Открытый урок в 11 классе на тему: Мотив свободы в романтических рассказах Максима Горького "Старуха Изергиль", "Челкаш"
план-конспект урока по литературе (11 класс)
Цель урока – подготовка к итоговой аттестации по литературе, формирование способностей обучающихся к отбору литературной аргументации по "Духовно-нравственному направлению", тема свободы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 37.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок в 11 классе на тему:
Мотив свободы в романтических рассказах Максима Горького "Старуха Изергиль", "Челкаш"
Цель урока – подготовка к итоговой аттестации по литературе, формирование способностей обучающихся к отбору литературной аргументации по "Духовно-нравственному направлению", тема свободы.
III. Воспитательные:
- формировать интерес к чтению художественной литературы;
- воспитывать самостоятельность при выполнении заданий;
- воспитывать умение внимательно слушать и слышать мнение одноклассников;
- воспитывать стремление научиться писать экзаменационное сочинение в 11 классе;
Ход урока
1. Здравствуйте, ребята,
Музыка... моря- море- это символ свободы..
Вступительное слово учителя. Сообщение темы урока. Мотивация
Сегодняшний урок начнем с трех цитат свободе:
- Из всех вин самое пьянящее — это свобода. (Максим Горький)
- Свобода подобна счастью: для одного вредна, для другого полезна. (Новалис)
- Свобода — это выбор. (Ж.-П. Сартр)
Напечатать и вывести на слайде. Давайте объясним эти цитаты. Ответы учеников.
Объявление целей урока (Д.Дима).
-Анализ рассказов М. Горького "Старуха Изергиль", "Челкаш" , выявление мотива свободы в этих произведениях на примере разбора поступков героев, как легендарно - фантастических ( Данко, Ларра), так и вполне реальных - Челкаш и Гаврила.
2. Итак, давайте дадим определение слову свобода
Свобода- это...свобода выбора, независимость от других и общества, стремление жить, как хочу. (Ответы детей)
Поскольку наш урок- не просто урок лит-ры, а подготовка к итоговоу сочинению, то
Давайте обратим внимание на первый раздел тем для итогового сочинения - «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека» и тему из этого раздела: " Чем опасна свобода без ограничений?".
- Ребята, как вы считаете, о чем эта тема?
- Приведите синонимы к слову опасность
- Опасность- это беда, риск, потери, смерть
- Ограничения- однокоренные слова- граница, черта, рубеж.
Где же та тонкая грань между духовной свободой, ведущей к счастью и эгоистичной свободой, калечащей судьбы других?
Сегодня анализируя рассказы М. Горького, мы подберем аргументы к этой теме.
3. Приступаем к следующему заданию. Вы заранее разделились на четыре группы по героям романтических рассказов М. Горького
1 гр- Данко,
2 гр- Ларра
3 гр- Челкаш
4 гр- Гаврила
Р. "Старуха Изергиль" и "Челкаш"объединяет тема свободы и романти. направленность.
р. М. Горького написаны в русле неоромантизма- нового лит. направления 20 века- романтизм 20 века- периода кризиса социальной и дух. жизни России. ( неоромантизм имеет гуманистич. направленность , исключительный герой-герой- бунтарь). Героизм поступков неор.героев- это стремление прожить жизнь ярко, не теряя уважения к самому себе.
Жанна выступит.
Работа в группах
1 задание: Готовое задание, спрашиваю сразу
Дать характеристику героям (портрет, образ жизни)
- Характеристика героев. Какие поступки совершает герой? Чем руководствуется?
Свобода в легеде Данко 1. Красивый и смелый юноша, взял на себя ответственность вывести людей из темного леса. 2. Тезис: Свобода- свобода других людей, спасение чужих жизней даже ценой собственной жизни. 3. Нравственный выбор: Выбирает счастье других людей, самопожертвование ради спасения человеч. жизней. Совершает подвиг. Нравст. выбор Данко делает его героем, раскрывая его огромную любовь к людям. Свобода Данко= добро, гуманизм. Истинно свободен . | Лара 1.Сын орла, отрицает человеч. законы, презирает старейшин. Стремление к собственной свободе, главное- это собственные интересы., отказ от общества, его законов и правил. Убивает девушку, ворует скот и девушек. 2. Тезис: Свобода- это собственная свобода, удовлетворение личных потребностей. 3. Нравственный выбор: Выбирает свою личную свободу и личные эгоистические потребности. Совершает преступление. Нравственный выбор Ларры делает его антигероем и преступником. Свобода Ларры= вседозволенность, которая к мучительному рабству в бессмертном теле. |
Свобода в обычной жизни Челкаш 1. Портовый вор, босяк и контрабандист., уважаемый в порту. Сравнение с хищной птицей- ястребом, ищет жертву- подельника. Не боится никого, ворует, живет одни днем. Человек трагич. судьбы, но сильный и жестокий. 2. Тезис: Свобода- это образ жизни, протест против общества, свобода от моральных ценностей общества. 3. Нравственный выбор: Способность отдать последнее, пожалеть несчастного, отказавшись от денег. Показывает широту хар-ра, душевную чуткость. | Свобода в обычной жизни Гаврила 1. Молодой бедный крестьянин. Двойственная природа Гаврилы: архангел и минотавр, бычок Гаврюша. (звериная природа). Не знает,как заработать деньги, хочет женится, обзавестись хозяйством. 2. Тезис: Свобода- это стремление к сытой и богатой жизни, живу как хочу. Меняется: из простого доброго парня становится опасным, способным убить ради денег. 3. Нравственный выбор: Готовность пойти на убийство ради корысти. Раскрывается отрицательно: Забывает христ. заповеди, показывая алчность и жестокость (психологич. парадокс). |
Выступление - ответы по группам
2 задание
- Сформулируйте и запишите тезис, ответив на вопрос: "Что значит свобода для каждого героя".
Записать на листе А 4 приклеить на доску ответ
Найдите в тексте слова, раскрывающие философию героя (его мировоззрение).
Читаем текст
3 задание
Свобода- это выбор (Ж.-П. Сартр)
Каждый из 4 героев рассказов писателя выбирая свободу, одновременно совершая свой нравственный выбор.
Итак, подумайте и запишите, какой нравственный выбор совершают герои и к чему ведет этот выбор.
Обсуждение, выступление команд.
5. Вывод урока:
К. из героев рассказов М. Горького совершает свой нрав. выбор в силу своих моральных принципов, нравственных ценностей и мировоззрения.
Анализируя рассказы, мы пришли к выводу, что свобода без ограничений действительно опасна, т. к. разрушает судьбы не только других людей, но и самого человека, решившего что все дозволено. Самое страшное в свободе без ограничений - это разрушение нравственности: размытие таких важных понятий, как добро, любовь, искренность. Истинно свободны может быть только добрый человек, совершающий бескорыстные поступки. Данко и Челкаш. Наоборот, Ларра наказан за неверное представление о свободе, придет и очеред Гаврилы.
_________________
Д.З. Написать сочинение- рассуждение на одну из тем, используя литературные аргументы из р. М. Горького и других худ. произведений.
Темы:
1) Чем опасна свобода без ограничений?
2) Свобода и ответственность в жизни человека?3) Понимать человека или управлять им?
4) Что такое свобода?
Рабочий лист
Мотив свободы в романтических рассказах Максима Горького "Старуха Изергиль", "Челкаш"
Данко 1. Сформулируйте и запишите тезис, ответив "Что значит свобода для каждого героя". 2. Итак, подумайте и запишите, какой нравственный выбор совершают герои и к чему ведет этот выбор. | Ларра 1.Сформулируйте и запишите тезис, ответив "Что значит свобода для каждого героя". 2. Итак, подумайте и запишите, какой нравственный выбор совершают герои и к чему ведет этот выбор. |
Челкаш 1. Сформулируйте и запишите тезис, ответив "Что значит свобода для каждого героя". 2. Итак, подумайте и запишите, какой нравственный выбор совершают герои и к чему ведет этот выбор. | Гаврила 1. Сформулируйте и запишите тезис, ответив "Что значит свобода для каждого героя". 2. Итак, подумайте и запишите, какой нравственный выбор совершают герои и к чему ведет этот выбор. |
Домашнее задание: написать сочинение- рассуждение на одну из тем, используя литературные аргументы из р. М. Горького и других худ. произведений.
Темы:
1) Чем опасна свобода без ограничений?
2) Свобода и ответственность в жизни человека?
3) Понимать человека или управлять им?
4) Что такое свобода?
Свобода в легеде Данко 1. Красивый и смелый юноша, взял на себя ответственность вывести людей из темного леса. 2. Тезис: Свобода- свобода других людей, спасение чужих жизней даже ценой собственной жизни. 3. Нравственный выбор: Выбирает счастье других людей, самопожертвование ради спасения человеч. жизней. Совершает подвиг. Нравст. выбор Данко делает его героем, раскрывая его огромную любовь к людям. Свобода Данко= добро, гуманизм. Истинно свободен . | Лара 1.Сын орла, отрицает человеч. законы, презирает старейшин. Стремление к собственной свободе, главное- это собственные интересы., отказ от общества, его законов и правил. Убивает девушку, ворует скот и девушек. 2. Тезис: Свобода- это собственная свобода, удовлетворение личных потребностей. 3. Нравственный выбор: Выбирает свою личную свободу и личные эгоистические потребности. Совершает преступление. Нравственный выбор Ларры делает его антигероем и преступником. Свобода Ларры= вседозволенность, которая к мучительному рабству в бессмертном теле. |
Свобода в обычной жизни Челкаш 1. Портовый вор, босяк и контрабандист., уважаемый в порту. Сравнение с хищной птицей- ястребом, ищет жертву- подельника. Не боится никого, ворует, живет одни днем. Человек трагич. судьбы, но сильный и жестокий. 2. Тезис: Свобода- это образ жизни, протест против общества, свобода от моральных ценностей общества. 3. Нравственный выбор: Способность отдать последнее, пожалеть несчастного, отказавшись от денег. Показывает широту хар-ра, душевную чуткость. | Свобода в обычной жизни Гаврила 1. Молодой бедный крестьянин. Двойственная природа Гаврилы: архангел и минотавр, бычок Гаврюша. (звериная природа). Не знает,как заработать деньги, хочет женится, обзавестись хозяйством. 2. Тезис: Свобода- это стремление к сытой и богатой жизни, живу как хочу. Меняется: из простого доброго парня становится опасным, способным убить ради денег. 3. Нравственный выбор: Готовность пойти на убийство ради корысти. Раскрывается отрицательно: Забывает христ. заповеди, показывая алчность и жестокость (психологич. парадокс). |
Фрагменты из текстов
"Старуха Изергиль"
Данко
«Данко — один из тех людей, молодой красавец. Красивые — всегда смелы. И вот он говорит им, своим товарищам:— Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется. Что мы тратим силы на думу да тоску? Вставайте, пойдем в лес и пройдем его сквозь, ведь имеет же он конец — все на свете имеет конец! Идемте! Ну! Гей!..Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня.— Веди ты нас! — сказали они.Тогда он повел...»
— Что сделаю я для людей?! — сильнее грома крикнул Данко.И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни.— Идем! — крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям.Они бросились за ним, очарованные. Тогда лес снова зашумел, удивленно качая вершинами, но его шум был заглушен топотом бегущих людей. Все бежали быстро и смело, увлекаемые чудесным зрелищем горящего сердца. И теперь гибли, но гибли без жалоб и слез. А Данко все был впереди, и сердце его все пылало, пылало!
Ларра
Все смотрели с удивлением на сына орла и видели, что он ничем не лучше их, только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц. И разговаривали с ним, а он отвечал, если хотел, или молчал, а когда пришли старейшие племени, он говорил с ними, как с равными себе. Это оскорбило их, и они, назвав его неоперенной стрелой с неотточенным наконечником, сказали ему, что их чтут, им повинуются тысячи таких, как он, и тысячи вдвое старше его. А он, смело глядя на них, отвечал, что таких, как он, нет больше; и если все чтут их — он не хочет делать этого
Долго говорили с ним и наконец увидели, что он считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего. Всем даже страшно стало, когда поняли, на какое одиночество он обрекал себя. У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел ничего этого. Когда люди увидали это, они снова принялись судить о том, как наказать его. Но теперь недолго они говорили, — тот, мудрый, не мешавший им судить, заговорил сам:— Стойте! Наказание есть. Это страшное наказание; вы не выдумаете такого в тысячу лет! Наказание ему — в нем самом! Пустите его, пусть он будет свободен. Вот его наказание!
Он лежал кверху лицом и видел — высоко в небе черными точками плавали могучие орлы. В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира. Так, с той поры остался он один, свободный, ожидая смерти.
Челкаш
Когда грузчики, бросив работать, рассыпались по гавани шумными группами, появился Гришка Челкаш, старый травленый волк, хорошо знакомый гаванскому люду, заядлый пьяница и ловкий, смелый вор. Он был бос, в старых, вытертых плисовых штанах, без шапки, в грязной ситцевой рубахе с разорванным воротом, открывавшим его сухие и угловатые кости, обтянутые коричневой кожей... Длинный, костлявый, немного сутулый, он медленно шагал по камням и, поводя своим горбатым, хищным носом, кидал вокруг себя острые взгляды, поблескивая холодными серыми глазами и высматривая кого-то среди грузчиков. Даже и здесь, среди сотен таких же, как он, резких босяцких фигур, он сразу обращал на себя внимание своим сходством с степным ястребом, своей хищной худобой и этой прицеливающейся походкой, плавной и покойной с виду, но внутренне возбужденной и зоркой, как лет той хищной птицы, которую он напоминал.
Чувствуя себя господином другого, он думал о том, что этот парень никогда не изопьет такой чаши, какую судьба дала испить ему, Челкашу... И он завидовал и сожалел об этой молодой жизни, подсмеивался над ней и даже огорчался за нее, представляя, что она может еще раз попасть в такие руки, как его... И все чувства в конце концов слились у Челкаша в одно — нечто отеческое и хозяйственное. ( чувство сострадания)
Он, вор, любил море. Его кипучая нервная натура, жадная на впечатления, никогда не пресыщалась созерцанием этой темной широты, бескрайной, свободной и мощной. На море в нем всегда поднималось широкое, теплое чувство, — охватывая всю его душу, оно немного очищало ее от житейской скверны. Он ценил это и любил видеть себя лучшим тут, среди воды и воздуха, где думы о жизни и сама жизнь всегда теряют — первые — остроту, вторая — цену. (Челкаш романтик, чувствует абсолютную свободу).
Челкаш чувствовал себя овеянным примиряющей, ласковой струей родного воздуха, донесшего с собой до его слуха и ласковые слова матери, и солидные речи истового крестьянина-отца, много забытых звуков и много сочного запаха матушки-земли, только что оттаявшей, только что вспаханной и только что покрытой изумрудным шелком озими... Он чувствовал себя одиноким, вырванным и выброшенным навсегда из того порядка жизни, в котором выработалась та кровь, что течет в его жилах.
Гаврила
Шагах в шести от него, у тротуара, на мостовой, прислонясь спиной к тумбочке, сидел молодой парень в синей пестрядинной рубахе, в таких же штанах, в лаптях и в оборванном рыжем картузе. Около него лежала маленькая котомка и коса без черенка, обернутая в жгут из соломы, аккуратно перекрученный веревочкой. Парень был широкоплеч, коренаст, русый, с загорелым и обветренным лицом и с большими голубыми глазами, смотревшими на Челкаша доверчиво и добродушно.
Гавриле стало жутко. Ему захотелось, чтобы хозяин воротился скорее. Шум в трактире сливался в одну ноту, и казалось, что это рычит какое-то огромное животное, оно, обладая сотней разнообразных голосов, раздраженно, слепо рвется вон из этой каменной ямы и не находит выхода на волю... Гаврила чувствовал, как в его тело всасывается что-то опьяняющее и тягостное, от чего у него кружилась голова и туманились глаза, любопытно и со страхом бегавшие по трактиру... (от страха что- то звериное просыпается у него).
Гаврила понимает свободу так: «Сам себе хозяин, пошёл — куда хошь, делай — что хошь... Ещё бы! Коли сумеешь себя в порядке держать, да на шее у тебя камней нет, — первое дело! Гуляй знай, как хошь, Бога только помни...»
Голубчик!.. Дай ты мне эти деньги! Дай, Христа ради! Что они тебе?.. Ведь в одну ночь — только в ночь... А мне — года нужны... Дай — молиться за тебя буду! Вечно — в трех церквах — о спасении души твоей!.. Ведь ты их на ветер... а я бы — к землю! Эх, дай мне их! Что в них тебе?.. Али тебе дорого? Ночь одна — и богат! Сделай доброе дело! Пропащий ведь ты... Нет тебе пути... А я бы — ох! Дай ты их мне!
Ведь я что думал? Едем мы сюда... думаю... хвачу я его — тебя — веслом... рраз!.. денежки — себе, его — в море... тебя-то... а. Ненужный на земле! Кому за него встать?
- Из всех вин самое пьянящее — это свобода. (Максим Горький)
- Свобода подобна счастью: для одного вредна, для другого полезна. (Новалис)
- Свобода — это выбор. (Ж.-П. Сартр)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок 9 класс по теме "Соединения алюминия"
Здоровьесберегающие технологии на уроках химии....
Открытй урок 7 класс по теме "Предлоги места"
Этот урок показывает применение компьютерных технологий, проектной методики и дифференцированного подхода....
открытый урок 7 класс по теме "Правописание НЕ с причастиями"
Изучение нового материала по теме "Правописание не с причастиями" 7 класс. Мини-проекты детей о частице НЕ. Сказка о частице НЕ. работа в группах....

Открытый урок. 7 класс. Алгебра. Тема : Функция у=х2 и у=х3 и их графики.
Конспект открытого урока . Алгебра 7 класс. Тема : Функция у=х2 и у=х3 и их графики....

Разработка открытого урока 3 класс по теме "Christmas is coming"
Разработка урока предназначена для использования на итоговом уроке по теме "Рождество", учебник М. З. Биболетова...


