Урок литературы в 6 классе.Тема: Люби ближнего своего...
план-конспект урока по литературе (6 класс)
- проанализировать «Притчу о добром самарянине» Иисуса Христа и рассказ А. Платонова «Неизвестный цветок» с точки зрения отражения в них любви к ближнему;
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 15
Выполнила учитель
русского языка и литературы
Антонива Наталья Ивановна
город Лиски
2024 г.
Цели:
- проанализировать «Притчу о добром самарянине» Иисуса Христа и рассказ А. Платонова «Неизвестный цветок» с точки зрения отражения в них любви к ближнему;
- понаблюдать за особенностями языка, познакомиться с понятием «притча», учить ребят самостоятельно отбирать материал на заданную тему, самостоятельно делать выводы к уроку;
- воспитывать в детях любовь к людям на примере рассказа.
Домашнее задание к уроку:
- подготовить чтение «Притчи о добром самарянине» Иисуса Христа;
- подготовить выразительное чтение рассказа «Неизвестный цветок»;
- повторить определение притчи как жанра духовной литературы.
Оборудование: презентация к уроку; тексты «Притчи о добром самарянине» Иисуса Христа; рассказа А. Платонова, музыкальные записи.
Ход урока.
Вступительное слово учителя. Начинаем урок, тема которого сформулирована словами Иисуса Христа «Люби ближнего своего…». Это утверждение кажется таким очевидным, что мы над ним не всегда задумываемся. Но если оглянемся вокруг, то увидим, что в мире до сих пор существуют зло, обида, ненависть. Значит, любить умеют не все. И любят тоже не всех. Давайте попробуем на этом уроке научиться этому замечательному чувству. Послушайте удивительную мелодию, которая поможет настроиться на работу.
Звучит музыка.
Только что прозвучала прекрасная мелодия, созвучная целям нашего урока. Их мы постараемся достичь, проведя литературное исследование по сопоставлению притчи о добром самарянине и сказки А. Платонова. На первый взгляд, эти тексты далеки друг от друга и по времени создания, и по тематике, и по системе персонажей. Что может быть общего между притчей, возвращающей нас в далекие времена пребывания Иисуса Христа на земле, и сказкой Платонова, события которой происходят в XX веке? Но следует вспомнить: именно библейские сюжеты помогают глубже проникнуть в идейную суть произведения, постичь авторский замысел. А вам, ребята,я предлагаю на время нашего урока стать исследователями и попытаться сообща найти ответы на поставленные вопросы.
Вопросы 1.
- Вспомните, какое произведение мы называем притчей?
- Что вы знаете о жанре притчи?
Ответы.
- Притча – поучительное произведение.
- Жанр притчи отличает иносказательный характер.
Обращаемся к справочному материалу: притча – небольшой рассказ, иносказание, в котором заключено религиозное или моральное поучение. (Слайд 3)
- Давайте вспомним содержание притчи о добром самарянине, с которой вы уже знакомились дома. (Чтение притчи учителем или подготовленным учеником. Остальные учащиеся следят по своим текстам.)
Вопросы 2.
- Каковы ее главные герои? (Самарянин и человек, пострадавший от разбойников)
- Что о них известно? (Самарянин оказался добрым человеком и помог пострадавшему. Самарянин – единственный, кто не прошел мимо и не оставил человека в беде.)
(Слайд 4). Самарянин – житель Самарии, области, расположенной к северу от Иерусалима. Иудеи считали самарян невежественными, смотрели на них свысока.
- Другой герой – «некий человек», неизвестный, ограблен и изранен разбойниками. Разбойниками и оставили его едва живым, а сами ушли.
- Почему у него нет имени? (На его месте мог оказаться любой человек.)
- Кто увидел его первым? (Священник: «увидел и прошел мимо», потом помощник священника, который «подошел, посмотрел и прошел мимо».)
- А самарянин? («…увидел и сжалился, подошел… и позаботился о нем». Он не только перевязал раны, но и отвез пострадавшего в гостиницу, побеспокоился о его дальнейшей судьбе.)
- Почему он не прошел мимо, как сделали это другие? (Пострадавший нуждался в помощи, он был полуживым. Самарянин оказался добрее, милосерднее.)
- Чему учит притча? Какова ее главная мысль? («Люби ближнего своего»…Даже если человек незнакомый, чужой.)
- Притча учит помогать тем, кто в беде; не быть равнодушным; проявлять доброту,заботу, внимание.
Вывод: важнее не имя человека и слова, а поступки.
-Кого можно назвать ближним? (Это близкие, родные люди. Ближний тот, кто пришел на помощь; «оказавший милость». Назвать ближним можно только доброго человека, того, кто не пройдет мимо.)
Дополняю ответы: человек становится ближним, если его поступками движет любовь и милосердие.
Задание 1: найдите в тексте глаголы повелительного наклонения. Зачем автор их употребляет? (Глаголы «люби», «иди», «поступай» звучат как совет, побуждают к таким же действиям. Заставляют задуматься над своими поступками.)
- Теперь обратимся к сказке Платонова и постараемся понять: что объединяет эти произведения? Как притча помогает понять платоновскую сказку? Можно ли ее считать притчей?
Задание 2. Сначала сопоставим заглавия: притча о добром самарянине и «Неизвестный цветок». Есть ли общее между ними? (В обоих заглавиях названы главные персонажи, у которых нет конкретных имен. Эпитеты «добрый» и «неизвестный» помогают понять поступки героев, особенности их характеров.
Задание 3. Обратимся к сказке Платонова «Неизвестный цветок». Назовите главных героев. (Как и в притче, их тоже два: Даша и цветок; и один из них неизвестен.
Вопросы 3.
- Что мы узнаем о них? (Работа с текстом. Задания для двух групп.)
Задания и вопросы для первой группы:
- В какой момент мы знакомимся с Дашей?
- О чем она беспокоится?
- Как это ее характеризует?
- Почему именно Даша заметила цветок, почувствовала его благоухание?
- Отчего девочка вспоминает сказку о розе?
- Как она поступила, увидев необычный цветок?
Задания и вопросы для второй группы:
- Каким мы видим цветок вначале?
- Какое чувство вызывает его описание?
- В каких условиях он рос?
- Как вы понимаете слова «нуждался в жизни»?
- Что помогало ему выжить?
Задания 5. Понаблюдаем за ролью глаголов. (Сторожил, трудился, собирал, превозмогал, радовался и т.д. Глаголы передают борьбу цветка за жизнь, стремление выжить любой ценой, преодолеть все невзгоды)
- Когда и чему радовался цветок? (Когда первый луч утреннего солнца касался его утомленных листьев; когда подружился с Дашей.)
Задания 6. Спишите, каким он стал. Какие автор использует эпитеты, сравнения? Зачем? («Стал настоящим цветком», «венчик составлен из лепестков простого светлого цвета», «как звезда, светился живым мерцающим огнем» и др.)
- Жизнь цветка особенно изменилась, когда в его жизни появилась Даша. Теперь ему не так одиноко. Давайте послушаем, о чем они ведут свой первый разговор. (Чтение по ролям.)
Задание 6. Расскажите об их дружбе. Как Даша решила помочь своему новому другу?
- Как сложились их отношения после разлуки?
- Можем ли мы сказать, что цветок зря прожил жизнь , и старания Даши оказались напрасны?
- Чем похожи притча и сказка? (Рассказывают о добрых поступках, учат помогать тому, кто оказался в беде.)
- Вспомните финал притчи и сказки. Есть ли общее?
- Что значит возвращение? Ведь они и так оказали посильную помощь? (Добро не имеет меры; хотели убедиться, не нужна ли еще помощь; это возвращение – зов совести, зов доброго сердца.)
- Обратите внимание на заключительные строчки этих произведений. К чему они призывают? (К любви.)
-Что значит любить? В чем проявляется любовь? Посмотрите на цветок , нарисованный на доске. Его мы сегодня взращивали во время нашего разговора, только, я думаю, он не безымянный, как в сказке Платонова. Какое бы имя вы ему дали? Да, хорошее имя «любовь».
На лепестках дети пишут ответы: милосердие, забота, участие, внимание, доброта, жалость, сочувствие, сострадание.
Звучит музыка.
Заключительное слово учителя. Андрей Платонов, возрождая лучшие традиции русской классики, доносит до нас вечные ценности, которые дают возможность человеку в сложном современном мире не потерять себя, своей души. Это ценности – любовь, милосердие, сострадание.
Домашнее задание. 1. Напишите сочинение – миниатюру «Надо относиться к людям по-отцовски». 2. Прочитать рассказ А. Платонова «Юшка».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ НА ТЕМУ: «Любить людей, как я их всегда любил». Жизнь и творчество И.С. Тургенева
Урок – литературно-музыкальная композиция...

Технологическая карта урока литературы в 5 классе «Сочиню свою загадку» Учитель русского языка и литературы ГБОУ школа № 459 Пушкинского района Санкт-Петербурга
Задачи:Образовательные: научиться создавать загадкиФормировать УУД:Коммуникативные: представлять результаты своего труда, строить продуктивное общение в паре, излагать свою точку зрения.Познавате...

Методическая разработка урока литературы по теме «Любая книга может стать интерактивной»
В современном мире информационных технологий книга как бумажный носитель начала терять свою актуальность. Сейчас «продвинутому» человеку удобнее, проще и дешевле пользоваться электронными ...
Урок литературы по теме "Делать чудеса своими руками" (по феерии А.Грина "Алые паруса"). 6-й класс
Урок литературы по теме "Делать чудеса своими руками" (по феерии А.Грина "Алые паруса"). 6-й класс...
Презентация. Урок литературы по теме "Делать чудеса своими руками" (по феерии А.Грина "Алые паруса"). 6-й класс
Урок литературы по теме "Делать чудеса своими руками" (по феерии А.Грина "Алые паруса"). 6-й класс...
Технологическая карта урока литературы "А.А. Ахматова- "голос своего поколения"
Для учителей русского языка и литературы и учащихся 11 класса....

Урок литературы в 6 классе.Тема: Люби ближнего своего...
проанализировать «Притчу о добром самарянине» Иисуса Христа и рассказ А. Платонова «Неизвестный цветок» с точки зрения отражения в них любви к ближнему...
