Открытый урок в 11 классе на тему: Мотив свободы в романтических рассказах Максима Горького "Старуха Изергиль", "Челкаш"
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Наталья Санжеевна Мадасова

Цель урока – подготовка к итоговой аттестации по литературе, формирование способностей обучающихся к отбору литературной аргументации по "Духовно-нравственному направлению", тема свободы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_s_rabochim_listom.docx37.55 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок в 11 классе на тему:

Мотив свободы в романтических рассказах  Максима Горького "Старуха Изергиль", "Челкаш"

Цель урока – подготовка к итоговой аттестации по литературе, формирование способностей обучающихся к отбору литературной аргументации по "Духовно-нравственному направлению", тема свободы.

III. Воспитательные:

- формировать интерес к чтению художественной литературы;

- воспитывать самостоятельность при выполнении заданий;

- воспитывать умение внимательно слушать и слышать мнение одноклассников;

-  воспитывать стремление научиться писать экзаменационное сочинение в 11 классе;

Ход урока

1. Здравствуйте, ребята,

Музыка... моря- море- это символ свободы..

Вступительное слово учителя. Сообщение темы урока. Мотивация

 Сегодняшний урок начнем с трех цитат  свободе:

  1. Из всех вин самое пьянящее — это свобода. (Максим Горький)
  2. Свобода подобна счастью: для одного вредна, для другого полезна. (Новалис) 
  3. Свобода — это выбор. (Ж.-П. Сартр)

Напечатать и вывести на слайде. Давайте объясним эти цитаты. Ответы учеников.

 Объявление целей урока (Д.Дима).

-Анализ рассказов М. Горького "Старуха Изергиль", "Челкаш" , выявление мотива свободы в этих произведениях на примере разбора поступков героев, как легендарно - фантастических ( Данко, Ларра), так и вполне реальных - Челкаш и Гаврила.

2. Итак, давайте дадим определение слову свобода

Свобода- это...свобода выбора, независимость от других и общества, стремление жить, как хочу. (Ответы детей)

 Поскольку наш урок- не просто урок лит-ры, а подготовка к итоговоу сочинению, то

Давайте обратим  внимание на первый раздел тем для итогового сочинения  - «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»   и тему из этого раздела: " Чем опасна свобода без ограничений?". 

- Ребята, как вы считаете, о чем эта тема?  

- Приведите синонимы к слову опасность

- Опасность- это беда, риск, потери, смерть

- Ограничения- однокоренные слова- граница, черта, рубеж.

Где же та тонкая грань между духовной свободой, ведущей к счастью и эгоистичной свободой, калечащей судьбы других?

 Сегодня анализируя рассказы  М. Горького, мы подберем аргументы к этой теме.

3.  Приступаем к следующему заданию. Вы заранее разделились на четыре группы по героям романтических рассказов М. Горького

1 гр- Данко,

2 гр- Ларра

3 гр- Челкаш

4 гр- Гаврила

Р. "Старуха Изергиль" и "Челкаш"объединяет тема свободы и романти. направленность.  

р. М. Горького написаны в русле неоромантизма- нового лит. направления 20 века- романтизм 20 века- периода кризиса социальной и дух. жизни России.  ( неоромантизм имеет гуманистич. направленность , исключительный герой-герой- бунтарь). Героизм поступков неор.героев- это стремление прожить жизнь ярко, не теряя уважения к самому себе.

Жанна выступит.

Работа в группах

1 задание: Готовое задание, спрашиваю сразу

Дать характеристику героям (портрет, образ жизни)

  1. Характеристика героев. Какие поступки совершает герой? Чем руководствуется?

Свобода в легеде

Данко

1. Красивый и смелый юноша,  взял на себя ответственность вывести людей из темного леса.

2. Тезис: Свобода- свобода других людей, спасение чужих жизней даже ценой собственной жизни.

3. Нравственный выбор:

Выбирает счастье других людей, самопожертвование ради спасения человеч. жизней. Совершает подвиг.

Нравст. выбор Данко делает его героем, раскрывая его огромную любовь к людям.

Свобода Данко= добро, гуманизм.

Истинно свободен .

Лара

1.Сын орла, отрицает человеч. законы, презирает старейшин.

Стремление к собственной свободе, главное- это собственные интересы., отказ от общества, его законов и правил.  Убивает девушку, ворует скот и девушек.

2. Тезис: Свобода- это собственная свобода, удовлетворение личных потребностей.

3. Нравственный выбор:

Выбирает свою личную свободу и личные эгоистические потребности.

Совершает преступление.

Нравственный выбор Ларры делает его антигероем и преступником.

Свобода Ларры= вседозволенность, которая к мучительному рабству в бессмертном теле.

 Свобода в обычной жизни

Челкаш

1. Портовый вор, босяк и контрабандист., уважаемый в порту.

Сравнение с хищной птицей- ястребом, ищет жертву- подельника.

Не боится никого, ворует, живет одни днем.

Человек трагич. судьбы, но сильный и жестокий.

2. Тезис: Свобода- это образ жизни, протест против общества, свобода от моральных ценностей общества.

3. Нравственный выбор:

Способность отдать последнее, пожалеть несчастного, отказавшись от денег.

Показывает широту хар-ра, душевную чуткость.

Свобода в обычной жизни

Гаврила

1. Молодой бедный крестьянин.

Двойственная природа Гаврилы: архангел и минотавр, бычок Гаврюша.

(звериная природа).

Не знает,как заработать деньги, хочет женится, обзавестись хозяйством.

2. Тезис: Свобода- это стремление к сытой и богатой жизни, живу как хочу.

Меняется: из простого доброго парня становится опасным, способным убить ради денег.  

3. Нравственный выбор:

Готовность пойти на убийство ради корысти.

Раскрывается отрицательно:

Забывает христ. заповеди, показывая алчность и жестокость (психологич. парадокс).

Выступление - ответы по группам

2 задание

  1. Сформулируйте и запишите тезис, ответив  на вопрос: "Что значит свобода для каждого героя".

 Записать на листе А 4 приклеить на доску ответ

Найдите в тексте слова, раскрывающие философию героя (его мировоззрение).

Читаем  текст

3 задание

Свобода- это выбор (Ж.-П. Сартр)

Каждый из 4 героев рассказов писателя выбирая свободу, одновременно совершая  свой нравственный выбор.

Итак, подумайте и запишите, какой нравственный выбор совершают герои и к чему ведет этот выбор.

Обсуждение, выступление команд.

5.  Вывод урока:

К. из героев рассказов М.  Горького совершает свой нрав. выбор в силу своих моральных принципов, нравственных ценностей и мировоззрения.

Анализируя рассказы, мы пришли к выводу, что свобода без ограничений действительно опасна, т. к. разрушает судьбы не только других людей,  но и самого человека, решившего что все дозволено. Самое страшное в свободе без ограничений - это разрушение нравственности: размытие таких важных понятий, как добро, любовь, искренность. Истинно свободны может быть только добрый человек, совершающий бескорыстные поступки. Данко и Челкаш. Наоборот, Ларра наказан за неверное представление о свободе, придет и очеред Гаврилы.

_________________

Д.З.  Написать сочинение- рассуждение на одну из тем, используя литературные аргументы из р. М. Горького и других худ. произведений.

Темы:

1) Чем опасна свобода без ограничений?

2) Свобода и ответственность в жизни человека?3) Понимать человека или управлять им?

4) Что такое свобода?

Рабочий лист

Мотив свободы в романтических рассказах  Максима Горького "Старуха Изергиль", "Челкаш"

Данко

1. Сформулируйте и запишите тезис, ответив  "Что значит свобода для каждого героя".

  2. Итак, подумайте и запишите, какой нравственный выбор совершают герои и к чему ведет этот выбор.

Ларра

1.Сформулируйте и запишите тезис, ответив  "Что значит свобода для каждого героя".

  2. Итак, подумайте и запишите, какой нравственный выбор совершают герои и к чему ведет этот выбор.

Челкаш

1. Сформулируйте и запишите тезис, ответив  "Что значит свобода для каждого героя".

  2. Итак, подумайте и запишите, какой нравственный выбор совершают герои и к чему ведет этот выбор.

Гаврила

1. Сформулируйте и запишите тезис, ответив  "Что значит свобода для каждого героя".

  2. Итак, подумайте и запишите, какой нравственный выбор совершают герои и к чему ведет этот выбор.

Домашнее задание: написать сочинение- рассуждение на одну из тем, используя литературные аргументы из р. М. Горького и других худ. произведений.

Темы:

1) Чем опасна свобода без ограничений?

2) Свобода и ответственность в жизни человека?

3) Понимать человека или управлять им?

4) Что такое свобода?

Свобода в легеде

Данко

1. Красивый и смелый юноша,  взял на себя ответственность вывести людей из темного леса.

2. Тезис: Свобода- свобода других людей, спасение чужих жизней даже ценой собственной жизни.

3. Нравственный выбор:

Выбирает счастье других людей, самопожертвование ради спасения человеч. жизней. Совершает подвиг.

Нравст. выбор Данко делает его героем, раскрывая его огромную любовь к людям.

Свобода Данко= добро, гуманизм.

Истинно свободен .

Лара

1.Сын орла, отрицает человеч. законы, презирает старейшин.

Стремление к собственной свободе, главное- это собственные интересы., отказ от общества, его законов и правил.  Убивает девушку, ворует скот и девушек.

2. Тезис: Свобода- это собственная свобода, удовлетворение личных потребностей.

3. Нравственный выбор:

Выбирает свою личную свободу и личные эгоистические потребности.

Совершает преступление.

Нравственный выбор Ларры делает его антигероем и преступником.

Свобода Ларры= вседозволенность, которая к мучительному рабству в бессмертном теле.

   Свобода в обычной жизни

Челкаш

1. Портовый вор, босяк и контрабандист., уважаемый в порту.

Сравнение с хищной птицей- ястребом, ищет жертву- подельника.

Не боится никого, ворует, живет одни днем.

Человек трагич. судьбы, но сильный и жестокий.

2. Тезис: Свобода- это образ жизни, протест против общества, свобода от моральных ценностей общества.

3. Нравственный выбор:

Способность отдать последнее, пожалеть несчастного, отказавшись от денег.

Показывает широту хар-ра, душевную чуткость.

Свобода в обычной жизни

Гаврила

1. Молодой бедный крестьянин.

Двойственная природа Гаврилы: архангел и минотавр, бычок Гаврюша.

(звериная природа).

Не знает,как заработать деньги, хочет женится, обзавестись хозяйством.

2. Тезис: Свобода- это стремление к сытой и богатой жизни, живу как хочу.

Меняется: из простого доброго парня становится опасным, способным убить ради денег.  

3. Нравственный выбор:

Готовность пойти на убийство ради корысти.

Раскрывается отрицательно:

Забывает христ. заповеди, показывая алчность и жестокость (психологич. парадокс).

Фрагменты из текстов

"Старуха Изергиль"

Данко
«Данко — один из тех людей, молодой красавец. Красивые — всегда смелы. И вот он говорит им, своим товарищам:— Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется. Что мы тратим силы на думу да тоску? Вставайте, пойдем в лес и пройдем его сквозь, ведь имеет же он конец — все на свете имеет конец! Идемте! Ну! Гей!..Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня.— Веди ты нас! — сказали они.Тогда он повел...»


— Что сделаю я для людей?! — сильнее грома крикнул Данко.И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни.— Идем! — крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям.Они бросились за ним, очарованные. Тогда лес снова зашумел, удивленно качая вершинами, но его шум был заглушен топотом бегущих людей. Все бежали быстро и смело, увлекаемые чудесным зрелищем горящего сердца. И теперь гибли, но гибли без жалоб и слез. А Данко все был впереди, и сердце его все пылало, пылало!

Ларра

Все смотрели с удивлением на сына орла и видели, что он ничем не лучше их, только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц. И разговаривали с ним, а он отвечал, если хотел, или молчал, а когда пришли старейшие племени, он говорил с ними, как с равными себе. Это оскорбило их, и они, назвав его неоперенной стрелой с неотточенным наконечником, сказали ему, что их чтут, им повинуются тысячи таких, как он, и тысячи вдвое старше его. А он, смело глядя на них, отвечал, что таких, как он, нет больше; и если все чтут их — он не хочет делать этого


Долго говорили с ним и наконец увидели, что он считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего. Всем даже страшно стало, когда поняли, на какое одиночество он обрекал себя. У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел ничего этого. Когда люди увидали это, они снова принялись судить о том, как наказать его. Но теперь недолго они говорили, — тот, мудрый, не мешавший им судить, заговорил сам:— Стойте! Наказание есть. Это страшное наказание; вы не выдумаете такого в тысячу лет! Наказание ему — в нем самом! Пустите его, пусть он будет свободен. Вот его наказание!

Он лежал кверху лицом и видел — высоко в небе черными точками плавали могучие орлы. В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира. Так, с той поры остался он один, свободный, ожидая смерти.

Челкаш


Когда грузчики, бросив работать, рассыпались по гавани шумными группами, появился Гришка Челкаш, старый травленый волк, хорошо знакомый гаванскому люду, заядлый пьяница и ловкий, смелый вор. Он был бос, в старых, вытертых плисовых штанах, без шапки, в грязной ситцевой рубахе с разорванным воротом, открывавшим его сухие и угловатые кости, обтянутые коричневой кожей... Длинный, костлявый, немного сутулый, он медленно шагал по камням и, поводя своим горбатым, хищным носом, кидал вокруг себя острые взгляды, поблескивая холодными серыми глазами и высматривая кого-то среди грузчиков. Даже и здесь, среди сотен таких же, как он, резких босяцких фигур, он сразу обращал на себя внимание своим сходством с степным ястребом, своей хищной худобой и этой прицеливающейся походкой, плавной и покойной с виду, но внутренне возбужденной и зоркой, как лет той хищной птицы, которую он напоминал.

Чувствуя себя господином другого, он думал о том, что этот парень никогда не изопьет такой чаши, какую судьба дала испить ему, Челкашу... И он завидовал и сожалел об этой молодой жизни, подсмеивался над ней и даже огорчался за нее, представляя, что она может еще раз попасть в такие руки, как его... И все чувства в конце концов слились у Челкаша в одно — нечто отеческое и хозяйственное. ( чувство сострадания)

Он, вор, любил море. Его кипучая нервная натура, жадная на впечатления, никогда не пресыщалась созерцанием этой темной широты, бескрайной, свободной и мощной. На море в нем всегда поднималось широкое, теплое чувство, — охватывая всю его душу, оно немного очищало ее от житейской скверны. Он ценил это и любил видеть себя лучшим тут, среди воды и воздуха, где думы о жизни и сама жизнь всегда теряют — первые — остроту, вторая — цену. (Челкаш романтик, чувствует абсолютную свободу).

Челкаш чувствовал себя овеянным примиряющей, ласковой струей родного воздуха, донесшего с собой до его слуха и ласковые слова матери, и солидные речи истового крестьянина-отца, много забытых звуков и много сочного запаха матушки-земли, только что оттаявшей, только что вспаханной и только что покрытой изумрудным шелком озими... Он чувствовал себя одиноким, вырванным и выброшенным навсегда из того порядка жизни, в котором выработалась та кровь, что течет в его жилах.

Гаврила

Шагах в шести от него, у тротуара, на мостовой, прислонясь спиной к тумбочке, сидел молодой парень в синей пестрядинной рубахе, в таких же штанах, в лаптях и в оборванном рыжем картузе. Около него лежала маленькая котомка и коса без черенка, обернутая в жгут из соломы, аккуратно перекрученный веревочкой. Парень был широкоплеч, коренаст, русый, с загорелым и обветренным лицом и с большими голубыми глазами, смотревшими на Челкаша доверчиво и добродушно.


Гавриле стало жутко. Ему захотелось, чтобы хозяин воротился скорее. Шум в трактире сливался в одну ноту, и казалось, что это рычит какое-то огромное животное, оно, обладая сотней разнообразных голосов, раздраженно, слепо рвется вон из этой каменной ямы и не находит выхода на волю... Гаврила чувствовал, как в его тело всасывается что-то опьяняющее и тягостное, от чего у него кружилась голова и туманились глаза, любопытно и со страхом бегавшие по трактиру... (от страха что- то звериное просыпается у него).

Гаврила понимает свободу так: «Сам себе хозяин, пошёл — куда хошь, делай — что хошь... Ещё бы! Коли сумеешь себя в порядке держать, да на шее у тебя камней нет, — первое дело! Гуляй знай, как хошь, Бога только помни...»

 Голубчик!.. Дай ты мне эти деньги! Дай, Христа ради! Что они тебе?.. Ведь в одну ночь — только в ночь... А мне — года нужны... Дай — молиться за тебя буду! Вечно — в трех церквах — о спасении души твоей!.. Ведь ты их на ветер... а я бы — к землю! Эх, дай мне их! Что в них тебе?.. Али тебе дорого? Ночь одна — и богат! Сделай доброе дело! Пропащий ведь ты... Нет тебе пути... А я бы — ох! Дай ты их мне!

Ведь я что думал? Едем мы сюда... думаю... хвачу я его — тебя — веслом... рраз!.. денежки — себе, его — в море... тебя-то... а. Ненужный на земле! Кому за него встать?

  1. Из всех вин самое пьянящее — это свобода. (Максим Горький)

  1. Свобода подобна счастью: для одного вредна, для другого полезна. (Новалис) 

  1. Свобода — это выбор. (Ж.-П. Сартр)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок 9 класс по теме "Соединения алюминия"

Здоровьесберегающие технологии на уроках химии....

Открытй урок 7 класс по теме "Предлоги места"

Этот урок показывает применение компьютерных технологий, проектной методики и дифференцированного подхода....

открытый урок 7 класс по теме "Правописание НЕ с причастиями"

Изучение нового материала по теме "Правописание не с причастиями" 7 класс. Мини-проекты детей о частице НЕ. Сказка о частице НЕ. работа в группах....

Открытый урок. 7 класс. Алгебра. Тема : Функция у=х2 и у=х3 и их графики.

Конспект открытого урока . Алгебра 7 класс. Тема : Функция у=х2 и у=х3 и их графики....

Разработка открытого урока 3 класс по теме "Christmas is coming"

Разработка урока предназначена для использования на итоговом уроке по теме "Рождество", учебник М. З. Биболетова...