Статья "Формирование функциональной (читательской) грамотности обучающихся в рамках подготовки к PISA (из опыта работы)"
статья по литературе (9 класс)

Челнокова Наталия Алексеевна

Статья "Формирование функциональной  (читательской) грамотности обучающихся в рамках подготовки к PISA (из опыта работы)"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_n.a.chelnokovoy.docx27.12 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                               

XIII региональная  научно-практическая конференция

обучающихся и педагогических работников

«ПОИСК»

Секция для педагогических работников:

«Современные подходы к организации образовательного процесса» (методические разработки, статьи, проекты, авторские программы).


Статья

Формирование функциональной  (читательской) грамотности обучающихся в рамках подготовки к PISA (из опыта работы)

 

Кайбицкий район, с.Ульянково
Челнокова Наталия Алексеевна,

директор школы,

 учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МБОУ «Ульянковская ООШ

Кайбицкого МР РТ»

Кайбицы, 2025 г.

Международная программа по оценке качества обучения PISA (Programme for International Student Assessment) проводится 1 раз в 3 года, начиная с 2000 г., и проходит под патронажем Организации экономического сотрудничества и развития. Цель этого масштабного тестирования — провести оценку грамотности 15-летних школьников в разных видах учебной деятельности.

Когда нам сообщили, что наша Ульянковская школа методом случайной выборки попала в международное исследование в составе всего лишь 8 школ со всей РТ, в первую очередь мы проинформировали родителей о международном исследовании PISA, где наши 15-летние обучающиеся (их у нас на тот момент было шестеро: 5 девятиклассников и одна восьмиклассница) должны были принять участие.  Мы определили ответственных за подготовку к международному исследованию, была организована работа по формированию функциональной грамотности обучающихся 8, 9 классов с использованием инструментария PISA с введением в уроки, внеурочную деятельность разбора заданий на сайтах: РЭШ, ИСРО, ФИОКО, ФИПИ.         

Еженедельно специалисты МОиН РТ проводили ВКС с руководителями школ и начальниками отделов образования; методическую и информационную помощь по подготовке обучающихся к международному исследованию оказывали преподаватели Приволжского межрегионального центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, Института развития образования Республики Татарстан, Центра оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов; специалисты Москвы проводили еженедельные вебинары по направлениям функциональной грамотности. Мы с 6 учениками этого возраста и педагогами, их обучающими, около трех месяцев скрупулезно готовились к этому исследованию. Кто только к нам не приезжал из Казани, так как все отделы Министерства образования и науки РТ, Министерства Просвещения РФ, вплоть до Президента были заинтересованы в положительных результатах на международном уровне.  

Но в связи с санкциями участие Российской Федераций отменили в данном тестировании. С одной стороны, мы вздохнули с облегчением, но…ненадолго. Так как с 12 по 19 октября 2022 года 15-летние обучающиеся все тех же 8 школ Татарстана приняли участие уже в общероссийской оценке качества общего образования по модели PISA. Согласно репрезентативной выборке в этом исследовании в прошлом году участвовали 4 городские школы, 2 районных, 2 сельских, одна из которых средняя и мы, основная школа.

12 октября 2022 года уже только один на тот момент 15-летний ученик 9 класса нашей школы Кормаенков Максим принял участие в общероссийской оценке качества так же по модели PISA. Он показал хорошие результаты: ЧГ - 4 уровень, ЕНГ – 3 уровень, МГ – 2 уровень, которые мы узнали в сентябре 2023 года.

Проведение общероссийской оценки по модели PISA основано на технологиях и решениях проекта «PISA для школ», в данном исследовании проверяется читательская, математическая и естественнонаучная грамотность.

Актуализируя материалы стратегических сессий по развитию функциональной грамотности, мы обсуждаем затруднения учителей в процессе подготовки к PISA; с педагогами анализируем структуру урока и методические рекомендации в контексте подготовки к исследованию, а также интегрируем тренировочные упражнения РЭШ, ИСРО, «докрученные» материала учебника в уроки; в рамках внеурочной деятельности специалисты отдела образования провели квест-игру "Путешествие по функциональной грамотности".

Функциональная грамотность показывает, насколько человек может использовать полученные знания, умения и навыки в реальных жизненных ситуациях, она фиксирует необходимый уровень готовности личности для осуществления ее деятельности. Для формирования и оценки функциональной грамотности в международной практике используют специальный формат заданий. Структура и содержание таких заданий значительно отличаются от традиционных учебно-познавательных задач.

Осмысление педагогами этих принципиальных отличий создает условия для отбора и самостоятельного конструирования заданий для развития каждого вида функциональной грамотности, что позволит готовому к переменам учителю выходить на новое качество образования.

В исследование PISA включены задания разного типа. Почти половину из них составляют вопросы, предполагающие свободные ответы. А есть вопросы с определённым, нерасширяемым списком ответов. Это значит, что ученик должен выдать самостоятельный ответ, который будет ограничен конкретными словами или числами. Почти треть всех заданий в тесте составляют вопросы с готовыми вариантами ответов. Главное отличие программы PISA от ЕГЭ, ОГЭ и других российских тестов заключается в том, что она, в первую очередь, оценивает возможность школьников руководствоваться логикой при выполнении нестандартных задач. В этом отношении можно сказать, что PISA следует современным образовательным трендам, ведь способность учеников применять школьные знания в жизни — это важнейший аспект функциональной грамотности и навыков XXI века.

Читательская грамотность — один из важнейших метапредметных результатов в требованиях федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и составляющая оценки функциональной грамотности школьника. Предметом измерения читательской грамотности является чтение как сложноорганизованная деятельность по восприятию, пониманию и использованию текстов.

Грамотность  чтения  -  способность  человека  к  пониманию  письменных текстов  и  рефлексии  на  них,  к  использованию  их  содержания  для  достижения  собственных  целей,  развития  знаний  и  возможностей,  для  активного  участия  в  жизни общества. Таким  образом,  термин  "грамотность  чтения"  имеет  широкий  смысл.  Не предполагается  в  явном  виде  проверять  технику  чтения.  Цели  исследования  отражают  современное  представление  об  умении  "грамотно  читать".   Согласно  этому  представлению, выпускник  школы должен понимать тексты, размышлять над  их содержанием, оценивать их смысл и значение и излагать свои мысли о прочитанном.  Основное  внимание  уделяется  проверке  умения  "грамотно  читать"  в  различных  ситуациях. Обучающимся предлагаются тексты разных жанров: отрывки из художественных произведений,  биографии,  тексты  различного  характера,  личные  письма, документы,  статьи  из  газет  и  журналов,  инструкции,  рекламные  объявления, географические  карты  и  др.  В  них   используются  разные  формы  представления информации: диаграммы, рисунки, карты, таблицы и графики.

Оценка грамотности чтения должна учитывать следующие его пять аспектов, овладение которыми свидетельствует о полном понимании текста: общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла; выявление информации; интерпретация текста; рефлексия на содержание текста; рефлексия на форму текста.

Полное понимание текста предполагает определенный уровень компетентности обучающегося по каждому из аспектов. Уровень этот выявляется с помощью вопросов и указаний к выполнению заданий. Также предусмотрены грамматические задания, которые можно видоизменять, в зависимости от темы урока.

В «Оценке по модели PISA», как и в оригинальном исследовании PISA, выделяют шесть уровней для каждого вида грамотности, где пятый и шестой уровни – самые высокие, их достижение указывает на высокие компетенции; второй уровень – пороговый, его недостижение свидетельствует о недостаточно развитых базовых умениях – об учебной неуспешности.

Согласно концепции PISA, грамотное чтение в современном мире требует сложных стратегий обработки информации, умения работать одновременно с несколькими источниками информации и интерпретировать полученную информацию.   Другими словами, читательская грамотность подразумевает три умения: находить информацию (как нужную информацию в рамках одного текста, так и умение находить и выбирать релевантный текст); понимать значение написанного и делать выводы; оценивать    качество    и    достоверность    информации,    разделять    форму и содержание, выявлять противоречия.

В исследовании PISA задания читательской грамотности построены таким образом, чтобы выявлять   качественный   уровень,   на   котором   обучающийся   может   работать с информацией.

И сейчас в нашей школе продолжается работа по формированию уровня функциональной грамотности обучающихся с использованием инструментария PISA с введением в уроки, внеурочную деятельность разбора заданий на сайтах: РЭШ, ФИОКО, ФИПИ.

Список использованных источников:

1. Сайт ФГБУ «ФИОКО» https://fioco.ru

2. Результаты общероссийской̆ оценки по модели PISA-2022

3. Сайт ИСРО: http://skiv.instrao.ru/

4. Платформа Российской электронной школы: https://fg.resh.edu.ru/

5. Сайт ФИПИ; https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Чье это дело – война?» (Урок-размышление на основе на основе обзора литературных произведений о войне разных периодов истории русской литературы. В рамках районного семинара по обмену опытом работы в классах углубленным изучением отдельных предметов).

Доверительный и строгий, спокойный и взволнованный – разный по своей эмоциональной напряженности этот разговор с подростком о войне, за которую были когда-то в ответе такие же, как и он,  д...

Создание воспитательного пространства в рамках творческого развития детей (из опыта работы)

Ключевые слова: воспитание, воспитательная система, единое воспитательное пространство...

Система подготовки обучающихся к ОГЭ по русскому языку (из опыта работы).

Работа рассказывает о пошаговой подготовке девятиклассников к итоговой аттестации по русскому языку...

Использование подкастов ВВС для подготовки обучающихся к выполнению заданий раздела «Аудирование». Из опыта работы

В своей практике я активно использую интернет технологий в процессе обучения. Чаще всего я использую Сервисы Веб 2.0. Это второе поколение сетевых сервисов Интернета, которые позволяют пользователям с...

Технологическая цепь конструирования образовательного маршрута, направленного на формирование функциональной грамотности обучающихся (в рамках предмета русский язык и литература).

Конструирование образовательного маршрута формирования функциональной грамотности обучающихся.Самостоятельная работа № 2....

Статья "Система подготовки обучающихся к ЕГЭ по русскому языку" (из опыта работы)

Знание только тогда становится знанием,когда оно приобретено усилиями своеймысли, а не памятью.Л.Н.Толстой....