Главные вкладки

    Использование инновационных технологий на уроках литературы с целью повышения читательского интереса и учебной мотивации
    методическая разработка по литературе по теме

    Мухина Анастасия Владимировна

    В век современных технологий и бешеного темпа жизни привить детям любовь к неспешному, вдумчивому, осмысленному чтению кажется практически невыполнимой задачей. С трудом представляю своих восьмиклассников, читающих «Анну Каренину», «Войну и мир», «Преступление и наказание», «Идиота»… «Однако не все потеряно!» - успокаиваю я себя и начинаю думать, что бы такое применить на уроках для повышения читательского интереса, мотивации и выполнения требований ФГОС. К примеру, возьмем мои  любимые ТРКМЧП и ИКТ. Не секрет, что данные технологии при систематическом их использовании способны творить чудеса. Может, и в этот раз не подведут? Пытаюсь придумать урок, на котором у ребят возникла бы потребность задуматься, почитать, порассуждать, подискутировать, анализировать, чтобы их пытливый ум стал нуждаться в «правильной пище» – книге. Что из этого получилось, покажет время. А вы пока можете познакомиться с конспектами моих уроков в Приложении.  

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon trkmchp_na_urokah_literatury1.zip1.28 МБ
    Package icon urok_literatury_6_klass.zip2.07 МБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока литературы в 9 классе

    Учитель: Мухина А.В., 1 квал. категория.

    Тема: И.А. Бунин. Перевал.

    Приемы: Стадия вызова: Кластер

                    Стадия содержания: Таблица – синтез, чтение с остановками

                    Стадия рефлексии: Синквейн.

    Цель: Обучающая: Познакомить учащихся с произведением И.А. Бунина «Перевал». Развивать навыки интерпретации художественного произведения. Повысить читательский интерес к творчеству И.А. Бунина.

              Воспитательная: Через метафору названия перейти к нравственному смыслу  произведения (перевал – переломный момент в жизни человека)

              Развивающая: Отрабатывать методику развития критического мышления через  использование  приемов и соблюдение основных стадий ТРКМ

    Ход урока.

    Учащиеся разделены на 2 группы. Им раздаются пакеты с таблицами  и методические папки для работы на уроке.

    1. Вызов.

    Беседа с классом.

    -   Сегодня мы с вами будем знакомиться с произведением, которое называется «Перевал». Как вы думаете, о чем может идти речь в этом произведении? Давайте временно превратимся в Нострадамусов и попробуем предсказать, что нам предстоит прочитать. А начнем со следующего вопроса: Что есть в каждом произведении?

    Давайте вместе заполним кластер из ваших предположений к понятию «Художественное произведение» (тема, идея, род, жанр, автор, герои, сюжет, интрига, место действия, время действия, художественно-изобразительные средства и т.д.).

       Далее идет самостоятельное составление, затем активное обсуждение  в группах   и заполнение кластера всем классом на доске. Версии ребят сопровождаются уточняющими вопросами.

    1. Стадия Осмысления. На этой стадии учащиеся получают  тексты рассказа, в

    котором указаны места для прекращения чтения. (Приложение №1)

    -  А теперь мы будем читать текст, внося исправления в наш кластер и заполняя Таблицу-синтез (Прил.№2). Читать будем отрывками. Не забегайте вперед, иначе будет неинтересно.

    Чтение 1 отрывка. Обсуждение. Вносим исправления в кластер (наличие составляющих элементов произведения) . Что подтвердилось в содержании данного произведения, а что нет? Какие ключевые моменты можно выделить в этом отрывке? Запишите каждый в 1 столбик таблицы. На чем остановилось ваше внимание? Заполняем 2-й столбик таблицы. Самостоятельно подумайте, а затем обсудите в группе.

    Чтение 2 отрывка. Обсуждение. Вносим изменения в кластер. Какие чувства в душе героя преобладают?   Заполните таблицу.

    Чтение 3 отрывка. Какие мысли овладевают героем? Почему он задает столько вопросов? Кому? Что будет дальше?

    Чтение 4 отрывка. Что произошло с героем? Заполните 1 и 2 столбики таблицы. Обсудите в группе, как будут развиваться события?

    Чтение 5 отрывка. Какой перед нами человек? Что можно сказать о его характере? Что символизирует для него этот перевал?

    Чтение 6 отрывка. Делаем вывод: о чем этот рассказ? Что хотел сказать нам автор, когда писал его? Перечитайте еще раз рассказ, записи в 1 и 2 столбике таблицы и заполните 3 столбик таблицы «Синтез».

    1. Рефлексия.

     - Почему рассказ назван «Перевал»? Какое художественно-изобразительное средство использует автор  при написании рассказа? Для чего? Что он этим хотел сказать? (метафора, перевал – переломный момент в жизни человека)

         Возвращаемся к нашему кластеру. Какое перед нами произведение? Можно ли его назвать монологом одинокого человека? Какие еще аналогии приходят на ум? А теперь я предлагаю вам написать синквейн  со словами, ассоциациями к названию рассказа.

     Самостоятельно пишем, затем читаем в группе, выбираем самый удачный и просим вас на наше Читательское Кресло.

     4.  Итоги урока. У каждого из нас в жизни наступает такой момент, когда прошлого уже не вернешь, а будущее еще призрачно и непонятно. И от того, как мы себя проявим в такой ситуации, зависит наше будущее. Желаю вам в такие моменты не растеряться, проявить твердость характера, решительность и бросить вызов судьбе. Она любит рисковых ребят. Спасибо вам за работу. Урок окончен.

    Приложение №1

    И.Бунин.Перевал.

    Ночь давно, а я все еще бреду по горам к перевалу, бреду под ветром, среди холодного тумана, и безнадежно, но покорно идет за мной в поводу мокрая, усталая лошадь, звякая пустыми стременами.

    В сумерки, отдыхая у подножия сосновых лесов, за которыми начинается этот голый, пустынный подъем, я смотрел в необъятную глубину подо мною с тем особым чувством гордости и силы, с которым всегда смотришь с большой высоты. Еще можно было различить огоньки в темнеющей долине далеко внизу, на прибрежье тесного залива, который, уходя к востоку, все расширялся и, поднимаясь туманно-голубой стеной, обнимал полнеба. Но в горах наступала ночь.

    Первая остановка

    Темнело быстро, я шел, приближался к лесам — и горы вырастали все мрачней и величавее, а в пролеты между их отрогами с бурной стремительностью валился косыми, длинными облаками густой туман, гонимый бурей сверху. Он срывался с плоскогорья, которое окутывал гигантской рыхлой грядой, и своим паденьем как бы увеличивал хмурую глубину пропастей между горами. Он уже задымил лес, надвигаясь на меня  вместе с глухим, глубоким и нелюдимым гулом сосен. Повеяло зимней свежестью, понесло снегом и ветром...наступила ночь, и я долго шел под темными, гудящими в тумане сводами горного бора, склонив голову от ветра.

    «Скоро перевал, — говорил я себе.— Скоро я буду в затишье, за горами, в светлом, людном доме...»

    Но проходит полчаса, час...

    Вторая остановка

    Каждую минуту мне кажется, перевал в двух шагах от меня, а голый и каменистый подъем не кончается. Уже давно остались внизу сосновые леса, давно прошли            низкорослые искривленные кустарники, и я начинаю уставать и дрогнуть. Мне вспоминается несколько могил среди сосен недалеко от перевала, где похоронены какие-то дровосеки, сброшенные с гop зимней бурей. Я чувствую, на какой дикой и безлюдной высоте я нахожусь, чувствую, что вокруг меня только туман, обрывы, и думаю: как пройду я мимо одиноких камней-памятников, когда они как человеческие фигуры,
    зачернеют среди тумана? Хватит ли у меня сил спуститься с гop, когда я уже и теперь теряю представление о времени и месте?

    Впереди что-то смутно чернеет среди бегущего тумана...

    Третья остановка

    Какие-то черные холмы, похожие на спящих медведей. Я пробираюсь по
    ним, с одного камня на другой, лошадь, срываясь и лязгая подковами по мокрым голышам, с трудом влезает за мною, — и вдруг я замечаю, что дорога снова начинает медленно подниматься в гору! Тогда я останавливаюсь, и меня охватывает отчаяние. Я весь дрожу от напряжения и усталости, одежда моя вся промокла от снега, а ветер так и пронизывает ее насквозь. Не крикнуть ли? Но теперь даже чабаны забились в свои гомеровские хижины вместе с козами и овцами, - кто услышит меня? И я с ужасом озираюсь:

    — Боже мой! Неужели я заблудился?

    Поздно. Бор глухо и сонно гудит в отдалении. Ночь становится все таинственнее, и я чувствую это, хотя не знаю ни времени, ни места. Теперь погас последний огонек в глубоких долинах, и седой туман воцаряется над ними, зная, что пришел его час, долгий час, когда кажется, что все вымерло на земле и уже никогда не настанет утро, и будут только возрастать туманы, окутывая величавые в своей полночной страже горы, будут глухо гудеть леса по горам и все гуще лететь снег на пустынном перевале.

    Закрываясь от ветра, я поворачиваюсь к лошади. Единственное живое существо, оставшееся со мною! Но лошадь не глядит на меня. Мокрая, озябшая, сгорбившись под высоким седлом, которое неуклюже торчит на ее спине, она стоит, покорно опустив голову с прижатыми ушами. И я злобно дергаю повод, и снова подставляю лицо мокрому снегу и ветру, и снова упорно иду навстречу им. Когда я пытаюсь разглядеть то, что окружает меня, я вижу только седую бегущую мглу, которая слепит снегом. Когда я
    вслушиваюсь, я различаю только свист ветра в уши и однообразное позвякивание за спиною: это стучат стремена, сталкиваясь друг с другом...

    Четвертая остановка

    Но странно — мое отчаяние начинает укреплять меня! Я начинаю шагать смелее, и злобный укор кому-то за все, что я выношу, радует меня. Он уже переходит в ту мрачную и стойкую покорность всему, что надо вынести, при которой сладостна безнадежность...

    Вот, наконец, и перевал. Но мне уже все равно. Я иду по ровной и плоской
    степи, ветер несет туман длинными космами и валит меня с ног, но я не обращаю на него внимания. Уже по одному свисту ветра и по туману чувствуется, как глубоко овладела поздняя ночь горами, — уже давным-давно спят в долинах, в своих маленьких хижинах маленькие люди; но я не тороплюсь, я иду, стиснув зубы, и бормочу, обращаясь
    к лошади:
    — Иди, иди. Будем брести, пока не свалимся. Сколько уже было в моей жизни этих трудных и одиноких перевалов! Как ночь, надвигались на меня горести, страдания, измены любимых и горькие обиды дружбы — и наступал час разлуки со всем, с чем я сроднился. И, скрепивши сердце, опять брал я в руки свой страннический посох. А подъемы к новому счастью были высоки и трудны, ночь, туман и буря встречали меня на перевалах... Но — идем, идем!

    Пятая остановка

    Спотыкаясь, я бреду как во сне. До утра далеко. Целую ночь придется спускаться к долинам и только на заре удастся, может быть, уснуть где - нибудь мертвым сном, - сжаться и чувствовать только одно — сладость тепла после холода.

    День опять обрадует меня людьми и солнцем и опять надолго обманет меня... Где-то упаду я и уже навсегда останусь среди ночи и вьюги на голых от века пустынных горах?

    1892 - 1898

    Приложение №2Стратегия «Таблица-синтез»

    Данная стратегия используется для развития рефлексивного восприятия информации. Она побуждает ученика к диалогу с текстом, к критическому осмыслению его содержания.

    При первом восприятии текста заполняются первые две графы, а третья — при просмотре содержания первых двух. При чтении текста можно предложить учащимся читать в паре: диалог, возникающий в процессе подобного парного чтения, может в последствие перерасти в умение вести диалог с текстом.

    Ключевые моменты текста
    (сообщения)

    На чем остановилось
    внимание?

    Почему именно на этом  
    остановилось мое внимание? (анализ)



    Предварительный просмотр:

    Конспект урока литературы в 6 классе.

    Учитель: Мухина А.В., 1 квалификационная категория

    Тема: Народная баллада

    Эпиграф: Тайное всегда становится явным

    Оформление: Изображение корабля, аудиозапись (средневековый мотив), плакаты с изображением архитектурных памятников

    Методика: ТРКМЧП

    Приемы: Стадия вызова – ключевые слова

                     Стадия осмысления – бортовой журнал, , чтение с пометами, проблемные вопросы, чтение с       остановками, фишбоун

                     Стадия рефлексии – РАФТ

    Цели урока:

    1. формирование знаний о балладе как литературном жанре;
    2. знакомство с  историей  баллады как жанра;
    3. выявление особенностей композиции баллады как лиро-эпического жанра;
    4. привитие читательского интереса к лиро-эпическим произведениям.

    Ход урока.

    1. Стадия Вызова.

    У: Ребята! Сегодня я получила странное письмо с просьбой разобраться в запутанном и таинственном убийстве какого-то Лорда Рендела. Вот, послушайте (зачитываю письмо)

    «Уважаемые учащиеся 6 класса Дулесовской школы! Покорнейше прошу меня простить за беспокойство, но возникла  острая необходимость обратиться к вам, как к экспертам по словесности и изучению различного вида текстов. Дело в том, что в мое распоряжение попали странные обрывки фраз о каком-то то ли убийстве, то ли отравлении некоего Лорда Рэндэла – я не могу разобраться самостоятельно, мне нужна ваша помощь. Расследуйте, пожалуйста, откуда взялись столь странные обрывки, что это за жанр такой, каковы его особенности; и род литературы, если сможете, определите. Заранее благодарю, ваш Шерлок Холмс

    Обрывки:

    …Лорд Рэндэл,…мой сын…

    Где ты ездил…

    Я  охотился…,

    Я  устал… крепко усну

    Что ты ел за обедом?...

    …вареных угрей…постели мне постель…

    А давал ли собакам…

    Да, подохли они…

    Я боюсь, ты отравлен…

    Да,…и крепко усну…

    У: Итак, ребята, я думаю, мы не можем не откликнуться на призыв о помощи. Поэтому я предлагаю вам расследовать это запутанное дело. Что нам известно? Кто действующие лица? Где происходит действие? Чем закончилось развитие сюжета? Приглашаю вас  отправиться в путешествие, у меня как раз под рукой совершенно случайно оказался Волшебный Корабль Времени, который перенесет нас через пространство и время в  далекую средневековую Европу. Но так как путь наш будет трудным и долгим, предлагаю всем завести бортовые журналы для записей всего того, с чем мы встретимся и что нового узнаем. Откройте, пожалуйста, тетради и напишите число, бортовой журнал и таблицу из двух столбиков, 1 поменьше, он называется «Что я уже знаю», 2- «Что нового узнал». Делаем сейчас записи в 1 столбик  (герой, его мать, происшествие – отравление, развитие сюжета окончилось смертью, жанр и род произведения не известен).

    А теперь - в добрый путь! (звучит музыка)

    2. Стадия Осмысления.

    Наша первая остановка. Какая-то средневековая страна, посмотрите на архитектуру, какие здесь здания. Ищем улики, ребята. А вот и местный житель (один из учащихся переодевается в тогу)

    - Здравствуйте, чужеземцы!

    - Здравствуйте, Вы не подскажете, куда мы попали?

    - Подскажу. Это – Средневековье. А сами вы откуда? И из какого времени? На современную молодежь не похожи!

    - Мы из России. Из 21 века. А у Вас какой сейчас век?

    - Да где-то 14-16.

    - Скажите, а кто Вы?

    - Я – народная сказительница, и в разных странах нас называют по-разному: миннезингеры, барды, ваганты, трубадуры, или просто бродячие певцы.

    - И что вы читаете или рассказываете?

    - Сейчас в моде баллады. Вот послушайте одну «Ворон к ворону летит»

    - А что такое баллада?

    - На ваше счастье именно сегодня я получила заказ на рекламный буклет о балладе. Могу дать почитать, но потом верните, ведь мне надо заказ сдать вовремя! (Пр.№1)

    У: Ребята, я предлагаю вам  зафиксировать новую информацию в бортовой журнал, пока вы читаете, используя прием «Чтение с пометами»

    После прочтения снова диалог:

    - Скажите, пожалуйста, вот вы, наверное, многое знаете, везде в Европе побывали, многое слышали, со многими знакомы. Может, слышали что-нибудь о Лорде Рэндэле?

    - Лично с ним я, конечно, не знакома, но историю о его таинственной смерти слышала, и даже знаю, где ее можно найти, все наши ученики читают ее в учебнике литературы на странице 90. Посмотрите, может, и вы найдете.

    - Спасибо большое! Мы как раз расследуем его смерть. Может быть, вы присоединитесь к нам и поможете  расследовать это запутанное дело?

    У: Мы с вами, ребята, выполнили уже половину задания – определили, о чем идет речь, даже жанр определили, теперь предлагаю вам все особенности этого жанра собрать воедино, чтобы определить род литературы, к которому мы отнесем этот жанр. А сделаем мы это с помощью приема  Фишбоун.(сверху – особенности и характерные черты баллады, снизу – какому роду они подходят) Обратите внимание, что мы выписали как эпические черты, так и лирические! Причем, лирические весомее в содержательном и структурном плане. Делаем вывод: баллада – лиро-эпический жанр. А теперь, я думаю, можно и саму балладу почитать. (Читаем с остановками, отмечая черты эпоса и лирики)

    3. Стадия рефлексии. Ну вот и подошло к концу наше путешествие, я думаю, мы выполнили просьбу Шерлока Холмса , и теперь можем отправляться домой, чтобы написать ему ответ, а ответ мы будем писать с помощью приема РАФТ. Выберите себе роль, кем вы себя ощущали на уроке. (Включается музыка) Лучшие и по желанию зачитаем. Прошу на наше Читательское Кресло!

     Спасибо за урок. Д/з: выразительное чтение баллады о Робин Гуде.

    Приложение №1 Рекламный буклет.

    Уважаемые жители Европы! Сегодня в наш продвинутый 15 век очень актуально и стильно знать и уметь рассказывать баллады! Это считается признаком хорошего вкуса. А что же такое  - баллада?

    Баллада как жанр возникла во Франции в конце XIII века. Средневековые провансальские, итальянские и старофранцузские баллады обнаруживают связь с весенними хороводными песнями любовного содержания. Провансальское слово balada означает «плясовая песнь» (от balar -- «плясать»), итальянское ballata--лирическая танцевальная песня (от ballare -- «танцевать»), французское ballade или ballette (буквально -- «плясовая песня») -- все восходят к позднелатинскому ballвre -- «плясать». Ее пели и при этом приплясывали. Потом стали декламировать нараспев, а потом и просто читать, соблюдая ритм и рифму. Создавались они народными сказителями, передавались устно, а в процессе устной передачи сильно видоизменялись, становясь плодом уже не индивидуального творчества, а коллективного. Источниками служили христианские легенды, рыцарские романы, античные мифы, так называемые «Вечные» или «Бродячие» сюжеты, подлинные исторические события. Иногда сдержанно и сурово, иногда с иронией их авторы рассказывали о людях, живших в это непростое время.  Главные жанровые особенности баллады:

    1. Баллада имеет сюжет, чаще всего построенный на раскрытии, узнавании некой тайны, которая держит слушателя в напряжении, заставляет его волноваться, переживать за героев.
    2. Важную роль в раскрытии идеи играет диалог – неотъемлемая часть каждой баллады, который заставляет развиваться сюжет.
    3. Особая роль в балладе отводится повествователю, который дает лирическую оценку происходящему, выражая свои чувства и эмоции по отношению к разворачиваемым действиям.
    4. Баллада имеет зачин и концовку, как  любое эпическое произведение.
    5. баллада отличается богатством выразительных средств и художественных приемов, что сближает ее с лирическими произведениями.
    6. в балладе всегда остается тайна, загадка, раскрытие которой – задача слушателей либо читателей.

         Классификация баллад  по сюжетам, группируемым по тематическому принципу:  мифические, героические, комические, исторические, мистические, социальные и семейно-бытовые.

    Не хотите выглядеть отсталым, «белой вороной», неучем? Учите баллады  и рассказывайте их своим близким, соседям, детям, друзьям -  всем!!! Тексты баллад можно заказать по адресу: Европа, бродячая сказительница Жанетта.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование инновационных технологий на уроках литературы при анализе текста

    В данной статье раскрываются проблемы преподавания литературы в современной школе и пути их преодоления. Дается анализ педагогических технологий, способствующих развитию познавательной активности учащ...

    Статья на тему: «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики в целях повышения мотивации к изучению предмета учащихся с ОВЗ »

    Эта статья отражает опыт применения и результат эффективного использования в практической деятельности ИКТ учителем математики коррекционной школы....

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКЕ МУЗЫКИ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ

    Использование компьютерных программ позволяет эффективней развивать все виды восприятия и задействовать при проведении урока все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную, образную, ассоциативную....

    Использование информационных технологий на уроках математики, как средство повышения познавательного интереса учащихся

    - расширение доступности образования;- повышение качества образования;- определение индивидуальных особенностей учащихся;- повышение эффективности образования....

    Использование компьютерных технологий на уроках математики с целью повышения эффективности урока

    Использование компьютерных технологий на уроках математики с целью повышения эффективности урока...

    выступление на школьном методическом объединение начальных классов и предметников на тему: "Использование компьютерных технологий на уроках истории с целью повышения уровня коррекционной направленности обучения"

    выступление на школьном методическом объединение начальных классов и предметников  на тему: "Использование компьютерных технологий на уроках истории с целью повышения уровня коррекционной на...

    Использование инновационных технологий на уроках литературы

        Урок – социальный заказ общества системе образования. Он обусловлен социально-психологическими потребностями, уровнем развития, нравственными и моральными ценностями обществ...