"Нравственно-философское звучание "ершалаимских" глав в романе "Мастер и Маргарита".
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Смолина Ирина Владимировна

Конспект урока литературы по роману М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_m.a._bulgakov.docx23.82 КБ
Файл bulgakov.pptx1.28 МБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 11 классе

Тема: Нравственно-философское звучание «ершалаимских» глав в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Цели урока:

Познавательная: выявление библейских мотивов в романе; формирование у учащихся своего видения философской проблематики романа; развитие умения решать основной философско-нравственный вопрос об истине через анализ трактовки евангельского сюжета.

Обучающая: Организовать деятельность учащихся по изучению нравственно-философских вопросов романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Создать условия для раскрытия философских идей романа.

Личностная: Создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее.

Воспитательная: воспитание и    развитие личностных компетенций учащегося;

Формирование навыков сотрудничества в групповой работе.

Воспитание ценности книги в жизни человека.

Задачи урока:

      -  Организовать   поисковую деятельность по выявлению философских проблем романа на анализе текста.

      - Систематизировать материал урока в ментальной карте, шаблоне обложки книги.

  • рассмотреть решение философских проблем в произведении;
  • показать новаторство Булгакова, по-своему интерпретировавшего евангельский сюжет;
  • развивать умение анализировать произведение через сопоставление
  • развивать творческое воображение и ассоциативно - логическое мышление учащихся.

Методы, применяемые на уроке:

  • исследовательский;
  • проблемно-обобщающий;
  • ментальная-интеллект карта
  • проектирование.

Формы работы:

  • индивидуальная;
  • групповая;

Средства обучения:

  • Текст художественного произведения.
  • Иллюстрации к роману, картина Ге.
  • ТСО:
  • Мультимедийный проектор.
  • Презентация по теме урока.

Поиск истины важнее, чем обладание истиной.
А. Эйнштейн

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Актуализация

Кого когда-то называли люди

Царем в усмешку, Богом, в самом деле,

Кто был убит – и чье орудие пытки

Согрето теплотой моей груди..

Вкусили смерть свидетели Христовы,

И сплетницы – старухи, и солдаты,

И прокуратор Рима- все прошли

Там, где когда-то возвышалась арка,

Где море билось, где чернел утес, -

Их выпили в вине, вдохнули с пылью жаркой

И с запахом священных роз.

Ржавеет золото, и истлевает сталь,

Крошится мрамор – к смерти все готово.

Всего прочнее на земле печаль

И долговечней – царственное слово.

Это стихотворение А. Ахматова посвятила памяти М. А. Булгакова, она  назвала жизнь поэта суровой, скорбной и высокой. Несомненно, на романе «Мастер и Маргарита» лежит печать его личной судьбы.

-  Какие параллели вы находите в стихотворении Ахматовой и романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита? (Ответы на вечные вопросы человеческого бытия)

- Ответы на эти вопросы даются не в виде проповедей, а возникают из событий романа.

«Я на то и родился и на то пришел в этот мир, чтобы свидетельствовать об истине..»(слайд 1)

(Евангелие от Иоанна, гл. 18)

- О каких событиях в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» мы будем сегодня говорить?

В художественной ткани романа пересекаются 2 мира: земной, обыденный, Москва 30-х г.г. и библейский исторический. Мы обращаемся к событиям прошлого.

Древний Ершалаим 1 в н. э. (слайд 2)

- Почему писатель 20 века обращается к библейским событиям?

Хочет найти ответы на вечные вопросы.

Формулировка темы (слайд 3)

(Размышления о смысле жизни)

- Какая задача на урок?

Определить вопросы, проблему «ершалаимских» глав романа.

Найти ответ на эти вопросы.

-Кто автор этого романа?

- О чем роман?

О Понтии Пилате. Говорит Мастер в разговоре с Воландом.

Обратимся к роману Булгакова, о каких главах пойдет речь? (2, 16, 19, 25,26, 27)

Работа с рабочей тетрадью. Составление опорной интеллектуальной карты.

- От чего будем отталкиваться? (Роман Мастера)

Сведения о романе, героях, проблемные вопросы, связки.

  1. Анализ текста

2 гл. Описание 1 дня из жизни Римского прокуратора Понтия Пилата.

(Задание в рабочей тетради)

1 эпизод

- О ком идет речь? Что вы узнали из портрета героя?

(ПП – представитель высшей власти, построенной на крови.)

2 эпизод

Описание Иешуа

- О каком герое идет речь? Что вы узнали из портрета?

-Как он представлен в романе? (как бродяга)

- За что его наказывают?

3 эпизод

Спор ПП и Иешуа.

-О чем спор?

- Какую идею проповедует Иешуа? Как относится к вере, власти? Что считает истиной?

4 эпизод

-Какой приговор выносит прокуратор?

(ПП понимает, что Иешуа мечтатель и философ и не утверждает смертный приговор, вынесенный Синедрионом)

-Почему меняет свое решение?

(боится потерять власть)

Проверка карты (слайды 4, 5)

  • Почему ПП чувствует свою вину? Страдает ли он?

(Не может противоречить Синедриону. Диалог с Каифой. Пытается отомстить за предательство и организует убийство Иуды)

- Как наказан ПП?

(бессмертием на 2 тысячи лет)

- Прощают ли его? (слайд 7)

4. Рефлексия

- Какие нравственно-философские вопросы интересуют Булгакова? (слайд 8)

Что такое истина?

Человек и власть.

Внутренняя свобода и несвобода человека.

Добро и зло, вечное их противопоставление и борьба.

Верность и предательство.

Милосердие и всепрощение.

Ответы на доске (карточки)

Защита интеллект карт по группам.

  1. Выводы:

Вернемся к теме урока. Что есть истина? Обратимся к словарям. (слайд 15)

Истина - утверждение, суждение, проверенное практикой, опытом.

- Близка ли трактовке Булгакова?

- На чьей стороне истина?

(На стороне Христа, отверженной личности. Истина в самопожертвовании во имя великой победы добра)

(слайд 10) Картина Н. Ге «Что есть истина?»

Работа с иллюстрацией.

- Почему роман о Понтии Пилате?

(Он познал истину через страдания и прощение)

  1. Домашнее задание:

Моделирование шаблона обложки для романа Мастера.

- Как бы вы назвали роман Мастера?

- Какую иллюстрацию взяли бы для обложки?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Нравственно-философское звучание « ершалаимских » глав в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Смолина Ирина Владимировна, у читель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 48 Урок литературы в 11 классе

Слайд 2

«Я на то и родился, на то и пришел в этот мир, чтобы свидетельствовать об истине…» (Евангелие от Иоанна, гл.18)

Слайд 3

Древний Ершалаим I века н. э.

Слайд 4

« Ершалаимские » главы романа

Слайд 5

Римский прокуратор Иудеи - Храбрый воин, всадник «Золотое копье», защитник власти, одинокий человек Понтий Пилат

Слайд 6

Иешуа Га- Ноцри Бродячий философ, странник, проповедник добра, любви и милосердия. Его цель - сделать мир чище и добрее. «Нет злых людей, есть люди несчастливые»

Слайд 7

«Он шел в сопровождении Банги, а рядом с ним шел бродячий философ. Они спорили о чем-то очень сложном и важном, причем ни один из них не мог победить другого. Они ни в чем не сходились друг с другом, и от этого их спор был особенно интересен и нескончаем.»

Слайд 8

Нравственно-философские вопросы: Что есть истина ? Добро и зло Человек и власть Трусость Всепрощение Выбор

Слайд 9

Николай Ге «Что есть истина ? »

Слайд 10

Обложка книги Название романа Мастера

Слайд 11

М. Чюрленис «Истина»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по литературе на тему : "Нравственно–философские проблемы романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков (в режиме «метода проекта»,  два часа) Технологии:  проектной деятельности, здоровьесберегающие, игровые, ИКТ (презентация),...

Нравственно-философский смысл «Маленьких трагедий» А.С. Пушкина

Материал предназначен для обучающихся 9 класса....

Урок литературы в 11 классе "Нравственно-философская проблематика «городской» прозы. Повесть Ю.Трифонова «Обмен»

Урок литературы в 11 классе "Нравственно-философская проблематика «городской» прозы. Повесть Ю.Трифонова «Обмен" поможет учащимся раскрыть понятие «городской» прозы ХХ века; рассмотреть вечные пробле...

Н.М. Карамзин «Бедная Лиза». Нравственно-философская проблематика повести.

Урок. Н.М. Карамзин «Бедная Лиза». Нравственно-философская проблематика повести....