Урок литературы «Их цель иль победить, иль пасть в пылу сраженья за Русь…»: штрихи к портретам двух генералов 1812 года.
план-конспект урока по литературе (9 класс)
Интегрированныйурок литературы и истории о событиях войны 1812 года и их отражении в творчестве А.С. Пушкина.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 260.87 КБ |
Предварительный просмотр:
«Их цель иль победить, иль пасть в пылу сраженья за Русь…»: штрихи к портретам двух генералов 1812 года.
Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок.
Урок истории и литературы.
XIX век - «Громкий век военных споров»
«Свидетель славы россиян»
XIX век – золотой век русской литературы.
Век героев и …
(презентация) У русского царя в чертогах есть палата:
Она не золотом, не бархатом богата;
Толпою тесною художник поместил
Сюда начальников народных наших сил,
Покрытых славою чудесного похода
И вечной памятью двенадцатого года.
Постарайтесь определить тему урока.
- Магическое зеркало, в котором можно разглядеть прошлое существует. Оно лишь разбито на великое множество кусков, больших и малых: предметов старины, документов, произведений искусства.
Из этих осколков историки пытаются собрать зеркала, чтобы увидеть в них людей минувших времён, драматические и славные эпохи русской истории.
Итак, утром 12 июня 1812 года французские войска переправились через реку Неман и форсированным маршем вторглись в Россию. 1-я и 2-я русские армии отступили, уклоняясь от генерального сражения. Они вели упорные арьергардные бои с отдельными частями французов, изматывая и ослабляя противника, нанося ему значительные потери
Война 1812 года оставила в истории России неизгладимый след. Это война не была первой народной, таковым уже было освобождение Москвы от поляков в 1612 году в период Смутного времени. Но эта война, как и тогда, показала дух русского народа, его готовность пожертвовать собой ради Отчизны, его стремление к свободе, даже будучи в крепостной неволе.
Вспомним основные события 1812 года (лента времени).
В рабочих листах восстановите хронологию событий Отечественной войны.
(самопроверка)
А.С. Пушкин в стихотворении «Полководец» чётко обозначает тему защиты Русской земли и великой миссии полководцев в Отечественной войне 1812 года.
Наизусть стихотворение (Калинкин, Соломахина)
У русского царя в чертогах есть палата:
Она не золотом, не бархатом богата;
Не в ней алмаз венца хранится за стеклом;
Но сверху донизу, во всю длину, кругом,
Своею кистию свободной и широкой
Ее разрисовал художник быстроокой.
Тут нет ни сельских нимф, ни девственных мадонн,
Ни фавнов с чашами, ни полногрудых жен,
Ни плясок, ни охот, — а все плащи, да шпаги,
Да лица, полные воинственной отваги.
Толпою тесною художник поместил
Сюда начальников народных наших сил,
Покрытых славою чудесного похода
И вечной памятью двенадцатого года.
Нередко медленно меж ими я брожу
И на знакомые их образы гляжу,
И, мнится, слышу их воинственные клики.
Из них уж многих нет; другие, коих лики
Еще так молоды на ярком полотне,
Уже состарились и никнут в тишине
Главою лавровой…
Но в сей толпе суровой
Один меня влечет всех больше. С думой новой
Всегда остановлюсь пред ним — и не свожу
С него моих очей. Чем долее гляжу,
Тем более томим я грустию тяжелой.
- Назовите чувство лирического героя, вызванное священным фондом палаты.
(гордость, восторг, благоговение, печаль по ушедшим героям)
- Докажите текстом справедливость ваших слов.
(-Слова высокой лексики чертог, палата дают право думать, что в Эрмитаже нет места важнее этого.
-Эпитеты чудесный поход, вечная память подчёркивают чувство благоговения лирического героя перед священным фондом палаты.
-Особую силу обретает звучание слов «не» и «ни», умаляющих все ценности в сравнении с личностью защитника Отечества.)
- В чём притягательная сила палаты, не содержащей богатств в прямом смысле слова?
(… всё плащи да шпаги, да лица полные воинственной отваги)
-Душа поэта преисполнена светом печали по короткому мигу человеческой жизни. Это герои «былых времён».
-Вспомним некоторых генералов Отечественной войны 1812 года.
Задание «Найди пару» (под портретом напишите фамилию героя)
- Пушкин, младший современник генералов, несомненно, знал их в лицо, потому-то образ лирического героя, обозначенного личным местоимением «я», и не отделим от личности А.С. Пушкина.
-Итак, в …войска Наполеона …., главнокомандующим …. был Барклай-де-Толли.
Об отступлении.
-Во второй части стихотворения А.С. Пушкин показывает индивидуальный образ защитника Отечества. Он неотразимо воздействует на состояние лирического героя.
(Соломахина, Калинкин)
- Во второй части стихотворения сразу же настораживает слово «толпа»
-Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите это слово?
( )
- Найдите в тексте контекстный синоним слова.
(чернь)
Сопоставьте противопоставленные образы художественного произведения.
А) АНТИТЕЗА
Напишите по 4 сущ., характериз. противопоставленные поэтом образы художественного произведения.
Барклай-де-Толли толпа
Одиночество непонимание
Искренность равнодушие
Воля заблуждение
Решительность злоба
Смелость ненависть
Гордость порицание
Уверенность
Величие
Б) Лексические ряды
Барклай-де-Толли толпа
Вождь несчастливый | Дикая чернь |
Суровый жребий | Лукаво порицал |
Великая мысль | Общее заблуждение |
Священная седина | Жалкий род |
Высокий лик | Жрецы минутного |
(Несмотря на непонимание окружающих, Барклай-де-Толли готов стоять насмерть за русскую землю. В состоянии душевного кризиса, тупика ищет смерти на Бородинском поле.
Нежелание понять ближнего – зло.
Стихотворение проникнуто тоном грусти: достойный человек, который «всё принёс в жертву», одинок.
Лирический герой хочет братского единения на основе любви и внимания друг к другу.)
- 11 сентября Барклай-де-Толли писал жене:
« Только что я узнал, что будет надёжная оказия в Петербург, и я, пользуясь ею, чтобы сообщить тебе, что у меня нового.
Меня нельзя упрекнуть в безучастности, потому что я всегда откровенно высказываю своё мнение, но меня явно избегают и многое скрывают от меня
Чем бы дело ни кончилось, я всегда буду убеждён, что я делал всё необходимое для сохранения государства, и если у его величества ещё есть армия, способная угрожать врагу разгромом, то это моя заслуга. После многочисленных кровопролитных сражений, которыми я на каждом шагу задерживал врага и нанёс ему ощутимые потери, я передал армию князю Кутузову, когда он принял командование в таком состоянии, что она могла помериться силами со сколь угодно мощным врагом. Я её передал ему в ту минуту, когда я был исполнен самой твёрдой решимости ожидать на превосходной позиции атаку врага, и я был уверен, что отобью её. …Если в Бородинском сражении армия не была полностью и окончательно разбита — это моя заслуга, и убеждение в этом будет служить мне утешением до последней минуты жизни»
- Сопоставьте текст письма со стихотворением Пушкина.
- Дополните схему информацией из письма Баклая-де-Толли, сделайте вывод.
- … главнокомандующим был назначен Кутузов
- И, тем не менее, к общему изумлению, Кутузов отдает приказ об отступлении к Москве.
(просмотр видеофрагмента)
- По существу, он согласился с планом Барклая де Толли. Кутузов как профессионал не мог не понимать, что давать сражение Наполеону в том случае, когда его войска численно превосходили русскую армию в полтора раза, было крайне рискованно.
Идея создания памятников фельдмаршалам М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли принадлежит императору Александру I. Её он выразил в царском рескрипте от 23 сентября 1818 года, где пожелал увидеть эти памятники перед Казанским собором:
"(...) Прославляя бессмертные деяния времён минувших, изъявим справедливую признательность и к заслугам нашего времени: слава Генерал-Фельдмаршалов, Князей Голенищева-Кутузова-Смоленского и Барклая-де-Толли, требует также достойных Памятников, коими украсятся две площади пред Соборным Храмом Казанской Божией Матери, где Россияне видят многочисленные Трофеи побед своих. Дарованных Нам Господом, и благословенных человечеством. Произведение в действо сего намерения поручено Мною особенной, для того учреждённой, Комиссии. Пребываю вам благосклонный... АЛЕКСАНДР."
У русского царя в чертогах есть палата:
Она не золотом, не бархатом богата;
Толпою тесною художник поместил
Сюда начальников народных наших сил,
Покрытых славою чудесного похода
И вечной памятью двенадцатого года.
- Вот они герои Отечества минувших времён.
Каждый из них мог бы с гордостью сказать: «В моей судьбе – судьба России»
Молодцы, ребята. Вы хорошо работали на уроке.
Перейдите по 3 ссылке и выполните последнее задание.
Напишите фамилию героя Отечественной войны 1812 года
1. | + |
- | |
2. | + |
- |
А) Напишите по 4 сущ., характеризующих противопоставленные поэтом образы художественного произведения.
Барклай де Толли «толпа»
Б)
Барклай-де-Толли «толпа»
В) Почему А.С. Пушкина интересовала личность Барклая де Толли?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Г) Дополните схему информацией из письма Барклая де Толли, сделайте вывод.
Судьба полководца поражает трагизмом положения, в котором он оказался, мужеством, сознанием чистой совести и правоты.
Б., П. – достойные люди Отечества, которые, несмотря на все трудности, остались преданными России.
Поэт тоже оказывался в положении трагического одиночества. Но «это был русский человек в его развитии, в каком он мможет
меня явно избегают и многое скрывают от меня
Ты был неколебим пред общим заблужденьем;
я всегда буду убеждён, что я делал всё необходимое для сохранения
Все в жертву ты принес земле тебе чужой…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-исследование по литературе в 10 классе по теме: "Семантика чисел в "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил" М.Е.Салтыкова-Щедрина
В материале показано, как можно построить урок-исследование с учащимися 10 класса при изучении творчества М.Е.Салтыкова-Щедрина....

Использование инновационных технологий на уроках литературы с целью повышения читательского интереса и учебной мотивации
В век современных технологий и бешеного темпа жизни привить детям любовь к неспешному, вдумчивому, осмысленному чтению кажется практически невыполнимой задачей. С трудом представляю своих восьмиклассн...
Сценарий литературно - музыкальной композиции «Генералам 1812 года» посвящается…
к 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года...

Разработка урока творчества- создание фанфика по сказке М. Е. Салтыкова - Щедрина "Сказка о том, как один мужик двух генералов прокормил"
Предложенная разработка урока литературы - пример СОТВОРЧЕСТВА учащихся и учителя. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при изменении роли ученика, который должен стать активн...

Презентация к уроку литературы в 8 классе по теме "Добро и зло в повести Н.В. Гоголя "Портрет"
Презентация служит дополненим к уроку, который способствует развитию творческих способностей учащихся. В основу данного урока положен системно-деятельностный подход, который реализуется в творческой д...

Методическая разработка Использование интерактивных методов на уроках литературы с целью формирования коммуникативных и личностных универсальных учебных действий (Для учителей русского языка и литературы старшего звена)
В данной методической разработке описаны три интерактивных метода (ролевая игра, дискуссия, кейс-метод). Представлен опыт их использования в старших классах на уроках литературы (УМК по литературе для...

Урок литературы в 7 классе по теме : "В чём смысл «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»?"
Данный материал представляет методическую разработку урока литературы в 7 классе по теме "В чём смысл "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил?"...


























