Урок конспект "В.Г. Распутин. «Уроки французского». Образ главного героя рассказа"
план-конспект урока по литературе (6 класс)
сформировать навык анализа художественного произведения, мотивов поведения главных героев в составе универсальных учебных действий
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «В.Г. Распутин. «Уроки французского». Образ главного героя рассказа»
Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, учебник, презентация, раздаточный материал (иллюстрации к рассказу, карточки для работы в группах, карточки для индивидуальной работы), отрывок из фильма.
Цель урока: формировать умение составлять характеристику литературного героя
Задача занятия: сформировать навык анализа художественного произведения, мотивов поведения главных героев в составе универсальных учебных действий:
1) личностного – нравственно-этического оценивания содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей;
2) познавательных – извлечение необходимой информации из предоставленного материала; построения логической цепи рассуждений; установления причинно-следственных связей;
3) коммуникативных – учёта позиции других людей, умения слушать и вступать в диалог, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
Планируемые результаты:
Предметные: анализировать художественное произведение с точки зрения идейного содержания и нравственной проблематики, высказывать собственное отношение к произведению, героям, отвечать на вопросы по прочитанному тексту, вступать в диалог, создавать устные монологические высказывания.
Метапредметные: понимать проблему, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Технология: развитие критического мышления.
Форма урока: урок-размышление.
Ход урока.
Будет трудно – крепись!
Будет больно – не плачь!
Будет ветер – не гнись!
Глаз в ладони не прячь!
Если грозы – смотри!
Если слёзы – сотри!
Если страшно – держись!
Помни. Жизнь – это жизнь!
Э. Асадов
#1052;отивация учебной деятельности .
Организационный момент. Формулирование темы урока.
- Ребята, сегодня мы продолжим наше знакомство с удивительным миром русской литературы.
На уроке речь пойдёт об одном из героев рассказа В.Г. Распутина. «Уроки французского». Начать урок хочется строчками стихотворения Э.Асадова:
( Читает ученик).
Вопросы для обсуждения:
- О чём это стихотворение?
- Какова его главная мысль?
- Как вы думаете, о ком из героев рассказа мы будем говорить на этом уроке? Почему?
ЗАПИСАТЬ ТЕМУ
#1040;ктуализация знаний. Постановка цели урока
На данном этапе урока используется приём «Корзина идей».
Запишите в тетради факты, которые вам известны о герое из текста рассказа.
#1054;бменяйтесь информацией с соседом по парте.
2 Поделитесь информацией с классом. Условие: факты не должны повторяться.
На доске рисуется корзина или вешается картинка с изображением корзины. На доске учитель фиксирует всю информацию, сообщённую учащимися.
Ответы ребят:
1. Разлука с близкими и одиночество.
2. Голод.
3. Нечестная драка.
4. Трудности с французским языком.
5. Расставание с учительницей, которая стала другом.
Целеполагание.
- Перед нами информация о герое, известная нам из текста рассказа. А чего мы не знаем о персонаже, но хотели бы узнать? (Какой у героя рассказа характер, как к нему относится автор.)
- Как нам узнать об этом? (Обратиться к тексту рассказа, проанализировать поступки героя, обратить внимание на чувства и эмоции, которые испытывает герой, совершая тот или иной поступок.)
#1054;бобщение и систематизация полученных знаний . Работа в группах.
1 гр .ОТВЕТЫ: (Непривычными оказались трудности с французским языком – мальчик привык учиться хорошо. Тяжело было переносить голод. Еще тяжелее было сознавать, что кто-то ворует еду, которую, отрывая от младших детей, посылала мать. Но самым страшным оказалась тоска по дому. Все было чужим: «чужие люди, чужие огороды, чужая земля». Надо было быть мужественным, настойчивым и терпеливым, чтобы переносить все эти испытания. Кроме того, испытания развили в мальчике чувство ответственности и бережное отношение к матери.)
Ему было стыдно за свою слабость перед матерью и перед своей деревней, потому что он первый из родной деревни поехал дальше учиться. Он должен оправдать надежды, он чувствует ответственность, возложенную на него.
- Какая черта характера мальчика проявляется здесь?
ВЫВОД: здесь впервые проявляется гордость характера мальчика, гордость человека, умеющего преодолеть свою слабость. - А что такое гордость?
Гордость - это чувство собственного достоинства, уважение к самому себе; способность нести ответственность за принятие решения и действия.
Какие чувства испытывает герой | Черты характера героя |
тоска по дому . чувство ответственности и бережное отношение к матери. было стыдно за свою слабость. чувствует ответственность, возложенную на него. | Здесь проявляются гордость, достоинство, благородство и порядочность мальчика, огромная сила воли. мужественным, настойчивым и терпеливым . гордость человека, умеющего преодолеть свою слабость. |
Карточка №2
- Почему мальчик стал играть в «чику»?
(Мальчик стал играть в «чику», потому что сначала не понял нечестного характера игры, на первом плане было только стремление проявить ловкость. Ещё он понял, что, потренировавшись, сможет выигрывать деньги и тратить их на молоко. Так он и делал: «Я не позволял себе чересчур увлекаться игрой…Мне нужен был только рубль».)
- Почему Вадик и Птаха избили героя?
(Герой быстро понял, что Вадик хитрит в игре, получает большую часть денег. Когда герой после долгих тренировок добился хороших результатов в этой игре, он не хитрил, как Вадик, играл честно и только до тех пор, пока не выигрывал очередной рубль. Но игра на деньги не может быть честной. Честных она не принимает: «Откуда мне было знать, что никогда и никому еще не прощалось, если в своем деле он вырывается вперед? Не жди тогда пощады, не ищи заступничества, для других он выскочка, и больше всех его ненавидит тот, кто идет за ним следом».)
Какие чувства испытывает герой | Черты характера героя |
страданий душевных | (Мужественно, даже под ударами кулаков он упрямо твердит свою правду: «Передернул!» Он старается не унизиться |
Карточка №3 ОТВЕТЫ: Мальчик еще не понял, что учительница почувствовала неладное со своим учеником. Она увидела его избитым, а Тишкин проболтался, что ребята играют на деньги. Когда Лидия Михайловна увидела своего ученика избитым во второй раз, то решила во что бы то ни стало вмешаться, помочь ему. Понять человека, войти в его душу, принять часть его боли на себя - одно из лучших качеств человека.
Какие чувства испытывает герой | Черты характера героя |
В поединке с неподдающимся в начале французским языком писатель показывает его трудолюбие, упорство, желание учиться, преодолевать трудности.) ( | в общении с Лидией Михайловной гордость, непреклонность, благородство мальчика.. Он вновь проявляет гордость, непреклонность: он очень голоден, но отказывается есть дома у учительницы, вежливо, но решительно отказывается принять посылку с макаронами. |
Карточка №4
Какие чувства испытывает герой | Черты характера героя |
Удовольствие от уроков. самолюбие | Упрямство. Опыт преодоления своих слабостей |
Приём ловушки
– А почему вы не подчеркнули интерес к азартным играм?
– Мы с вами все знаем, какой поступок совершает учитель, чтобы помочь ребёнку – решается на запрещённую игру. Азартные игры, на деньги учителя с учеником всегда считались безнравственным поступком.
Просмотр эпизода №2 Просмотр фильма.
Проследите за поведением Л.Мих. и гл.героя.
Почему же Лидия Михайловна решается на запрещённую игру? У неё был выбор – не играть? (Учитель поставил цель – помочь ребёнку любыми средствами, чтобы мальчик смог купить себе молока и хлеба).
– Почему Лидия Михайловна не стала объяснять директору свой поступок?
Когда мальчик не принял посылку, она выбирает форму игры. Лидия Михайловна хотела помочь мальчику выдержать испытание голодом, она понимала, что в другой форме этот необычный ученик помощь от нее не примет. Ведь он должен знать, что ест свой хлеб. И счастлива, что ей удается этот милосердный обман.
- Почему мальчик принимает от нее деньги? Ответьте словами текста.
5. - Как же закончились уроки французского?
УЧИТЕЛЬ: - Конечно, с точки зрения педагогической науки игра на деньги учительницы со своим учеником - поступок безнравственный.
(Она хотела помочь мальчику выдержать испытания голодом, и она понимала, что в другой форме этот необычный ученик помощи от нее не примет.)
Зачитаем концовку рассказа:
«И больше я её никогда не видел.
Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка. Когда я её открыл, достав опять топор из-под лестницы, – аккуратными, плотными рядами в ней лежали трубочки макарон. А внизу в толстой ватной обёртке я нашёл три красных яблока.
Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они».
– Как вы думаете, символом чего являются яблоки в данном рассказе? (Символ душевной щедрости. Мальчик узнал, что он не одинок, что есть на свете доброта, отзывчивость, любовь).
– Герой рассказа, несмотря на свои одиннадцать лет, прочувствовал уроки жизни. Кто преподал уроки жизни, кому и зачем?
– Какой же главный урок преподала Лидия Михайловна?
– Какие чувства воспитывает рассказ «Уроки французского»? (Доброты, бескорыстия, душевной щедрости, бескорыстия).
– Как одним словом можно назвать эти чувства? (Нравственность).
Какие чувства испытывает герой | Черты характера героя |
доброта, отзывчивость, любовь). | . Опыт общения |
Нравственность – это правила поведения, качества, необходимые человеку в обществе.
«Уроки французского» – уроки жизни, мужества, доброты.
Доброта, любовь, сочувствие, милосердие, внимание – составляют духовные ценности человечества. Люди, которые обладают такими качествами, – это люди с духовной красотой.
Духовную красоту человек получает от других. Так герой рассказа запомнил то, что молодая учительница спасла его от голода и позора.
4. Рефлексия. Делается вывод о характере мальчика.
3. Ребята, какие черты характера героя вызывают восхищение? Что хотели
бы вы для себя перенять?
ВЫВОД: ДОБРОТА - отзывчивость, дружеское отношение к людям.
Доброе слово, доброе отношение людей друг к другу, добрые дела облегчают жизнь нашу и делают ее светлее и чище.
- А теперь, ребята, прослушаем стихотворение о доброте.
А. Дементьев. «ДОБРОТА»
Доброту не купишь на базаре.
Искренность у песни не займешь.
Не из книг приходит к людям зависть.
Видимо, порой образованью
Тронуть душу
Не хватает сил.
Дед мой без диплома и без званья
Просто добрым человеком был.
Значит, доброта была вначале?...
Пусть она приходит в каждый дом,
Что бы мы потом ни изучали,
Кем бы в жизни ни были потом.
6. ИТОГ УРОКА
- Сегодня на уроке я узнал…
- Сегодня на уроке я научился…
7. Домашнее задание.
Сочинение – миниатюра на тему «Портрет главного героя рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского»».
Эссе на тему «Что определяет поведение человека – жизненные обстоятельства или нравственные требования, предъявляемые им к себе?»
Ответьте на вопрос: «Удачно ли подобран эпиграф к уроку?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературы 6 класс по теме "Образ учителя в рассказе В.Г.Распутина "Уроки французского".
Комбинированный уроклитературы с использованием ИКТ...

Урок-знакомство "Иван Сергеевич Тургенев. Реальная основа рассказа «Муму». Образ главного героя"
Данная разработка по ФГОС поможет учителю-предметнику провести урок литературы в 5 классе....

Методическая разработка урока литературы в 5 классе "Становление характера главного героя рассказа В.П. Астафьева "Васюткино озеро"
Разработка урока литературы в 5 классе по теме: «Становление характера главного героя рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро» УМК: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательн...

Интегрированный урок литературы и ОБЖ "Выживание в тайге главного героя рассказа В.П. Астафьева "Васюткино озеро""
Ссылка на презентацию: https://videouroki.net/razrabotki/vyzhivanie-v-tayge-glavnogo-geroya-rasskaza-vp-astafeva-vasyutkino-ozero-konspekt-uroka-prezentatsiya.html...

Интегрированный урок ОБЖ и литературы "Выживание в тайге главного героя рассказа В.П. Астафьева "Васюткино озеро"
Занятие познакомит обучающихся с биографией В.П. Астафьева, пробудит интерес к его личности, позволит выявить глубину изучения и осмысления прочитанного произведения.Ссылка на презентацию: https://vid...
Конспект урока родной литературы "Ю.Я. Яковлев. Рассказ «Цветок хлеба». Беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире; образы главных героев, своеобразие языка".
Ю.Я. Яковлев. Рассказ «Цветок хлеба». Беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире; образы главных героев, своеобразие языка....

Презентация к уроку по теме: Анализ главы «Бэла». Образ главного героя
Презентация к уроку в 9 классе по теме: Анализ главы «Бэла». Образ главного героя...
