Урок читательской грамотности по рассказу Е.И. Носова «Живое пламя»
методическая разработка по литературе

Бровко Екатерина Владимировна

Цели урока: познакомить учащихся с содержанием рассказа Е.И. Носова «Живое пламя», развивать речь учащихся, умение анализировать художественный текст. воспитывать у школьников чувство патриотизма, сохранение благодарной памяти к погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chg_po_rasskazu_e.i._nosova_zhivoe_plamya.docx507.07 КБ

Предварительный просмотр:

Бровко  Екатерина  Владимировна

Развитие читательской грамотности на материале рассказа Е.И. Носова «Живое пламя»: роль прекрасного в душе человека

Тип урока: урок открытия новых знаний и способов действий.

Цели урока:

познакомить учащихся с содержанием рассказа Е.И. Носова «Живое пламя»,

развивать речь учащихся, умение анализировать художественный текст.

воспитывать у школьников чувство патриотизма, сохранение благодарной памяти к погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Планируемые результаты:

личностные:

  • формировать умения (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, группировать, формулировать выводы);
  • формировать положительную мотивацию к учению;
  • формировать культуру общения;

метапредметные:

  • структурировать материал, работать с различными источниками информации;
  • извлекать необходимую информацию из учебника;
  • выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями;
  • владеть составляющими исследовательской деятельности, включая умение выдвигать гипотезы, наблюдать, давать определения понятиям;
  • формировать навыки выразительного чтения и анализа художественного произведения;
  • определять тему и идею произведения;

предметные:

  • познакомиться с произведением Е.И Носова, художественными особенностями текста;
  • понимать, какие проблемы поднимает Е. Носов в рассказе.

Оборудование: портрет писателя, презентация, компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока.

I. Мотивирование на учебную деятельность.

Положительный психологический настрой на урок. Слово учителя.

– Здравствуйте, ребята, я рада вас приветствовать на уроке литературы, сегодня нам предстоит сложная и интересная работа, на уроке мы вспомним об одном из самых трагических периодов истории нашей страны - Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., познакомимся с рассказом Евгения Ивановича Носова «Живое пламя».

II. Актуализация знаний. Целеполагание.

  • Что можете рассказать о писателе? (проверка Д/з «Биографическая справка о Е.И. Носове»).

Сообщение учащегося об авторе.

Родился Евгений Иванович Носов 15 января под Курском в селе Толмачево. Шестнадцатилетним юношей пережил нацистскую оккупацию. После окончания восьмого класса и участия в Курском сражении (5 июля — 23 августа 1943 года) ушёл на фронт в артиллерийские войска, став наводчиком орудия. Участвовал в операции «Багратион», в боях на Рогачёвском плацдарме за Днепром. Воевал в Польше. В боях под Кёнигсбергом 8 февраля 1945 года был тяжело ранен и День Победы встречал в госпитале в Серпухове, о чём позже написал рассказ «Красное вино победы».

Евгений Иванович Носов – автор более пятидесяти книг, вышедших в разное время в Москве, Ленинграде, Курске, Воронеже, Туле, Красноярске, Архангельске, Барнауле, Челябинске общим тиражом свыше семи миллионов экземпляров. О войне Е.И.Носов писал мало, но писал так, что его рассказы вошли в литературу навсегда. Война, закончившаяся так давно, мучила Носова болью памяти, болью за тех, кто остался в родной и чужой земле, за тех, кто осиротел. Устами своего героя он сказал о том, что мучило его так сильно и неотступно: «Дело… в нашей памяти. В нашем понимании того, какой ценой заплачено за победу над самым лютым из врагов, когда-либо нападавших на русскую землю».

  • Подумайте, что называют исторической памятью?

Историческая память – это сохранение и передача потомкам знаний об истории своего Отечества, культуре, вере, героизме предков, традициях и национальных ценностях. Только благодаря памяти можно преодолеть время, соединить прошлое и будущее. Историческая память – это то, что объединяет народ в единое целое.

  • Какое событие должно сохраниться в памяти народа? Почему? (Победа в Великой Отечественной войне, Первый полёт человека в космос, День народного единства, религиозные обряды и др.)

III. Работа с текстом (предтекстовый этап).

Запишите в тетрадях: Е.И. Носов «Живое пламя»

  • Предположите, о чем пойдет речь в рассказе Е.И. Носова «Живое пламя»?

Пламя – это подымающийся над горящим предметом огонь; светящийся пар или газ, выделяемый при горении некоторыми веществами; перен. Пыл, жар, воодушевление.

Живой – Такой, который живет, обладает жизнью; противоп. мертвый. Относящийся к животному или растительному миру. Полный жизненных сил; подвижный, непоседливый. Подлинный, существующий в действительности. Деятельный, интенсивно проявляющийся. Яркий, выразительный. Такой, который не забывается, сохраняется в памяти.

  • Можете ли вы предположить, как связано название рассказа с данной иллюстрацией (рисунок 1). Обсуждение в парах и устные высказывания по поводу записи.
  • Предположите, как могут разворачиваться события?
  • Обратимся к произведению и проверим совпадают ли предположения, выдвинутые вами, с событиями, отраженными в произведении.

IV. Работа с текстом (текстовый этап).

Чтение 1 части  «Ну какой из мака цвет…»

Тетя Оля заглянула в мою комнату, опять застала за бумагами и, повысив голос, повелительно сказала:

— Будет писать-то! Поди проветрись, клумбу помоги разделать. — Тетя Оля достала из чулана берестяной короб. Пока я с удовольствием разминал спину, взбивая граблями влажную землю, она, присев на завалинку и высыпав себе на колени пакетики и узелки с цветочными семенами, разложила их по сортам.

— Ольга Петровна, а что это, — замечаю я, — не сеете вы на клумбах маков?

— Ну, какой из мака цвет! — убежденно ответила она. — Это овощ. Его на грядках вместе с луком и огурцами сеют.

— Что вы! — рассмеялся я. — Еще в какой-то старинной песенке поется:

А лоб у нее, точно мрамор, бел,

А щеки горят, будто маков цвет.

— Цветом он всего два дня бывает, — упорствовала Ольга Петровна. — Для клумбы это никак не подходит, пыхнул и сразу сгорел. А потом все лето торчит эта самая колотушка, только вид портит.

Вопросы для обсуждения:

- Как бы вы озаглавили этот эпизод?  

- Как вы думаете, почему человек начинает заниматься разведением цветов?

- Почему тетя Оля не любила маки? («Ну, какой из мака цвет!»)

- Предскажите дальнейшие события в рассказе, что произойдёт?

Чтение 2 части  «Через две недели…»

Но я все-таки сыпанул тайком щепотку мака на самую середину клумбы. Через несколько дней она зазеленела.

- Ты маков посеял? - подступилась ко мне тетя Оля. – Ах, озорник ты этакий! Так уж и быть, тройку оставить, тебя пожалела. А остальные все выполола.

        Неожиданно я уехал по делам и вернулся только через две недели. После жаркой, утомительной дороги было приятно войти в тихий старенький домик тети Оли. От свежевымытого пола тянуло прохладой. Разросшийся под окном жасминовый куст ронял на письменный стол кружевную тень.

- Квасу налить? - предложила она, сочувственно оглядев меня, потного и усталого. - Алешка очень любил квас. Бывало, сам по бутылкам разливал и запечатывал.

Когда я снимал эту комнату, Ольга Петровна, подняв глаза на портрет юноши в летной форме, что висит над письменным столом, спросила:

- Не помешает?

- Что вы!

- Это мой сын Алексей. И комната была его.

Ну, ты располагайся, живи на здоровье.

Вопросы для обсуждения:

- Какие ваши предположения подтвердились?

- Как вы думаете, почему в прошедшем времени вспоминает о нём тетя Оля?

- Каким вы себе представляете Алексея?

- Предскажите дальнейшие события в рассказе, что произойдёт?

Чтение 3 части «Клумба стала неузнаваемой»

Подавая мне тяжелую медную кружку с квасом, тетя Оля сказала:

- А маки твои поднялись, уже бутоны выбросили.

        Я пошел посмотреть на цветы. Клумба стояла неузнаваемой. По самому краю расстилался коврик, который своим густым покровом с разбросанными по нему цветами очень напоминал настоящий ковер. Потом клумбу опоясывала лента маттиол - скромных ночных цветков, привлекающих к себе не яркостью, а нежно-горьковатым ароматом, похожим на запах ванили. Пестрели куртинки желто-фиолетовых анютиных глазок, раскачивались на тонких ножках пурпурно-бархатные шляпки парижских красавиц. Было много и других знакомых и незнакомых цветов. А в центре клумбы, над всей этой цветочной пестротой, поднялись мои маки, выбросив навстречу солнцу три тугих, тяжелых бутона.

Вопросы для обсуждения:

- Как выглядела клумба тёти Оли?

- Перечитайте выразительно строки, рисующие клумбу Ольги Петровны.

- Как автор подчёркивает исключительность маков, их превосходство над остальными цветами? (Маки растут «в центре» клумбы).

- Зачем писателю потребовалось подробное описание клумбы?

- Каким цветам автор уделяет особое внимание?

- Почему автор даёт такое подробное описание цветущей клумбы? (Подчёркивает на фоне «благородных» цветов простоту маков и вместе с тем их необычность, красоту)

Чтение 4 части «Зажженные факелы».

Распустились они на другой день.

        Тетя Оля вышла поливать клумбу, но тотчас вернулась, громыхая пустой лейкой.

- Ну, иди смотри, зацвели.

        Издали маки походили на зажженные факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени.  Легкий ветер чуть колыхал, солнце пронизывало светом полупрозрачные алые лепестки, отчего маки то вспыхивали трепетно-ярким огнем, то наливались густым багрянцем. Казалось, что, стоит только прикоснуться - сразу опалят!

        Маки слепили своей озорной, обжигающей яркостью, и рядом с ними померкли, потускнели все эти парижские красавицы, львиные зевы и прочая цветочная аристократия.

Вопросы для обсуждения:

- Найдите слова, которыми автор описывает маки.

- Предскажите дальнейшие события в рассказе, что произойдёт?

Чтение 5 части «И у людей так бывает..»

Два дня буйно пламенели маки. А на исходе вторых суток вдруг осыпались и погасли. И сразу на пышной клумбе без них стало пусто.

Я поднял с земли еще совсем свежий, в капельках росы, лепесток и расправил его на ладони.

- Вот и все, - сказал я громко, с чувством еще не остывшего восхищения.

- Да, сгорел... - вздохнула, словно по живому существу, тетя Оля. - А я как-то раньше без внимания к маку-то этому.  Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает...

Вопросы для обсуждения:

- Сколько дней цвели маки? 

- Как вы понимаете слова тёти Оли: «Да, сгорел... - вздохнула, словно по живому существу, тетя Оля. - А я как-то раньше без внимания к маку-то этому Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита.  И у людей так бывает...»

Есть две формы жизни – тление и горение; красивые и сильные выбирают вторую форму жизни; вспыхнут, как пламя, и погаснут, но память о них жива, их подвиг совершен ради людей, ради их жизни и счастья; вспомните Ужа и Сокола: «мне здесь прекрасно: тепло и сыро» – «О счастье битвы!»; маки вспыхнули и, озарив все вокруг радостью и светом, погасли; герой, одарив всех своей любовью, вспыхнул и угас. Но «Безумство храбрых – вот мудрость жизни!» (М. Горький.)

- К кому из героев рассказа можно отнести эти слова?

- Как показана недолгая красота маков?

(Два дня буйно пламенели маки. А на исходе вторых суток вдруг осыпались и погасли. И сразу на пышной клумбе без них стало пусто…)

- Назовите глаголы, передающие действие маков.

- Рассмотрите цепочку глаголов: пламенели – осыпались – погасли.

- Художественный прием, основанный на усилении или, наоборот, ослаблении какого-либо признака, называется градация. 

- Ребята, а какие ассоциации у вас возникают, когда произносим слова  «пламенели – осыпались – погасли»? О чем мы так говорим? (об огне, пламени)

Чтение  6 части «Не дайте погаснуть живому огню».

        Тетя Оля, как-то сгорбившись, вдруг заторопилась в дом.

Мне уже рассказывали о ее сыне. Алексей погиб, спикировав на своем крошечном "ястребке" на спину тяжелого фашистского бомбардировщика...

        Я теперь живу в другом конце города и изредка заезжаю к тете Оле. Недавно я снова побывал у нее. Мы сидели за летним столиком, пили чай, делились новостями. А рядом на клумбе полыхал большой ковер маков. Одни осыпались, роняя на землю лепестки, точно искры, другие только раскрывали свои огненные языки. А снизу, из влажной, полной жизненной силы земли, подымались все новые и новые, туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню. 

Вопросы для обсуждения:

- Отчего вдруг «как-то сгорбилась» тётя Оля? (Она «сгорбилась, вдруг заторопилась в дом», потому что «сгоревшие» маки, их судьба так близка судьбе её сына Алексея, который погиб, «спикировав на своём крошечном «ястребке» на спину тяжёлого фашистского бомбардировщика».)

- Что мы узнали о сыне тёти Оли? Как погиб Алексей? (таран)

- Как вы это понимаете?

- Как называется такой поступок? (ПОДВИГ)

- Как вы считаете, каким качеством должен обладать человек, чтобы совершить подвиг?

- О судьбе Алексея Е.И. Носов сказал в одном предложении. Достаточно ли этого, чтобы мы, читатели, представили его?

- Каким вы себе представляете Алексея?

- Изменила ли тетя Оля свое отношение к макам? Почему? (Они – память о её сыне. Алексей не вернулся с войны, но он навсегда в сердце матери. Тётя Оля говорит о нем как о живом. Его портрет висит в горнице, сын всегда рядом с мамой).

- Почему тётя Оля все-таки отдала предпочтение макам?  (напоминали о короткой, но яркой жизни сына). 

V. Работа с текстом (послетекстовый этап).

- Возвращаемся к началу урока. Вспомните свои ассоциации к словосочетанию «живое пламя».

- В чём мы были правы? А в чём ошибались?

- Символом чего являются маки? (Символ памяти, любви, символ героического, символ вечного огня. Жизнь можно прожить короткую, но яркую. Маки – символ такой жизни. Мак в рассказе "Живое пламя" сравнивается с человеческой жизнью. Жизнь человека так же коротка, но прекрасна. Огонь в рассказе ассоциируется с душой человека, отдавшего свою жизнь во имя жизни других).

- Зачитайте финал произведения. Как вы его понимаете? (Любуясь «большим костром маков», автор наблюдает, как «снизу, из влажной, полной жизненных сил земли, подымались всё новые и новые туго свёрнутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню». Он напоминает вечный огонь. Знак вечной памяти и молчания) 

- Сумел ли Е. Носов на страницах небольшого произведения показать жестокость войны? (Война – величайшая трагедия. Когда произносишь это слово, в мыслях встают разрушенные города, вспышки ракет и зарево пожарищ, в ушах возникает бесконечно тяжелый грохот бомбежек… В рассказе Е. И. Носова нет описаний военных событий, и о войне автор упоминает вскользь. Всего лишь несколько предложений передают весь ужас войны. Сын тёти Оли геройски погиб, короткая у него была жизнь, зато в полную силу прожита. А сколько молодых людей не вернулось с войны! В памяти близких и их боевых товарищей они остались вечно молодыми.)

- Зачем нужна нам память? (Память помогает нам оставаться человеком…, помнить подвиги людей…)

VI. Рефлексия.

- Почему в жизни так важно «не дать погаснуть живому огню»?

«Я только хочу, чтобы вы, мужчины и женщины, бывшие солдаты и солдатские жёны, участники и очевидцы, пока ещё живы, …передали бы своим детям и внукам священную память о павших из рук в руки, от сердца к сердцу».

Е. Носов «Шопен, соната номер два»

- Что волнует писателя? Можно ли сказать, что это проблема и нашего времени? (Автор затрагивает тему исторической памяти, памяти о тех, кто интересы, жизнь других ставит превыше всего, что особенно актуально в наше время, когда нравственные, вопросы отходят на второй план)

- Выразите своё отношение к понятию ПАМЯТЬ  в синквейне.

Кто? Что?

1 существительное

Память

Какой?

2 прилагательных

Священная  Вечная

Что делает?

3 глагола

Согревает, питает, возвышает

Что автор думает о теме?

Фраза из 4 слов

Дарует людям веру и силы

Кто? Что?

Новое звучание

темы

1 существительное

Вечность

VII. Подведение итогов. Оценивание.

VIII. Домашнее задание.

Ответить устно на вопросы учебника с.185, выполнить творческое задание (на выбор):

  1. Были ли у вас в жизни случаи, о которых вам не хочется вспоминать, и, наоборот, к которым вы постоянно возвращаетесь в своей памяти? Напишите о случае, к которому вы постоянно возвращаетесь в своей памяти? (6-10 предложений).
  2. Нарисовать иллюстрацию к рассказу (формат А4).

Приложение

 Рисунок 1D:\ЗАГРУЗКИ\flower-painting-poppies-in-sunlight-thumb1920.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 7 классе по рассказу Е.И. Носова "Живое пламя"

Прошло 69лет, как закончилась Великая Отечественная война, но еѐ эхо до сих пор не затихает вчеловеческих душах. Мы должны помнить об ужасах войны, чтобы они не повторились вновь. Мыне имеем права заб...

Урок литературы. Тема. «Не дать погаснуть живому огню». (Рассказ Е. И. Носова «Живое пламя»)

Цели урока: познакомить учащихся с рассказом Е. И. Носова «Живое пламя», развивать речь учащихся, навыки выразительного чтения и анализа художественного произведения, умение работать со справочной лит...

Тема урока: «Помнить, чтобы жить» (тема памяти в рассказе Е. И. Носова «Живое пламя»)

Цели урока: образовательные:познакомить учащихся с содержанием рассказа  Е. И. Носова «Живое пламя»....

Читательская конференция в 7-ых классах по рассказу Е.И.Носова «Живое пламя»

Читательская конференция о самом трагическом периоде истории нашей страны - Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., в которой познакомимся с рассказом Евгения Ивановича Носова «Живое пламя&ra...

«Помнить, чтобы жить». (Тема Памяти в рассказе Е. И. Носова «Живое пламя») Урок лиетратуры. 7 класс. (Программа Коровиной В.Я.)

Урок с использованием технологии модерация АМО.Урок второй в системе планирования уроков по изучению рассказе Е. И. Носова. Комбинированный урок художественного восприятия и анализа произведения. Цель...