Программа учебного курса внеурочной деятельности "Театр для всех"
методическая разработка по литературе (8 класс)

Сальникова Ольга Николаевна

Программаучебного курса внеурочной деялельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Важинский образовательный центр»

Подпорожского района Ленинградской области

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности «Театр для всех»

                                                                  Составила Сальникова О. Н., учитель русского языка и литературы

           

 

Важины,

2022

                                   ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

           Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Театр для всех» составлена на основе Федеральной рабочей программы ООО по литературе.

           Цель курса – формирование духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения, эмоциональное, интеллектуальное и эстетическое развитие обучающихся, становление основ их миропонимания и национального самосознания. Литературные произведения являются феноменом культуры: в них заключено эстетическое освоение мира, а богатство и многообразие человеческого бытия выражено в художественных образах, которые содержат в себе потенциал воздействия на читателей и приобщают их к нравственно-эстетическим ценностям, как национальным, так и общечеловеческим. Инсценирование художественных произведений способствует эмоциональному сопереживанию, развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) и одновременно способствует сплочению коллектива , расширению культурного диапазона учеников и учителей, повышению культуры поведения. Данная программа нацелена также на воспитание читательской, зрительской и исполнительской культуры.

Программа рассчитана на год. Но можно использовать такое построение курса и в последующие годы, изменив художественное произведение для инсценировки в соответствии с Федеральной программой ООО по литературе. Составлена в русле системно-деятельностного и личностно-ориентированного похода: практические занятия преобладают, ученик может выбрать свою роль в создании спектакля. Планируемые результаты достигаются через использование групповых, коммуникативных, игровых технологий. Программа нацелена на конкретный продукт- спектакль, поэтому проектная технология является ведущей.

          Театральное искусство своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способно помочь ребёнку раздвинуть рамки постижения мира. Увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети и педагоги взаимодействуют, получая максимально положительный результат.

          На занятиях школьники знакомятся с видами и жанрами театрального искусства, с процессом подготовки спектакля, со спецификой актёрского мастерства.

          Программа ориентирована на развитие личности ребенка, на развитие его личностных и метапредметных УУД, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития школьников.

Программа включает следующие разделы:

1.  Чтение и анализ текста

2. Составление сценария

3. Работа с декорациями

3.  Выразительное чтение

4.  Ритмопластика  

5.  Работа над спектаклем, показ спектакля

          Программа направлена на развитие умений анализировать текст, составлять сценарий, рисовать декорации, на получение навыков актерского мастерства.

Технологии: игровые, коммуникативные, проектная , групповая

Формы работы:

          Формы занятий - групповые и индивидуальные занятия.

         Методы, формы и приёмы работы:

Основными формами проведения занятий являются:

  • игры;
  • конкурсы;
  • практикумы;
  • беседы;
  • спектакли;
  • концерты.

           Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, создание сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.

          Продвигаясь от текста к сценарию, от сценария к постановке, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт составления сценария, публичного выступления и творческой работы. Важно, что в театральном кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнёром, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене. Дети учатся выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят. Дети привносят элементы своих идеи, свои представления в сценарий, оформление спектакля.

           Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.

                   Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме.

Методы и приёмы описаны в книгах Н. Н. Сметанниковой, посвященной стратегиям чтения.

Формы контроля

Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:

  • текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;
  • промежуточный – праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурсы ;
  • итоговый – открытые занятия, спектакли.

        Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.

            В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД:

Личностные результаты.

У учеников будут сформированы:

  • потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
  • целостность взгляда на мир;
  • развитие этических чувств, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
  • осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.

          Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
  • планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
  • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
  • анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

  • пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
  • понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

  • включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
  • работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • слушать собеседника;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

Учащиеся научатся:

  • анализировать текст
  • читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
  • выразительному чтению;
  • различать произведения по жанру;
  • развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
  • видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
  • создавать сценарий;
  • умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)
  • создавать декорации

Учебный план

Разделы программы

Кол-во часов

1

Введение

1

2

Анализ текст

5

3

 Составление сценария

4

4

 Работа с декорациями

2

5

Выразительное чтение

6

6

Ритмопластика

3

7

Этика и этикет

3

8

Культура и техника речи

2

7

Работа над спектаклем, показ спектакля

и техника речи

14

 

Всего часов

34

Учебно-тематический план

Тема занятий

Кол-во часов

Дата.

1

Вводная беседа. Знакомство с планом кружка. Выборы актива кружка

1

 

Анализ текста

2

Комплексный анализ драматического произведения

2

3

Комплексный анализ прозаического произведения

3

Составление сценария

6

Знакомство со структурой театра, его основными профессиями: актер, режиссер, сценарист, художник, гример. Отработка сценического этюда «Уж эти профессии театра…»

1

 

7

Словесное воздействие на подтекст. Речь и тело (формирование представления о составлении работы тела и речи; подтекст вскрывается через пластику).

1

 

8

Составление сценария

1

 

9

Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.). Выразительное чтение сказки по ролям.

1

 

Работа с декорациями

10

Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, сценических эффектов, музыкального сопровождения. Помощь «художникам» в подготовке эскизов несложных декораций и костюмов.

2

 

Выразительное чтение

11

12

Отработка ролей. (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций)

2

13

14

Отработка ролей. (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций)

2

 

15

16

Отработка ролей. (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций)

2

 

Ритмопластика

17

Понятие о ритмопластие. Игры . Подбор музыкального сопровождения к сценарию сказки. Репетиция.

1

 

18

Выступление со спектаклем перед учениками школы и родителями

1

 

19

Анализ дела организаторами (недостатки, что необходимо предусмотреть) и участниками (интересно ли было работать над спектаклем, нужен ли он был, что будем делать дальше - коллективное планирование следующего дела).

1

 

Этика и этикет

20

Связь этики с общей культурой человека. (Уважение человека к человеку, к природе, к земле, к Родине, к детству, к старости, к матери, к хлебу, к знанию; к тому, чего не знаешь, самоуважение).

1

21

Культура речи как важная составляющая образ человека, часть его обаяния. Речевой этикет. Выбор лексики, интонации, говор, речевые ошибки, мягкость и жесткость речи. Подготовка и показ сценических этюдов.

1

 

22

Понятие такта. Золотое правило нравственности «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой». (Работа над текстом стихотворения Н. Гумилева «шестое чувство»)

1

 

Культура и  техника речи

23

Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата

1

 

24

Игры по развитию языковой догадки («Рифма», «Снова ищем начало», «Наборщик», «Ищем вторую половину», «Творческий подход», «По первой букве», «Из нескольких – одна»

1

 

Работа над спектаклем- 25-34

Учебно-методический комплекс

  1. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации /сост. Н.К. Беспятова – М.: Айрис- пресс, 2014. – 176 с. – (Методика).
  2. Школа творчества: Авторские программы эстетического воспитания детей средствами театра – М.: ВЦХТ, 2014 – 139 с.
  3. Пирогова Л.И. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе: Приятное с полезным. – М.: Школьная Пресса, 2014. – 144.
  4. Скоркина Н.М. Нестандартные формы внеклассной работы. – Волгоград: учитель – АСТ, 2013. – 72 с.
  5. Внеклассная работа: интеллектуальные марафоны в школе. 5-11 классы / авт. – сост. А.Н. Павлов. - М.: изд. НЦЭНАС, 2014. – 200 с.
  6. Львова С.и. Уроки словесности. 5-9 кл.: Пособие для учителя. - М.: Дрофа, 2013 – 416 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности по французскому языку для 4 класса

Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников (4класс) по французскому языку. ...

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности по французскому языку для 5 класса

Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников (5 класс) по французскому языку. ...

Программа учебного курса внеурочной деятельности «Занимательные страницы истории языка». 5 класс

    Программа курса внеурочной деятельности «Занимательные страницы истории языка» предполагает введение в курс средней школы элементов истории языка и отвечает всем требованиям федер...

Рабочая программа учебного курса внеурочной работы «Мордовские песни» в 5 классе

Планирование внеурочной работы «Мордовские песни» в  5 классе...

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Русская словесность»

Настоящая программа составлена на 34 часа (из расчета 1 час в неделю) в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уров...

Программа учебного курса внеурочной деятельности "Театр для всех"

Программа рассчитана на 1 год. Соответствует Федеральной рабочей программе ООО по литературе. Но можно её использовать и в последующие годы, выбрав для постановки другое произведение....