Эпистолярный жанр в русской литературе.
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Колесникова Ирина Ашотовна

Данный материал знакомит учащихся 7-11 классов с произведениями в письмах в русской литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon epistolyarnyy_zhanr_v_russkoy_literature.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Северо-Восточное окружное управление образования

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

кадетская школа №1778

«Московский Шереметьевский кадетский корпус»

129346 г.  Москва, ул. Коминтерна, дом 52, тел/факс: 184-23-36, e-mail: kadet1778@yandex.ru

     

       ЭПИСТОЛЯРНЫЙ ЖАНР В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

                                                                                                                                     

Учитель русского языка и литературы-

Колесникова Ирина Ашотовна

Домашний адрес: 129281, г.Москва,

ул.Изумрудная, д.13, корп.,2. кв.509

Телефон: 8-906-051-29-41

г.Москва

2012 г.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:

На партах лежат произведения: Ф.М.Достоевский «Бедные люди»; Н.В.Гоголь «Ревизор» (письмо Хлестакова); С.А.Есенин «Письмо к матери», «Письмо к женщине; А.С.Пушкин «Евгений Онегин» (Письмо Татьяны); А.П.Чехов «Ванька».

ЦЕЛЬ:

 Дать представление об эпистолярном жанре.

ЗАДАЧИ:

 На конкретных примерах художественных произведений русских классиков показать, как следует писать сочинение в эпистолярном жанре.

                                        ПЛАН УРОКА

1.Организационный момент.

2.Проверка домашнего задания.

3.Объяснение нового материала.

4.Тренировочное задание:

5.Подведение итогов урока.

6.Домашнее задание.

                               ХОД УРОКА

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

2.ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

3 ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА,

Сегодняшний наш урок посвящен эпистолярному жанру.

К этому уроку вам было задано вспомнить рассказ А.П.Чехова «Ванька», известный еще с детства.

-Давайте вспомним, о чем этот рассказ.

(Рассказ посвящен мальчику, которого отдали из деревни в город на заработки)

- Чем интересен этот рассказ с точки зрения жанра?

(Рассказ написан в форме письма. Мальчик в письме рассказывает деду о своей трудной жизни в чужих людях.)

Слово учителя:

   Жанр произведения, написанного в форме письма, называется эпистолярным.

   Теперь давайте поближе познакомимся с эпистолярным жанром или формой.

    Эпистолярная форма в переводе с греческого языка обозначает послание, письмо -художественное произведение в виде писем, посланий. В отличие от эпистолярной литературы вообще, которую составляют публицистические, политические и частные письма различных общественных деятелей, эпистолярная форма является определенным жанром художественной литературы.

       Эпистолярная форма получила в художественной литературе широкое распространение. Вспомните «Письмо Татьяны Онегину» А.С. Пушкина или «Письмо к матери» С.А.Есенина.

(Читаются отрывки из названных произведений)

        Эпистолярный роман как особый жанр сложился в ХУШ веке и сразу завоевал внимание европейских читателей. Основоположником этого жанра стал английский писатель Сэмюэль Ричардсон.

    Иногда эпистолярная форма служит дополнительным средством социально- психологической характеристики героев в реалистическом произведении. Здесь уместно вспомнить письмо Хлестакова Тряпичкину из комедии Н.В.Гоголя  «Ревизор». Это письмо дополняет представление читателя и зрителя о Хлестакове.

   ( Читается письмо)

-Что мы узнали о Хлестакове из его письма?

(Хлестаков не так уж и глуп и достаточно хитер.)

 В русской литературе известны эпистолярные повести «Бедные люди» Ф.М. Достоевского и поэма Константина Симонова «Пять страниц».

    Сейчас мы с вами прочитаем несколько писем из повести Ф.М.Достоевского «Бедные люди».

( Достаточно прочитать отрывки из первых двух писем.)

а) Чем интересно это произведение?

( Несмотря на то, что данное произведение написано в письмах, мы хорошо представляем себе героев, их взаимоотношения, чувства друг к другу, узнаем, что они оба небогатые, живут напротив друг друга)

4.ТРЕНИРОВОЧНОЕ ЗАДАНИЕ.

На основании услышанного и прочитанного попробуйте написать свое мини- сочинение:

«Письмо бабушке».

6.ОБСУЖДЕНИЕ НЕКОТОРЫХ ГОТОВЫХ СЛЧИНЕНИЙ.

5.ПОДВОДИМ ИТОГ УРОКА.

Сегодня мы с вами познакомились с произведениями  в эпистолярной форме и даже попробовали свои силы в этом жанре.

7.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Напишите сочинение на одну из тем:

- Письмо другу о своем родном крае.

-Письмо моей семье.

-Письмо президенту.

-Письмо в 41-й год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок-письмо« Этот интересный эпистолярный жанр письма» по русскому языку

Цели урока:обучения: познакомить учащихся с особенностями эпистолярного жанра, правилами написания письма;развития: развивать  интерес учащихся к эпистолярному жанру, привитие культуры пись...

Урок русского языка в 9 классе по теме "Эпистолярный жанр в литературе. Сочинение в форме письма"

Урок развития речи в 9 классе. Тема: Эпистолярный жанр в литературе. Сочинение в форме письма.Цель: а) познакомить с историей эпистолярного жанра...

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе с презентацией по теме "Умеем ли мы писать письма ( эпистолярный жанр)"

Данная методическая разработка содержит подробную информацию об эпистолярном жанре ( о жанре написания писем), истории жанра....

Формирование читательской грамотности посредством текстов эпистолярного жанра на уроках литературы в 8 классе.

Тексты эпистолярного жанра — богатый материал не только для формирования функциональной грамотности, но и для воспитательно -развивающего воздействия на обучающихся. Приобщая школьников к образц...

«Малые жанры новейшей русской литературы»

Элективный курс для 10 класса...

РП Малые жанры новейшей русской литературы, 10 класс (2023-2024)

РП Малые жанры новейшей русской литературы, 10 класс (2023-2024)...