Эффективность урока-конференции на уроках литературы
методическая разработка по литературе

Варфаламеева Татьяна Вячеславовна

Описание применения урока-конференции в 10 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эффективность урока-конференции на уроках литературы в старших классах

«Дети учатся лучше и в тысячу раз успешнее, если им дают возможность самостоятельно исследовать основы изучаемого материала».

Питер Клайн

Технология проблемного обучения получила свою известность относительно недавно. Она распространилась в 20 – 30-е годы в советской и зарубежной школе. «Цель проблемного обучения состоит в том, чтобы поднять уровень усвоения учениками понятий и обучить не отдельным мыслительным операциям, а системе умственных действий для решения нестереотипных задач»[1]. Ученик, анализируя, сравнивая, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию. Достижению проблемного обучения способствуют частично-поисковые методы, в частности проведение уроков-лекций, уроков-семинаров, уроков-конференций.

Урок-конференция – одна из форм организации образовательного процесса, благодаря которой повышается интерес и мотивация учеников к предмету. Конференция, по толковому словарю, – это «собрание, совещание людей определенной профессии, организации» [2]. Конференция может быть посвящена научно-исторической, философской или межпредметной теме. Так как на конференциях выступают с докладами и сообщениями, то доклады - основа этого типа урока. Особенность его еще и в том, что все сообщения ученики готовят самостоятельно и дома, а на уроке их только представляют. Базой служит дополнительная литература - научно-популярные книги и журналы, газеты. Уроки – конференции чаще всего проводятся при закреплении учебного материала и являются итогом работы учащихся по изучению большой темы курса. Нетрудно понять, что такие уроки не только активизируют познавательную деятельность учащихся, но и позволяют им приобретать умения самостоятельно, добывать научные знания, развивать свою речь и мышление. В этом и состоит их ценность.

Эффективнее проводить уроки-конференции в старших классах, так как учащиеся в этом возрасте осознанее подходят к исследованиям.

Нами был проведен урок-конференция в 10 классе при изучении темы «Как решается проблема счастья и смысла жизни в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?». Цель урока-конференции - расширение и углубление учебного материала, ознакомление с новыми сведениями за счет обращения к разным литературным источникам.

Задачи урока:

1. Добиться понимания решения вопроса о путях выхода к свободе и счастью, раскрытия богатства, сложности, противоречивости русского крестьянства;

2. Развивать навыки анализа художественного произведения, работы с научной литературой, умение анализировать, обобщать материал;

3. Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, интереса к предмету, умение общаться в группе.

Формы работы:

- в процессе подготовки – изучение литературных источников,

- в ходе самого урока – чтение доклада учащихся, ведение тезисных записей, составление плана.

Подготовка к уроку-конференции является обязательной. Она включает в себя четыре этапа.

На первом этапе была выбрана тема урока и поставлены задачи, определены сроки подготовки. Перед учащимися ставился вопрос: «Как решается проблема счастья и смысла жизни в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»».

Для того, чтобы решить проблему, детям были предложены следующие вопросы, по которым они готовили доклады:

1. История создания поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»;

2. Фольклорные традиции в поэме «Кому на Руси жить хорошо?»;

3. Проблема счастья в произведении;

4. Какую роль играет в поэме Гриша Добросклонов?

На втором этапе проводилась работа по ИЗУЧЕНИЮ теоретического материала, были предоставлены методические рекомендации и список обязательной и дополнительной литературы.

На третьем этапе готовились тексты докладов и презентации к ним. На данном этапе учащиеся индивидуально подходили к учителю за консультацией.

На четвертом этапе проходит защита докладов и решение проблемы, которая стояла перед детьми. Урок-конференция начался с выступления учителя, который озвучил тему, цели и задачи урока, познакомил с планом и регламентом работы, формами работы и оценки выступлений участников. Такой организационный момент урока помогает настроить учеников на серьезную активную работу. Далее ученики, по заранее выстроенной очереди, читали свои доклады и показывали презентацию к ним. Так как объем информации для усвоениЯе велик, слушающим учащимся было предложено по ходу выступления докладчиков делать записи в тетради. Оценивать выступление стали сами учащиеся по заранее предоставленным критериям.

На этапе рефлексии учащиеся смогли ответить на проблемный вопрос. Были сделаны следующие выводы:

1. Н.А. Некрасов создает «народную книгу». За время путешествия странники духовно выросли.

2. Счастливым человеком, по мнению автора, является Гриша Добросклонов, в образе которого хорошо просматриваются черты русских демократов.

3. Счастье Гриши не в богатстве, довольстве и покое, а в уважении народа. Именно в борьбе за народное счастье Гриша Добросклонов находит смысл жизни.

Первое, что следует сказать, говоря об особенностях урока-конференции – это то, что ученики должны иметь багаж знаний и навыков по работе с научной литературой – как печатной, так и электронной. В противном случае такой урок будет малоэффективным.

Обучающиеся должны уметь:

- устанавливать причинно-следственные связи;

- использовать таблицы, схемы, графики;

- пользоваться оглавлениями и составлять библиографические списки.

Таким образом, урок-конференция является эффективной формой организации образовательного процесса. Она направлена на развитие личности, обучает исследованию и способствует проявлению творческих способностей.

Литература:

1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

2. Ожегов, С.И.; Шведова, Н.Ю.: Толковый словарь русского языка; М.: ИТИ Технологии, 2006 г.

3. Н.А. Некрасов. Кому на Руси жить хорошо? – М.: «Детская литература», 2012 г.

4. Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе: 10 класс. – М.: ВАКО, 2013. – 416 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Об эффективности использования СОТ на уроках русского языка и литературы в обучении детей с ОВЗ

В статье рассказывается о современных образовательных технологиях....

Эффективные формы обучения на уроках русского языка и литературы в старших классах вечерней школы

Эффективные формы обучения на уроках русского языка и литературы в старших классах вечерней школы. Презентация на тему....

Эффективные формы работы на уроках русского языка и литературы с учащимися старших классов в условиях вечерней школы

Эффективные формы работы на уроках русского языка и литературы с учащимися старших классов в условиях вечерней школы. Обобщение опыта работы по теме....

Личностно-ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения на уроках русского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС

Статья из опыта работы учителя русского языка и литературы. Рекомендована педагогам, активно использующим современные технологии в учебно-воспитательной деятельности, в частности, личностно-ориентиров...

Опыт работы по использованию эффективного метода опроса на уроке литературы.

Опыт  работы по использованию на уроках литературы в старших классах блиц- опроса. Этот прием достаточно эффективный и может использоваться учителем на любом уроке.  Устный фронтальный опрос...

Урок-конференция "Пушкин и мировая литература"

В данной методической разработке представлен материал урока-конференции по литературе для 10 класса. Проблема изучения Пушкина за рубежом, роль поэта в мировой литературе стала основополагающей при по...

Критерии и показатели эффективности процесса воспитания на уроках литературы с применением интернет-технологий в старших классах школы

Литература - один из предметов гуманитарного цикла. Она помогает ученику почувствовать единство мира и человека. данная работа представляет собой исследование, в ходе которого мы пришли к выводу, что ...