Урок-путешествие во взрослую жизнь "Семейные ценности" (по повести Ю.Трифонова "Обмен")
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Войницкая Татьяна Алексеевна

Семья - это родные люди. С первых минут рождения человека семья находится рядом с каждым из нас. Это наша опора и надежда на всю жизнь. Она формирует мировоззрение ребенка.Одиннадцатиклассники заканчивают школу и выходят во взрослую жизнь. Урок по повести Ю.Трифонова "Обмен" - это путешествие во взрослую жизнь и размышления над семейными ценностями. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок-путешествие во взрослую жизнь «Семейные ценности»

(по рассказу Ю. Трифонова «Обмен»)

Цель урока: познакомить обучающихся с повестью Ю.В. Трифонова «Обмен», рассмотреть вечные проблемы, поднятые автором на фоне городского быта.

образовательная – поразмышлять над философским смыслом рассказа; сравнить жизненные принципы двух семей – Дмитриевых и Лукьяновых; побудить обучающихся к формулированию и высказыванию своей точки зрения по поводу семейных ценностей; научить анализировать текст, используя приемы технологии развития критического мышления – «чтение с остановками», инсерт, составление кластера, синквейн; научить выделять значимые детали в тексте и использовать их для характеристики героев произведения, для постижения нравственно-художественной глубины произведения, учить понимать скрытый духовный смысл слов;

развивающая – активизировать творческие способности обучающихся; формировать навыки публичного выступления; развивать умение выражать и отстаивать свою точку зрения, умение вести диалог; развивать критическое мышление обучающихся, развивать умение выражать свои мысли, развивать коммуникативные компетенции на понятийной основе, развивать навыки смыслового чтения как основы интеллектуальных умений.

воспитательная – способствовать формированию собственной точки зрения на роль семьи в жизни человека, воспитывать и укреплять высокие нравственные ценности, позволяющие сопротивляться губительному влиянию обывательской среды, вырабатывать в себе силу сопротивления обстоятельствам, беречь в себе человеческое.

Форма урока – урок-путешествие, урок-размышление.

Оборудование урока: тексты рассказа И.А. Бунина «Роман горбуна»; проектор; презентация; листы формата А4, фломастеры.

Технология: развитие критического мышления (РКМ);

Приемы РКМ:

- чтение с остановками;

- тонкие и толстые вопросы;

- составление кластера;

- синквейн.

Эпиграф урока:

В человеке 2 бездны, учил Достоевский, и он не выбирает между ними, но мечется, как маятник.

                                        И. Бродский                

Ход урока

1.Организационный момент. Психологический настрой на урок.

2. Вступительное слово учителя: «Сегодня мы познакомимся с повестью Ю. Трифонова «Обмен». Совсем скоро, ребята, вы войдете во взрослую жизнь. Она принесет вам и радости, и разочарования, будут моменты взлета и падения, будут знаковые встречи, события, но будут и трудные моменты разочарования и желания остаться в одиночестве…Во взрослой жизни много подводных камней, именно поэтому мне очень хочется, чтобы наш сегодняшний урок-путешествие во взрослую жизнь и размышление над ее проблемами остался в вашей памяти и однажды  вспомнился и помог вам принять правильное решение».

3. Мотивация учебной деятельности. Стадия вызова

- Как вы думаете, как эпиграф связан с темой нашего урока?

- Как вы его понимаете?

- Что для вас значит семья?

- Какую роль играет семья в истории нашей Родины? Вспомните своих родственников, которые служили, воевали или воюют, выполняли или выполняют свой долг во благо России. 

- Вдумаемся в заглавие рассказа, это всегда ключ к пониманию произведения. Как вы понимаете значение слова, вынесенного автором в заглавие?

 - Что может произойти в произведении, как будут развиваться события? Ваш читательский прогноз?

4. Стадия осмысления.

Работа над анализом повести через приемы «чтение с остановками» ,  «тонкие и толстые вопросы».

  Учитель: «Мы с вами будем читать отдельные фрагменты повести и будем осмыслять прочитанное. Итак, чтобы разобраться в конфликте повести, познакомимся поближе с главным персонажем – Виктором Георгиевичем Дмитриевым».

- Что мы о нем узнаем?

- Какой он человек? Эгоист? Себялюбец? Человек чести?

- В какой семье формировалось мировоззрение Виктора? Что повлияло на становление его характера? (Чтение и анализ отдельных фрагментов текста).

- Какой же предстает перед нами семья Дмитриевых?

(Мы узнаем о наличии нескольких поколений семьи, все ее члены руководствовались нравственными и этическими нормами и правилами. Нравственная устойчивость членов фамилии Дмитриевых обусловлена передачей высоких моральных ценностей из поколения в поколение).

- Кто в семье Дмитриевых играет важную роль для сохранения традиций и ценностей? (Дед Федор Николаевич, старый юрист, воплощает лучшие качества рода Дмитриевых: интеллигентность, воспитанность, тактичность, принципиальность).

- Сохранили эти прекрасные качества и важные нравственные ценности следующие поколения рода Дмитриевых?

(Обращаемся к тексту и создаем характеристику Ксении Федоровны, матери Виктора. С одной стороны, ее уважают сослуживцы, ценят друзья, соседи, так как она «готова прийти на помощь, доброжелательна, уступчива…» Но в тоже время ей присущи такие качества, как напускная интеллигентность, излишняя горделивость, неприятие жизненных принципов отца (чтение фрагмента – спор с отцом о презрении). Она стремится выглядеть лучше, чем это есть на самом деле. Она стремится играть роль идеальной матери. Но в ней присутствуют как положительные, так и отрицательные черты (не такая уж она бескорыстная). Однако к сыну относится с любовью и является хранительницей внутренних связей семьи Дмитриевых).

- Что происходит с Виктором? Когда начинается трансформация героя?

(Женитьба на Леночке).

- Обращаемся к тексту. - Что представляет собой семья Лукьяновых?

- Каковы их семейные ценности? (люди, умеющие жить, отсутствуют родственные и духовные узы, им незнакомо чувство любви, теплоты, такта, простого человеческого участия. Им присущи практицизм и недоверчивость).

- Что за человек жена Виктора? (Ей присущи чувство долга и ответственности перед семьей, с одной стороны, а с другой – бестактность, нравственно лишь понятие пользы, выгоды. Ее главный жизненный принцип – целесообразность).

- Как вы думаете, на каких морально-нравственных ценностях строятся отношения в семье Виктора и Лены?  Как члены семьи относятся друг к другу? (Зачитать примеры из текста. Сделать вывод: здесь нет любви и семейного тепла. Мерилом родительской любви становится английская спецшкола. Фальшь, неискренность, материальное подменяет духовное).

- Что в конце концов происходит с Виктором? (Он «олукьянивается», он раздавлен своей женой как личность. Обмен ценностных представлений состоялся: «Ты уже обменялся, Витя. Обмен произошел… Это было очень давно. И бывает всегда. Каждый день, так что не удивляйся, Витя.»)

- Что Виктор потерял? Как произошел обмен? Чем поступился? Давайте перечислим эти моменты: первая потеря себя – нелюбимая работа; женитьба на другой девушке и потеря семейного счастья; не дописал диссертацию; предал приятеля; история с Татьяной – игра – обман – разрыв в семье Тани; обмен квартиры во время болезни матери).

- Почему для Дмитриева трагедии, связанные с его семьей, особенно потеря матери, не стали трагедией? Какую роль в этом сыграла семья Дмитриевых? (Жертвенность, которая культивировалась в семье Дмитриевых, стала первоосновой отторжения сына от семьи, она сформировала в Викторе Георгиевиче полную убежденность, что родители – это не самое святое в жизни).

Учитель: Попробуем систематизировать информацию, составив кластеры.

Работа в группах:  

1 группа – кластер «Семейные ценности Дмитриевых»;

2 группа – кластер «Семейные ценности Лукьяновых».

Слушаем выступления групп.

Проблемный вопрос урока:

- Кто же виноват в обмене? Семья Дмитриевых со своей жертвенностью или семья Лукьяновых со своим практицизмом? (Обмен мнениями. Дискуссия).

5. Рефлексия

  • О чем же повесть Ю. Трифонова? (О семье и ее роли в жизни человека и целого Отечества. Каждая семья – кирпичик, из кирпичиков строится общество. Какие ценности будут заложены семьей, с такими гражданин страны пойдет служить России)
  • Над какими вопросами заставил вас задуматься автор?
  • Создание синквейна. Учитель: «Подводя итоги нашего разговора по повести Ю.В. Трифонова, составим синквейн к ключевому слову произведения «СЕМЬЯ»:

1. Семья

2. Дружная, честная

3. Развивает, поддерживает, формирует

4. Семья воспитывает нравственного человека

5. Ценность

6. Домашнее задание: напишите небольшое сочинение-размышление «Семья и Отечество»



Предварительный просмотр:

Урок-путешествие во взрослую жизнь «Семейные ценности»

(по рассказу Ю. Трифонова «Обмен»)

Цель урока: познакомить обучающихся с повестью Ю.В. Трифонова «Обмен», рассмотреть вечные проблемы, поднятые автором на фоне городского быта.

образовательная – поразмышлять над философским смыслом рассказа; сравнить жизненные принципы двух семей – Дмитриевых и Лукьяновых; побудить обучающихся к формулированию и высказыванию своей точки зрения по поводу семейных ценностей; научить анализировать текст, используя приемы технологии развития критического мышления – «чтение с остановками», инсерт, составление кластера, синквейн; научить выделять значимые детали в тексте и использовать их для характеристики героев произведения, для постижения нравственно-художественной глубины произведения, учить понимать скрытый духовный смысл слов;

развивающая – активизировать творческие способности обучающихся; формировать навыки публичного выступления; развивать умение выражать и отстаивать свою точку зрения, умение вести диалог; развивать критическое мышление обучающихся, развивать умение выражать свои мысли, развивать коммуникативные компетенции на понятийной основе, развивать навыки смыслового чтения как основы интеллектуальных умений.

воспитательная – способствовать формированию собственной точки зрения на роль семьи в жизни человека, воспитывать и укреплять высокие нравственные ценности, позволяющие сопротивляться губительному влиянию обывательской среды, вырабатывать в себе силу сопротивления обстоятельствам, беречь в себе человеческое.

Форма урока – урок-путешествие, урок-размышление.

Оборудование урока: тексты рассказа И.А. Бунина «Роман горбуна»; проектор; презентация; листы формата А4, фломастеры.

Технология: развитие критического мышления (РКМ);

Приемы РКМ:

- чтение с остановками;

- тонкие и толстые вопросы;

- составление кластера;

- синквейн.

Эпиграф урока:

В человеке 2 бездны, учил Достоевский, и он не выбирает между ними, но мечется, как маятник.

                                        И. Бродский                

Ход урока

1.Организационный момент. Психологический настрой на урок.

2. Вступительное слово учителя: «Сегодня мы познакомимся с повестью Ю. Трифонова «Обмен». Совсем скоро, ребята, вы войдете во взрослую жизнь. Она принесет вам и радости, и разочарования, будут моменты взлета и падения, будут знаковые встречи, события, но будут и трудные моменты разочарования и желания остаться в одиночестве…Во взрослой жизни много подводных камней, именно поэтому мне очень хочется, чтобы наш сегодняшний урок-путешествие во взрослую жизнь и размышление над ее проблемами остался в вашей памяти и однажды  вспомнился и помог вам принять правильное решение».

3. Мотивация учебной деятельности. Стадия вызова

- Как вы думаете, как эпиграф связан с темой нашего урока?

- Как вы его понимаете?

- Что для вас значит семья?

- Какую роль играет семья в истории нашей Родины? Вспомните своих родственников, которые служили, воевали или воюют, выполняли или выполняют свой долг во благо России. 

- Вдумаемся в заглавие рассказа, это всегда ключ к пониманию произведения. Как вы понимаете значение слова, вынесенного автором в заглавие?

 - Что может произойти в произведении, как будут развиваться события? Ваш читательский прогноз?

4. Стадия осмысления.

Работа над анализом повести через приемы «чтение с остановками» ,  «тонкие и толстые вопросы».

  Учитель: «Мы с вами будем читать отдельные фрагменты повести и будем осмыслять прочитанное. Итак, чтобы разобраться в конфликте повести, познакомимся поближе с главным персонажем – Виктором Георгиевичем Дмитриевым».

- Что мы о нем узнаем?

- Какой он человек? Эгоист? Себялюбец? Человек чести?

- В какой семье формировалось мировоззрение Виктора? Что повлияло на становление его характера? (Чтение и анализ отдельных фрагментов текста).

- Какой же предстает перед нами семья Дмитриевых?

(Мы узнаем о наличии нескольких поколений семьи, все ее члены руководствовались нравственными и этическими нормами и правилами. Нравственная устойчивость членов фамилии Дмитриевых обусловлена передачей высоких моральных ценностей из поколения в поколение).

- Кто в семье Дмитриевых играет важную роль для сохранения традиций и ценностей? (Дед Федор Николаевич, старый юрист, воплощает лучшие качества рода Дмитриевых: интеллигентность, воспитанность, тактичность, принципиальность).

- Сохранили эти прекрасные качества и важные нравственные ценности следующие поколения рода Дмитриевых?

(Обращаемся к тексту и создаем характеристику Ксении Федоровны, матери Виктора. С одной стороны, ее уважают сослуживцы, ценят друзья, соседи, так как она «готова прийти на помощь, доброжелательна, уступчива…» Но в тоже время ей присущи такие качества, как напускная интеллигентность, излишняя горделивость, неприятие жизненных принципов отца (чтение фрагмента – спор с отцом о презрении). Она стремится выглядеть лучше, чем это есть на самом деле. Она стремится играть роль идеальной матери. Но в ней присутствуют как положительные, так и отрицательные черты (не такая уж она бескорыстная). Однако к сыну относится с любовью и является хранительницей внутренних связей семьи Дмитриевых).

- Что происходит с Виктором? Когда начинается трансформация героя?

(Женитьба на Леночке).

- Обращаемся к тексту. - Что представляет собой семья Лукьяновых?

- Каковы их семейные ценности? (люди, умеющие жить, отсутствуют родственные и духовные узы, им незнакомо чувство любви, теплоты, такта, простого человеческого участия. Им присущи практицизм и недоверчивость).

- Что за человек жена Виктора? (Ей присущи чувство долга и ответственности перед семьей, с одной стороны, а с другой – бестактность, нравственно лишь понятие пользы, выгоды. Ее главный жизненный принцип – целесообразность).

- Как вы думаете, на каких морально-нравственных ценностях строятся отношения в семье Виктора и Лены?  Как члены семьи относятся друг к другу? (Зачитать примеры из текста. Сделать вывод: здесь нет любви и семейного тепла. Мерилом родительской любви становится английская спецшкола. Фальшь, неискренность, материальное подменяет духовное).

- Что в конце концов происходит с Виктором? (Он «олукьянивается», он раздавлен своей женой как личность. Обмен ценностных представлений состоялся: «Ты уже обменялся, Витя. Обмен произошел… Это было очень давно. И бывает всегда. Каждый день, так что не удивляйся, Витя.»)

- Что Виктор потерял? Как произошел обмен? Чем поступился? Давайте перечислим эти моменты: первая потеря себя – нелюбимая работа; женитьба на другой девушке и потеря семейного счастья; не дописал диссертацию; предал приятеля; история с Татьяной – игра – обман – разрыв в семье Тани; обмен квартиры во время болезни матери).

- Почему для Дмитриева трагедии, связанные с его семьей, особенно потеря матери, не стали трагедией? Какую роль в этом сыграла семья Дмитриевых? (Жертвенность, которая культивировалась в семье Дмитриевых, стала первоосновой отторжения сына от семьи, она сформировала в Викторе Георгиевиче полную убежденность, что родители – это не самое святое в жизни).

Учитель: Попробуем систематизировать информацию, составив кластеры.

Работа в группах:  

1 группа – кластер «Семейные ценности Дмитриевых»;

2 группа – кластер «Семейные ценности Лукьяновых».

Слушаем выступления групп.

Проблемный вопрос урока:

- Кто же виноват в обмене? Семья Дмитриевых со своей жертвенностью или семья Лукьяновых со своим практицизмом? (Обмен мнениями. Дискуссия).

5. Рефлексия

  • О чем же повесть Ю. Трифонова? (О семье и ее роли в жизни человека и целого Отечества. Каждая семья – кирпичик, из кирпичиков строится общество. Какие ценности будут заложены семьей, с такими гражданин страны пойдет служить России)
  • Над какими вопросами заставил вас задуматься автор?
  • Создание синквейна. Учитель: «Подводя итоги нашего разговора по повести Ю.В. Трифонова, составим синквейн к ключевому слову произведения «СЕМЬЯ»:

1. Семья

2. Дружная, честная

3. Развивает, поддерживает, формирует

4. Семья воспитывает нравственного человека

5. Ценность

6. Домашнее задание: напишите небольшое сочинение-размышление «Семья и Отечество»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Утверждение общечеловеческих ценностей в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Главные герои повести.

Утверждение общечеловеческих ценностей в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Главные герои повести....

Урок – путешествие «Бунтовщик хуже Пугачева ...» (путешествие по главам книги «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева).

Цели урока: охарактеризовать и проанализировать сущность мировоззрения А.Н. Радищева, показать нравственный облик писателя. Учащиеся развивают умения выделять главное, применять ранее полученные ...

Урок-путешествие по повести М. Ю. Лермонтова "Княжна Мери".

Путешествие по лермонтовским местам Пятигорска, которое даст возможность учащимся вспомнить основные события повести, обратиться вновь к её страницам, увидеть красоту Кавказа, который так любил писате...

Урок внеклассного чтения "Взрослые проблемы детей в повести Екатерины Мурашовой "Класс коррекции"

Урок рекомендуется для проведения в 7 классе. Проблемы, обсуждаемые автором, знакомы и понятны современным подросткам. Это дружба, вражда, взаимоотношения с родителями и учителями. Цель урока - воспит...

Тема урока: «А. С. Пушкин «Станционный смотритель». Нравственные ценности в повести».

Научить глубокому осмыслению повести, сформировать навыки работы над художественной деталью; представить героев, проникнуться к ним сочувствием, выявить пушкинские приемы создания образов; просле...

Конспект урока по литературе Урок – путешествие. Тема_ «От Рима к родному селу Лукачевка» (вслед за героем повести Н. Кукольника «Надинька»)

Конспект урока по литературе Урок – путешествие. Тема_ «От Рима к родному селу Лукачевка» (вслед за героем повести Н. Кукольника «Надинька») к учебнику Коровиной В.Я....