Поклон эпистолярному жанру
элективный курс по литературе
Программа элективного курса "Поклон эпистолярному жанру"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
- Вступительная статья…………………………………………………..2-11
- Пояснительная записка……………………………………………….12-14
- Учебно-тематический план элективного курса «Поклон эпистолярному жанру»………………………………………………………………….15-18
- Содержание программы………………………………………………19-20
Вступительная статья
Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства. Школа является критически важным элементом в этом процессе. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Для решения данных задач под руководством президента РФ была подготовлена инициатива «Наша новая школа». Рассмотрим ее основные положения:
1. Раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире должно стать основной задачей современного образования;
2. Школьное обучение должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации;
3. Школа наряду с семьей является базовым социальным институтом, формирующим личность, приобщающим новые поколения к ценностям отечественной и мировой культуры, делающим человека цивилизованным;
4. Развивать и совершенствовать программы обучения русскому языку, который является основой межнационального общения и единства нашей страны.
Для учителей русского языка и литературы важным являются два последних положения – формировать личность, приобщать новые поколения к ценностям отечественной и мировой культуры, развивать и совершенствовать программы обучения русскому языку, который является основой единства нашей страны.
С 1 сентября 2010 года в школы пришли стандарты второго поколения, реализующиеся пока только в начальной школе. Но нам, учителям, работающим на второй ступени обучения, уже сегодня нужно ориентироваться на требования ФГОС второго поколения, так как не за горами то время, когда прошлогодние первоклассники придут к нам в пятый класс.
В Федеральных государственных стандартах второго поколения говорится о том, что предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции школьников. При этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки по другим школьным предметам.
Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества.
Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.
Ещё Ян Амос Коменский в своей «Великой дидактике» писал: «Природа всё производит из корня и более ниоткуда, ибо сколько на дереве ни появляется древесины, коры, листьев, цветов, плодов – всё это рождается только от корня». Следовательно, правильно обучать школьников – это значит развивать в них способность понимать, действовать самостоятельно, а не заполнять головы учеников готовой информацией.
Наверное, именно поэтому в стандартах второго поколения на первое место поставлены личностные результаты школьников. Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовер-шенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Для достижения этих результатов в процессе обучения русскому языку должен быть реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.
Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.
Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются:
- коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.);
- познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами и др.);
- регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять её; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.). Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе
Формирование функциональной грамотности, совершенствование речевой деятельности учащихся строится на основе знаний об устройстве русского языка и об особенностях его употребления в разных условиях общения. Процесс обучения должен быть ориентирован не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационная переработка текстов, различные формы поиска информации и разные способы передачи ее в соответствии с речевой ситуацией и нормами литературного языка и этическими нормами общения.
Таким образом, обучение русскому языку в основной школе должно обеспечить общекультурный уровень человека, дальнейшую социализацию личности.
Практическими составляющими работы по формированию функциональной грамотности на уроках русского языка являются:
1. Обучение чтению: способность выбирать стратегию и тактику чтения в зависимости от цели чтения (гибкое чтение).
2. Развитие механизмов речи: умение делать эквивалентные замены, сжимать текст, предвидеть, предугадывать содержание текста.
3. Развитие устной и письменной речи:
- развитие орфоэпических навыков;
- работа по обогащению словарного запаса;
- развитие и совершенствование грамматического строя речи учащихся;
- развитие устной разговорной, учебно-научной, художественной речи;
- развитие письменной разговорной, учебно-научной, художественной речи.
В пятом и шестом классах важно научить детей гибкому чтению. Задания к упражнениям по степени сложности могут быть разными:
- определить количество частей в тексте; поставить вопрос к каждой части, составить план;
- прочесть, определить основную мысль текста, соотнести с темой урока;
- вычленить из текста новую информацию и сформулировать его главную мысль.
Механизм речи развивается на таких упражнениях:
- механизм эквивалентных замен;
- механизм памяти;
- механизм сжатия текста
- механизм предвидения, предугадывания.
Кроме того, задача развития механизма речи может реализовываться путём выполнения заданий к свободным диктантам и изложениям художественных текстов (подробный и сжатый пересказ), составления устного рассказа в художественном стиле по данным опорным словам и словосочетаниям. Сочинения-повествования, сочинения-рассуждения, письменный ответ на вопрос по изученной теме используются с целью развития письменной учебно-научной речи, сочинения-описания (миниатюры) по опорным словам, редактирование художественного текста – для развития письменной разговорной речи с элементами художественной и современной художественной речи.
В седьмом классе работа по овладению функциональной грамотностью продолжается: изучаются тексты разных типов и стилей, особое внимание уделяется текстам публицистического стиля. Задания к упражнениям усложняются:
- по ходу чтения подчеркни слова, указывающие на принадлежность текста к определенному стилю
- подготовь устный рассказ о текстах какого-либо стиля по плану. В каком стиле будет твой рассказ?;
- из фрагмента газетной статьи выпиши слова и предложения, указывающие на принадлежность к публицистическому стилю;
- подробно изложи текст публицистического стиля;
- определи тип и стиль текстов.
В восьмом-девятом классах задания по формированию функциональной грамотности предполагают подготовку сообщений в учебно-научном стиле, используя план и таблицу, определение темы, типа и стиля речи текста по заглавию и данному началу.
Таким образом, на протяжении всего процесса обучения русскому языку ведётся целенаправленная работа по формированию у учащихся лингвистической, языковой и коммуникативной компетенции через деятельностный подход, то есть формируется функциональная грамотность.
А. Дистервег говорил о том, что плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить. «Чему учить?» – наиглавнейший вопрос современного образования. На мой взгляд, ответ очевиден: учить нужно не номенклатуре, а умению действовать.
Ни для кого не секрет, что уровень эпистолярной культуры, да и в целом речевой уровень, снижается (эпистолярный жанр исчезает). Это подтверждает проведённое исследование среди студентов МГГУ и обучающихся МОУ СОШ №1 в 2010 году. Результаты показывают, что в общении с родными и друзьями доли тех, кто звонит по обычным телефонам составляет – 87,2% опрашиваемых, общаются по мобильным телефонам – 41%, посылают краткие сообщения- 23,8%, только 2,2% людей продолжают писать традиционные письма и поздравительные открытки.
Целью проведенного эксперимента стало изучение уровня овладения эпистолярным жанром обучающихся пятых классов МОУ СОШ №1 в сравнении со студентами третьего и пятого курса факультета «Филологии, журналистики и межкультурных коммуникаций» МГПУ,
В эксперименте участвовало 58 человек, из них 30 студентов третьего и пятого курса факультета «Филологии, журналистики и межкультурных коммуникаций» МГПУ и 28 учеников пятых классов МОУ СОШ №1.
Ученикам и студентам было предложено составить собственный текст поздравления с каким-либо праздником близкому человеку.
Обратим внимание, что до проведения эксперимента с его участниками никакой разъяснительной работы по созданию текстов-поздравлений не проводилось.
В ходе исследования, мы пришли к выводу, что современные школьники и студенты не умеют составлять тексты поздравления, не знают особенностей композиции текстов поздравления, особенностей употребления тех или иных синтаксических конструкций. Современная молодежь предпочитает покупать поздравительные открытки с уже готовыми текстами. Эти тексты содержат большое количество ошибок (в композиции, орфографии, пунктуации, стилистике), построены они по шаблону и являются универсальными, то есть предназначенными для всех и каждого, абсолютно к любому празднику. Таким образом, обращение к поздравительной открытке позволяет привлечь внимание школьников к письму, письменному общению.
Программа элективного курса для учащихся 5-х классов «Поклон эпистолярному жанру» (рассчитан на 12 часов).
Пояснительная записка.
Материал школьного курса русского языка предполагает изучение эпистолярного жанра в пятом, шестом, седьмом, восьмом классе (1 час), в девятом классе на изучение данной темы не отведено отдельных часов.
Цель изучения эпистолярного жанра школьниками заключается, прежде всего, в развитии социокультурной компетенции обучающихся. Социокультурная компетенция, по словам, Е. А. Быстровой, представляет собой формирование коммуникативных умений (способностей), ориентированных на ситуации, традиционные для русской культуры. Это позволяет формировать практико-ориентированную речь, решать задачи, необходимые для успешной речевой деятельности в каждодневном общении. Данный компонент работы диктуется Федеральными Образовательными Стандартами второго поколения, которые рекомендованы к внедрению уже сейчас. Это требует от учителей разработки технологий, направленных на получение заявленных в программе результатов различных уровней: личностных, метапредметных и предметных.
- Личностные результаты: в нашем случае отрабатываются не только грамматические и лексические единицы, но в целом, речевые ситуации, фреймы, формирующие гибкое речевое мышление ребенка, что особенно важно в сфере полиэтничности классов. Например: научить детей писать поздравительные открытки – значит научить их учитывать характер, социальное положение адресата речи; передавать свое отношение в поздравлении; грамотно и красиво оформлять открытки. С этой целью используются тексты различных стилей, оценка речевой стратегии авторов открыток.
- Стандарт предполагает формирование метапредметных результатов, что также преследуется в нашей работе, так как коммуникативные навыки, в первую очередь, относятся к общепредметным. Полученные знания школьники могут применять не только на уроках русского языка, но и на всех остальных, и не только на уроках, так как умение выбирать адекватную речевую стратегию обеспечивает успех во всех сферах деятельности.
- В нашей работе в первую очередь преследуются предметные результаты. Главная цель - формирование функциональной грамотности школьников: изученные обучающимися языковые единицы, функциональные стили отрабатываются не изолировано, а в контексте конкретных речевых ситуаций, что обеспечивает прочность знаний и применение их в речевой деятельности. Выстраивается система:
Этапы работы
1 этап | 2 этап | 3 этап |
Изучение языковой единицы (языкового правила) | Анализ использования этой единицы в конкретной языковой ситуации | Отработка данного правила (используемой единицы) на уровне самостоятельной творческой деятельности обучающихся. |
Это могут быть специальные уроки, уроки развития речи, и, кроме того, элементы уроков русского языка, как отдельные упражнения.
- Мы также стремимся достичь за счет данной работы определенного воспитательного эффекта, так как она решает вопросы формирования этикетно-правильной речи, учит ребенка составлять свои речевые произведения с учетом языковой ситуации, что невозможно без развития чуткости в отношении к людям, умения адекватно понять другого человека и правильно выразить свою мысль, не оскорбляя чужих чувств.
Методический блок состоит как из традиционных для урока русского языка методов и приемов (сочинение, составление словосочетаний, простых и сложных предложений, моделирования, анализа текста и т. п.), так и нетрадиционных (создание макетов открыток, языковые эксперименты различных уровней).
Для изучения эпистолярного жанра используются следующие средства обучения: таблицы, раздаточный материал, карточки, слайдовые презентации, толковые словари и др. В целом они составляют необходимый комплекс. Лишь совокупное применение их способно обеспечить развитие социокультурной компетенции.
Обращение к открытке позволяет привлечь внимание школьников к письму, письменному общению, сохранить для будущего этот жанр. Таким образом, развитие функциональной грамотности при использовании различных способов и методов обучения позволяет развить у обучающихся социокультурную компетенцию.
Учебно-тематический план элективного курса
«Поклон эпистолярному жанру»
№ | Тема | Кол-во часов | Формы деят-ти | Виды деят-ти |
1 | Введение. | 1 | Беседа. практическое применение полученных знаний. | Сравнение текстов, нахождение текстов, написанных в эпистолярном жанре. |
2 | Открытка как единица эпистолярного жанра. История возникновения открытки. Виды открыток. | 1 | Беседа, Составление схем, практическая работа. | Подготовка сообщений. Выполнение упражнений по определениювидов открыток. |
3 | Композиционное строение поздравительной открытки. | 1 | Беседа. Практическая работа. Работа со словарем. | Нахождение в тексте поздравительной открытки композиционных частей. |
4 | Дружеские и официальные поздравительные открытки. | 1 | Беседа. Практическая работа. | Сравнение текстов дружеского и официального поздравления. Написание собственных текстов дружеского и официального поздравления. |
5 | Особенности пригласительных открыток. | 1 | Беседа. Практическая работа. | Выявление композиционных особенностей пригласительных открыток. |
6 | Дружеские и официальные пригласительные открытки. | 1 | Беседа. Практическая работа. | Сравнение текстов дружеского и официального приглашения. Написание собственных текстов дружеского и официального приглашения. |
7 | Письмо. Его композиционные особенности. | 1 | Беседа. Практическая работа. | Подготовка сообщений. Нахождение композиционных частей письма на примере письма Дяди Федора. Написание письма литературному герою. |
8 | Виды писем. Письмо другу. | 1 | Беседа. Практическая работа. | Выявление особенностей дружеского письма. Написание собственного текста дружеского письма. |
9 | Официальное письмо. | 1 | Беседа. Практическая работа. | Выявление особенностей официального письма. Написание собственного текста официального письма. |
10 | Редактирование писем. | 2 | Беседа. Практическая работа. | Исследовательская работа, направленная на нахождение ошибок в письмах. |
11 | Письма в детской литературе. | 1 | Беседа. Практическая работа. | Индивидуальные сообщения обучающихся. |
ИТОГО: | 12 часов |
Содержание программы
Тема 1. Введение. Понятие о эпистолярном жанре.
Понятие эпистолярный жанр. Особенности эпистолярного жанра. Тема 2. Открытка как единица эпистолярного жанра. История возникновения открытки. Виды открыток.
Лексическое значение слова «открытка». История их возникновения. Разновидности открыток: открытка пригласительная и открытка поздравительная.
Тема 3. Композиционное строение поздравительной открытки.
Понятие о композиции. Выявление композиционных элементов поздравительных открыток. Соблюдение норм этикета при составлении текста-приглашения.
Тема 4. Дружеские и официальные поздравительные открытки.
Дружеские поздравительные открытки, их особенности. Официальные поздравительные открытки, их особенности. Композиция дружеских и официальных поздравительных открыток. Умение составлять собственный тест дружеского и официального поздравления. Соблюдение норм этикета при составлении текста-поздравления.
Тема 5. Особенности пригласительных открыток. Понятие о приглашении. Композиционное строение текста-приглашения. Особенности текста-приглашения. Соблюдение норм этикета при составлении текста-приглашения. Тема 6. Дружеские и официальные пригласительные открытки.
Дружеские пригласительные открытки, их особенности. Официальные пригласительные открытки, их особенности. Композиция дружеских и официальных пригласительных открыток. Умение составлять собственный тест дружеского и официального приглашения. Соблюдение норм этикета при составлении текста-приглашения.
Тема 7. Письмо. Его композиционные особенности.
Понятие о письме. Композиционные элементы письма. Соблюдение норм этикета в письмах. Тема 8. Виды писем. Письмо другу.
Виды писем: письма дружеские и официальные. Композиция дружеского письма. Написание собственного письма другу. Тема 9. Официальное письмо.
Особенности лексики официальных писем. Композиция официального письма. Написание собственного текста официального письма.
Тема 10-11. Редактирование писем.
Понятие о редактировании. Умение находить, объяснять и исправлять ошибки.
Тема 12. Письма в детской литературе.
Выявление читательского уровня школьников. Индивидуальные сообщения обучающихся о детских писателях, в произведениях которых встречаются письма. Анализ писем детских писателей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Письмо.Сочинение эпистолярного жанра. Урок развития речи
Разработка урока развития речи. Одной из основных задач этого урока является воспитание у учащихся интереса к письму как средству передачи информации, документу эпохи, благодаря которому осуществляетс...

Его величество эпистолярный жанр (урок письма)
В папке имеется конспект урока, рабочая тетрадь ученика с заданичми и памятками, две презентации, ксожалению, нет места для звуковых и видеофайлов. Во второй презентации был темный фон, поэтому т...
сочинение эпистолярного жанра "Вообрази себя деревом,растущим в лесу"
Сочинение на экологическую тему.Автор пишет письмо от имени дерева, это крик о помощи......
Урок на тему «Разговорный стиль речи. Особенности письма как эпистолярного жанра (частное письмо)»
На уроке учащиеся знакомятся с особенностями эпистолярного жанра....

Урок письма. (Эпистолярный жанр. 5 класс).
Урок для 5 класса. На уроке учащиеся узнают историю письма, конверта, почтового ящика. Ребята познакомятся с правилами написания писем, видами писем. научатся правильно оформлять конверт....
урок-письмо« Этот интересный эпистолярный жанр письма» по русскому языку
Цели урока:обучения: познакомить учащихся с особенностями эпистолярного жанра, правилами написания письма;развития: развивать интерес учащихся к эпистолярному жанру, привитие культуры пись...

Эпистолярный жанр в русской литературе.
Данный материал знакомит учащихся 7-11 классов с произведениями в письмах в русской литературе....
