Бинарный урок русского языка и литературы в 7 классе по рассказу В.Н.Крупина "Женя Касаткин"
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Открытый урок по литературоведческому и лингвистическому анализу рассказа В.Н.Крупина "Женя Касаткин", развитие навыков смыслового чтения, воспитание терпимости и сострадания.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 29.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого бинарного урока родной литературы и родного русского в 7 классе «Язык художественной литературы на примере рассказа В.Крупина «Женя Касаткин»
Ортнер М.В. (Наставник),
Симаничева А.А.
Цель: познакомить учащихся с творчеством писателя В.Н. Крупина и его рассказом «Женя Касаткин».
Задачи:
- познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Н. Крупина;
- формировать понятия «милосердие», «жалость», «сочувствие», «сострадание»;
- формировать умение анализировать язык художественной литературы;
- воспитывать чувство сострадания.
Оборудование:
- Портрет писателя В.Н. Крупина,
- Текст рассказа В.Н. Крупина «Женя Касаткин»
- Рабочий лист урока
Ход урока:
- Слово учителя. М.В.
- Доброе утро, ученики и уважаемые гости. Сегодня не совсем обычный урок. Проводить мы его будем вдвоём. Мы постараемся объединить родной русский язык и родную литературу. У вас на партах лежит текст, с которым мы сегодня будем работать с точки зрения языка и с точки зрения литературы. Также у вас на партах лежат рабочие листы, в которых мы просим вас делать записи по ходу урока.
Начать наш урок мне бы хотелось с небольшой притчи.
Ранним осенним утром, сидя в кругу своих учеников, Учитель задал вопрос:
- Ответьте, как каждый из вас понимает сострадание?
- Я это понимаю, как помощь старикам и детям, - первым подал голос мальчик на первом ряду.
- А я думаю, что это способность ощутить остроту чужих переживаний, - быстро добавил его сосед.
- А для меня, - серьёзный голос с последней парты заставил всех повернуться к нему, - это промолчать, понимая, что твои слова могут надолго ранить человеческое сердце и душу.
- Правильно, - одобрил Учитель притихших учеников. - Это способность чувствовать чужую боль, как свою собственную. Но знайте, что самое большое сострадание в умении не отвернуться. А это удел только очень сильной личности.
- О чём сегодня пойдёт речь на уроке? Что мы должны сделать? Чему должны научиться?
Поможет нам в этом ромашка, под каждым лепестком есть задания, которые будут нас направлять, чтобы мы смогли достичь целей урока.
Лепесток №1
М.В. Для начала мы познакомимся с творчеством В.Н.Крупина
Владимир Крупин родился 7 сентября 1941 года в селе Кильмезь Кировской области. Его отец, Николай Яковлевич, работал лесником, мать, Варвара Семеновна, имела образование всего четыре класса, но обладала незаурядным педагогическим талантом. Никогда не повышавшая голос в своей большой семье, она стала для писателя образцом христианского терпения и смирения.
Отец писателя был малограмотным, но увлекался русской поэзией – знал наизусть стихи многих классиков. Он был неприхотлив в быту – вплоть до того, что донашивал одежду за взрослыми сыновьями. Семья Крупиных была дружная и большая: родители, пятеро детей и бабушки с дедушками. И еще семья была верующей – в церковь не ходили только потому, что один сельский храм был сожжен большевиками, другой – превращен в клуб. Но в доме висели иконы и праздновались православные праздники. Что, впрочем, не мешало детям вступать в пионеры, комсомол и даже в партию.
В 1946 г., когда Владимиру исполнилось 5 лет, пошли в школу его старшие брат и сестра. Мальчик так плакал и просился с ними, что мать и отец не устояли против его желания учиться. С детских лет Владимир много читал и мечтал стать писателем. В своей большой семье он издавал стенгазету под названием «Семья». За любовь к чтению он получил от одноклассников кличку «запечный таракан». Конечно, кличка обижала, но, с другой стороны, давала толчок к дальнейшему развитию, и, в конечном итоге, сослужила писателю добрую службу.
Важную роль в своем становлении Крупин отдает не только родительской семье, но и родной Кильмези. Он считает, что не будь у него деревенского детства, он не смог бы развить свой талант. Основой его творчества стали впечатления детства и уникальная природа Вятского края.Входит в состав жюри Всероссийского детского творческого конкурса «Заглянем в историю вместе», является вице-президентом Академии Российской словесности и сопредседателем Союза писателей России.
А.А. Им написано более 30 книг. Писатель и сегодня продолжает работать, создавая произведения, которые притягивают своей искренностью, открытостью, совестливостью, готовностью всегда прийти на помощь. Это очень важно в наши дни. Он одним из первых открыто заявил о себе как о писателе православном. Своих героев Владимир Николаевич оценивает с точки зрения соблюдения ими библейских заповедей. Писатель проверяет, есть ли у них совесть, умеют ли они любить, прощать, делать добро.
Владимир Николаевич считает, что только любовью друг к другу, к Родине, к дедовским могилам мы одолеем зло. Читая его рассказы, мы понимаем: автор через слово хочет помочь людям стать лучше.
В своих рассказах особое внимание автор уделяет внутреннему миру человека, поднимает нравственные вопросы, часто вспоминает о своем детстве. А детство для Крупина – время поиска идеала.
Лепесток №2
М.В. 1.Что такое детство?
2.Как вы считаете, какую роль играет детство в дальнейшей жизни человека?
3. Назовите ассоциации, которые вызывает у вас слово детство?
4.В какие тона можно окрасить ваши ассоциации?
- К сожалению, жизнь бывает жестока к нам. Порой мы оказываемся в трагических ситуациях, изменить которые невозможно. И тогда яркие краски меркнут.
Лепесток №3
-Скажите, ребята, вам этот рассказ понравился?
-А что в нем такое, что подкупает читателя?
- Зачем автору понадобилось писать о горе, ведь в жизни людей много радостных моментов?
-Вопросы перед нами автор поставил серьёзные и сложные. Чтобы ответить на них, поработаем с одним из важнейших элементов художественного целого - сюжетом. Какие эпизоды можно включить в сюжетную линию? Заполним соответствующую графу в своем рабочем листе. Идем в след за автором по сюжету.
1.Женя Касаткин и его товарищи.
2.Случай на рыбалке.
3.Женя в больнице. Последние встречи с товарищами.
4. Смерть Жени. Похороны.
5.Около школы.
- Какие проблемы В.Крупин затрагивает в рассказе? ( проблема здоровья человека, проблема человеческих взаимоотношений, проблема сочувствия и сострадания по отношению друг к другу, ответственность человека за свои поступки.) – оформление на доске
А.А., - А помогает нам анализировать текст и язык произведения. Особенностью любого художественного текста является его язык. Ведь каждый элемент в произведении неслучаен.
- Первая особенность языка художественной литературы – это использование художественных приёмов. Какой художественный приём использует автор в рассказе? Помогут вам ответить на этот вопрос слова на доске: равнодушие и доброта, сострадание и жестокость, жизнь и смерть. (Антитеза)
- Продолжаем работать с текстом. Следующей особенностью языка художественной литературы являются средства художественной выразительности. Напомните мне, какие средства вы знаете? (метафоры, сравнения, эпитеты, олицетворения).
Давайте найдем средства художественной выразительности в тексте. Эпитеты: вечная ручка, круглые пятёрки, большое терпение.
Олицетворение при описании пейзажа.
И больше ничего нет.
- Как вы думаете, почему в этом рассказе так мало изобразительно-выразительных средств? (потому что автору не нужно воздействовать на восприятие с помощью красочных образов, в этом тексте идёт воздействие на эмоции читателей)
М.В. -Это рассказ – исповедь души рассказчика. Что такое исповедь? В чём исповедуется рассказчик?
Лепесток №4
1.Почему Женя с матерью приехали в село? Чем это можно объяснить?
2. Расскажите, что нам известно об этом мальчике. По ходу обсуждения делайте записи в своём рабочем листе. (болел неизлечимой болезнью - пороком сердца, изобрёл вечное перо, учился на круглые пятёрки, никогда не жаловался на свой недуг, умел помогать другим, умел быть терпеливым, умел радоваться жизни)
3. Можно ли считать кого-то виноватым в смерти Жени?
( болезнь неизлечимая, с другой стороны рассказчик считает себя виноватым.
4.Почему рассказчик шутит с названием болезни? (окорок сердца) Всегда ли хорошо шутить? (так мне показалось остроумно, что я не заметил его обиды и пустил промокашку по рядам). Ключевое слово – не заметил…Часто ли мы с вами замечаем проблемы других людей? А хочется ли нам их замечать? (Нам без этого хорошо живётся)
- С древних времён русский человек сострадателен. А наш герой был сострадателен? ( в тот момент – нет – пустил промокашку по рядам, ты побегай- согреешься, ничего не сказал Жениной маме).
- Почему произошла трагедия? Почему Женя полез в воду? (показать, что он такой, как все. Ему не чужды радости детства, ему хочется жить полноценной жизнью.)
Лепесток №5
А.А. - Одним из важных средств создания образа является художественная деталь, которая может встретиться в описании героя, в обстановке, она имеет особый смысл, заостряет внимание читателя. (весна, прогрелась земля, ловля усачей, яркое солнце, потом солнце снизилось и сразу стало холодно, когда хоронили Женю снова было солнце…)
Обратимся к эпизоду, изображающему Женю в больнице. Какая художественная деталь заостряет наше внимание – я оглянулся – он стоял в окне в белой рубахе и смотрел вслед)
- Что обозначает эта деталь? Случайно ли автор изображает Женю в белой рубахе?
(белый цвет – это цвет чистоты, невинности, Женя чист душой, он всегда всем помогал)
М.В. -Продолжаем анализ рассказа. Кого еще в этом рассказе жалко? (маму) Да для матери её дитя – самое дорогое, и когда происходит беда, то на сердце матери остаётся шрам на всю жизнь. Горе матери безгранично. Как вы понимаете фразу: «Живите, милые, за моего Женечку»?
А.А. - Следующей особенностью языка художественной литературы является использование синтаксических конструкций. Посмотрите, пожалуйста, какие предложения преобладают в тексте – простые или сложные? (простые, короткие, обрывистые) О чём это говорит? (что жизнь человеческая коротка, может оборваться внезапно, как предложения).
М.В. - Давайте прочитаем о последнем событии в этом рассказе. (Хоронили…) Скажите, что скрывается за пинанием льда после похорон Жени, почему никто не расходился домой? (они потрясены смерть, смерть всегда трудно понять и осознать, а ещё это жест бессилия, что ничего изменить уже нельзя).
Лепесток №6
Какие чувства пробудило чтение рассказа «Женя Касаткин»?
А.А. – И последняя особенность языка художественной литературы – название произведения. Оно тоже неслучайно. Почему рассказ Крупин назвал именем главного героя? (чтобы увековечить память об этом светлом человеке)
М.В. - И в заключении давайте обратимся к высказыванию известного писателя, военного журналиста Ивана Иванюка «Человек сам творит историю своей болезни». как вы понимаете эту фразу и почему её можно отнести к семикласснику Жене Касаткину.
- О чём заставляет задуматься рассказ? (о своем поведении и поступках, о своем отношении к окружающим, мы начинаем понимать, что в ответе за каждое слово, за каждый жест, мы должны понимать, что есть люди, которым в данный момент труднее, чем нам. Мы всегда должны об этом помнить).
А.А. - Ценить нужно тех людей, которые рядом с нами. Необходимо учиться любить человека. Каждый человек нужен на этой земле. Нет людей ненужных. У Жени была очень короткая жизнь, вспыхнула и погасла, как звёздочка. Но ведь именно эта короткая жизнь заставила каждого из ребят взглянуть на себя по-другому. Надеюсь, что и вы осознали, как важно быть внимательными друг к другу, уметь сострадать, понимать, верить.
М.В. - Рассказчик всю жизнь испытывает чувство вины перед Женей. Мы предлагаем вам написать письмо Жене от его имени
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система уроков русского языка и литературы. 6 класс.
Данный материал предназначен для организации работы учителей русского языка, работающих по УМК М.Т. Баранова, предназначен для 6-часовой учебной недели....

Формирование УУД на уроках русского языка и литературы в классах III и IV вида.
Цель педагога - способствовать формированию у учащихся УУД. Как это сделать? Давайте думать вместе....

Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы (мастер-класс)
Рекомендации о наиболее эффективном использовании цифровых образовательных ресурсов в учебной деятельности....

Презентация. Обобщение опыта работы. «Эффективные формы обучения на уроках русского языка и литературы в классах 2-й ступени в условиях вечерней школы»
Презентация. Обобщение опыта работы. «Эффективные формы обучения на уроках русского языка и литературы в классах 2-й ступени в условиях вечерней школы»...

«Эффективные формы обучения на уроках русского языка и литературы в классах 2-й ступени в условиях вечерней школы»
Обобщение опыта работы. «Эффективные формы обучения на уроках русского языка и литературы в классах 2-й ступени в условиях вечерней школы»...

« Здравствуй, дорогой Сергей Есенин!» Интегрированный урок русского языка и литературы. 6 класс. Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе.
Интегрированный урок русского языка и литературы с целью расширить представления уч-ся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли имен существительных в устн...

календарно-тематическое планирование уроков русского языка и литературы 11 класс
календарно-тематическое планирование...
