"Любовь сильнее смерти" (сочинение ученицы)
методическая разработка по литературе (8 класс)
Могут использовать учителя для чтения учащимся
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.19 КБ | |
| 19.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие по русскому языку
Викторина «Знатоки русского языка» (для учащихся 8-9 класса)
Цели игры:
- формирование познавательного интереса учащихся к изучению русского языка;
- развитие коммуникативной и кооперативной компетенции, культуры общения;
- воспитание интереса к родному языку, истории и культуре русского народа.
Оборудование: листы с заданиями для каждой команды, сигнальные карточки
Формы работы: групповая, индивидуальная
Форма проведения: беседа, викторина
Ход занятия
- Правила проведения игры
Ученики класса поделены на 3 группы по 5-6 человек. Если данное занятие проводится для учеников всей параллели 8-9-х классов, то от каждого класса представляется своя команда. Те, кто не занят в команде, являются болельщиками. В каждой группе выбирается капитан команды. На данном мероприятии обязательно присутствует жюри, членами которого могут быть либо родители учащихся, либо ученики старших классов, либо учащиеся (3 человека) того же 8-9 класса (классов). После выполнения каждого задания жюри посчитывает количество правильных ответов, данных каждой командой. В конце занятия подсчитываются баллы и определяется команда-победитель. У членов жюри есть бланки с правильными ответами.
- Вступительное слово учителя:
Добрый день, дорогие ребята. У нас с вами необычный урок. Урок-игра. Мы сегодня должны показать ваши знания по основным разделам русского языка, ваше умение разгадывать мудрые языковые загадки. Конечно, успех каждой команды будет зависеть от знаний конкретного участника и, конечно, от сплоченности вашей группы. Желаю удачи всем командам!
Задания для команд.
Задание №1
Учитель: Что изучает раздел науки о языке «орфоэпия»? (вопрос к болельщикам, если таковых нет, то к командам) (ответы учащихся) Вот и начинаем мы с орфоэпической разминки. Расставьте правильно ударения в следующих словах и произнесите их. Время выполнения -3-4 минуты:
- Слова для 1 группы: красивее, статуя, позвонит, занята, квартал, диспансер, договор, материальные средства, запломбировать; ( 10 баллов)
- Слова для 2 группы : эксперт, запломбированный, исчерпали, каталог, компетентный, медикаменты, столяр, на складах, ржаветь, танцовщица; ( 10 баллов)
- Слова для 3 группы: предпринять, силос, углубленное обучение, ненормированный, экспертная, полиграфия, уведомил, таможня, обеспечение. ( 10 баллов)
(жюри слушает и считает правильные ответы)
Задание № 2
Учитель: Что изучает фонетика? (ответы учащихся). Сейчас команды будут выполнять задание, в котором нужно будет продемонстрировать знания их этой области языкознания. Время выполнения -3-4 минуты:
Задание для всех групп:
- определите, сколько букв и звуков в каждом слове: местность, гладкий, бурьян, съемка, каюта. (местность (9б, 7 зв.), гладкий (7б,7зв.), бурьян(6б,6 зв.), съемка(6б,6 зв.), каюта(5б.,6зв.).)
- запишите слова, переданные фонетической транскрипцией [ прут], [сйэст],[ йэст], [байукат] ( пред, пруд; съест, съезд; ест; баюкать)
Задание № 3
Учитель: как известно, словарный состав русского языка постоянно меняется: одни слова устаревают, а другие активно входят в наш язык. Как называется раздел науки о языке, который занимается изучением слова и его значения? ( ответ учащихся)
Задание командам: попробуйте объяснить значение слов и словосочетаний из «Трехъязычного лексикона», который был выпущен в 1704 году Ф. Поликарповым, определите их современное толкование. Время выполнения -3-4 минуты:
- Извнутряю ( попрошу), зад главы ( затылок), задышка ( отдышка), возглавие ( подушка), крадебница ( воровка), могута( сила), мешанина ( смесь), детоводница ( няня), скус ( вкус), охабка ( объятие), оковрач, очник ( окулист).
Каждая команда читает свой вариант ответа, жюри подсчитывает количество правильных.
Задание №4
Учитель: в русском языке очень много иноязычных слов, но богатство нашего языка проявляется в том, что многие из заимствованных слов можно заменить русскими синонимами. Вот и попытайтесь сейчас это выполнить. Время на выполнение - 3 минуты.
- Слова для 1 группы: актуальный (важный), антракт ( перерыв), ситуация ( положение), лозунг ( призыв), финал ( завершение);
- Слова для 2 группы : миссия (задание, роль представительство), эпилог ( заключение), имитация (подражание), шеф ( начальник), триумф ( успех, победа);
- Слова для 3 группы: теолог ( богослов), дебаты ( споры), пресса ( печать), индекс ( указатель), дилемма ( выбор)
Задание №5
Учитель: часто, чтобы правильно написать то или иное слово, нужно разобрать его по составу, или выполнить морфемный разбор. Вот и сейчас вам предстоит выполнить такое задание. Как называется раздел науки о языке, который изучает состав слова и способы его образования?
Задание для всех групп: Разберите по составу выделенные слова: Расточка деталей. Из земли показались три росточка.
Задание № 6
Учитель: в языкознании есть еще один раздел, который изучает устойчивые выражения слов. Как он называется? (фразеология). Фразеологизм - это языковое средство, которое позволяет сделать нашу речь образнее, эмоциональнее. Частота употребления фразеологизмов в речи является одним из показателей сформированности речевой культуры человека. Вот и следующее задание для команд позволит выявить, как участники команд знают значение фразеологизмов и умеют употреблять их в своей речи.
Задание для команд: найдите фразеологизмы среди этих выражений и с 2-3 фразеологизмами придумайте предложения.:
Синие глаза, мозолить глаза, опустить глаза, карие глаза, с глазу на глаз, попасть в глаз, глаза слипаются, не поверить своим глазам, промыть глаза, глаза открылись, лечить глазам , глаза на мокром месте, глаза разгорелись, темные глаза, глаз подбит, глаз набит.
( Ответы: мозолить глаза, с глазу на глаз, глаза слипаются, не поверить своим глазам, глаза открылись, глаза на мокром месте, глаза разгорелись, глаз набит.)
Задание № 7
Учитель: наш русский язык является одним из богатейших языков мира. Это позволяет человеку, владеющему богатым лексиконом, выражать мысли образно, ярко, эмоционально. Сейчас, выполняя следующее задание, каждая команда покажет умение правильно подбирать, находить как можно большее количество эпитетов к слову.( за каждый правильно подобранный эпитет 1 б.)
Задание для команд: подберите как можно больше эпитетов к словам:
- Слово для 1 группы: улыбка;
- Слово для 2 группы: погода;
- Слово для 3 группы: настроение.
Задание № 8
Учитель: правильно говорить на русском языке необходимо каждому человеку. Однако не все это могут делать и порой допускают ошибки. Следующее задание и заключается в том, чтобы исправить грамматические, речевые и фактические ошибки в предложенных вам предложениях:
- Предложения для 1 группы:
А) Цены подорожали (выросли)
Б) Он поднял тост за дружбу ( поднял бокал, произнес тост)
В) Решение, направленное на улучшение отмеченных недостатков ( на искоренение)
Г) В ответ на это мы получили такой ответ ( на это был получен ответ);
- Предложения для 2 группы:
А) В парке заложено 52 дерева (закладывать парк, сажать деревья, посажено 52 дерева);
Б) Храбрая мысль ( смелая)
В) Плохо, когда во всех кинотеатрах города демонстрируется одно и то же название фильма ( демонстрируется один и тот же фильм)
Г) В 18 веке в Ленинграде было закрыто несколько типографий ( в Петербурге)
- Предложения для 3 группы:
А) Мальчик рано возвратился со школы ( из школы)
Б) Кто крайний? ( Кто последний?)
В) Артист впервые дебютировал сегодня ( дебютировал, впервые выступил)
Г) Пессимизм и недоверие в жизнь ( пессимизм и неверие в жизнь)
Задание №9
Учитель: а теперь давайте устроим турнир для капитанов. Капитаны вызываются к доске.
Блиц – опрос. Побеждает в этом задании тот из капитанов, кто первым правильно отвечает на вопрос, и за каждый верный ответ получает по 1 баллу.
- Сколько букв в русском алфавите? (33 ( с Ё))
- Образуйте родительный падеж от существительного КОПНА (копён)
- Раздел науки о языке, изучающий географические названия (топонимика)
- Закончите знаменитую фразу русского языковеда Л.В.Щербы : «Глокая куздра штеко будланула бокра и ……» (курдячит бокренка)
- Язык на котором ведется богослужение в православных храмах
( церковнославянский)
- Как называются словари, посвященные происхождению слов? ( этимологические)
- Определите значение слова десница ( правая рука)
- Что обозначает слово ВЕЩИЙ в поэме А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»? (мудрый, знающий)
- На основе какой азбуки было создано русское письмо? ( на основе кириллицы)
- Какого рода слово ШИМПАНЗЕ? ( мужского)
- Какое небесное тело имеет два названия: одно - мужского рода, а другое - женского рода. (Луна, месяц)
- С какой частью речи никогда не употребляются предлоги? ( с глаголом)
Задание № 10
Учитель: очень много в нашей жизни зависит от правильно поставленной запятой. Вспомните знаменитую фразу: «Казнить нельзя помиловать»! Вот и сейчас, команды, выполняя очередное задание, еще раз докажут важность правильной расстановки знаков препинания. Их задание в этом и заключается:
Задания:
1). Расставьте знаки препинания так, чтобы наследники не разорились. Каково смысловое значение знаков препинания в этом тексте?
Завещание правителя.
Перед смертью правитель оставил своим сыновьям завещание: «Поставьте на моей могиле статую золотую чашу держащую» («Поставьте на моей могиле статую, золотую чашу держащую»)
Расставьте знаки препинания в этом предложении:
2) Не Бахчисарайский ли фонтан вы перечитываете? ( Не «Бахчисарайский» ли «фонтан» вы перечитываете?)
Задание № 11
Учитель: последнее задание будет заключаться в том, что каждая команда должна привести 3-5 весомых аргументов в пользу того, почему важно изучать и хорошо знать русский язык.
( выступление представителя от каждой команды с защитой выработанного группой мнения)
3. Итог занятия. Подсчет жюри набранных командами очков и определение победителя игры. Награждение каждой команды грамотами в соответствии с занятыми местами.
Использованная литература
- А.О.Орг Олимпиады по русскому языку: Кн. для учителя: Из опыта работы.- М.: Просвещение,1994.-112с.
- Е.А. Евлампиева. Занимательные задания на уроках русского языка.- Чебоксары: «Клио»,1997.-60с.
- Занимательно о русском языке: Пособие для учителя / В.А.Иванова, З.А. Потиха, Д.Э. Рознеталь.- Л.: Просвещение, Ленингр. отд-ние, 1990.-255с.
Предварительный просмотр:
Мой верный друг!
Мой враг коварный!
Мой царь! Мой раб!
Родной язык!
Весёлая викторина по русскому языку.
(для учащихся 6 класса)
Викторина по русскому языку « Люби и знай русский язык».
Цели: - развивать речь и творческие способности учащихся;
- воспитывать любовь к русскому языку, поощрять интерес к новым знаниям;
- обучить командной игре, умению вести спор, дискуссию;
- воспитывать чувство коллективизма, товарищества.
Ход урока.
Здравствуйте, ребята! Сегодня я предлагаю вам совершить увлекательное путешествие в мир русского языка. Вам предстоит пройти нелёгкие испытания, проверить свои знания в таких разделах русского языка, как морфология, фонетика и словообразование, орфография и орфоэпия, лексика и фразеология. Готовы ? Тогда вперёд!
Урок пройдёт в форме соревнования.
Представляю вам две команды
1-ая команда _____________
2-ая команда _____________
Представление жюри ________________
Давайте начнём
И вам станет известно.
Что русский язык
Изучать интересно!
Посоветую я вам,
Как к волшебным берегам,
В море знаний плыть да плыть,
Чтоб секреты все открыть,
Я даю советы всем,
Всех советов – ровно семь!
- Берите в руки тетради и ручки.
- Обдумывая задания, сосредоточьтесь.
- Путешествуя, смело бросайте якорь у новых берегов, уверенно отвечайте на мои вопросы.
- Дружите с книгами, которые помогут разобраться во всём.
- Не забывайте о друзьях, советуйтесь с ними, ищите верные ответы.
- Если вы сбились с пути, не огорчайтесь, даже с опятными моряками это случается.
- Удачи вам и доброго пути!
Жюри оценивают эмблемы команд.
Разминка.
- Кого согласно русской поговорке ноги кормят ?
(коня, бегуна, сапожника, волка)
- Кто должен на горе свистнуть, чтобы нечто несбыточное произошло ?
(соловей-разбойник, рак, милиционер, мальчик)
- Кто гладок оттого, что поел и на бок ?
(волк, медведь, собака, кот)
- С какой ягодой сравнивают очень хорошую, привольную жизнь ?
(земляника, малина, вишня, крыжовник)
- Какое растение существует ?
(Петька и Василий Иванович, Том и Джерри, Саша и Маша, Иван-да-Марья)
- Какие берега обычно бывают у молочных рек ?
(творожные, сметанные, кисельные, масляные)
- Какой зайка скакал под ёлочкой ?
(беленький, маленький, серенький, шоколадный)
- Какой породы овчарок не существует ?
(шотландская, немецкая, кавказская, антарктическая)
«Найди слово в слове»
Из слова ГАСТРОНОМ составьте как можно больше слов.
(астроном, маг, гном, агроном, мост, гром, матрос, трос, сторона)
«Графическая арифметика»
Отгадайте слова. Все они начинаются на букву «С».
- с + сражение ---- сбой
- с + домашнее животное с гладкой шерстью --- скот
- с + хвойный лес --- сбор
- с + спрятанные ценности ---- склад
- с + с место стоянки судов --- спорт
- с + дом для отдыха --- сдача
«Перевёртыши»
Смысл задания – отгадать фразы, зашифрованные с помощью антонимов, например : Кроссовки щей объелись- сапоги каши просят.
- Зайцам симпатизировать – дома не сидеть. (Волков бояться – в лес не ходить.)
- Последний пельмень не кучкой. (Первый блин комом.)
- У орла один раз нечистый украл кусочек колбасы. (Вороне где-то бог послал кусочек сыра.)
- На милиционере валенки мокнут. (На воре шапка горит.)
«Блиц – тур.»
По одному участнику от каждой команды должны ответить на 7 вопросов. Время обдумыва6няи 3-5 секунд.
1-ый участник:
- Сколько корней в слове «пароход»? (2)
- Назовите вопросы творительного падежа. (Кем? Чем?)
- В слове сверхинтересный, сверх- приставка или корень ? (приставка)
- От какого слова образовано слово «заново» ? (новый)
- Шестилетний – это числительное или прилагательное ? (прилагательное)
- Сколько звуков в слове «степь» ? (4)
- Образуйте существительное от числительного «пять». (пятёрка)
2-ой участник:
- Сколько корней с слове «соображать» ? (1)
- Назовите вопросы винительного падежа. (Кого? Что?)
- Сколько звуков в слове «яма» ? (4)
- В слове юго-западный, юго- приставка или корень ? (корень)
- От какого слова образовано слово «охотник» ? (охота)
- Тройка – это существительное иди числительное ? (существительное)
- Образуйте глагол от числительного «три». (утроить)
Фразеологические загадки.
Я буду читать фразеологические определения какого-либо понятия для каждой команды в соответствии с жеребьёвкой. Досрочный ответ оценивается 2-мя жетонами; правильный ответ, данный после прочтения определения – 1-ним. Если команда даёт неправильный досрочный ответ, то ответить может другая команда.
- Не бельё, а вешать можно. Не орех, а может раскалываться. Не игрушка, а можно ломать. Она бывает горячей, дырявой, садовой. Лучше, если их две. Если вас что-то беспокоит, она болит, А если человек кого-то подвёл, её могут намылить или даже снять. (голова)
- Умные люди советуют тратить его на дело. Оно само работает на нас и показывает, каким предстанет перед нами будущее. Иногда оно не ждёт, а иногда терпит. Его можно хорошо провести, а можно выиграть. Некоторые измеряют его в денежном эквиваленте, а другие утверждают, что оно даже дороже золота. (время)
- Его любимый праздник – масленица. Его тянут за хвост, если делают что-то очень медленно, а иногда под хвост ему бросают слова и деньги, которые не ценят. Иногда он сидит в мешке, а когда чего-то мало, говорят, что это он наплакал. (кот)
- Её выпрашивает дырявая обувь. Если школьник всё перепутал, учитель утверждает, что она у него в голове; если всё выучил, но не внятно излагает мысли – она перемешивается в рот. Её заваривают, если берутся за трудное, неприятное дело, и расхлёбывают после его выполнения. При этом её никак нельзя испортить маслом (каша)
Домашнее задание: сценки «На уроке русского языка».
Отгадай слово :
Его корень в слове писать,
Приставка с слове рассказать,
Суффикс в слове книжка,
Окончание в слове вода.
(расписка)
Его корень в слове вязать,
Приставка в слове замолчать,
Суффикс в слове сказка,
Окончание в слове рыба.
(завязка)
Музыкальная пауза.
Домашнее задание: «Поэтический конкурс».
Вам были даны рифмующиеся слова, вы должны были сочинить с ними стихи :
- Щенка – пока
Помогите – найдите
У меня есть три щенка,
Кличек нет у них пока.
Мне, ребята, помогите,
Клички для щенков найдите.
2. Учил - получил
Подсказки – сказки
Аист азбуку учил
И пятёрку получил.
И сегодня без подсказки
Сам себе читает сказки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Любовь сильнее смерти"(По жизни и творчеству И.С.Тургенева)
Урок литературы в 10 классе "Любовь сильнее смерти" поможет учащимся восстановить основные этапы жизни и творчества И .Тургенева...

Сочинение " Гордость нашей семьи!" Шеховцовой Любови, ученицы 11 класса МКОУ Новокиевской СШ Новоаннинского района Волгоградской области
В сочинении Люба рассказала о прадедушке, который воевал. В мирное время Алексей Николаевич трудился, не любил рассказывать о тех страшных событиях....

Презентация к уроку по учебному предмету «Литература» в 8-ом классе на тему «Любовь сильнее смерти…». Факты биографии И.С. Тургенева.
Данная презентация познакомит с фактами биографии И.С. Тургенева, с историей взаимоотношений писателя и Полины Виардо; подготовит к пониманию содержания повести «Ася» и других произведений...

Сочинение ученицы МБОУ "Холмечская СОШ" Бурдужан Любовь "Память сильнее времени" (посвящённое 75-летию Великой Победы)
Рассказ о нашей землячке, учительнице Холмечской школы Романенковой (Крашенинниковой) Людмиле Дмитриевне, смелой и отважной партизанке партизанского отряда имени Пожарского...
Сочинение не тему "Любовь сильнее смерти"
Сочинение на тему "Дюбовь сильнее смерти"...
"Любовь к книгам" сочинение ученицы
Материал может пригодиться к проведению внеклассной работы, а также на уроке...
