6 Фестиваль инновационных разработок учителей физики "Методическая копилка-2016"
методическая разработка по физике (8 класс) на тему

Чалимова Розалия Абзалдиновна

16 апреля 2016 года на базе МИОО Региональная общественная организация "ЕДИНАЯ НЕЗАВИСИМАЯ АССОЦИАЦИЯ ПЕДАГОГОВ" провела  6 Фестиваль "Методическая копилка-2016". На этом фестивале я представила выступление на тему "Музейная педагогика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

        Образование и воспитание школьников – это сложный многогранный процесс. Хочу остановиться только на одной грани в работе учителя физики. Я придаю большое значение музейной педагогике. Школа  и музей- представители двух разных систем - образования и культуры.  Их нельзя сравнивать. Но , несмотря на это, они выполняют общие задачи - образовательные и воспитательные - формирование гармонично развитой  и творчески активной личности.

У меня большой педагогический стаж. За эти многие годы работы в школе я всегда пыталась использовать на практике возможности музеев.

Учебные экскурсии по предмету

Это , безусловно , учебные экскурсии по предмету. На эту тему я писала статью в журнале «Физика »-   Первое сентября. - 2012. - № 3. - С. 21-22. Этот важный вид деятельности должен быть спланирован. Количество экскурсий и их цели строго продуманы. Я в каждой параллели классов обычно провожу такие экскурсии 1-2 раза в учебном году. Тематика экскурсий может определяться как ранее изученным материалом, так и тем материалом, который предстоит изучить. Перед каждой тематической учебной экскурсией необходимо сформулировать задачи и вопросы, на которые учащиеся должны получить ответы. По окончанию такой экскурсии каждый ученик заполняет бланк ответов или готовит к следующему уроку физики письменный отчет по экскурсии. Работа ученика обязательно оценивается. Такая экскурсия – является частью образовательного процесса, она дополняет основные знания учащихся и развивает интерес и познавательную активность ребят.
         В 8 классе ( или 10 классе) при изучении тепловых явлений интересно побывать с учениками в Политехническом музее на учебной экскурсии по теме: «Тепловые двигатели». В начале экскурсии ребятам предлагается познакомиться с историей создания тепловых двигателей в кинозале, время просмотра-10 минут. Особенность этой экскурсии в том, что все модели двигателей, представленных в зале, действующие , экскурсовод не просто рассказывает о них, но и показывает в действии. До экскурсии , объявив о цели занятия, учащимся можно предложить заполнение следующей таблицы: название двигателя, фамилия создателя ,  страна, время создания(век)..или предложить составление отчета по экскурсии с перечислением всех двигателей, о которых было рассказано на экскурсии.
        А в апреле при изучении световых явлений после первого же урока с учениками 8-ых классов мы идем в музей «Огни Москвы» в Армянском переулке на экскурсию «История освещения улиц Москвы». Это маленький уютный двухэтажный особняк и прекрасные экскурсоводы-энтузиасты. Учащиеся с интересом узнают об истории освещения улиц родного города . У меня родилась традиция подводить итоги этой экскурсии на обобщающем уроке по теме в виде творческих исследований ребят. Это всегда вызывает большой интерес. Ученики готовят работы по многочисленным темам:
- история освещения улиц Москвы;
- «Русский свет»;
-виды осветительной техники;
-виды ламп ;
-освещение моей квартиры и другие темы.
            В своей работе практикую также экскурсии политехнического профиля. Ведь только учитель физики может предложить по программе такой вид просветительской деятельности. С удовольствием вожу учащихся на следующие экскурсии:
1. Кубинка. Музей бронетанковых войск. Если попасть в первую субботу сентября ( в этот день празднуется День танкиста), то окажешься на удивительном празднике и увидишь настоящее боевое сражение танков. Но заказывать эту экскурсию надо в летние месяцы заранее.

2. Монино. Музей авиации. Мы заказываем эту экскурсию в 7 классе в мае, музей находится на открытой площадке и при хорошей погоде эта прогулка остается незабываемой.

3. Музей подводной лодки ВМФ России. Побывать на настоящей лодке и пролезь по люкам интересно ученикам 6-7 классов. Надо помнить, что музей находится в самой подлодке, поэтому экскурсионная группа формируется из 12-15 учащихся. Продолжительность экскурсии до 40 минут.
4. Музей танка Т-34.

5. Музей техники завода ЗИЛ на Автозаводской – туда мы ходим с десятиклассниками при изучении тепловых двигателей. К нам территориально это близко находится.
6. Музей ретро-автомобилей на Нагатинской и другие.
В своей экскурсионной работе придаю важное значение пропаганде знаний о космонавтике. С этой целью провожу следующие экскурсии:
1. Музей космонавтики на ВДНХ
2. Королев. Центр управления полетами
3. Звездный. Центр подготовки космонавтов.
4. Музей авиации (м. Динамо)
5.  Планетарий.

Я много путешествую с учениками. И в этих экскурсионных турах по странам всегда планирую экскурсию, связанную со своей предметной областью. Так при путешествии по Греции, мы посетили афинский планетарий( 2008 и 2014гг), при путешествии по Скандинавии музей оружия и музей Васа в Стокгольме (2009г), при путешествии по США музей науки в Вашингтоне, музей науки  в Лондоне (2015г) и другие музеи мира. Причем, полученные политехнические знания , стараюсь индивидуально превратить в исследовательскую деятельность ребят. Например, путешествия двух лет по Чехии ( в 8 классе) и Франции( в 9 классе) с фотографированием осветительных приборов у Мекаева Андрея превратились в экзаменационную работу по теме : «Фотометрия. История освещения городов. Огни Европы». Фотографирование уникальных часов у Рябухина Антона вылилось в реферативную работу «Физика и время» на окружной конкурс «Ломоносовсикие чтения» и данная работа заняла 1 место. Сфотографированная мемориальная плита Леонардо да Винчи во Флоренции и его надгробная плита в замке Амбуаз во Франции позволит  создать конкурсную работу про этого удивительного человека.

Но сегодня –разговор о другом.  В этом учебном году наша гимназия ГБОУ Гимназия №1257 заключила договор сотрудничества с Центральным Музеем Космонавтики. В плане работы предусмотрены тематические экскурсии , уроки в музее, встречи, участие в мероприятиях музея, индивидуальная исследовательская деятельность учащихся  и другие формы работы.

Урок в музее

Проведение урока физики в Музее Космонавтики - уникальная возможность познакомить учащихся с интересными фактами из истории освоения космического пространства. На таких уроках можно рассказать и показать, используя возможности музея, много интересных секретов, не вошедших в формат школьного образования.

8 декабря в музее состоялся  урок физики в 10-А классе на тему; «Вес тела. Перегрузка. Невесомость».  Это -  гуманитарный класс, в учебном плане -1 час в неделю, обучение по учебнику А.Э.Гендельштейну и Ю.И.Дику( параграф 13). Урок подготовлен совместно с зав.отделом музейной педагогики  Стальным Д.А.

На специальной площадке музея был организован кабинет, в котором проходил урок. Повторение изученного материала и изучение новой темы было на этой площадке. У каждого ученика в рабочей тетради предварительно до урока  мы вклеили трафарет опорного конспекта. При изучении новой темы ребята дорисовывали силы и дописывали формулы. В конце урока у каждого получился опорный конспект по теме. Именно в музее было логично рассказать учащимся  о перегрузках, возникающих в момент старта космических кораблей, о специальной подготовке  индивидуальных кресел для каждого космонавта, разъяснить все секреты, рассказать о максимальных возможностях  перегрузках для организма человека .

Для закрепления нового материала была организована работа в  четырех группах по космодромам:  Байконур,  Морской старт, Куру и мыс Канаверал.  Каждая группа получила  по два задания на 10 минут. Так как это класс с углубленным изучением языков, то каждая группа  должна была ознакомиться с информацией по космодрому на английском языке и перевести текст, а также выполнить задачу в рабочей тетради на расчет перегрузки, составленной по историческому материалу старта с этого космодрома . В конце работы мы подвели итоги. Каждая группа представила свой космодром и познакомила с результатом расчета решенной задачи. Так при подведении итогов урока ребята проанализировали и узнали, что в момент старта космонавты испытывают среднюю  перегрузку в 5-7g.  Это не максимально возможное значение…Значит, мы бережем своих космонавтов.

Вернувшись в школу, ребята поделились с друзьями эмоциями об уроке. Теперь мои ученики постоянно спрашивают; « А когда в нашем классе будет такой интересный урок?»

Индивидуальная исследовательская деятельность учащихся в музее

На встрече в августе 2015года в музее Космонавтики я пыталась говорить об индивидуальной работе с учениками в музее, но не получила поддержки от коллег…

У ребёнка есть право на индивидуально приемлемые, удобные для него формы восприятия, переживания, выражения своих чувств, отношения, то есть на свой вариант встречи с музеем. В этом случае я  выступаю в качестве посредника, максимально сводя на нет свою активность . Я становлюсь пассивным наблюдателем  в увлекательном диалоге ученик-сотрудник музея.  Это непривычная для массовой практики позиция…Безусловно, сотрудничество с отделом музейной педагогики чрезвычайно важно :предварительно до встречи мы обсуждаем, что конкретно будет составлять содержание и результат того или иного посещения: фактические знания, умение взаимодействовать с музейной культурой, система отношений и оценочных суждений, сформированная на основе музейного материала.

Так в этом учебном году индивидуальные консультации и экскурсии по музею получили:

  1. Прохорова Дарья и Тараненко Софья по работе «Собаки в космосе»
  2. Шильников Даниил по теме «Космодромы»
  3. Гаранкина Полина и Давыдова Настя по теме «Питание в космосе»
  4. Рябухина Наталья по теме «Женщины в космосе»

Для этого  я специально выбирала и договаривалась на понедельник ,  в этот день нет посетителей в музее, нет шума и ничто не отвлекает…Во время этих встреч обнаружилось, что одна из сотрудниц музея входила в отряд подготовки к полетам и Рябухина Н. сумела взять  интервью у Людмилы Юрьевны Свиридовой  и использовать в своей работ.

В современных условиях музейно-педагогическая деятельность должна ориентироваться  на личность ребенка. В целом характер учебной деятельности, которую можно вести в условиях музея, достаточно разнообразен: от узнавания о существовании каких-то предметов до соотнесения этой информации с известными фактами. Кроме наблюдательности, музей развивает способность сопоставлять и сравнивать, предполагать, обобщать, сопереживать, выдвигать гипотезы. Учащимся предлагаются разные формы познавательной деятельности: опиши, проанализируй, проконтролируй, соотнеси с известным тебе. Заметим, что эта педагогическая стратегия вовсе не должна затенять воздействия самого экспоната, а только способствовать извлечению информации и её интеграции при его осмотре.

Разработка музейно-образовательных  программ

Правильно сформулированный образовательный запрос поможет сделать посещение музея не вставным эпизодом, а необходимым элементом учебного процесса.  В связи с этим требуется создание музейно-образовательных программ, отвечающих запросам школы, учитывающих возрастные особенности, предполагающих последействие – обращение к материалам экскурсии на разных школьных  дисциплинах для решения новых задач. Создать такие программы, непосредственно направленные на повышение качества личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов, можно лишь во взаимодействии работников музея и методистов  по разным предметам.   Педагогический отдел музея разрабатывает  содержание экскурсии, исходя из специфики экспозиции музея, продумывает активные формы проведения экскурсий, готовит  специальные музейные издания для детей. Школа выступает как заказчик, оценивающий результат ответа музея на образовательный запрос. Считаю, что пора воспользоваться опытом работы заграничных музеев. В Лондоне , неоднократно, наблюдала системные занятия по разным предметам учителя …то есть учитель сам ведет занятие-экскурсию. А ученики заполняют печатные музейные тетради. Это целая система, а не просто единичное занятие. Для этого создан печатный материал для каждого класса по предметам.  

Взаимодействие школы и  музея на деятельностном уровне 

Организация посещения музея  принадлежит школе. Важно так выстроить процесс обучения, чтобы мотивировать ученика на посещение музея, создать потребность в эмоциональном переживании, приобщении к определенным культурным ценностям, получении новой информации. Учитель создает в классе учебную ситуацию, вызывающую у учеников потребность в реальном или виртуальном обращении к музею. Активность школьников – результат профессионализма учителей и методистов.

Эффективное взаимодействие школы и музея — вопрос сложный, требующий неспешного детального подхода и проработки. И в нём не может быть единого универсального решения для всех музеев. Вне всякого сомнения, для включения музеев в процесс обучения требуется слаженное, продуманное взаимодействие соответствующих ведомств. Однако только на административном уровне этот вопрос не решить. Для того, чтобы наладить двустороннее и интересное взаимодействие школ и музеев необходимо, прежде всего, разобраться в реальных запросах с одной стороны и возможных ответных предложениях — с другой.

Источники:

  1. Чалимова Р.А. Учебные экскурсии по физике Журнал «Физика»-Первое сентября  №3,2012
  2. Формы организации учебного процесса- http://pandia.ru/text/78/246/11493.php
  3. Николаева Л. В. Школьные экскурсии Журнал «Физика» №11,2009
  4. Крылова Н.Б. Школьный уклад: повышение качества жизни школы/ Н.Б. Крылова// Библиотека журнала «Директор школы» №6 – 2010, Москва «Сентябрь»
  5. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей. Учебное пособие по музейной педагогике. Москва. 2001

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА-2016

ПЕРСПЕКТИВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

МУЗЕЯ И ШКОЛ

(секция «Внеурочные мероприятия по физике и музейная педагогика»)

Чалимова Розалия Абзалдиновна

Заслуженный учитель РФ

учитель физики ГБОУ Гимназии №1257

Москва, 2016г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на фестиваль методических разработок "Воспитание на уроках литературы способности и потребности жить по нравственным законам" (по рассказам А.П.Чехова)

В статье освещаются вопросы нравственности в узком значении, рассматривается урок как форма решения нравственных задач на примере изучения рассказов Чехова...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Самообразование и инновационный поиск учителя, ориентация педагога на инновационную деятельность

Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагогаМастерство учителя – это специальность, которой надо учиться...

Мероприятие в рамках фестиваля "Инновационной деятельности" мастер класс по внеурочной деятельности Игра «Военно - спортивный калейдоскоп».

Открытое мероприятие по внеурочной деятельности Игра "Военно - спортивный калейдоскоп" для  разновозрасных команд обучающихся 1 - 9 классов....

Использование инновационных разработок в работе

Опыт использования технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках русского языка и литературы...

Создание методических разработок учителя для дистанционного обучения на google диске.

Создание методических разработок учителя (тесто, форм учёта итогов тестов, разработок уроков) для дистанционного обучения   на google диске....

СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОЛНЕЧНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «КОРРИГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА»

В сборнике опубликованы материалы участников дистанционного семинара-практикума учителей физической культуры по проблемам организации  образовательного процесса с детьми, имеющими нарушения в сос...