Тренировочный вариант для подготовки к ВПР по литературе_5 класс
рабочие листы по литературе (5 класс)
Тренировочный вариант для подготовки к ВПР по литературе в 5 классе (2025 год)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренировочный вариант для подготовки к ВПР по литературе
5 класс
- Как называется первообраз, реальная личность, послужившая автору основой для создания литературного героя?
- Назовите термин, которым обозначаются литературные стихотворные произведения.
Прочитайте текст и выполните задания 3-5
Текст
Прожил так Жилин месяц. Днем ходит по аулу или рукодельничает, а как ночь придет, затихнет в ауле, так он у себя в сарае копает. Трудно было копать от камней, да он подпилком камни тер и прокопал он под стеной дыру, что впору пролезть. «Только бы, — думает, — мне место хорошенько узнать, в какую сторону идти. Да не сказывают никто татары».
Вот он выбрал время, как хозяин уехал; пошел после обеда за аул на гору, — хотел оттуда место посмотреть. А когда хозяин уезжал, он приказал малому за Жилиным ходить, с глаз его не спускать. Бежит малый за Жилиным, кричит:
— Не ходи! Отец не велел. Сейчас народ позову!
Стал его Жилин уговаривать.
— Я, — говорит, — далеко не уйду, — только на ту гору поднимусь: мне траву нужно найти — ваш народ лечить. Пойдем со мной; я с колодкой не убегу. А тебе завтра лук сделаю и стрелы.
Уговорил малого, пошли. Смотреть на гору — не далеко, а с колодкой трудно; шел, шел, насилу взобрался. Сел Жилин, стал место разглядывать. На полдни, за горой, лощина, табун ходит, и аул другой в низочке виден. От аула другая гора — еще круче, а за той горой еще гора. Промеж гор лес синеется, а там еще горы всё выше и выше поднимаются. А выше всех — белые, как сахар, горы стоят под снегом. И одна снеговая гора выше других шапкой стоит.
Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»
- Выпишите из приведённого фрагмента слово, которое означает «татарская деревня».
- Установите соответствие между примерами из текста и средствами художественной выразительности.
ПРИМЕРЫ
А) А выше всех — белые, как сахар, горы стоят под снегом.
Б) Промеж гор лес синеется, а там еще горы всё выше и выше поднимаются.
В) Трудно было копать от камней, да он подпилком камни тер и прокопал он под стеной дыру, что впору пролезть.
СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
- антитеза
- эпитет
- метафора
- сравнение
Дайте развёрнутый ответ на задание 5. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст приведённого фрагмента. Объём высказывания – не менее 20 слов.
- Какие черты характера Жилина проявляются в этом эпизоде?
ИЛИ
(блок 3-5)
И.И. Пущину
(1)Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
(2)Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!
А.С. Пушкин
- Выпишите из первой строфы слово, которое означает «воздать хвалу, благодарность».
- Установите соответствие между примерами из текста и средствами художественной выразительности.
ПРИМЕРЫ
А) Печальным снегом занесенный…
Б) Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!
В) Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье.
СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
- аллегория
- метафора
- эпитет
- олицетворение
Дайте развёрнутый ответ на задание 5. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст стихотворения. Объём высказывания – не менее 20 слов.
- Объясните смысл второй строфы стихотворения. Какое настроение в ней выражено?
Напишите мини-сочинение. Старайтесь чётко отвечать на поставленные вопросы, следите за логикой своих рассуждений. Опирайтесь на текст выбранного Вами произведения. Объём высказывания – не менее 50 слов.
- Вспомните, какие герои (героини) литературных произведений проявляли сострадание к другим. Поступок какого героя (какой героини) произвёл на Вас самое большое впечатление? Почему? Дайте развёрнутый ответ, опираясь на текст выбранного Вами произведения.
Ответы
- Прототип.
- Поэзия/лирика.
- Аул/благословил.
- 431/324.
- Какие черты характера Жилина проявляются в этом эпизоде?
В приведённом эпизоде проявляются такие черты характера Жилина, как трудолюбие и целеустремлённость. Он очень хочет выбраться из аула, поэтому делает подкоп, несмотря на то, каким трудным было это занятие. Когда Жилин поднимается на гору, ему очень тяжело идти из-за колодки, но он преодолевает боль. Это доказывает целеустремлённость героя.
Объясните смысл второй строфы стихотворения. Какое настроение в ней выражено?
Во второй строфе стихотворения А.С. Пушкина преобладает торжественное настроение. Лирический герой благодарен лучшему другу за то, что тот навестил его в ссылке, и мечтает отплатить ему тем же. Он надеется, что когда-нибудь его голос «дарует» душе друга «то же утешенье».
- Вспомните, какие герои (героини) литературных произведений проявляли сострадание к другим. Поступок какого героя (какой героини) произвёл на Вас самое большое впечатление? Почему? Дайте развёрнутый ответ, опираясь на текст выбранного Вами произведения.
Во многих литературных произведениях герои проявляют сострадание к людям. Хочется вспомнить произведение Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Больше всего меня впечатлил поступок татарской девочки Дины, которая, ничего не боясь, помогла Жилину выбраться из плена. Ей было тяжело расставаться с этим человеком, но она очень хотела, чтобы он был счастлив. На мой взгляд, это пример подлинного сострадания и милосердия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренировочный вариант для подготовки к ЕГЭ
Тренировочный вариант для подготовки к ЕГЭ оформлен в виде презентации, есть ответ к каждому заданию. Использую для работы на уроке...
тренировочные варианты для подготовки к ЕГЭ по русскому языку
тренировочные варианты с ответами помогут в самоподготовке к экзамену...

Тренировочный вариант для подготовки к ЕГЭ по литературе.
Работа предназначена для обучающихся 11 класса. Она позволит проверить знание текста ромна-эпопеи Л.Н.Толстого "Война им мир"....

Тренировочные варианты для подготовки к ЕГЭ по физике: кодификатор 1.1.1 — 1.1.3
Каждый из 10 вариантов состоит из четырёх заданий. Все задания взяты из банка заданий на сайте ФИПИ.Структура каждого варианта однотипная: 1-е задание — закон сложения скоростей;2-е задание...

Тренировочный вариант для подготовки к устному экзамену по русскому языку в 9 классе.
Представлен вариант устной части ОГЭ. Составлен на основе демоверсии ФИПИ....

