Творческие секции на уроках литературы как средство самореализации личности обучающегося
опыты и эксперименты по литературе (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Разуева Елена Анатольевна

Методическая разработка содержит опыт работы по созданию условий для самореализации личности обучающихся через работу творческих секций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskie_sektsii_na_urokah_ditratury_opyt.doc120.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №16»

Асбестовского городского округа

 Творческие секции на уроках литературы как средство самореализации личности обучающегося

 Разуева Елена Анатольевна,

учитель русского языка и литературы,

высш. кв. категория

МАОУ «СОШ №16»

Асбестовский городской округ

2024 г

Содержание:

Введение        ………………………………………………………... 3

1. Глава 1

1.1 Теоретическое обоснование……………………………… …….4

1.2 Методологические основы………………………………………5

2. Глава 2

2.1 Технология описания практического опыта…………………….6

          3. Результативность применяемой системы

          3.1 Анализ результативности…………………………………………9

          4. Выводы                      ………………………………………………..10

          5.Список литературы             …………………………………………11

          6. Приложения…………………………………………………………12

              Примеры заданий творческих секций

              Примеры деятельности секций

Знание только тогда знание, когда оно приобретено

усилиями собственной мысли, а не памяти

Л.Н. Толстой

Введение

            В современных условиях развития общества преподавание литературы требует новых подходов, так как необходима переориентация обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков на развитие личности ребенка, его творческих способностей,
самостоятельности мышления и чувства личной ответственности как нравственной
характеристики личности. ФГОС ООО, утвержденный приказом Министерства
образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г №1897, ориентирует педагогов на
«формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной
деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации
обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного
учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально
значимой проблемы».  Именно сегодня деятельность обучающихся на уроках литературы понимается как деятельность, способствующая более разностороннему раскрытию индивидуальных особенностей ребенка, повышению читательской активности, развитию у него интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности. Поэтому я пришла к выводу, что литературно-творческая деятельность, организованная правильно, представляет собой ту сферу, которая будет способствовать реализации возможности каждого подростка проявить себя, свои знания, умения и навыки в самостоятельной читательской практике.

        По мнению психологов и учителей, внутренней причиной разочарований, неудач в учебе, зачастую служит отсутствие возможности для самореализации школьников, что приводит к формированию комплекса неудачника, замедляет дальнейшее развитие личности. Особенно остро перед современной школой встает проблема отсутствия у многих учащихся внутренней мотивации к учению.  Уже в 6-7 классе начинают терять интерес к учебе. Это приводит к тому, что многие выпускники школы не обладают творческой инициативой, опытом социализации, не имеют навыка самостоятельного движения в информационных полях.

        Отсюда началом работы по теме опыта стало проведение диагностики по определению исходного уровня мотивации творческой деятельности учащихся. Результаты диагностики показали, что у 57 % обучающихся низкий уровень мотивации к творческой деятельности, занижена самооценка.

     В результате возникло противоречие: с одной стороны – потребность в творческой самореализации обучающихся; с другой - отсутствие эффективных способов достижения результатов, способствующих повышению их творческого потенциала.

Данное противоречие определило актуальность исследования и позволило сформулировать проблему, заключающуюся в поиске эффективных способов в организации уроков литературы как средства творческой самореализации личности. Поиск эффективных механизмов в решении данной проблемы  привёл к необходимости включения таких форм творческой самореализации обучающихся на уроках литературы как организацию творческих секций.

 На мой взгляд, одним из важнейших условий возникновения данного опыта явился переход от традиционного обучения к личностно- ориентированному, в основе которого лежит индивидуально-личностный принцип, определяющий положение ребенка как активного субъекта в учебно-воспитательном процессе. Поэтому считаю, что традиционная организация образовательного процесса, ориентированная на передачу готовых знаний,  мало развивает творческие способности школьников, не побуждает их к активному участию в формировании универсальных учебных действий, ценностных ориентаций, коммуникативной компетентно

Актуальность темы опыта я вижу в том, что, активизируя творческую деятельность учащихся при личностно ориентированном подходе в условиях организации работы творческих секций, создаю условия для самореализации личности учащегося.

Ориентируясь на формирование творческой личности обучающегося,  учитель способствует выявлению и созданию психолого-педагогических и организационно-педагогических условий, необходимых для полного раскрытия творческого потенциала учащихся, обеспечения их самовыражения на рефлексивной основе.

Как показывает анализ методической литературы и практический опыт преподавания, одним из возможных способов решения задачи является создание в образовательной среде условий, способствующих творческой самореализации личности, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

   Ведущая педагогическая идея

Ведущая  педагогическая  идея опыта заключается в создании необходимых условий, способствующих повышению мотивации творческой деятельности школьников  через работу творческих секций, что позволяет мне как автору опыта решить проблему гуманитарного образования в свете тех требований, которые предъявляет сегодня общество, а также повысить качество знаний обучающихся по русскому языку и литературе. Достоинством данного опыта является следующее: учитель, определяя содержание и структуру курса в соответствии с учетом особенностей, интересов и уровня подготовленности учащихся, получает возможность реализовать личностно-ориентированный подход к обучению, включить школьников в поисково-исследовательскую деятельность и, в конечном счете, помочь им в определении своих интересов внутри профиля.

Этапы работы над педагогической темой

 Основной контингент обучающихся 5-9 классы.

Начальный период (2021 учебный год) предполагал обнаружение и формулирование проблемы, выявление уровня мотивации творческой деятельности учащихся, пропедевтической и агитационной работы.

На основном этапе  (2021-2024 уч. гг) проводилась работа по внедрению форм, средств и методов, создающих условия для творческой самореализации личности.

Результативность работы доказывает успешность выбранной для решения обозначенной проблемы. 

Цель данной концепции – показать эффективность использования активных форм работы на уроках литературы, способствующих достижению личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. рассмотреть ключевые особенности и принципы представляемой мною практического опыта.
  2. проанализировать результативность данной системы работы в своей практической деятельности.

Глава 1

 1.1. Теоретическое обоснование

Выстраивая свою стратегию и тактику работы, использовала   идеи школы психолога Л.С. Выготского, представленной, помимо его работ, работами Г. К. Селевко, О.С. Газмана, а также и педагогов-новаторов Г.И Горской, М.К. Антроповой, Л.Т. Григорян, Д.В. Гигорьева, К. Нельсон,  давших этим идеям жизнь в новых формах организации учебной деятельности в школе.

При конструировании темы опыта мною были использованы следующие понятия: творческая деятельность, средство, самореализация,  творческая самореализация, личность. В толковом словаре  русского языка под редакцией С.И. Ожегова данные понятия трактуются следующим образом:

  1. Творческая деятельность - создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей.
  2. Средство - приём, способ действия для достижения чего-нибудь.
  3. Самореализация – это «раскрытие человеческой природы» (О.С. Газман). Процесс самореализации включает постановку обучающимися перед собой цели, владение способами её достижения, реализацию принятых намерений.
  4. Творческая самореализация учащихся есть процесс и
    результат самоосуществления их творческих потенциальных
    возможностей в учебно-познавательной деятельности.
  5. Личность - это — внутреннее определение единичного существа в его самостоятельности, как обладающего разумом, волей и своеобразным характером, при единстве самосознания (В. С. Соловьёв)

         

1.2 Методологические основы

        Если мы хотим дать подрастающему поколению шанс на успех, важно  определить ключевые компетентности, которыми должны обладать обучаемые, чтобы подготовиться к самостоятельной жизни, к продолжению образования, т. е к самореализации в социуме. Поэтому потенциально эффективными методиками здесь могут служить методики активного обучения. К таким методикам относятся личностно-ориентированные технологии: «Технология групповой деятельности» и «Технология проектного обучения».

         Групповые технологии как коллективная деятельность представляют

- эффективное средство взаимного обогащения обучающихся в группе;

- организация совместных действий

- распределение начальных действий и операций;

- обмен способами действия-задается необходимостью построения; различных способов для получения совокупного продукта деятельности;

- взаимопонимание (диктуется характером включения обучающихся в совместную деятельность);

- рефлексия

Наиболее эффективные методы групповой деятельности  и их особенности:

  Метод группового исследования

      Особенность данного метода заключается в том, что группы, сформированные по неформальным признакам, исследуют какой-либо вопрос учебной темы с целью подготовки группового доклада и выступления перед всем классом. Вопросы по теме распределяются между командами так, чтобы в итоге выступлений охватить весь учебный материал новой темы. Внутри команды каждый учащийся исследует свою часть, собирая необходимый материал, предоставляет его в группу, и далее на основе собранных частей формируется общий продукт группы. За подготовленный продукт и выступление каждая команда получает групповую оценку.

Поисковый метод

         Специфика данного метода заключается в формировании поисковых групп учащихся для решения какой-либо практически направленной учебной задачи или выполнения прикладного проекта. Реализация данного метода требует постановки заданий высокого уровня проблемности и предоставления малым группам полной самостоятельности в поисковой деятельности. Именно поэтому разрешается формирование групп по произвольному (зачастую неформальному) признаку, цель которых – провести мини-исследование, требующее творческого, изобретательского подхода, провести статистическую обработку результатов исследования, сформулировать новизну полученных результатов, оформить исследование в виде доклада, и, наконец, пройти «процедуру защиты» основных положений и результатов исследования.

        Технология проектного обучения (метод проектов) представляет собой развитие идей проблемного обучения, когда оно основывается на разработке и создании обучающимся под контролем учителя новых продуктов. Теоретические концепции Д.Дьюи послужили основой для разработки американскими педагогами метода проектов, который включает в себя способы организации самостоятельной деятельности обучающихся по достижению определенного результата.
     Использование в работе данных педагогических технологий позволяет автору сформировать у учащихся ключевые компетенции и активизирует мотивацию к учебе.

Глава II

Технология описания практического опыта

Цель работы: создание необходимых условий для самореализации  личности учащегося на уроках литературы через организацию работы творческих секций.

        Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

  • способствовать развитию у  обучащихся проектировочных и исследовательских умений, необходимых для дальнейшего образования;
  • применять разнообразные методы и приёмы, направленные на активизацию творческой деятельности учащихся;
  • развивать  опыта социального взаимодействия, навыков сотрудничества.

Планируемые результаты:

  • созданы условия для приобретения учащимися проектировочных и исследовательских умений, необходимых для дальнейшего образования;
  •  активизация творческой деятельности учащихся;
  • развитие опыта социального взаимодействия, навыков сотрудничества.

Организация работы творческих секций на уроках литературы.

  1.Соблюдение основных принципов

        Данная работа строится на основе определенных принципов, которые обеспечивают успешное ее проведение.

       - Принцип добровольности. Из желания узнать непознанное учащиеся вступили в творческие секции, руководствуясь такими соображениями, как заинтересованностью вопросами литературы, желанием совместно работать, организовывать мероприятия, получить литературоведческие знания. Поэтому в творческих секциях принимают участие школьники разного уровня обученности.

    - Принцип индивидуального подхода. Для того чтобы сохранить в секциях всех добровольно вступивших и вызвать интерес к литературной деятельности, необходимо к каждому подойти индивидуально. Этот интерес развивается при определенных условиях: чувство удовлетворенности при выполнении заданий или при преодолении трудностей, успех в учении, удовлетворения от самого участия во внеклассных мероприятиях.

   - Принцип развития способностей. Научить всех участников  самостоятельно подбирать информацию, ее обрабатывать, составлять доклад, провести беседу, привить навыки публичных выступлений, сотрудничества – все это входит в понятие развивающего обучения. Причем внеурочная деятельность дает неограниченные возможности для решения данных задач.

  - Принцип системности. Отобранный материал должен представлять собой определенную систему знаний о литературном произведении, писателях. Системность определяется и системой работы творческих союзов и проведения ими мероприятий.

2. Подготовительная работа

      Создание литературных секций потребовало большой подготовительной работы. С целью возбуждения живого любопытства к литературной деятельности я проводила минутки литературоведения, литературные игры, организовывала обучающихся на проведение ими викторин на уроках,  совместных творческих работ,  на подготовку сообщений об интересных фактах из жизни писателей, создание небольших размышлений о литературных героях. Такая предварительная работа помогла мне организовать работу в данном направлении.

3. Организация работы секций

      Работа  начала строиться с формирования секций по актуальным направлениям в литературоведении: литературоведческая, литературного краеведения, искусствоведческая, творческая, секция юных книголюбов. Руководители секций и их состав подбираются по принципу объединения детей разного уровня обученности, информированности в области литературы, совместимости обучающихся. Каждая группа получает определенное задание и выполняет его сообща под непосредственным руководством руководителя группы или учителя.

     Члены творческих секций принимают активной участие  в проведении  уроков, мероприятий различной направленности.

 4. Виды деятельности творческих секций.

Какой же деятельностью занимаются участники секций?

Литературоведческая секция:

Участники литературоведческой секции представляют работы различных жанров: анализ отдельного произведения, историю его создания, его место в литературе; сравнительный анализ раскрытия одной и той же темы в творчестве различных писателей, изучение творческой истории литературного произведения, сравнение различных трактовок художественного произведения.   На вступительных занятиях представляют «творческую мастерскую» писателя, которая дает возможность увидеть самостоятельные открытия обучающихся об «образе» писателя, его жизни, характере. Анализ и наблюдения  представляют в различных формах: творческий дневник, доклад, литературный журнал.

Краеведческая секция:

Члены краеведческой секции создают литературный очерк о времени и литературе на основе воспоминаний классиков литературы, современников. Юные краеведы совершают заочную экскурсию по местам выступлений изучаемого писателя и оформляют отчет об этом (дневниками, документами, фотоснимками, презентациями). Наряду с этим обучающиеся изучают литературные места и литературные памятники и составляют творческие исследования на основе полученных впечатлений. Юные экскурсоводы создают исторический и словарный комментарий по какому-либо произведению.

Искусствоведческая секция:

Данная секция предоставляет широкие возможности для самостоятельной работы обучающихся по изучению взаимодействия литературы с другими видами искусства.

Очень плодотворно сравнение иллюстраций двух или нескольких разных художников к одному произведению. В своих выступлениях юные искусствоведы уделяют внимание таким вопросам: что интересовало в произведении одного иллюстратора и что другого? Чья трактовка. По мнению докладчика, ближе к авторскому замыслу? Чья трактовка наиболее соответствует тому, как понимает произведение докладчик? Какому художнику лучше удалось передать настроение, какому - внешний облик героев? Доклад может быть об истории иллюстрированных изданий произведения, об истории иллюстраций к творчеству писателя.

Секция юных книголюбов:

Секция обобщает опыт деятельности по пропаганде книги, взаимодействию школы с библиотекой.

В работах обучающихся находит отражение совместная работа актива и школьной, детской библиотеки: совместные подготовки к знакомству с описанием жизни и творчества писателей, участие школьных стенгазет в пропаганде литературы, связанной с тематикой.

На творческую секцию представляются работы следующих типов: литературные композиции, монтажи, викторины, рассказы, стихи, очерки, рецензии, газеты, выразительное чтение.

Самой интересной формой литературно-творческой работы остается литературная композиция  В основе композиции – литературный текст или творчество писателя. Именно литературный текст является основой для работы в творческих секциях. От глубины и оригинальности литературной основы во многом зависит успех композиции.

5. Порядок и специфика деятельности групп

      Работа секций строится в соответствии с изучением творчества писателя, или какого-нибудь изучаемого произведения, или определенного раздела в литературе и отражается в плане, который составляется под руководством учителя, однако в его составлении могут участвовать и сами обучающиеся.

Члены творческих секций принимают активной участие  в проведении  уроков, мероприятий различной направленности. Урок-отчет – это своеобразное подведение итогов самостоятельной и поисковой работы, выполненной обучающимися в процессе изучения творчества писателя. Творческий или прикладной проект – результат выполненного проектного задания в группах.

      Формой отчетности работы секций является и выпуск отчетных листков. В подготовке и выпуске листков обучающиеся принимают добровольное участие.                       Следует отметить, что в состав секций входят обучающиеся с разным уровнем коммуникативной компетентности и при правильной организации дает возможность детям оценить собственные силы и выбрать для себя уровень целей, соответствующий их потребностям и возможностям в данный момент, а со временем – перейти на более высокий уровень.

          В ходе работы в рамках этой модели учащиеся овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепочки доказательств, выражать свои мысли ясно, уверенно. Таким образом, данные результаты позволяют сделать вывод, что использование такой системы работы  может служить средством формирования компетентностей обучающихся.

       Полученный детьми опыт работы в группах осмысляется и рефлексируется.  Для этого я создаю такие  рефлексивные ситуации.

Одна из них – графический организатор «Гроздь». Он приемлем на стадии рефлексии, когда учащиеся ещё раз пересматривают, осмысливают то, что узнали, расширяют сферу своих знаний, выдвигают новые идеи. Это обсуждение  учит  школьников: анализировать свои проблемы и затруднения; адекватно оценивать свои силы, способности, характер, свое отношение к порученному делу, к коллективу; ставить перед собой цели и достигать их; передавать свои чувства и быть открытыми для других. Какие вопросы наиболее применимы?

  • Какие уже имеющиеся у тебя знания понадобились в решении задачи?
  • Кто и как тебе помогал(и) на уроке при решении задач?
  • Какие способности наиболее тобой реализовались в деятельности??
  • Где ты применишь полученные знания?
  • В какой момент  ты чувствовал себя особенно успешным?
  • Какие способы и приемы работы ты использовал? (составлял таблицу, рисовал схему, составлял тезисы, готовил сообщение, помогал в проведении эксперимента  и т.д.)?

 Система организации работы в творческих секциях создаёт условия для  творческой самореализации личности обучающегося.

Глава III

Результативность применяемой системы в педагогической практике.

3.1 Анализ результатаивности.

        Систематическое использование активных форм работы на уроках литературы, начиная с 5 класса, приводит к позитивным результатам. При 100 % -й успеваемости учащиеся демонстрируют повышение качества знаний по литературе от 57.89 % до 65 %

      Результаты ОГЭ по литературе свидетельствуют об эмоциональном отношении к предмету, которое вызывает у учащихся познать изучаемое и стимулирует увлечение литературой. Результаты ОГЭ по литературе  демонстрируют высокий уровень готовности обучающихся к итоговой аттестации.

       Системность работы в данном направлении позволила мне в течение данного периода стабильно получать призеров Всероссийской олимпиады школьников на муниципальном уровне.

        Наряду с этим мои обучающиеся ежегодно выступают успешно в конкурсе Чтецов муниципального уровня и занимают призовые места.

   Обучающиеся ежегодно участвуют во всероссийском конкурсе сочинений на муниципальном и региональном уровнях и занимают призовые места.

      Данные анализа участия детей в творческих конкурсах показывают рост результативности и уровня творческих достижений учащихся, что свидетельствует о повышении уровня самореализации личности.

 Таким образом, результаты работы по теме  свидетельствуют о том, что создаются необходимые условия для самореализации  личности  обучающегося через организацию творческих секций, что свидетельствует о целесообразности применения данного опыта работы.

Изучение мнения членов творческих секций в 2022-2023 учебном году

В анкетировании участвовало 18 человек. Вниманию обучающихся был предложен графический организатор «Гроздь».

  • Какие способности наиболее тобой реализовались в деятельности?
  • В какой момент  ты чувствовал себя особенно успешным?
  • Где ты применишь полученные знания?

 

На первый вопрос ответы участников заключались в следующем:

  • стал активно включаться в работу (75%)
  • стал свободно себя чувствовать на выступлениях (65%)
  • развилась способность ставить вопросы  (66%)
  • стали с желанием выполнять творческие задания  (82 %)

На второй вопрос ответы участников сводились к следующему:

  • выполнение совместных заданий, сотрудничество со сверстниками (88%)
  • проведение викторин, игр (66%)
  • участие в сценках (44%)
  • разработке проектных заданий (72%)

На третий вопрос обучающиеся отвечали так:

  • практически на всех уроках (100%)
  • участие в олимпиадах, интеллектуальных играх (77%)
  • выполнять устные задания по предмету (44%)
  • повысить результат успеваемости по литературе (43%)
  • выполнять задания, где требуется продолжительное время (62%)
  • выступать публично (74%)

На основании данных ответов можно сказать о том, что у обучающихся формируются определенные социальные и коммуникативные компетенции, актуализируется личностный смысл к познанию языковых явлений, приобретается опыт взаимодействия в открытой среде, повышается мотивация к достижению высоких учебных достижений, формулировать свои взгляды и определять свою позицию.

Глава  IV

Выводы

    Практический опыт показывает осуществление перехода от знаниевой парадигмы к личностно-ориентированной, к реализации таких компетенций, которые наиболее предпочтительны в современных условиях.  Комбинация технологий показывает успешность реализации обучающимися  творческих способностей через выполнение конкретных продуктов в учебной и внеурочной деятельности, дает возможность для осуществления компетентностного подхода в обучении.

Творческие секции способны выявить субъективный опыт обучающихся, обеспечить осмысление значимости изучаемого учебного материала, обогатить имеющийся опыт  новым знанием, развивать информационную и коммуникативную культуру, предоставить возможности для самовыражения и самоопределения в положительной деятельности. Использование опыта дает устойчивые высокие результаты обучения, воспитания и развития учащихся. Перспективность работы заключается в возможности его использования в массовой практике школы как в классно-урочной, так и в воспитательной работе.

Глава  V

                                                   Список литературы

  1. Барбер М., Муршад М. «Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах.// Вопросы образования, 2008, №3.
  2. Зажигина О.А. Литература. 10-11 классы: организация самостоятельной работы на уроке//Волгоград: Учитель, 2010 г.
  3. Кудинов С.И. «Сомореализация как системное психологическое образование. –М., 2007.
  4. Методический журнал «Литература в школе», № 5 2002 г.
  5. Персональный сайт учителя иностранного языка Ерохиной Людмилы Александровны «Творческая самореализация личности на основе создания психолого – педагогических условий».
  6. Селевко Г.К. «Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП»// НИИ школьных технологий, 2005 г.
  7. Тубельский А.Н. «Об изменении содержания образования».// Школьные технологии.2007, №3

                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки литературы как средство самореализации личности в системе духовно-нравственного воспитания

В процессе изучения литературы важно показать учащимся образец для подражания, доказать, что нравственный человек при всей сложности, а порой и драматичности бытия, полн...

Исследовательская деятельность на уроках литературы как средство самореализации и самоопределения личности ученика.

Учебный процесс на уроке должен быть трансформирован в образова­тельный. При этом своим чередом возникает проблема: как обеспечить влияние изучаемого на уроке материала на ум и душу каждого учен...

Создание ситуации успеха на уроках математики как средство здоровьесбережения личности обучающихся

В современной системе российского образования множество проблем. Одна из важнейших — это проблема ориентации всей системы образования на здоровье сберегающее обучение и воспитание. Неспроста наш...

Обобщение опыта работы по теме: «Использование методов развития творческих способностей неслышащих младших школьников как средство самореализации личности»

В работе описаны методы развития творческих способностей неслышащих младших школьников как средство самореализации личности ...

Отчет по теме самообразования «Эвристический диалог на уроках литературы как средство самореализации учащихся»

"Эвристический диалог на уроках литературы как средство самореализации учащихся" актуальная тема для самообразования...

Семинар для педагогов по теме: «Психологический комфорт на уроке, как фактор успешной самореализации личности обучающегося»

Учителя разные – ведь они вырастают из учеников. Учитель – мастер, виртуоз. Только он знает, сколько труда и сил ушло на том, чтоб урок шел как по нотам. Мастеров не так много. Но есть немало професси...

"Использование компетентностного подхода для организации творческой деятельности обучающихся на уроках литературы как средства самореализации личности"

Главная цель компетентностного подхода в преподавании русского языка и литературы заключается в формировании всесторонне развитой личности школьника, его теоретического мышления, языковой интуиции и с...