Фестиваль методических разработок
план-конспект урока по литературе (7 класс)
конкурс для учителей
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 93.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Фестиваль методических разработок «Формула Качества: эффективные решения в образовании»
Номинация «Мой лучший урок ФГОС»
Урок развития речи. Подготовка к написанию сочинения по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» на тему «Тарас Бульба-народный герой».
Тема методической разработки
Автор: Юмадеева Зульфия Хамитовна,
учитель русского языка и литературы,
МАОУ «Лайтамакская СОШ»
2025
МАОУ «Лайтамакская средняя общеобразовательная школа»
Разработка технологической карты интегрированного урока на тему Развитие речи. Подготовка к написанию сочинения по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» на тему «Тарас Бульба-народный герой».
Учитель русского языка, литературы Юмадеева Зульфия Хамитовна
Урок посвящен к вечным проблемам бытия, воспитанию нравственных ориентиров: долга, чести, любви, патриотизма через интеграцию предметов русского языка, литературы, истории для воспитания чувства патриотизма и любви к своей Родине, полезен учителям русского языка, литературы, истории для использования материалов занятия на уроке и при подготовке к написанию итогового сочинения. Разработка урока предназначена для учащихся 7 класса.
2024-2025 учебный год
Тема: Урок развития речи. Подготовка к написанию сочинения по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» на тему «Тарас Бульба-народный герой».
Тип урока: урок «закрепления» учебного материала.
Форма урока: интегрированный урок литературы и русского языка, урок-исследование
Цель: создать условия для формирования коммуникативной, личностной, предметной, метапредметной, культуроведческой компетенций через освоение знаний о повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», через развитие умений проблемного анализа литературного произведения, что будет способствовать воспитанию внимания к вечным проблемам бытия, воспитанию нравственных ориентиров: долга, чести, любви, патриотизма, Развивать познавательные интересы обучающихся к повести Гоголя и к литературе в целом; интеллектуальные и творческие способности учащихся с учетом их индивидуальных особенностей на основе личностно ориентированного подхода и дифференциации с точки зрения и литературы и русского языка, истории; формирование исследовательских, логических, аналитических способностей учащихся, совершенствование навыков работы с картами исследования, с текстом и развитие умения обобщать, навыков развития речи, подбора материала к сочинению на основе анализа образа главного героя.
Задачи:
- Сформировать представление о характерных особенностях главного героя через словесный портрет.
- Совершенствовать навыки анализа карт исследования и навыки монологической речи, показывая своеобразие характера литературного героя через интеграцию с предметом русский язык.
- Воспитывать интерес к истории России, чувства патриотизма.
Предметные результаты: учить составлять вопросы по тексту художественного текста, умению обобщать, создавать проекты.
Метапредметные результаты:
-личностные: формировать эмоциональное отношение к поступкам и характерам героев;
-регулятивные: понимать выделение учителем ориентиры действия в учебном материале;
-коммуникативные: формировать собственное мнение и позицию, умение работать в команде.
Самоанализ интегрированного урока по литературе и русскому языку, истории в 7 классе
Тема: Урок развития речи. Подготовка к написанию сочинения по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» на тему «Тарас Бульба-народный герой».
Тип урока: урок «закрепления» учебного материала.
Форма урока: интегрированный урок литературы и русского языка, истории, урок-исследование
Цель: создать условия для формирования коммуникативной, личностной, предметной, метапредметной, культуроведческой компетенций через освоение знаний о повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», через развитие умений проблемного анализа литературного произведения, что будет способствовать воспитанию внимания к вечным проблемам бытия, воспитанию нравственных ориентиров: долга, чести, любви, патриотизма, Развивать познавательные интересы обучающихся к повести Гоголя и к литературе в целом; интеллектуальные и творческие способности учащихся с учетом их индивидуальных особенностей на основе личностно ориентированного подхода и дифференциации с точки зрения и литературы и русского языка, истории; формирование исследовательских, логических, аналитических способностей учащихся, совершенствование навыков работы с картами исследования, с текстом и развитие умения обобщать, навыков развития речи, подбора материала к сочинению на основе анализа образа главного героя.
Задачи:
- Сформировать представление о характерных особенностях главного героя через словесный портрет.
- Совершенствовать навыки анализа карт исследования и навыки монологической речи, показывая своеобразие характера литературного героя через интеграцию с предметами русский язык, история.
Воспитывать интерес к истории России, чувства патриотизма.
Предметные результаты: учить составлять вопросы по тексту художественного текста, умению обобщать, создавать проекты.
Метапредметные результаты:
-личностные: формировать эмоциональное отношение к поступкам и характерам героев;
-регулятивные: понимать выделение учителем ориентиры действия в учебном материале;
-коммуникативные: формировать собственное мнение и позицию, умение работать в команде.
Формы организации интегрированного содержания:
- предметно-образная;
- деятельностная.
Содержательный блок урока осуществлялся через объект интеграции: общие понятия; обобщенные способы действий; процессуальный блок –
через способы и приемы включения обучаемых в процесс овладения интегративным содержанием:
- создание проблемных ситуаций;
- постановка проблемных вопросов, комплексных заданий;
- организация эвристической беседы.
Урок начала с психологической и мотивационной подготовки учащихся к усвоению нового материала, создала благоприятный настрой на работу, на этом этапе были осуществлены познавательные УУД как мотивация к учебной деятельности.
Этап актуализации знаний и фиксация затруднений в деятельности начала с приёма «Ромашки «Блума» с целью включения учащихся в учебную деятельность, при этом у учащихся сформировывались познавательные УУД: восприятие текста;
Личностные: готовность к личностному самоопределению на основе развития самопознания и мировоззрения. Коммуникативная: речевая деятельность.,
Целеполагание на уроке построила на основе передачи моей функции как учителя к ученикам, учащиеся определили цели, задачи урока, для этого использовала дерево с листами.
Для реализации построенного проекта (первичная проверка понимания) учащимся были предложены основные пункты плана, картинки, чтобы лучше подготовиться к написанию сочинения и выполнять творческую работу. Для целенаправленной работы были заранее даны дифференцированные работы (сильным –выполнять проектные работы), средним – выучить понятия), при этом осуществлялись следующие УУД: Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Регулятивные: коррекция (внесение необходимых дополнений), оценка (выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению).
Познавательные: поиск и выделение информации, выполнение логической операции, сравнения, анализа.
Для включения в систему знаний и повторения была организована защита проектов учащихся, где осуществлены такие УУД: Коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.
Познавательные: поиск и выделение информации.
На этапе рефлексии учебной деятельности на уроке была организована рефлексия, сформированы следующие УУД: Регулятивные: оценка (выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению).
Коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.
Личностные: способность оценивать свою работу.
Использовала разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся, ориентируясь на личность каждого ученика (у каждого карта исследования).
Основными методами на уроке являются метод перехода от частного к общему, т.е. метод анализа, синтеза, обобщения, и метод проблемного обучения через развитие логического мышления. Количество методов и видов деятельности чередовались для снятия усталости, физминутка организована своевременно.
Прием неожиданного вопроса, неожиданной ситуации на данном уроке считаю самым эффективным.
Тема урока сформулировала с учетом предметной компетенции и метапредметной.
Метапредметная тема заявлена в самом уроке («Тарас Бульба-народный герой»).
Предметная тема звучит: Р/ р.Подготовка к написанию сочинения. В ходе раскрытия предметной темы метапредметная тема дополняется другими метапредметными темами: общее и частное, знание текста и понимание, доказательство, работа с картами исследования, осуществлялась интеграция с предметами русский язык, история.
Одним из критериев результативности урока в рамках ФГОС является использование технологии диалога, т.е. умением учителя обучать учащихся ставить вопросы и отвечать на них, использовала проектную технологию и технологию опережающего перспективно-опережающего обучения. Эта технология дает свой результат. (Момент аналитической беседы, опережающие вопросы, приём «Литературный жучок». выполнение письменных заданий по заданному вопросу).
Сочетаю репродуктивную (воспроизводящую) и проблемную формы обучения, которые развивают умение детей работать по правилу и творчески.
Опора на содержание повести «Тарас Бульба» (репродуктивная форма), проблемный анализ повести (творческая работа) и домашнее задание носят творческий характер.
Чтобы урок достиг всех поставленных целей, стремилась к корректным формам поощрения учеников через раздачу цветков. Считаю, что тон, стиль, заданный мной на уроке, создает атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
Требования к современному уроку методика и педагогика делит на четыре группы: воспитательные, дидактические, психологические, гигиенические. Осуществление этих требований – главная задача учителя, и я считаю, что я с этой задачей справилась.
Учитель русского языка и литературы Юмадеева З.Х.
Было интересно…
Я научился….
Урок дал мне для жизни…
Я поняла, что…
Мне захотелось…
Я понял, что …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на фестиваль методических разработок "Воспитание на уроках литературы способности и потребности жить по нравственным законам" (по рассказам А.П.Чехова)
В статье освещаются вопросы нравственности в узком значении, рассматривается урок как форма решения нравственных задач на примере изучения рассказов Чехова...

Методическая разработка по теме" "Алгоритмы написания методических разработок"
Любая методическая продукция в образовательном пространстве предназначена для передачи положительного педагогического опыта и направлена, прежде всего, на профессиональное совершенствование рабо...

Статья преподавателя Михальковой Т.Л. Участие в Республиканском конкурсе учебно-методических разработок «Калейдоскоп методических идей» по дисциплине «Иностранный язык».
По итогам конкурса методическая разработка Интегрированного урока по английскому языку и истории по теме “Victory, 71”, посвященного 71-ой годовщине победы в Великой Отечественной войне преподавателя ...

6 Фестиваль инновационных разработок учителей физики "Методическая копилка-2016"
16 апреля 2016 года на базе МИОО Региональная общественная организация "ЕДИНАЯ НЕЗАВИСИМАЯ АССОЦИАЦИЯ ПЕДАГОГОВ" провела 6 Фестиваль "Методическая копилка-2016". На этом фестивале я представила ...

Методическая разработка "ПОЛОЖЕНИЕ о Городском конкурсе методических разработок по психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения в образовательном учреждении "
Положение о Городском конкурсе методических разработок по психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения в образовательном учреждении (далее – Конкурс) определяет цели...



