Урок литературы в 5 классе “Секреты загадки”
методическая разработка по литературе (5 класс)

Методическая разработка урока литературы в 5 классе "Секреты загадки" из раздела "Фольклор"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_literature_sekrety_zagadki.doc70.5 КБ
Office presentation icon zagadki_0.ppt1.64 МБ

Предварительный просмотр:

             

Методическая разработка

урока литературы

в 5 классе

Тема: “Секреты загадки

Разработала:

учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №9

Клётченко  Ольга Николаевна

2022-2023 уч. год

Класс: 5

Предмет: литература

Учебник: для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ автор-сост. Г.С.Меркин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2015. – (ФГОС. Инновационная школа).

Название раздела, темы: «Фольклор»

Тема мероприятия:  «Секреты загадки»

Цели урока:  знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора. Находить отличительные черты пословиц и поговорок, выделять тематику пословиц и поговорок, понятие афористичности.

                         Планируемые результаты:

познавательные УУД:  поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;

личностные УУД:  самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;

регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;  

коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать  свою точку зрения.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, иллюстрации.

Литература: 

Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ автор-сост. Г.С.Меркин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2015. – (ФГОС. Инновационная школа).

                                                           

                               

Ход урока

Этапы урока

    Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организация начала занятия

личностные: внимание, уважение к сверстникам;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: мобилизация сил и энергии.

Психологический настрой детей на урок.

Звучит народная музыка.

Ребята, вначале урока прислушаемся к самому себе, своему настроению и отразим это с помощью знаков. Какое оно, ваше настроение: плохое или хорошее?

Если хорошее, то возьмите в руки солнышко, если плохое – тучку. Слайд №1.

Самоопределение

Мотивация к учебной деятельности

личностные:

самоопределение, установление связи  между целю учения и  ее его мотивом.

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли

Сегодня на уроке не будет оценок, привычных для вас. Вместо них – солнышки. За каждый правильный ответ – солнышко, которое вам улыбается. Кто наберет  три жетона и больше, тот получит за урок «5».

Выявление желания знакомиться с секретами загадки.

Актуализация знаний

Постановка цели (целеполагание)

Организация деятельности по восприятию нового материала

Открытие обучающимися нового знания

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Самостоятельная работа  

Физкультминутка

Рефлексия деятельности

(итог урока)

Домашнее задание

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, планирование учебного сотрудничества с учителем.

регулятивные УУД:, планирование, целеполагание, рефлексия, саморегуляция;

познавательные:  самостоятельное выделение и формулирование  познавательной цели

личностные: самоопределение,  побуждение к деятельности;

регулятивные: составление плана и последовательности действий;

познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

познавательные: структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач;

коммуникативные: инициативное сотрудничество  в поиске и сборе информации в группах.

логические: установление причинно- следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

познавательные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

личностные: жизненное самоопределение, нравственно-эстетическая ориентация

познавательные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

личностные: жизненное самоопределение, нравственно-эстетическая ориентация

логические:  выдвижение гипотез и их обоснование (доказательство)

познавательные: самостоятельное выделение и формулирование своих мыслей;

логические: построение логической цепочки рассуждения;

коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли

личностные:

- оценивать результат учебной деятельности.

регулятивные:

- соотносить полученный результат с поставленной целью.

личностные: стремление к речевому самосовершенствованию;

регулятивные: саморегуляция.  

СЛОВО  УЧИТЕЛЯ о фольклоре.

     - Какой раздел мы сейчас изучаем на уроках литературы? Дайте определение слову «фольклор».

Слайд №2

- Различают словесный, музыкальный и танцевальный фольклор и фольклор во втором значении – совокупность обычаев, обрядов, песен и других явлений народного быта.

Слайд №3.

- С каким жанром фольклора мы работали на прошлых уроках?

— Прочитайте эпиграф. Как вы думаете, почему именно эти слова взяты за основу нашего урока?

 -   Какие основные задачи урока стоят перед нами?

Слайд №4

- Какие из жанров вам уже знакомы?

 Слайд№5. Жанры фольклора.

Определение слова «загадка». Слайд №6.

 Дополнение учителя к сообщению учащихся, что такое метафора. Слайд №7

Рассмотрим , как строится загадка.

Слайд №8

Пробуем вместе составить загадку про снег.

Слайд №9.

Слайд №10.

1. Используя законы жанра, придумай загадки о предметах одежды, музыкальных инструментах, кушаньях и др.

2. Изобрази загадки в виде рисунков, но так, чтобы они были узнаваемы

3. Приведи примеры загадок, которые загадывают в сказках.

Буратино потянулся,

 Раз – нагнулся,

 Два – нагнулся,

 Три – нагнулся.

 Руки в сторону развел,

 Ключик, видно, не нашел.

 Чтобы ключик нам достать,

 Нужно на носочки встать.

 

***Хорошо мы с вами потрудились, на пользу!

Слайд 17

Слайд 18.

     На выбор:

  1. Сочинить загадки.
  2. Написать сочинение о родном крае, закончив загадкой.
  3. Создать книжку-малышку «Загадки».

Знакомство  с

 2мя значениями слова «фольклор»

Знакомство с эпиграфом, вывод о том, что речь пойдет о загадках.

Перечисляют известные малые жанры фольклора.

Сообщения учащихся о загадке. Способы создания, построение и происхожден.

Записывают определение «метафора» в тетрадь.

Отгадывают загадки. Делают выводы о законах построения.

Работа по алгоритму с целью сделать выводы по данному этапу урока.

Ребята работают с загадками, делают выводы, строят высказывания.

Выполняют задания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Прогноз погоды в нашем классе

Слайд 3

Фольклор (искусство народа) происходит от английских слов folk – народ, lore – мудрость, знание, то есть народная мудрость. Особый раздел народного поэтического творчества составляет детский фольклор.

Слайд 4

1 значение фольклора – народное творчество. 2 значение – совокупность обычаев, обрядов, песен и других явлений народного быта.

Слайд 5

Загадка, разгадка, да семь вёрст правды в ней. (Из словаря В. И. Даля)

Слайд 6

В. И. Даль

Слайд 7

Малые жанры фольклора Колыбельная Потешка Загадка Пословица Поговорка Частушка Дразнилки Заклички Считалки Скороговорки Сказки Пестушки

Слайд 8

Загадка – выражение, которое нуждается в разгадке. Загадка – любимый жанр фольклора у детей и взрослых. Загадка никогда не называет прямо предмет или явление. Лежал, лежал, да и в реку побежал. (снег)

Слайд 9

Большинство загадок построено на метафоре. Она усиливает признак предмета – отгадки, сравнивая его с другим, делая более ярким, отчетливым. Метафора (с греч. – перенос) – скрытое сравнение. Цветное коромысло над небом повисло.

Слайд 10

Радуга , как цветное коромысло , над небом повисло. Радуга = цветное коромысло

Слайд 11

Как «построена» загадка Метафора Белые хоромы, красные подпоры. Гусь Звуковой образ Сравнение Прямой вопрос З убастый з ве р ек г р ы з ет с ви зг ом дубок. Пила Пять ларчиков, как пять чуланчиков. Перчатки Кто бежит без провода? Река

Слайд 12

Сопоставьте загадки и способы их построения Полон хлевец белых овец. Бел, как снег, целовать станут, а он тает. Кто на себе дом таскает? Что видно только ночью? Ела-ела дуб, дуб, поломала зуб, зуб. Посреди поля лежит зеркало, стекло голубое, рама зеленая. Метафора Прямой вопрос Сравнение Метафора Звуковой образ Прямой вопрос

Слайд 13

Попробуем составить загадку про снег. Какой он? Можно слово «снег» заменить другим: Мы говорим: снег идет, лежит, покрывает землю. Из этих признаков можно сделать такую загадку: белый холодный пушистый одеяло ковер покрывало Белое пушистое одеяло всю землю укрыло. Белый, а не мел, пушистый, а не кот, нет ног, а идет? Сочиняем загадку

Слайд 14

Творческая работа I. Используя законы жанра, придумай загадки 1 ряд - о предметах одежды , 2 ряд – о музыкальных инструментах , 3 ряд – о кушаньях . II. Изобрази загадки в виде рисунков, но так, чтобы они были узнаваемы . III. Приведи примеры загадок, которые загадывают в сказках.

Слайд 15

Творческая работа Используя законы жанра, придумай загадки 1 ряд -о предметах одежды, 2 ряд - музыкальных инструментах, 3 ряд - кушаньях. Метафора Белые хоромы, красные подпоры. Гусь Звуковой образ З убастый з ве р ек г р ы з ет с ви зг ом дубок. Пила Сравнение Пять ларчиков – пять чуланчиков. Перчатки Прямой вопрос Кто бежит без провода? Река

Слайд 16

Творческая работа I. Используя законы жанра, придумай загадки 1 ряд - о предметах одежды, 2 ряд – о музыкальных инструментах, 3 ряд – о кушаньях. II. Изобрази загадки в виде рисунков, но так, чтобы они были узнаваемы . III. Приведи примеры загадок, которые загадывают в сказках.

Слайд 17

Его весной и летом Мы видели одетым, А осенью с бедняжки Сорвали все рубашки.

Слайд 19

Мне было трудно на уроке. Я плохо усвоил новый материал. Я научился отгадывать и создавать загадки, но мне еще нужна помощь. Урок прошел для меня плодотворно, с пользой. Я научился и могу помочь другим отгадывать и создавать загадки.

Слайд 21

Погода в нашем классе

Слайд 22

Домашнее задание. На выбор: Сочинить загадки, используя разные способы построения. Сочинить рассказ на основе загадки. Создать книжку-малышку «Загадки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

Урок «Риторика» 3 класс Сочиняем загадки

Урок «Риторика» 3 классСочиняем загадкиЗадача: научить загадывать загадки, придумывая их использовать слова, обозначающие признаки и действия предметовЦели: развивать монологическую речь, память...

Загадки образа Печорина в повестях «Бэла» и «Максим Максимыч». Урок литературы. 10 класс.

Словарь:                                  «… портрет, составленный из пороков всего нашего     ...

Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".

Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...

Урок в 8 классе "Секрет успеха"

методическая разработка урока английского языка в 7 классе"Секрет успеха"по учебнику "Английский в фокусе"....

Презентация к уроку литературы 5 класс "Фольклор. Загадки"

Данная презентация содержит материал к вводному уроку литературы в 5 классе по теме "Фольклор" и материал для изучения темы "Загадки"...