Литературно-музыкальная композиция "Лад деревенской жизни", посвященная творчеству В.И.Белова.
план-конспект занятия по литературе (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Внеурочное мероприятие, литературно-музыкальная композиция «Лад деревенской жизни», посвященное творчеству вологодского писателя В.И.Белова. Данное мероприятие было проведено в рамках ежегодной «Беловской недели», предназначено для учащихся 5-11 классов. Материалы могут быть использованы и в рамках урока литературы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 341.56 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №14»
Методическая разработка литературно-музыкальной композиции «Лад деревенской жизни»,
посвященной творчеству В.И.Белова
Автор – Баландина Татьяна Михайловна,
учитель русского языка и литературы
Вологда
Пояснительная записка
Внеурочное мероприятие, литературно-музыкальная композиция «Лад деревенской жизни» представлена в номинации «Методические разработки». Данное мероприятие было проведено в рамках ежегодной «Беловской недели», предназначено для учащихся 5-11 классов. Материалы могут быть использованы и в рамках урока литературы.
Оформление. На сцене экспонаты из школьного музея: повседневный народный костюм, посуда, гармоника, лавка, половик, керосинка. Мультимедийное оборудование, колонки, микрофоны.
Вологодский край, бесспорно, богат талантливыми поэтами и писателями. Василий Иванович Белов – один из ярчайших представителей «деревенской прозы», его имя прочно вошло в литературу 20 века. «Деревенская проза» дает картину исчезающего мира деревни, поэтому при подготовке в первую очередь я опиралась на книгу писателя «Лад: очерки о народной эстетике». Данная литературно-музыкальная композиция помогает понять, как В.И.Белов рассказывал об укладе деревенской жизни, с какой любовью описывал природу, нравы и обычаи вологодской деревни. Многое учащиеся никогда не бывали в деревне, не видели деревенскую избу, русскую печь, баню по-черному. Писатель помогает нам увидеть, представить деревенскую жизнь. Читая тексты, ребята могут изучить незабываемый окающий вологодский диалект, почувствовать его красоту. Мероприятие позволяет учащимся проявить творческие способности, а народная игра – сплотить детский коллектив.
Цели и задачи:
- Приобщение учащихся к родной литературе.
- Привитие любви к народной русской культуре, к малой родине.
- Знакомство с творчеством В.И.Белова
- Развитие творческих способностей учащихся.
Ожидаемые результаты:
- Повышение интереса учащихся к творчеству В.И.Белова, писателей Вологодского края.
- Активное участие обучающихся в конкурсах, посвященных жизни и творчеству писателя-земляка.
- Бережное отношение к обычаям и традициям малой родины.
- Повышение статуса патриотического, художественного воспитания в образовательном учреждении.
Содержание
Сценарий литературно-музыкальной гостиной по творчеству В.И.Белова
Слайд 1
Выходят ведущие. Под музыку (гусли) читают текст.
В1 Добрый день!
В2 Здравствуйте, дорогие гости!
В1. Сегодня мы пригласили вас в удивительный и многим незнакомый мир вологодской деревни.
Слайд 2
В2. Об этом, практически исчезнувшем мире поведал на страницах своих произведений великий русский писатель Василий Иванович Белов. Он открыл нам гармоничное устройство жизни человека на земле, лад крестьянского мира, наши корни, нашу культуру. «Вне памяти, вне традиций истории культуры нет личности», -писал Василий Иванович Белов.
Слайд 3
В1. Великий писатель России, чья первозданная по чистоте и родниковости русского языка проза не только навсегда останется для людей драгоценным кладезем в нашей литературе, но и будет возрастать своей значимостью в будущем.
Выходят парень с девушкой. Слайд 4
Парень читает:
Осторожный шорох листопада,
Журавлиный крик, дымок овина.
Где поешь ты, где ты ходишь, лада,
С огневыми ветками рябины?
Домовито тенькают синицы,
Паутиной светятся былинки,
И дрожат на девичьих ресницах
Дождевые капли-бисеринки.
Мне не надо, лада моя, лада.
Ни речей, ни разговоров длинных,
Ты постой со мной у палисада,
Подари мне кисточку рябины.
Музыка – балалайка. Слайд 5
В2. Лад в народной жизни – это стремление к совершенству, простоте и красоте в жизненном укладе.
Слайд 6
В1. Центром лада в деревенской избе всегда считалась русская печь. Слайд 7 Очаг и красный угол были средоточием хозяйственной жизни, центром крестьянского мира.
Слайд 8
В2. Около дома находилась баня с полдюжиной шаек, имелась в ней кочерга и большие деревянные клещи, которыми опускали и доставали из воды раскаленные камни.
Слайд 9
В1. Амбар имелся не у всех, но каждый стремился его срубить. В нем хранилось главное богатство крестьянина: хлеб, лен, кожи, мясные туши, мороженая рыба. А гумно было тем местом, где мололи, веяли и хранили зерно.
Слайд 10
В2. Конечно, и в нелегком крестьянском труде, и на посиделках песня была отдушиной. Недаром говорили: «Сказка сладка, песня-быль».
Песня клуб «Северный»
В1 Русский народный танец – одна из жемчужин русской культуры. Танец – это песня без слов. На умелых танцовщиц засматривались все парни на деревне.
Выступление клуба «Северный» с плясовой
Слайд 11
В1. Искусству петь и танцевать равносильно искусство общения, которое начиналось с умения мыслить. Главное в разговоре – непринужденно завести беседу, слушать собеседника. Добродушное подсмеивание над самим собой всегда считалось признаком нравственной силы и полноценности.
Музыка-балалайка Слайд 12
В2. Жили в деревнях отличные заливальщики, которые были не прочь рассказать и бухтину – народный анекдот, сюжетную шутку, в которой здравый смысл вывернут наизнанку.
ЧТЕЦ
С этим медведем одно расстройство. Трезвый, медведь как медведь. Муху не обидит, не то что там корову или теленка. А как выпьет... Сам знаешь, останавливаться не умеем. Сперва вроде немножко, чуть разговеешься, после черепяшечку дернешь дополнительно. Ну а потом пошло-поехало. Все тормоза отказывают, от восторга души поим всех подряд. Сами принимаем всякие новые образы. Шапки теряем. Говорим все что надо и не надо. После каемся.
Тот медведь пил всю осень, до самого снегу. Берлогу искать не стал, от зимней спячки наотрез отказался. "Миша,- говорю,- подумай ты головой! Войди в чувство, остановись! Вон у тебя уж и глаза посинели, глядят не в ту сторону. Похудел весь, морда опухла. Долго ли до греха? Попа-дешь в больницу. Либо и совсем на дороге замерзнешь". Рыло вниз опустит, молчит. Соглашается. А что толку? Люди пошли совсем бессовестные, спаивают медведя нарошно. Сушняку воз наломает* - ему стопочку для начала. А после, с пьяным-то, делай что хочешь. Дрова ломает, считай, бесплатно. Ну, зиму он кое-как перекантовался, дожили до весны. Он подрядился в пастухи за сорок трудодней в месяц, на своих харчах. Сперва коровы его боялись, убегали в деревню. После попривыкли, дело пошло. Я ему барабанку выстрогал да две колотавочки. Барабанить выучился дородно. Бывало, по лесу идешь, слушаешь. Любо сердцу. Лето пропас чин чином. А зимой-то что медведю делать? Зимой ему положено спать. Этого спать отучили.
Отчетный год у нас все время после Нового году. Пошел, сердешный, по миру собирать милостыни. В избу зайдет, у дверей встанет, кое-как перекрестится. Сперва по своему колхозу ходил, потом вышла бумага, чтобы всех нищих ловить и сдавать в сельсовет. Чтобы не тунеядствовали и всяких слухов по народу не разносили. Он и ударился в другую округу. Да так и пропал, больше я его не видал. Говорят, видели где-то на волоку. Потом прошел слух, что он спать лег да уснул чередом, в берлоге. А будто бы из центра прикатили охотники-любители. кружили его со всех сторон. Шестнадцать лбов. С огнестрельным вооружением, и все на одного медведя. В газете была заметка "Уничтожили хыщника". Это Мишка-то хыщник? Уж я, грешный человек, тогда и поматюкался...
В1. Заливальщики были профессионалами своего дела, к ним ходили не только для того, чтобы узнать новость, но и насладиться искусством слова.
Видео-отрывок из фильма «Целуются зори…» Акимовна и Настасья
Слайд 13
В2 Гармонь и балалайка. Без этих инструментов не обходилась ни одна вечерка. Балалайку по праву можно назвать истинно народным инструментом: в его звучании словно слышится сама русская душа — то разудалая и неуёмная, то печальная и задумчивая…
В1 Всего три струны, а за душу берет так, что, не раздумывая, хочется пуститься в разудалый пляс. Даже грустные мелодии звучат на ней не так печально, и забавное название инструмента говорит о веселом характере и происходит оно то ли от слова балаболить – тараторить, то ли от слова балагурить – шутить.
Зауторов М. играет на балалайке.
В2. Наряду с бухтиной частушка – это до сих пор живущий жанр устного народного творчества. Частушечный диалог, осуществляемый в пляске, мог происходить между двумя подругами, между соперницами, между парнем и девушкой, между любящими друг друга, между двумя родственниками. Угроза, лесть, благодарность, призыв, отказ - все то, что люди стесняются или боятся высказать прямо, легко и естественно высказывается в частушке. Главным на посиделках был, конечно, гармонист.
Чтец. СТИХОТВОРЕНИЕ В.И.Белова
Может быть, из всех ребят
Он один угрюм немножко
И знаком, на первый взгляд,
Лишь с кирилловской гармошкой.
А наденет на плечо
Он гармонь свою у клуба,
То домой и калачом
Не заманишь лесорубов.
А девчата... Не одна
Позабудет о подушке,
Душу выплещет до дна
В переливистых частушках.
Гармонист и ученики начальной школы:
Председатель золотой,
Бригадир серебряной.
Отпустите погулять,
Сегодня день неведряной.
Мы с товарищем вдвоем
Под окошечко идем.
Не надеемся на дролечек,
Проведывать идем!
Замела метель дорожки,
Все окошки в серебре.
Подожду еще немножко,
Может, женишься на мне!
В1. На посиделках происходили свидания, можно было улучить момент и посидеть рядом с дролей, станцевать с ней. Бывало и так, что выбор сына или дочери не очень-то устраивал родителей, они это показывали открыто, ибо хотели, чтоб дети жили счастливо и без лишних треволнений. Очень редко сын шел наперекор матери и женился на той девушке, которая не нравилась родителям.
ЧТЕЦ. Стихотворение С.Викулова «Боевая» Слайд 14
Как будто громкоговорители
В начале, в середине дня,
Ругают дролины родители
Вертиголовую меня.
И молода, и не степенная я,
А я в ответ им : «Не беда!»
Степенной стану непременно я ,
Когда совсем войду в года.
Хоть некрасивая, а смелая.
Кого-то любят за красу.
А за меня березка белая
Растет красивая в лесу.
Я все открытая, не тайная,
И, милый, ты имей в виду,
Коль мать послушаешь, печальная
Я с камнем к речке не пойду.
Я стану гордо со скамеечки
В той самой кофте голубой.
И самой бойкой перебеечке
Сама пойду наперебой.
Пойду, уж я такой породушки,
Пойду, припевками звеня.
Ты полюбуйся со сторонушки
На боевую на меня.
Нас разлучить желают навеки,
А разлучи-ка лед с водой.
Перехитрим, ужо немаленьки,
Мы разлучителей с тобой.
Слайд 15
В2. Конечно, на посиделках не только пели, но и играли в уточку, муху, ворону. Сейчас мы сыграем в небезызвестный ручеек. Игра со зрителями.
(Под запись-плясовая)
В1. Песни, частушки, игры, ежедневный труд, размеренный, выверенный веками уклад деревенской жизни, поэзия души, которая влюблена в свою малую родину, - все это вы найдете в произведениях нашего земляка
Василия Ивановича Белова.
Чтец. Отрывок из стихотворения «Вечер» В.И.Белова Слайд 16
Вот заря за соседней крышей
Подожгла полнеба собою,
Краснощекая! — так и пышет
Над вечерней моей землею.
За деревней шелест ольховый,
Там мальчишки дымят кострами
И туманы белой подковой
Расплываются меж кустами.
Я любуюсь родной сторонкой,
Словно не было с ней разлуки,
Слышу звон комариный тонкий
И гармоник первые звуки.
ВИДЕОКЛИП «Как не любить мне эту землю…»
Слайд 17
В1 Наша литературно-музыкальная гостиная подошла к концу.
В2 Мы желаем вам семейного благополучия, счастья, пусть царит лад в вашем доме и вашей душе.
В1 До новых встреч!
В2 До свидания!
Слайд 18
Список литературы
- Белов В.И. Лад: Очерки о народной эстетике/В.И.Белов. – Архангельск, Вологда: Сев.-Зап.кн.изд., 1985.-300с.
- https://azbyka.ru/fiction/buxtiny-vologodskie-zaviralnye/#n26
- https://cbs-vologda.ru/files/o_rodine_dusha.pdf
- https://www.booksite.ru/fulltext/stihiipoemi/text.pdf
Приложение (фото)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий литературно-музыкальной композиции «Пока горит свеча….», посвященной «Серебряному веку» русской поэзии
Символом нашей сегодняшней встречи мы выбрали свечу, как символ домашнего очага, уюта, комфорта, дома, в который хочется возвращаться. И сегодня мы с вами обратимся к женской поэзии «Серебряного века»...

Литературно – музыкальная композиция «Светлую память храня…..», посвященная Дню Победы
Литературно – музыкальная композиция «Светлую память храня…..», посвященная Дню ПобедыЦель: ...

Литературно-музыкальная композиция "Певец березового ситца", посвященная 120-летию со дня рождения С.А.Есенина
Данная литературно-музыкальная композиция включет в себя биографию писателя, его произведения и песни на стихи....

Литературно-музыкальная композиция "Россия - Родина моя", посвященная Дню России
Разработка внеклассного мероприятия, посвященного Дню России. Проводилось в ГАПОУ "Ишимский политехнический техникум" в июне 2015 года....

Сценарий литературно-музыкальной композиции «По страницам жизни и творчества А.С.Пушкина»
Сценарий для школьного театра, посвященный жизни и творчеству А.С.Пушкина....

Литературно-музыкальная композиция «Страницы мятежной жизни», посвященная творчеству М.Ю.Лермонтова
Сценарий литературно-музыкальной композиции по творчеству М.Ю.Лермонтова...

«В моей душе лежит сокровище…» Литературно-музыкальная композиция с элементами театрализации, посвященная жизни и творчеству Александра Блока.
Литературно-музыкальная композиция с элементами театрализации, посвященная жизни и творчеству Александра Блока, предназначена для старших классов. Через знакомство с интересными фактами биографи...



