Так Гоголь  напоминает читателю о Милости Творца к своему творению, не познавшего Его.

6. Какова роль фантастики в повести?

      Писатель Б.Б.Набоков считал,  что,  человек,  которого приняли за бесшинелъный призрак Акакия Акакиевича,- ведь это человек, укравший  у  него шинель. Полицейский, угодив  в самый причудливый парадокс рассказа,  принимает за этот призрак как раз ту персону, которая была антитезой ,- человека, укравшего шинель».

      В пользу В.В. Набокова говорят такие детали: «шинель с Акакия Акакиевича снимают какие-то люди с усами, причем один из них приставил ему к самому рту кулак величиною с чиновничью голову». В конце  повести коломенский булочник видит привидение с преогромными усами с и такими кулаками, «какого и у живых не найдешь».

     Можно ли, по- вашему, согласиться с мнением Набокова или у вас есть другие соображения и доказательства?

7.  Исследовательская работа по сходству и различию анекдота и повести «Шинели»

       Подводя итог, проведем небольшую исследовательскую работу, отметив сходство и различие анекдота и «Шинели»

Анекдот

Повесть «Шинель»

1. Потеря любимой вещи тут же после приобретения

1. Потеря любимой вещи тут же после приобретения

2. Утрачен предмет роскоши

2.Утрачен предмет первой необходимости. Поэтому шинель становиться как бы действующим лицом. Недаром повесть названа «Шинель»

3. Лепажевское ружье- показатель некоторого достатка

3. А шинель? Написать ответ

4. Ружье пропадает по недосмотру владельца

4. А шинель? Написать ответ

5. В анекдоте оказался возможным благополучный конец: помогли товарищи

5. А в «Шинели»? Могут ли, в состоянии ли помочь товарищи? Написать ответ

6. Тема локальная, ограниченна, не выходит за определенные пределы, анекдот короток.

6. Тема «Шинели» - просто ли рассказ об утраченной  вещи? Написать ответ

 Вывод: В этой повести осуществились слова Пушкина: сострадание и милость дали художнику духовное виденье и силу слова о человеке.

7. Домашнее задание

 Написать сочинение по теме «Трагическая судьба маленького человека по повести  Н.В. Гоголя «Шинель»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл конспектов уроков по литературе для 11 классов. Литература конца XIX - начала XX века.

Конспекты уроков созданы мною в свободной форме. Представляет собой ход урока, слова учителя и т. д.Буду рада, если подготовленные материалы кому-то помогут! Урок №1. Литературный процесс рубежа ...

План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"

План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...

Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса по теме " М.В. Ломоносов "Ода на день восшествия..."- типичное произведение в духе классицизма".

Ода «На день восшествия...», «Вечернее размышление...». Прославление Родины, мира, науки. Просвещение в произведениях Ломоносова.Словарная работа: духовные оды, метафорический язык, ораторский с...

Конспекты уроков по литературе за курс 8 класса

Здесь представлены различные уроки по литературе для 8 класса....

План-конспект урока по литературе (внеклассное чтение) 5 класс К.Д. Ушинский "Слепая лошадь"

Интерпретация сказки К.Д. Ушинский "слепая лошадь". При разработке урока использована технология "Педагогическая мастерская" ....

Конспект урока по литературе в 6-Б классе II отделение. Внеклассное чтение по повести Э.Портер «Поллианна».

Урок литературы в 6 классе для детей с нарушениями слуха.Итоговый урок по повести Э.Портер "Поллианна", на котором дети решают какие уроки преподала им главная героиня повеси....