Конспект урока по литературе в 11 классе по пьесе А.Вампилова "Старший сын"
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Талина Елена Евгеньвна

Данный урок ( 2 часа) желательно провести сразу после изучения драматургии А.П. Чехова, чтобы учащиеся " по свежим следам" могли сопоставить  драматургию начала 20 века и конца 20 века.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka._vampilov_docx.docx23.67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока. 11 класс. (2 часа)

Тема: пьеса А. Вампилова «Старший сын»: главные темы и мотивы, герои и обстоятельства.

Методический комментарий: логично предложить знакомство с этой пьесой Вампилова после изучения драматургии А.П. Чехова, чьи традиции автор «Старшего сына» явно продолжает и развивает.

Эпиграф к уроку:

«Традиционные начала русской литературы хорошо известны, и они до сих пор остаются ее продолжением: проповедь (добра), (совестливость), обостренное чувство истины, правды и надежды» В. Распутин

Задание: в конце урока можно предложить учащимся вставить слова, стоящие в скобках, соответственно пропустив их в данной цитате.

Цель урока:

1. познакомиться с новым автором  и его героями

2. есть ли связь драматургии Вампилова с пьесой А.П. Чехова

Ход урока:

1. Место действия. (ученики «накидывают» уточнения)

- Предместье (Ново-Мыльниково), т. е.  «пограничное» место, которое подталкивает к проблеме выбора, окраина/ обочина жизни.

- Дом рядом с железной дорогой, а дорога манит молодых покинуть Дом в поисках новой жизни, и таким образом семья под угрозой разрушения.

(Доп. задание: образ Дома у дороги в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» и в пьесе Вампилова)

- двор, в котором два Дома, Сарафановых и Макарской ( два образа жизни: жить для семьи и жить для себя).

- квартира Сарафановых, в которой всем найдется место.

Общий вывод по месту действия: пространство постепенно сужается до квартиры Сарафановых- мира семьи   - главной темы пьесы.

2. Фабула пьесы: события  даны в хронологическом порядке, но в сюжете для главного героя важен элемент видимой  «случайности», который  в итоге оборачивается « судьбоносной закономерностью».

3. Знакомство с героями:

- Бусыгин и Сильва – даны как пара, таким образом автор подталкивает зрителя/читателя к сравнению персонажей:

Задание для учеников – сравнение  Сильвы и Володи (можно письменное на 10-15 мин.)

Выводы:

1. общее – все внешнее (возраст, ситуация развлечения с девушками), одиночество героев, отсутствие семьи ( но у Сильвы – отец, который не хочет видеть сына совсем, а у Бусыгина – мать, Вопрос: имеет ли это значение для формирования взглядов героев и их отношения к жизни?)

2. отличие

- занятия/ работа: Сильва – торговый агент, Бусыгин – студент мединститута. Вопрос: Это имеет значение?

-жизненные установки. Для Сильвы – « надо только соврать как следует, только тогда тебе поверят и  посочувствуют»,  т. е умение лгать – главное качество, нужное для жизни, а  для Володи - «люди должны доверять друг другу».

Выводы: герои – антиподы, Бусыгин близок автору, выражает авторскую позицию.

- Сарафанов. Кто он? ( «накидываем»)

1. отец -одиночка

2. музыкант, кларнетист!!! сочинитель оратории « Все люди – братья»

3. жена ушла к инженеру?! Почему? Неудачник. Что жена имела в виду? (Нет стабильности?)

4. ушел из театра? Почему?

5. играет на похоронах, скрывает, почему?

6. Прошлое: война? Чернигов, Галина , артиллерист ( как это соотносится с музыкой?)

(как вариант доп. задания: Мотивы  лирики Б. Окуджавы в образе Сарафанова)

Вывод: главное в жизни Сарафанова – его семья, его дети, он все делает для них.

- Дети ( Ниночка и Васечка): опять пара для сравнения. но лучше здесь начать с отличий, тем интереснее будет сходство.

1. отличие: возраст Нине 19 лет, Васечке -17 лет, поэтому Нина кажется взрослой, самостоятельной, хозяйкой в доме, заменившей отцу и брату мать. Она уверенна в себе, она очень трезво всех оценивает, знает «жизнь», разбирается в людях (сцена ее «допроса» Бусыгина), а Васечка – антитеза сестре, ведет себя как маленький мальчик, капризный и истеричный, при этом уверяя всех и себя, что он взрослый и все может сам.

2. общее:

  • желание уехать из дома, обрести новую, свою жизнь

Вопрос: что не устраивает  в своей семье? Нина – хочется стабильности и благополучия ( см. ее мама), Васечка- хочется свободы, самостоятельности, «взрослой жизни»

  • ищут любви, но  Нина собирается замуж за Кудимова, «просчитав» его достоинства  как мужа, и только познакомившись с Володей, понимает, что не любит Кудимова, т е она ошибалась в самой себе, не знала саму себя.

Васечка влюблен в Наташу, которая старше его на 10 лет, и потому никак всерьез его не рассматривает.

Вывод: оба безнадежно «запутались» в себе,  в своих планах и чаяниях, убегая из дома от отца, но оба дети своего отца, т.к. честны перед собой и другими, а главное - искренне любящие отца, и без этой любви не могут жить. Т.е. они по- настоящему родные друг другу, и сходства больше, чем различий.

- Образы Наташи и Кудимова.  

Задание: определить роль второстепенных героев.

Оба героя даны как антитеза главным героям.

 Кудимов – Бусыгин (правдолюб и «обманщик», здравомыслящий и безрассудный, знает чего хочет, а Володя только «трепаться» умеет,  расчет Кудимова  и настоящее чувство Бусыгина)

Вывод: «правда» Кудимова оборачивается равнодушием, бессердечием, эгоизмом, а вечно опаздывающий Бусыгин оказывается добрым и сочувствующим, готовым прийти на помощь.

 Наташа – Сарафановы  (Наташа: одиночество как норма жизни и семья, неверие в людей и Сарафанов: «поверь мне», Н. живет на примере чужого опыта, боязнь ошибиться, т.е. боится настоящей жизни)

Задание: образ Наташи  дан в развитии (от полного отрицания семьи к сближению с Сарафановыми, даже зависти к их отношениям)

Вывод: второстепенные герои помогают высветить основные качества главных героев, определить  отношение к ним автора.

4. Главная тема и мотив пьесы.

Главная тема – тема семьи, которая раскрывается на вечном мотиве «блудного сына». Этот мотив раскрывается прежде всего на примере взаимоотношений Бусыгина и Сарафанова. Случайно появившийся и объявивший себя старшим сыном Бусыгин оказывается спасителем для семьи Сарафанова, настоящим сыном и братом не по крови, а по духу («Все люди – братья»).  Что он сделал? Поверил Сарафанову! Дал ему веру в себя, в то, что он нужен и  как музыкант на похоронах,  и как сочинитель,  и как отец. Поверил, может, именно потому, что у самого Володи  нет отца, а тут он увидел  настоящую отцовскую любовь , искреннюю, жертвенную. Увидел, что любят не за что-то, а вопреки. «Зачем взрослому человеку родители?» - задает вопрос Васечка. Ответ – вся пьеса - чтобы любить просто так. Со стороны эта любовь кажется сумасшествием ( так видит это все Сильва, Кудимов и Наташа), но для автора такие отношения – норма жизни.

5. Мотивы пьесы: ( набрасывем)

М. ухода и возвращения из дома

М. правды- неправды, доверия - недоверия

М. отцов  и детей

М. одиночества

М. разумности, расчета - безрассудства

М. дома и дороги

М. братства

М. счастья

М. выбора

6. Христианские мотивы:

1. «у двери брат страждущий, холодный и голодный» (Авраам)

2.  м. блудного сына

3. М.  ухода (умирания) и воскресения

4. все люди – братья (братья во Христе, Бог есть любовь)

 Заканчиваем урок возвращением к эпиграфу, где ученики пытаются вставить пропущенные слова. И еще одно высказывание В. Распутина о творчестве А. Вампилова как эпилог:

« Кажется, главный вопрос, который постоянно задает Вампилов: останешься  ли ты, человек, человеком? Сумеешь ли ты превозмочь все то, что уготовано тебе во многих житейских испытаниях, где трудно стали различимы противоположности - любовь и измена, страсть и равнодушие, искренность и фальшь, благо и поражение».

Задания после уроков:

Сопоставить пьесу  А. Вампилова с  пьесой А.П. Чехова «Вишневый сад».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по литературе (8 класс)

разработка урока по творчеству Л.Н.Толстого...

Конспект урока по литературе 11 класс "Тема кризиса цивилизации в рассказе И.Бунина "Господин из Сан-Франциско"

Тема кризиса цивилизации в рассказе И.А.Бунина   «Господин из Сан-Франциско».   На уроке литературы  учащиеся  11 класса попытаются осмыслить Бунинскую  идею кризиса...

План-конспект урока по литературе 5 класс. Русская народная сказка «Царевна - лягушка»

Цель  урока: Знакомство с жанром сказка; подробное изучение русской народной  сказки «Царевна-лягушка»Задачи:- обучающие:  Дать понятие о типах сказок (волшебные, бытовые, сказки ...

План-конспект урока-практикума ( литература, 6 класс) по теме: «Учимся видеть метафору».

Цели  урока- углубить представление о художественных выразительных средствах поэтического языка;- раскрыть смысловое многообразие поэтической метафоры (сравнения, олицетворения); - развить э...

План – конспект урока по литературе (10 класс) по теме «Пo страницам великой жизни. Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.)»

План – конспект урока по литературе (10 класс) по теме «Пo страницам великой жизни.Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.)» с применением компьютера. Тема рассчитана на 2 часа.При подготовке ур...

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....