Доклад "Создание ремейков в обучении детей с ОВЗ на уроках литературы"
опыты и эксперименты по литературе (5 класс)

Куулар Сай-Суу Сергеевна

В работе используется опыт работы на уроках литературы  игрового метода "Создание ремейков". Данная работа помогает учащимся с ОВЗ самостоятельно конструировать свои знания, усилить положительное отношение к учебной деятельности,  помогает открыть литературу как учебный предмет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Тыва

Муниципальное бюджетное учреждение «Ийская общеобразовательная школа» Тоджинского района Республики Тыва

V Морозовские педагогические чтения, посвященные Народному учителю Республики Тыва П.А. Морозову

Создание ремейков в обучении детей с ОВЗ на уроках литературы

выполнила

Куулар Сай-Суу Сергеевна

учитель высшей категории

Ий 2025 год


Введение

Вопрос   обучения детей с ОВЗ в нашей школе сегодня является одним из самых актуальных.   Это связано, в первую очередь, с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов неуклонно растет. На сегодняшний день в нашей школе обучается 199 обучающихся, из них с ОВЗ 28 человек (14%).

Тема моего выступления «Создание ремейков в обучении детей с ОВЗ на уроках литературы».

Актуальность, обоснованность ее выбора:  для работы с учащимися с ОВЗ необходимо искать новые подходы, а создание ремейков помогают открыть учащимся литературу как предмет.

Цель моей работы: вызвать интерес и стремление к  изучению литературы, а также усилить положительное отношение к учебной деятельности через создание ремейков.

Практическая значимость:  процесс создания ремейков  учащимися с ОВЗ дает умение самостоятельно конструировать свои знания, имеют больший шанс использовать умения и навыки для дальнейшей жизни и успешной социализации в обществе, ориентироваться в современном информационном пространстве.

Школа в селе - главное место социализации для детей с ограниченными возможностями. Здесь они получают навыки, необходимые для полноценной жизни в обществе. Школьники с ОВЗ - это особая и чрезвычайно неоднородная группа детей. В нее входят дети с разными нарушениями развития. В нашей школе это в основном учащиеся с ЗПР с адаптированной образовательной программой обучения.

2022-2023 учебный год

2023-2024 учебный год

2024-2025 учебный год

10 чел.

17 чел.

28 чел.

Из таблицы видно, что число обучающихся с ОВЗ растет с каждым годом.   На 2024-2025 учебный год в Ийской средней школе всего 28 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, из них 25 с задержкой психического развития. И тот, кто занимался с такими детьми, знает, насколько трудно, но очень важно установить контакт с ребенком, удержать внимание хотя бы в течение 10-15 минут, построить урок таким образом, чтобы ребенку было интересно, и чтобы он усвоил знания насколько это возможно.  Вместе с детьми с ОВЗ обучаются и дети с   сохраненным интеллектом и различным уровнем развития. Это существенно осложняет и совместную учебную деятельность детей, и подготовку педагога к уроку. Для работы в таком классе  ведущим является принцип объединения коррекционных, обучающих, воспитательных и развивающих задач. [2.51]

У большинства обучающихся с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.[3.50]

 Значительные трудности испытывают учащиеся с ЗПР и при изучении  литературы. В процессе обучения литературы необходимо предлагать учащимся такие задания, которые помогают открыть учащимся литературу как предмет, вызвать интерес и стремление к его изучению, а также усилить положительное отношение к учебной деятельности[2. 131]

Создание ремейков на уроках литературы

Как овладеть вниманием детей с ОВЗ на уроках литературы? Современный урок литературы невозможно и для детей с ОВЗ, и для остальных учащихся  представить без анализа  художественных произведений.. Но для детей с ОВЗ полноценный анализ текста является очень трудной задачей. И тогда нам на помощь приходят игровые моменты. Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету наряду с другими методами и приемами, используемыми мною на уроках, является  игра «Создание ремейка».

Еще К. Д.Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в серьезный учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным. Игра  обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, а главное - стимулирует речь, обогащает словарный запас ребёнка.[1.6]

 Созданию ремейков на уроках литературы посвящали свои научные работы такие филологи как Гимранова Ю.А., Холодниская Т.О., Зырянова О.Н. , они отмечали, что умение грамотно использовать данный способ обучения на уроках литературы очень важен для общего развития школьников. Термин  «РЕМЕЙК» пришел в литературу из кинематографа и компьютерного программирования.  В «Словаре новейших иностранных слов» Е. Н. Шагаловой читаем: Ремейк — «1. В искусстве – новая версия чего-либо известного или созданного ранее ; 2. Возвращение давних, ушедших элементов (например, моды, обычаев), использование ранее уже встречавшихся “старых” идей во вновь выпускаемых товарах, изделиях» [4, с. 572].  Первое значение точнее характеризует тексты , посвященные «переделке классики» и мы тоже будем придерживаться этого лексического значения. В своей работе для учащихся с ОВЗ я немного упростила задание: цель- переделать стихотворение в рассказ. Я так и объясняю своим ученикам «Будем переделывать стихотворение в рассказ.  И  это будет ваше произведение на основе классики».

Правила создания ремейка на уроках литературы для обучающихся с ОВЗ

 1. Ремейк создается на определенное стихотворение известного автора.

2. Сюжетная полностью переходит в новое произведение- рассказ.

3.  Обязательно сохранение имен героев, топонимики пространства, место действия.

4.  Идейное содержание исходного текста сохраняется.

5. Ремейк обязательно сопровождается иллюстрацией.

        Для создания творческой работы –ремейка необходимо помогать ребенку с ОВЗ:

- вначале показать образец выполнения;

- задавать наводящие вопросы о ком говорится с стихотворении, что делает герой, где находится;

- обсуждение.

 Особое значение уделяем коррекционно-развивающим задачам – развитию речи .  Они  широко применяются на разных  этапах создания ремейка. Необходимо учитывать при этом индивидуальные возможности учащихся.

         Эта творческая работа помогает учителю будить воображение учеников, стимулировать их творческую активность. Конкретно–наглядная основа урока делает его ярким, зрелищным и запоминающимся по теме. К каждому стихотворению ученик с ОВЗ должен сам выбрать картинки из предложенных учителем, он может наклеить рисунок в нужный столбец или нарисовать его сам.[1. 5]

         Создание ремейка -своего рассказа -прекрасно воздействует на развитие ребенка в учебном процессе, помогает разнообразить учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность детей, внимание, память, мышление, снимает утомление у детей, придаёт позитивное настроение.  

В итоге у детей возрастает интерес к предмету , а ремейки   способствуют формированию  самостоятельности  школьника.

Уроки литературы для учащихся с ограниченными возможностями здоровья обязаны быть насыщены лексическими заданиями. Дети учатся задавать вопросы и отвечать на них, составлять простые, а далее и сложные предложения, сочинять диалоги, монологи. В процессе систематических занятий у учащихся формируется умение составить хотя бы 2-3 предложения, а в дальнейшем, возможно,  составлять текст по плану.

На данных уроках главное –  поддерживать у детей стремление учиться, вырабатывать познавательные интересы, расширять словарный запас .

  Когда ребенок  успешно справляется с заданием, это придает ему  уверенности. Важно, чтобы школьники через выполнение доступных по темпу и характеру, личностно ориентированных заданий поверили в свои возможности, испытали чувство успеха, которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться.[2.131]

Заключение

Таким образом, создание ремейков на уроках литературы максимально активизируют познавательную деятельность, развивают логическое мышление, формируют навыки учебной работы, запоминание учебного материала, концентрации внимания.

Благодаря их внедрению в образовательный процесс   учащиеся с ОВЗ овладевают приемами учебной деятельности, умением самостоятельно конструировать свои знания, имеют больший шанс использовать умения и навыки для дальнейшей жизни и успешной социализации в обществе, ориентироваться в современном информационном пространстве.

Учитывая особенности психической и эмоциональной сферы детей, учитель должен относиться к ним с особым педагогическим тактом, деликатно оказывать помощь каждому ученику, отмечая положительное, тем самым развивая веру в свои силы.

Создание собственного произведения на основе переосмысления классических текстов школьной программы, открывает новые возможности  учащегося, а именно: способность построить диалог между классикой и  своим собственным.


Список использованной литературы

  1.  ГимрановаЮ.А.http://vestnik-pu.ruupload/files/3._GimranovaYuA_(57-…

  1. Зырянова О.Н. Изучение ремейка как путь постижения обучающимися литературного процесса// Проблемы современного педагогического образования. 2022 №60-1 с.130-132.

  1. Холодниская Т.О. Ремейк как категория, характеризующая межтекстовые отношения// Филологические науки. Вопросы теории и практика. 2021 №6 ч.1. с.49-51

  1. Шагалова Е.Н. Словарь новейших иностранных слов. М.: АСТ- Астрель. 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение детей с ОВЗ на уроках черчения с применением элементов здоровьесберегающих технологий

Презентация содержит информацию о значении предмета, о здоровьесберегающих технологиях, применяемых на уроках, о диагностике и др....

Обучение детей с ОВЗ на уроках биологии

Выступление на семинаре, посвященном обучению детей с ограниченными возможностями здоровья....

Коррекционно-развивающее обучение детей с ОВЗ на уроках иностранного языка.

В работе отражены вопросы: Психолого-педагогические особенности детей с ЗПРПсихолого-педагогическая характеристика детей с ЗПРФакторы, влияющие на развитие ребенка с ЗПРКоррекционно-развивающее о...

Обучение детей с ОВЗ на уроках профильного труда с применением элементов здоровьесберегающих технологий

В сообщении изложено  применение здоровье сберегающих технологий на уроках профильного труда...

Использование ИКТ в обучении детей с ОВЗ на уроках английского языка

Из опыта работы.Использование информационно-коммуникационных технологий при  работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья на уроках английского языка....

Свет в каждом ребёнке: «Особенности обучения детей с ОВЗ на уроках английского языка» (включая детей-инофонов с особым статусом)

В данной презентации представлены приёмы работы с детьми с ОВЗ, включая детей-инофонов с особым статусом....

Методы и приёмы обучения детей с РАС на уроках русского языка и чтения (литературы)

Аутизм неспроста называют синдромом века: в настоящее время все чаще встречается ....