«Лучшие знатоки литературы».
методическая разработка по литературе (8 класс)

Марина Викторовна Зиновьева

Цели:

Образовательные:

- повторить ранее изученный материал;

- продолжить ведущуюся на уроках русского языка и литературы работу по обогащению словарного запаса, способствовать формированию и развитию культуры речи;

- формировать умение говорить, слушать и понимать устную речь;

- учить навыкам подготовки и проведения устного выступления.

Развивающие:

- вырабатывать у обучающихся интерес к чтению, к поиску новой информации;

- развивать речевые способности;

- способствовать укреплению памяти;

- формировать логическое мышление. 

Воспитательные:

- вырабатывать усидчивость и внимание;

- прививать навыки культуры поведения во время общественных мероприятий. 

- прививать любовь к чтению художественной литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл внеклассное мероприятие24.31 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе для 7 – 8 классов «Лучшие знатоки литературы».

Цели:

Образовательные:

- повторить ранее изученный материал;

- продолжить ведущуюся на уроках русского языка и литературы работу по обогащению словарного запаса, способствовать формированию и развитию культуры речи;

- формировать умение говорить, слушать и понимать устную речь;

- учить навыкам подготовки и проведения устного выступления.

Развивающие:

- вырабатывать у обучающихся интерес к чтению, к поиску новой информации;

- развивать речевые способности;

- способствовать укреплению памяти;

- формировать логическое мышление. 

Воспитательные:

- вырабатывать усидчивость и внимание;

- прививать навыки культуры поведения во время общественных мероприятий. 

- прививать любовь к чтению художественной литературы.

Оборудование: портреты писателей и поэтов, чье творчество изучается в 7 и 8 классах, мультимедийный проектор, аудиозаписи классической музыки.

Ход мероприятия.

Не наяву и не во сне, без страха и без робости

Мы снова бродим по стране, которой нет на глобусе.

На карту не нанесена, но знаем ты и я,

Что есть она, что есть страна - Литературия.

(Из радиопередачи «В стране литературных героев»).

Ведущий: - Ребята, сегодня мы собрались, чтобы провести литературное соревнование между учащимися 7 и 8 классов, в конце мероприятия мы узнаем, какой класс заслуживает титула «Лучший знаток литературы».

1.Литературная разминка.

« Писатель – не писатель»

Вы должны быть очень внимательными. Я буду называть известные фамилии, а вы должны поднимать руку вверх исключительно при имени писателя. Тот, кто ошибся, выходит из игры. Выиграет та команда, которая к концу конкурса останется более многочисленной.

7 класс.

А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Софья Ковалевская (математик), Николай Рубцов, Сергей Ожегов (автор словаря), Лев Толстой, Сергей Безруков (актер), А. Фет, Джанни Родари, Мария Разумовская (автор учебника русского языка).

8 класс.

М.Ю. Лермонтов, В. И. Даль (автор словаря), А.Барто, Илья Репин (художник), В. Г. Короленко, И. С.Тургенев, А. Пугачева (певица), Алексей Толстой, Льюис Кэрролл, Геннадий Беленький (автор учебника литературы).

«Пословицы – перевертыши»

Замените каждое слово антонимом – и вы узнаете русскую пословицу.

7класс.

Украденной кобыле глядят в затылок. - (Дареному коню в зубы не глядят).

Мужик на сани – коню тяжелее. – (Баба с возу – кобыле легче).

8 класс.

Иной страус чужую пустыню ругает. – (Всяк кулик свое болото хвалит).

Жара велика, нет прыгать разрешает. – (Мороз невелик, да стоять не велит.)

Ведущий – Продолжается наша конкурсная программа, следующее испытание называется «Интерьер». (Интерьер – внутреннее помещение в здании).

Назовите автора, из чьего произведения взято описание интерьера, укажите название произведения.

7 класс.

«Изба состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок. Изорванный тулуп висел на стене. На лавке лежало одноствольное ружье, в углу валялась груда тряпок, лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая».

(И.С. Тургенев «Бирюк»).

8 класс.

«У меня дом первый в Петербурге. На столе, например, арбуз – в семьсот рублей арбуз. Суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа, открою крышку – пар, которому подобного нельзя отыскать в природе. Я всякий раз на балах».

( Н.В. Гоголь «Ревизор»).

7 класс.

«Светлица была убрана во вкусе того времени… Все было чисто вымазано цветною глиною. На стенах – сабли, нагайки, сетки для птиц, невода и ружье, хитро отделанный рог для пороху, золотая уздечка для коня. Окна в светлице были маленькие, с тусклыми стеклами. Вокруг окон и дверей были красные отводы».

(Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»).

8 класс.

«Я вошел в чистенькую комнатку, убранную по-старинному. В углу стоял шкаф с посудой, на стене висел диплом офицерский за стеклом и в рамке, около него красовались лубочные картинки. У окна сидела старушка в телогрейке и с платком на голове. Она разматывала нитки, которые держал кривой старичок в офицерском мундире».

( А.С. Пушкин «Капитанская дочка»).

Ведущий: - Все вы любите разгадывать кроссворды, ребусы, давайте вспомним шарады. Третий конкурс: Шарады, шифровки, загадки. (Шарада – загадка, в которой загаданное слово делится на несколько частей).

8 класс.

Союз, предлог объединили –

Малютку-слово получили.

Им воинов крылатых звали,

Что по - геройски воевали. (АС).

7 класс.

С М – тягучий,

Липкий, сладкий,

С Л – холодный,

твердый, гладкий. (Мед и лед).

8 класс.

С буквой У – стоят с водою,

С Ы - катают нас зимою. (Лужи и лыжи).

7 класс.

С буквой У – на нем сидят,

С О - и пишут, и едят. (Стул и стол).

Отыщите зашифрованных птиц в предложениях:

Мощный кран перенеС ОКОЛо ста тысяч тонн металла.

ТопОР Елку рубит.

Медленно войдя во дВОР, ОНА окликнула хозяев.

Дон И ВОЛГА соединены каналом.

Ведущий: - Много лет назад по телевидению показывали передачу «Счастливый случай», одним из заданий этой игры был конкурс «Дальше, дальше, дальше».

Каждой команде предлагаются 10 вопросов, кто больше ответит за 1 минуту, тот и победит. Если ответа нет, то нужно говорить – дальше.

7 класс.

1. Воинское звание героя сказки С-Щедрина. (Генерал).

2.Крупное стихотворное произведение. (Поэма).

3. Имя и отчество Некрасова. (Николай Алексеевич).

4.Вымышленное имя, под которым автор публикует свои произведения. (Псевдоним).

5. Автор рассказа «Лошадиная фамилия». (А. П. Чехов).

6. Картина природы в художественном произведении. (Пейзаж).

7. Какими словами начинается сказка А.С.Пушкина «О царе Салтане…»?

(«Три девицы под окном пряли поздно вечерком…»)

8. Кто нарисовал картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»:

И. Репин или В. Васнецов? (И. Е. Репин.)

9. С каким животным ассоциируется полицейский надзиратель Очумелов?

(Хамелеон).

10. Продолжи фразу из стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Русский язык»: «…но нельзя верить, чтобы такой язык….(НЕ БЫЛ ДАН ВЕЛИКОМУ НАРОДУ!»)

8 класс.

1. Автор рассказа « Каштанка». (А.П. Чехов).

2. Момент наивысшего острого действия в художественном произведении. (Кульминация).

3. Дата рождения А.С. Пушкина: 1799 или 1796? (1799).

4. Чей это портрет: «Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у нее так и горели. С первого взгляда она не очень мне понравилась».

(Портрет Маши Мироновой).

5.Почему гусар Бурмин из повести «Метель» не мог сделать предложение Марье Гавриловне? ( Он уже был женат).

6. Продолжите фразу: « Немного лет тому назад,

Там, где сливаяся, шумят,

Обнявшись, будто две сестры

струи … ( АРАГВЫ И КУРЫ),

Был монастырь. ( М. Лермонтов «Мцыри»).

7. Что это: связанные между собой события, изображаемые в художественном произведении. (Сюжет).

8.Назовите имя и отчество Тургенева. (Иван Сергеевич).

9.Разговор двух или более лиц. (Диалог).

10. Как звали няню А.С. Пушкина? (Арина Родионовна).

Ведущий: - Буриме. Это не строгий научный термин. Это веселая и хитрая литературная игра. Вы придумываете несколько рифм, а потом сочиняете стихи с этими рифмами.

Началось это в 17 веке, во Франции, когда некий поэт Дюло заявил, что потерял рукопись с 300 сонетами. Стихи потерял, но заготовленные для них рифмы остались. Друзья – поэты не очень поверили Дюло. Но они были веселые люди. Взяли заготовленные рифмы и сочинили новые сонеты. Так родилось БУРИМЕ – игра с рифмованными концами строк.

7 класс 8 класс.

кружок у реки

соседи знали

снежок мужики

медведи. кричали.

Ведущий: - Пантомима. Каждая команда получает иллюстрацию к художественному произведению и изображает без слов то, что на ней нарисовано. Другая команда-соперница старается угадать, что это за произведение?

Пока команды готовятся, мы предлагаем вам немного отдохнуть и улыбнуться.

«Из школьных сочинений Михаила Генина».

- Ломоносов был „первым русским университетом“, который впоследствии окончили студенты многих стран.
- … и тогда на борьбу с Гулливером поднялись все лилипуты — от мала до велика! 
- …Только встретив Пятницу, а потом и дикарей, Робинзон с ужасом понял, что остров необитаем.

- Иногда Очумелов думал так же, как все помещики, иногда — головой. 
- … Желая приучить внука к самостоятельности, дед Каширин пустил его по миру.

- Домашняя работа не волк, в лес не убежит.

Учитель задаёт вопрос ученику:

- Кто в произведении И.С. Тургенева «Муму» не умел говорить?

- Лодка.

- Ответ неверный, Герасим.

- Подождите… А что, лодка говорила?

Ведущий: - Восстановите четверостишие по рифмованным словам. Назовите автора произведения.

7 класс.

Идет бычок, КАЧАЕТСЯ,

Вздыхает НА ХОДУ:

Ох, доска КОНЧАЕТСЯ,

Сейчас я УПАДУ. (А. Барто).

8 класс.

Наша Таня громко ПЛАЧЕТ,

Уронила в речку МЯЧИК.

Тише, Танечка, НЕ ПЛАЧЬ,

Не утонет в речке МЯЧ. ( А. Барто).

7 класс.

Сижу за решеткой в темнице СЫРОЙ.

Вскормленный в неволе орел МОЛОДОЙ.

Мой грустный товарищ, махая КРЫЛОМ,

Кровавую пищу клюет ПОД ОКНОМ.

( А. С. Пушкин «Узник»).

8 класс.

Скажи-ка, дядя, ведь НЕДАРОМ,

Москва, спаленная ПОЖАРОМ,

Французу отдана.

Ведь были ж схватки БОЕВЫЕ,

Да, говорят, еще КАКИЕ! (М. Ю. Лермонтов «Бородино»).

Ведущий: - Конкурс КАПИТАНОВ. Кто напишет больше слов, начинающихся на А, оканчивающихся на Я, тот и выиграет.

( Акция, акация, администрация, аннотация, астрономия, Австралия, аллея, агрессия, азалия и т.д.).

(Звучит легкая классическая музыка).

Капитаны трудятся, команды тоже займутся

составлением слова. Мудрый ворон кричит: - КАР!

Вот и напишите слова, в которых встречается КАР.

( Макароны, карты, картина, карбонат, картон, карлик, картофель и др.)

Пока жюри подводит итоги последнего конкурса и всего соревнования в целом, подумаем и мы - что нам дал этот праздник. Мы проверили себя на смекалку и сообразительность, побывали в разных областях страны Литературии. И не важно, кто сегодня победит. Вспомним благородный девиз греческих олимпиад: «Главное - не победа, а участие!». Надеемся, что это путешествие в страну любимых книг не последнее, и мы вновь встретимся.

(Жюри объявляет победителей, вручает им памятные призы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивный тест "Лучший знаток страноведения"

Страноведческий тест создан на основе шаблона теста-презентации А.А. Баженова. Тест удобен тем, что ребята сразу могут проверить себя, узнав результат. Вопросы теста будут доступны учащимся старших кл...

конкурс на лучшего знатока пословиц

Материал предназначен для учащихся 8 класса , служит для контроля усвоения изученной  темы. Может быть использован в рамках предметной недели по нмецкому языку или на уроке . Материал способствке...

Внеклассное мероприятие по литературе "Викторина на лучшего знатока жизни и творчества М.Ю. Лермонтова"

Внеклассное мероприятие по литературе "Викторина на лучшего знатока жизни и творчества М.Ю. Лермонтова"...

Внеклассное мероприятие                  «Самый лучший  знаток химии». 

Данное мероприятие можно провести как среди школьников одной возрастной категории, так и среди любителей науки химии. Это мероприятие решает следующие задачи которые говорят сами за себя.  Образо...

Конкурс "Лучший знаток сказок"

Викторина на выявление лучшего знатока сказок. Для обучающихся начальной школы....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе для 7 – 8 классов «Лучшие знатоки литературы».

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Лучшие знаоки литературы"...