Фестиваль методических разработок
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Юмадеева Зульфия Хамитовна

конкурс для учителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_luchshiy_urok_fgos_urok_literatury_v_7_klasse.docx93.52 КБ

Предварительный просмотр:

Фестиваль методических разработок «Формула Качества: эффективные решения в образовании»

Номинация «Мой лучший урок ФГОС»

Урок развития речи. Подготовка к написанию сочинения по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» на тему «Тарас Бульба-народный герой».

Тема методической разработки

Автор: Юмадеева Зульфия Хамитовна,

учитель русского языка и литературы,  

МАОУ «Лайтамакская СОШ»

2025

МАОУ «Лайтамакская средняя общеобразовательная школа»

Разработка технологической карты интегрированного урока на тему Развитие речи. Подготовка к написанию сочинения по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» на тему «Тарас Бульба-народный герой».

Учитель русского языка, литературы Юмадеева Зульфия Хамитовна

Урок посвящен к вечным проблемам бытия, воспитанию нравственных ориентиров: долга, чести, любви, патриотизма через интеграцию предметов русского языка, литературы, истории для воспитания чувства патриотизма и любви к своей Родине, полезен учителям русского языка, литературы, истории для использования материалов занятия на уроке и при подготовке к написанию итогового сочинения. Разработка урока предназначена для учащихся 7 класса.

2024-2025 учебный год

Тема: Урок развития речи. Подготовка к написанию сочинения по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» на тему «Тарас Бульба-народный герой».

Тип урока: урок «закрепления» учебного материала.

Форма урока: интегрированный урок литературы и русского языка, урок-исследование

Цель: создать условия для формирования коммуникативной, личностной, предметной, метапредметной, культуроведческой компетенций через освоение знаний о повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», через развитие умений проблемного анализа литературного произведения, что будет способствовать воспитанию внимания к вечным проблемам бытия, воспитанию нравственных ориентиров: долга, чести, любви, патриотизма, Развивать познавательные интересы обучающихся к повести Гоголя и к литературе в целом; интеллектуальные и творческие способности учащихся с учетом их индивидуальных особенностей на основе личностно ориентированного подхода и дифференциации с точки зрения и литературы и русского языка, истории; формирование исследовательских, логических, аналитических способностей учащихся, совершенствование навыков работы с картами исследования, с текстом и развитие умения обобщать, навыков развития речи, подбора материала к сочинению на основе анализа образа главного героя.

Задачи:

  • Сформировать представление о характерных особенностях главного героя через словесный портрет.
  • Совершенствовать навыки анализа карт исследования  и навыки монологической речи, показывая своеобразие характера литературного героя через интеграцию с предметом русский язык.
  • Воспитывать интерес к истории России, чувства патриотизма.

Предметные результаты: учить составлять вопросы по тексту художественного текста, умению обобщать, создавать проекты.

Метапредметные результаты:

-личностные: формировать эмоциональное отношение к поступкам и характерам героев;

-регулятивные: понимать выделение учителем ориентиры действия в учебном материале;

-коммуникативные: формировать собственное мнение и позицию, умение работать в команде.

Этап  урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

Психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению нового материала.

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность  уроку. Создает благоприятный настрой на работу.

-Здравствуйте, ребята! Настроились к уроку, улыбнулись. Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит душу прекрасными чувствами. Желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.

Здороваются с учителем, проверяют готовность  уроку.

Познавательные: мотивация к учебной деятельности, приобретать новые знания

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность.

Итак, мы с вами завершили изучать великое творение Н.В.Гоголя. Много нового и интересного узнали мы из произведения «Тарас Бульба». Поэтому я предлагаю начать урок с ромашки «Блума». Предлагаю выйти к доске и выбрать лепестки ромашки (на лепестках виды вопросов расположены в определённой последовательности, вам только нужно составить вопросы по  содержанию изученной повести «Тарас Бульба».

Учащиеся настраиваются на работу, быстро составляют вопросы (прочитать вопросы, а в конце урока будут отвечать на вопросы)

По цветам лепестков распределяются в команды, причём одинаковых цветов в команде не должно быть.

В команде вы выберете координатора, который будет вами управлять, писаря, который будет писать, художника-оформителя, который будет оформлять ваши карты исследования, которые лежат у вас на партах (также на партах лежат все необходимые предметы)

Познавательные: восприятие текста

Личностные: готовность к личностному самоопределению на основе развития самопознания и мировоззрения.

Коммуникативная: речевая деятельность

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Цель этапа: актуализировать знания о повести «Тарас Бульба»

-Опрос с использованием «Ромашки Блума»

Учащиеся читают составленные вопросы.

Формулирование ответов на вопросы учителя, высказывание собственного мнения и аргументирование его.

Познавательные: поиск и выделение информации.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи.

Личностные: формирование умения ставить учебные цели и определять мотивы для их достижения.

3.Выявление места и причины затруднения

Цель этапа: зафиксировать задание, вызвавшее затруднение, выявить места и причины затруднений для осознания того, в чём именно состоит недостаточность знаний, умений.

Перед вами дерево с листочками, на каждом листочке даны темы, проблемы, которые раскрываются в повести .

Вывод: таким образом, именно повесть «Тарас Бульба» такое произведение, в котором отражается и тема товарищества и братства, подвига и предательства, верности к долгу, любви к Родине, к Отечеству, тема природы.

Актуальны ли эти темы в наше время?

Да в 11 классе вы будете писать итоговое сочинение в качестве допуска к ЕГЭ, из года в год мы раскрываем эти темы, а в качестве аргументов из художественной литературы используем именно вот это произведение, потому что –это великое, замечательное, уникальное произведение.

Учащиеся думают над словами учителя, высказывают предположения, о чём пойдёт речь на уроке.

Задача учащихся: сорвать те листки с темами и проблемами, раскрывающиеся  в повести.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные:  коррекция (внесение необходимых дополнений)

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации

4.Построение проекта выхода из затруднения

(первичное усвоение новых знаний)

Цель этапа: постановка целей учебной  деятельности

Тема товарищества и братства, подвига и предательства, верности к долгу, любви к Родине, к Отечеству, тема природы. раскрывается через образ какого героя?

Да, через образ Тараса Бульбы.

Давайте, определим тему урока

«Тарас Бульба-народный герой» (прикрепить тему)

-Назовите основные цели сегодняшнего урока.

Вывод: у нас урок развития речи, поэтому сегодня мы будем готовиться к написанию сочинения, собирать как можно больше собирать материалы, помощниками будут карты исследования, литературный жучок, который представлен перед вами.

 Наш урок пройдёт в необычной форме. Сегодня мы будем исследователями повести «Тарас Бульба».

Во время урока вы должны быть внимательно следить за ответами товарищей и оценить их. Средством оценки будут цветочки. Главными помощниками будут Артур и Альфред, за каждый правильный ответ они будут раздавать цветочки. Конечно, от их внимательности зависит наш результат работы, поэтому цветочки я вручаю им.

Учащиеся думают над словами учителя, высказывают предположения, о чём пойдёт речь на уроке.

-Цель урока: определить, какими качествами обладает главный герой, давать характеристику герою, уметь рассуждать, вести беседу, исследовать, рассказывать о героях.

Регулятивные : составление плана и последовательности действий; коррекция (внесение необходимых дополнений),оценка (выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению).

Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели.

5.Реализация построенного проекта (первичная проверка понимания)

Цель этапа: актуализировать знания об истинных качествах человека, ценимых людьми.

Выступление историка. Историческая основа повести. (слушаем внимательно, потому что вы на листах исследования вы должны записать ответ на 1 вопрос.

(прикрепить вступление)

-Обращение к эпиграфу. Эти слова являются финальным выражением в повести. Подумайте, почему я выбрала этот эпиграф, именно про силу.

-Давайте проследим, как поведение героя, его речь, отношение к сыну, жене, товарищам, к жизни раскрывает его сильный характер (прикрепить 2 часть-основная)

Автор портретной характеристики не даёт, но если вспомнить его поступки и высказывания, то он представляется сильным, крупным , рослым.

Как вы представляете образ Тараса? Что же это за герой? (прикрепить 1.Характер Тараса)

Обратите внимание на пирамиду, здесь даны качества личности человека, как мы их понимаем? (Эти качества помогут нам составить характеристику, также вы можете их  использовать при написании сочинения.

Формулирование ответов на вопросы учителя, высказывание собственного мнения и аргументирование его.

Учащиеся отвечают на вопрос (Тарас Бульба обладал и силой характера, и физической силой)

Учащиеся дают характеристику, зачитывают по учебнику.

Учащиеся объясняют значение понятий.

-заполняют карту исследования)

Учащиеся самостоятельно дополняют образы Остапа и Андрия.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: коррекция (внесение необходимых дополнений),оценка (выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению).

Познавательные: поиск и выделение информации, выполнение логической операции, сравнения, анализа.

Физкультминутка

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель: организовать проговаривание изученного материала во внешней речи

- Поработаем в парах (прикрепить 2. Сыновья Тараса: Остап и Андрий.)

- Сравните образы Остапа и Андрия.

-Чтобы проверить насколько вы хорошо знаете образы героев, мы проведём розыгрыш дорожек.

(Прикрепить 3. Товарищество и братство в Сечи)

Кто же является товарищем Тараса Бульбы?

(обратимся к учебнику). Информацию дополним сообщением)

Послушаем сообщение живописца «Тарас Бульба в живописи».

Итак мы убедились, какими были товарищи Тарасы Бульбы?

В тексте есть описание степи. Какую же роль она выполняет.

Об этом нам расскажет биолог. Степь – это прекрасная родина. И ради неё герои повести сражаются и погибают.

Физминутка. Наши силы на исходе и мы обратимся к нашему литературному жучку, он предлагает нам отдохнуть, присев на просторы Запорожской Сечи. Оглянулись вправо, влево, смотрим вверх, вниз, назад. Итак волшебные силы степи помогли нам отдохнуть.

Учащиеся работают в парах.

Формулирование ответов на вопрос учителя, высказывание собственного мнения и аргументирование его.

Учащиеся самостоятельно дополняют образы Остапа и Андрия.

Регулятивные: оценка (выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению); коррекция (внесение необходимых дополнений).

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов; умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации; умение слушать и вступать в диалог.

Познавательные: умение структурировать знания; умение строить речевое высказывание.

Личностные: способность оценивать свое поведение и поступки, понимание моральных норм: взаимопомощи, правдивости, товарищества, верности.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: провести самостоятельную работу над текстом, подготовить выразительное чтение описания степи.  

Степь – это прекрасная родина. И ради неё герои повести сражаются и погибают.

Много в тексте сталкиваемся географическими названиями. Выступит перед вами географ.

(прикрепить Казнь Андрия….)

Какой эпизод является для вас трогательным? (Казнь Андрия)

Как вы думаете Тарас Бульба-герой или преступник? Что испытывает Тарас, узнав в прекрасном рыцаре своего сына-предателя?

Почему убил Тарас своего сына?

    Андрий – предатель, которому нет прощения. Но, говоря о человечности, об отношении к собственному сыну, что можно сказать о жестокости Тараса?

    Был ли у него другой путь?

(он был одержим ненавистью к врагам- значит, это солдат, который видит только черную сторону медали, значит, вот этот ужасный лик. Тарас преступает законы человеческие! А значит, он преступник.

Вспомните эпизод казни Тараса. На какие муки подвергает его автор? (Казнь не костре как великого грешника).

Является ли Тарас Бульба народным героем? (Тарас Бульба бьётся и сражается за независимость народа, верит в силы народа, который связан с ним одним желанием, одной мечтой: «Пусть же цветёт Русская земля»

(прикрепить 3.Заключение. Моё отношение к Тарасу. (продолжить фразу Для меня Тарас…)

-Выступления по карте исследования.

В начале урока каждый из вас задавал вопросы, а если вы думаете, что ответили на вопросы, что вы готовы писать сочинение, попрошу прикрепить его на прежнее место.

Мы с вами собрали хороший материал для написания сочинения, и помощник –литературный жучок подготовил план сочинения, по которому вы легко напишете сочинение

Учащиеся выразительно читают описание степи.  

Учащиеся работают самостоятельно письменно в тетрадях.

Прочитать эпизод «Так оторопел Тарас до слов Тарас выступил

Коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция (внесение необходимых дополнений).

Познавательные: умение структурировать знания; умение строить речевое высказывание; построение логической цепи рассуждений, доказательств.

Личностные: способность оценивать свое поведения и поступки.

8.Включение в систему знаний и повторения

Цель этапа: повторить и закрепить представление о качествах человека, истинного защитника Родины.

Герои не погибают-они обретают бессмертие, так как не погибают-они обретают бессмертие, так как не погибнет ни одно великодушное дело». Об этом –последние слова Тараса Бульбы. В этой вере в бессмертие народа-подлинный оптимизм повести, её героический пафос, народное, жизнеутверждающее начало.

Почти 500 лет прошло с тех времен, какие изображены в повести Гоголя. Но читая повесть Гоголя, мы гордимся нашими предками. А горячая, пламенная речь тараса продолжает жить и оборачиваться замечательными строками в творчестве современных поэтов. Совершая подвиги, действуя во имя Великой  идеи, сам исчерпывает свои силы, истощается и остается навсегда полковником.

Формулирование ответов на вопросы учителя, высказывание собственного мнения и аргументирование его.

Регулятивные:  волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

Познавательные: поиск и выделение информации.

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель этапа: зафиксировать новое содержание, оценить собственную деятельность

Было интересно…

Я научился….

Урок дал мне для жизни…

Я поняла, что…

Мне захотелось…

Я понял, что …

Осуществляется самоконтроль, оценка собственной учебной деятельности.

- Да.

- Нет.

- Повесть учит нас верности , смелости, находчивости.

Учащиеся рисуют смайлики, поднимают их и показывают учителю.

(Посчитать СКОЛЬКО ЦВЕТОВ 5 ЦВЕТОВ»3», 6-10 ЦВЕТОВ-«4», БОЛЬШЕ 10 ОТВЕТОВ «5». (по количеству цветов мы определим, кто является самым лучшим исследователем)

Регулятивные: оценка (выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению).

Коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

Личностные: способность оценивать свое поведения и поступки.

Информация о домашнем задании

Написать сочинение.

ОВЗ-сделать иллюстрации к повести

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник.

Самоанализ интегрированного урока по литературе и русскому языку, истории  в 7 классе

Тема:  Урок развития речи. Подготовка к написанию сочинения по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» на тему «Тарас Бульба-народный герой».

Тип урока: урок «закрепления» учебного материала.

 Форма урока: интегрированный урок литературы и русского языка, истории, урок-исследование

Цель: создать условия для формирования коммуникативной, личностной, предметной, метапредметной, культуроведческой компетенций через освоение знаний о повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», через развитие умений проблемного анализа литературного произведения, что будет способствовать воспитанию внимания к вечным проблемам бытия, воспитанию нравственных ориентиров: долга, чести, любви, патриотизма, Развивать познавательные интересы обучающихся к повести Гоголя и к литературе в целом; интеллектуальные и творческие способности учащихся с учетом их индивидуальных особенностей на основе личностно ориентированного подхода и дифференциации с точки зрения и литературы и русского языка, истории; формирование исследовательских, логических, аналитических способностей учащихся, совершенствование навыков работы с картами исследования, с текстом и развитие умения обобщать, навыков развития речи, подбора материала к сочинению на основе анализа образа главного героя.

Задачи:

  • Сформировать представление о характерных особенностях главного героя через словесный портрет.
  • Совершенствовать навыки анализа карт исследования  и навыки монологической речи, показывая своеобразие характера литературного героя через интеграцию с предметами русский язык, история.

Воспитывать интерес к истории России, чувства патриотизма. 

Предметные результаты: учить составлять вопросы по тексту художественного текста, умению обобщать, создавать проекты.

Метапредметные результаты:

-личностные: формировать эмоциональное отношение к поступкам и характерам героев;

-регулятивные: понимать выделение учителем ориентиры действия в учебном материале;

-коммуникативные: формировать собственное мнение и позицию, умение работать в команде.

 Формы организации интегрированного содержания:

- предметно-образная;

- деятельностная.

Содержательный блок урока осуществлялся через объект интеграции: общие понятия; обобщенные способы действий; процессуальный блок –

через способы и приемы включения обучаемых в процесс овладения интегративным содержанием:

- создание проблемных ситуаций;

- постановка проблемных вопросов, комплексных заданий;

- организация эвристической беседы.

Урок начала  с психологической и мотивационной подготовки учащихся к усвоению нового материала, создала благоприятный настрой на работу, на этом этапе были осуществлены познавательные УУД как мотивация к учебной деятельности.

Этап актуализации знаний и фиксация затруднений в деятельности начала с приёма «Ромашки «Блума» с целью включения учащихся в учебную деятельность, при этом у учащихся сформировывались познавательные УУД: восприятие текста;

Личностные: готовность к личностному самоопределению на основе развития самопознания и мировоззрения. Коммуникативная: речевая деятельность.,

Целеполагание на уроке построила на основе передачи моей функции как учителя к ученикам, учащиеся определили цели, задачи урока, для этого использовала дерево с листами.

Для реализации построенного проекта (первичная проверка понимания) учащимся были предложены основные пункты плана, картинки, чтобы лучше подготовиться к написанию сочинения и выполнять творческую работу. Для целенаправленной работы были заранее даны дифференцированные работы (сильным –выполнять проектные работы), средним – выучить понятия), при этом осуществлялись следующие УУД: Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: коррекция (внесение необходимых дополнений), оценка (выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению).

Познавательные: поиск и выделение информации, выполнение логической операции, сравнения, анализа.

Для включения в систему знаний и повторения была организована защита проектов учащихся, где осуществлены такие УУД: Коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

Познавательные: поиск и выделение информации.

На этапе рефлексии учебной деятельности на уроке была организована рефлексия, сформированы следующие УУД: Регулятивные: оценка (выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению).

Коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

Личностные: способность оценивать свою работу.

Использовала  разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся, ориентируясь на личность каждого ученика (у каждого карта исследования).

Основными методами на уроке являются метод перехода от частного к общему, т.е. метод анализа, синтеза, обобщения, и метод проблемного обучения через развитие логического мышления. Количество методов и видов деятельности чередовались  для снятия усталости, физминутка организована своевременно.

Прием неожиданного вопроса, неожиданной ситуации на данном уроке считаю самым эффективным.

Тема урока сформулировала с учетом предметной компетенции и метапредметной.

Метапредметная тема заявлена в самом уроке («Тарас Бульба-народный герой»).

Предметная тема звучит: Р/ р.Подготовка к написанию сочинения. В ходе раскрытия предметной темы метапредметная тема дополняется другими метапредметными темами: общее и частное, знание текста и понимание, доказательство, работа с картами исследования, осуществлялась интеграция с предметами русский язык, история.

Одним из критериев результативности урока в рамках ФГОС является использование технологии диалога, т.е. умением учителя обучать учащихся ставить вопросы и отвечать на них, использовала проектную технологию и технологию опережающего перспективно-опережающего обучения. Эта технология дает свой результат. (Момент аналитической беседы, опережающие вопросы, приём «Литературный жучок». выполнение письменных заданий по заданному вопросу).

Сочетаю репродуктивную (воспроизводящую) и проблемную формы обучения, которые развивают умение детей работать по правилу и творчески.

Опора на содержание повести «Тарас Бульба» (репродуктивная форма), проблемный анализ повести (творческая работа) и домашнее задание носят творческий характер.

Чтобы урок достиг всех поставленных целей, стремилась к корректным формам поощрения учеников через раздачу цветков. Считаю, что тон, стиль, заданный мной на уроке, создает атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

Требования к современному уроку методика и педагогика делит на четыре группы: воспитательные, дидактические, психологические, гигиенические. Осуществление этих требований – главная задача учителя, и я считаю, что я с этой задачей справилась.

Учитель русского языка и литературы Юмадеева З.Х.

 

http://ershovat16.edusite.ru/images/p246_bul-ba.jpg 

Было интересно…

Я научился….

Урок дал мне для жизни…

Я поняла, что…

Мне захотелось…

Я понял, что …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на фестиваль методических разработок "Воспитание на уроках литературы способности и потребности жить по нравственным законам" (по рассказам А.П.Чехова)

В статье освещаются вопросы нравственности в узком значении, рассматривается урок как форма решения нравственных задач на примере изучения рассказов Чехова...

Методическая разработка по теме" "Алгоритмы написания методических разработок"

Любая методическая продукция в образовательном пространстве предназначена для передачи положительного педагогического опыта и направлена, прежде всего,  на профессиональное совершенствование рабо...

Статья преподавателя Михальковой Т.Л. Участие в Республиканском конкурсе учебно-методических разработок «Калейдоскоп методических идей» по дисциплине «Иностранный язык».

По итогам конкурса методическая разработка Интегрированного урока по английскому языку и истории по теме “Victory, 71”, посвященного 71-ой годовщине победы в Великой Отечественной войне преподавателя ...

6 Фестиваль инновационных разработок учителей физики "Методическая копилка-2016"

16 апреля 2016 года на базе МИОО Региональная общественная организация "ЕДИНАЯ НЕЗАВИСИМАЯ АССОЦИАЦИЯ ПЕДАГОГОВ" провела  6 Фестиваль "Методическая копилка-2016". На этом фестивале я представила ...

Методическая разработка "ПОЛОЖЕНИЕ о Городском конкурсе методических разработок по психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения в образовательном учреждении "

Положение о Городском конкурсе методических разработок по психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения в образовательном учреждении (далее – Конкурс) определяет цели...

Фестиваль методических разработок

Моё внеклассное мероприятие...