Урок по повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие»
методическая разработка по литературе

Рыбкина Светлана Николаевна

Урок по повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие»

Методический материал, который поможет провести эффективный урок.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_povesti_borisa_vasileva_a_zori_zdes_tihie.docx29.13 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие»

Ход урока

Организационный момент.

1. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

 Психологический настрой.

2. ТЕМА УРОКА

Наш урок литературы посвящен теме «Суровая правда войны» по повести Б.Л.Васильева "А зори здесь тихие…".  

 «Каждый писатель пишет о своём времени, 
какой бы темы он ни коснулся. И я написал о том, 
что знаю. О моём поколении…Опыт поколения – 
это и биография героев, и выстраданное самим тобой…»

(Б. Васильев)

Писатели показали нам, что и на войне ценны честные, смелые и справедливые люди, что дружба на войне – это нечто большее, чем просто дружба – это неразрывная связь, скрепленная кровью. Писатели показали нам, что ошибки на войне – это нечто большее, чем просто ошибки, ибо за ними таятся жизни и судьбы людей.

3.БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ:
А) Назовите произведения о ВОВ и их авторов.
Б) Ваши ассоциации со словом «война».
В) Согласны ли вы с утверждением « у войны не женское лицо»?

«Женщина для меня – это воплощенная гармония 
жизни. А война – всегда дисгармония. И женщина 
на войне – это самое невероятное, несочетаемое 
сочетание явлений, а наши женщины шли на фронт 
и воевали на передовой рядом с мужчинами…»

(Б. Васильев)

  • Проведем краткий обзор творчества и биографии Б. Васильева.
  • Выявим проблемы, которые ставит писатель в повести «А зори здесь тихие». Попытаемся проникнуть в атмосферу военных лет, поразмышляем о поступках героев.
  • Поговорим о трагической судьбе юных девушек, отдавших жизнь за Родину, за победу в жестокой схватке с фашизмом;
  • В конце урока ответим на вопрос: была ли оправданной гибель 5 девушек? Ведь и сам их командир, старшина Васков, сомневается в этом неоднократно.

4. БИОГРАФИЯ Б.ВАСИЛЬЕВА (презентация, студенты рассказывают о писателе)

5. ЗАМЫСЕЛ ПОВЕСТИ.

По словам автора, повесть основана на действительно произошедшем эпизоде войны, когда семеро солдат (мужчин), после ранения служившие на одной из узловых станций Кировской железной дороги, не дали немецкой диверсионной группе взорвать железную дорогу на этом участке. В живых остался только сержант, командир группы советских бойцов, которому после войны вручили медаль «За боевые заслуги».

«И я подумал: вот оно! Ситуация, когда человек сам, без всякого приказа, решает: не пущу! Им здесь нечего делать! Я начал работать с этим сюжетом, уже написал страниц семь. И вдруг понял, что ничего не выйдет. Это просто будет частный случай на войне. Ничего принципиально нового в этом сюжете не было. Работа встала. А потом вдруг придумалось — пусть у моего героя в подчинении будут не мужики, а молоденькие девчонки. И всё — повесть сразу выстроилась. Женщинам ведь труднее всего на войне. Их на фронте было 300 тысяч! А тогда никто о них не писал»

- Где и когда происходят изображённые в повести события? (ответы студентов)

6.  СМЫСЛ НАЗВАНИЯ.

 - Почему у повести такое название? На первый взгляд, кажется, что речь пойдет о чем-то безмятежном, спокойном. (обсуждение)

7. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СООБЩЕНИЯ

Рита Осянина, тайком навещая в городе трёхлетнего сына, сообщает Васкову о двух диверсантов около разъезда.

- Какое решение принимает Васков, услышав это? (Комендант принимает решение отправиться с пятью зенитчицами на перехват).

Итак, пять девушек идут с Васковым. Это Рита Осянина, Женя Комелькова, Соня Гурвич, Галя Четвертак и Лиза Бричкина. Дома вы готовили рассказ о девушках по следующему плану:

1.  Как складывалась довоенная судьба героини?

2. Какие черты характера героини можно считать определяющими?

3. Что привело героиню на войну?

Студенты рассказывают о девушках по плану.

Студент. Рита Осянина. 

Студент.  Женя Комелькова. 

Студент. Лиза Бричкина. 

Студент.  Галя Четвертак. 

Студент. Соня Гурвич. 

Учитель

Из неповторимых характеров пяти девушек – зенитчиц в повести незаметно вырастает емкий собирательный образ русской женщины, женщины – патриотки, защитницы своей Родины. По сути, каждая из пяти  героинь становится носительницей одного из существенных качеств этого собирательного образа.

Что объединяет девушек? (ответы студентов)

Учитель. Против целой диверсионный группы специально  обученных убийц, вымуштрованных, вооруженных до зубов, встали в обнимку с трехлинейками пять девушек. Они делают все, чтобы остановить врага. И ради этого они не жалеют жизней своих.

Жизнь этих девушек, не успев еще начаться, так трагически оборвалась. Смерть и юность совпали на войне.

8. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМНОГО ВОПРОСА

- Как ведут себя девушки в трудную минуту и как погибают?

(Как герои. Каждая пыталась сделать все, что могла, пыталась бороться до конца).

ФРАГМЕНТ ФИЛЬМА «ГИБЕЛЬ ЛИЗЫ БРИЧКИНОЙ»

Студент. Лиза. “Жуткий одинокий крик долго звучал над равнодушным ржавым болотом. Взлетал к вершинам сосен, путался в молодой листве ольшаника, падал до хрипа и снова из последних сил взлетал к безоблачному небу.
Лиза долго видела это синее прекрасное небо. Хрипя, выплевывала грязь и тянулась, тянулась к нему, тянулась и верила. Над деревьями медленно всплыло солнце, лучи упали на болото, и Лиза в последний раз увидела его свет – теплый, нестерпимо яркий, как обещание завтрашнего дня. И до последнего мгновения верила, что это завтра будет и для нее…”

- Почему погибла Лиза, ведь она была самая опытная?

- Что хотел подчеркнуть смертью Лизы автор? (ответы студентов)

Студент. Соня. «А старшина весь заостренный был, на тот крик заостренный. Единственный, почти беззвучный крик, который уловил он вдруг, узнал и понял. Слыхал он такие крики, с которыми все отлетает, все растворяется и потому звенит. Внутри звенит, в тебе самом, и звона этого последнего ты уже никогда не забудешь. Словно замораживает он и холодит, сосет, тянет за сердце.

Соня тускло смотрела в небо полузакрытыми глазами».

- Чем Соня Гурвич отличалась от всех девушек? 

- Какие слова и почему произнес Васков, потрясенный гибелью Сони?

(ответы студентов)

Студент. Галя. «Она всегда жила в воображаемом мире активнее, чем в действительном, и сейчас хотела бы забыть все, вычеркнуть из памяти, хотела – и не могла. И это рождало тупой, чугунный ужас, и она шла под гнетом этого ужаса, ничего уже не соображая.
– Коротко ударил автомат. Последний крик ее затерялся в булькающем хрипе. Замерло все на поляне. На секунду какую-то замерло, точно во сне».

- Почему Васков не рассказал девушкам, как погибла Галка, что она испугалась?

- Можно ли осуждать Галю Четвертак за нелепую смерть?

(ответы студентов)

Г. ЖЕНЯ КОМЕЛЬКОВА

ФРАГМЕНТ ФИЛЬМА «КУПАНИЕ ЖЕНЬКИ»

- Какой смысл в повести имеет сцена купания Жени на виду у диверсантов?

- Было ли страшно Жене? Откуда мы это видим?

(ответы студентов)

ФРАГМЕНТ ФИЛЬМА «ГИБЕЛЬ ЖЕНИ»

 - Почему расстрелявшая все патроны Женька не затаилась, не спряталась от немцев?

(ответы студентов)

Д. РИТА ОСЯНИНА

ФРАГМЕНТ ФИЛЬМА «ПОСЛЕДНИЙ РАЗГОВОР  РИТЫ И ВАСКОВА»

- Как показана в повести суровая правда страшной войны?

- О чем последняя просьба Риты?

- Права ли Рита, выстрелив себе в висок?

(ответы студентов)

ВЫВОДЫ:

- Что объединяет этих столь разных девушек-зенитчиц?

Ненависть к врагам, у каждой есть личные счёты с врагами, любовь к Родине.

- Можно ли назвать героической смерть каждой из девушек?

Да. Гибель девушек подчёркивает жестокость войны. Писатель показал правду войны. У каждой была  своя судьба, были свои мечты, стремления. Война загубила всё: и красоту Жени,  и материнство Риты, и мечту Лизы, и талант Сони, и детство Гали. А самое страшное - она прервала нить жизни. Человечество потеряло не только 5 девчат, но и их нерождённых детей, и детей их детей. В этом вся трагедия.

Но эти девочки прекрасно знали, за что они отдали свои жизни.

Е. ФЕДОТ ЕВГРАФОВИЧ ВАСКОВ

- Каким  же показан этот герой в повести? Сначала? А потом.

(ответы студентов)

ФРАГМЕНТ ФИЛЬМА «СХВАТКА ФЕДОТА ВАСКОВА С ВРАГОМ»

- Какие черты его раскрываются в схватке с врагом? Каков Васков в последней сцене? 

- В чем сила и человеческая красота старшины Васкова?

- Как относится автор к герою?

(ответы студентов)

9. СМЫСЛ ФИНАЛА

- Чем заканчивается повесть?

10. ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ ЭПИЛОГА.

- В чем смысл финала?

(ответы студентов)

11.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Сочинение-рассуждение  «Мои мысли о прочитанной повести «А зори здесь тихие».

12. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Была ли оправданной гибель пяти девушек? Ведь и сам их командир старшина Васков сомневается в этом неоднократно.

- Сами девушки не простили бы старшине, если бы он отступил. И первая – Рита. Это она сказала: «Что же, смотреть, как они мимо пройдут?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок на тему "Идёт война народная..."(по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие..." 10 класс

Интегрированный урок на тему "Идёт война народная..."(по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие..." 10 класс...

Презентация к уроку литературы 11 класс по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие"

Красочная, иллюстративная презентация из 18 слайдов,  информирующая  об авторе и героях повести. Является прекрасным наглядным пособием для учителя при изучении раздела"Литература ...

Урок литературы по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие..."

Урок внеклассного чтения по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие..." можно проводить в 9,10, 11 классах. Особенно актуален он в год 70-летия Победы  в  Великой Отечественной войне....

Урок-спектакль на тему: "У войны не женское лицо"( по повести Б.Васильева " А зори здесь тихие")

Данная методическая разработка представляет собой мини-спектакль по повести Б.Васильева " А зори здесь тихие" и может быть использована на уроках внеклассного чтения с применением мультимедийной презе...

Презентация к уроку литературы по повести Б. Васильева "А зори здесь тихие.."

Более тридцати произведений, созданных Борисом Васильевым и ставших основой более пятнадцати кинофильмов, навсегда останутся классикой русской литературы. Данная презентация может быть использована на...

Урок литературы в 11 классе «У войны не женское лицо» (по повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие»)

Тема: Война и женщина.Цели: Донести до учащихся основную мысль автора о несовместимости понятий «война и женщина»;Проследить героическую судьбу девушек и старшины Васкова;Используя интерне...